СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" (для обучающихся 1-4 классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" (для обучающихся 1-4 классов). Расчитана на 4 года обучения. Общеинтеллектуальное направление.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" (для обучающихся 1-4 классов)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа с. Розовое

Советского района Саратовской области






«Согласовано» «Утверждаю»

Зам.директора по В/Р Директор МБОУ-ООШ

с.Розовое

____________ _____________________

А.В.Ковригина И.В.Александров






Программа

курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

( для обучающихся 1-4 класса)

Рассчитана на 4 года обучения.


Общеинтеллектуальное направление















с. Розовое


2016/17 УЧ. ГОД

Пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Занимательная математика» 1-4 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г

  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)


Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.



Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.





Возраст детей, участвующих

в реализации данной программы


Программа ориентирована на воспитанников 6-11 лет.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.


Сроки реализации

дополнительной образовательной программы


Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на 4 года обучения.


Предполагаемые результаты:

·  усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

·  помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

·  формировать творческое мышление;

·  способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.


Основные виды деятельности учащихся:

·  решение занимательных задач;

·  оформление математических газет;

·  участие в математической олимпиаде;

·  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

·  проектная деятельность;

·  самостоятельная работа;

·  работа в парах, в группах;

·  творческие работы.



Учебно-тематический план


Наименование тем курса


Всего часов


Из них

теория

практика

Форма контроля

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1



2. Как люди научились считать.

1


1

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

8


1

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

10


1

тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

5


1

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

4


1

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

3


1

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1


1

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.


4


1

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1


1

тестирование

11. Загадки- смекалки.

8


1

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

5


1

тест

13. Обратные задачи.


1


1

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

4


1

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

4


1

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

4


1

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

10


1

тестирование

18.Решение олимпиадных задач.

10


1

тестирование

19.Решение задач различного уровня

3


1

тестирование

20. Школьная олимпиада

4


1

тестирование

21. Игра «Работа над ошибками»

8


1

тестирование

22.Математические горки.

8


1

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

1


1

тестирование

24.Решение логических задач.

10


1

тестирование

25.Игра «У кого какая цифра»

4


1

тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!

1


1

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

4

1



28.Знакомьтесь: Пифагор!

1


1

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

1


1

тестирование

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1


1

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

1


1

тестирование

32.Математический КВН

4


1


33. Круглый стол «Подведем итоги»

4


1

анкетирование
















Календарно –тематическое планирование


1 класс


№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

1.

Сравниваем. Слева направо. Справа налево.

3


2.

Как люди научились считать? Графические диктанты.

3


3.

Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты.

3


4.

Конструируем фигуры. «Геометрический домик».

3


5.

Единицы длины. Конкурс «Лучший математик»

3


6.

Тренируем память. Графические диктанты.

2


7.

Из истории математики.

2


8.

Учимся решать логические задачи. Ребусы

2


9.

Учимся быть наблюдательными. Графические диктанты.

2


10.

Математический диктант

3


11.

Симметрия. Ось симметрии

3


12.

Весёлые задачки. Графические диктанты.

2


13.

Выпуск математической газеты.

2









2 класс


№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

1.

Углы. Многоугольники. Многогранники

2


2.

Развиваем мышление, память.

3


3.

Учимся быть внимательными.

3


4.

Плоские и объёмные геометрические фигуры.

3


5.

Единицы длины.

3


6.

Весёлые задачки.

3


7.

Выпуск математической газеты

2


8.

Из истории математики.

3


9.

Путешествие в мир чисел.

2


10.

Решение ребусов и логических задач.

3


11.

Задачи на разрезание.

3


12.

Задачи-смекалки

2


13.

Выпуск математической газеты

2


















3 класс


№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

1.

Шар. Сфера. Круг. Окружность.

4


2.

Взаимное расположение фигур на плоскости.

3


3.

Выпуск математической газеты.

2


4.

Немного истории. Детям о времени.

3


5.

Развиваем память, внимание, мышление.

4


6.

Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

4


7.

Из истории математики

4


8.

Выпуск математической газеты

2


9.

Задачи – смекалки, логические задачи.

4


10.

«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

4















4 класс


№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

1.

Построение геометрических фигур.

2


2.

Координатный угол.

2


3.

«Весёлые углы»

4


4.

Весёлая геометрия

4


5.

Многогранник.

3


6.

Выпуск журнала «Юный математик»

2


6.

Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки.

4


7.

Составные высказывания.

2


8.

Задачи на движение.

2


9.

Точное и приближённое значение величины.

2


10.

Построение угла, отрезка, равного данному.

4


11.

Математический КВН.

1


12.

Старинные меры длины.

1


13.

Выпуск журнала «Юный математик»

1












Содержание программы


  1. Математика – царица наук.- 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 8час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 10час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 5час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 4час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 3час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 4 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11. Загадки- смекалки. – 8 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 5час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 4час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 4час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 4 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 10 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 10час

Решение задач повышенной сложности.

19. Решение обратных задач . – 3 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 4 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 8 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 4час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 4час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 4 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.- 14час

Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 час

Систематизация знаний по изученным разделам.










































Методическое обеспечение программы


Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

























Список литературы


1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.


26



Скачать

© 2018 591 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!