СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Умники и умницы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс направлен на развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Умники и умницы»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»






Принята

педагогическим советом

протокол № 1

от 30.08.2019 г.


Утверждена

приказом директора

от 31.08.2019 г.

№ 01-13/108






Программа курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности

«Умники и умницы»



возрастная категория детей: 3 класс

срок реализации: 1 год











Составитель программы:

учитель начальных классов

Николаева И.Ю.






г. Ухта

2019 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана с учетом требований ФГОС.

Предлагаемая программа имеет общеинтеллектуальную направленность, предназначена для работы с учащимися 3 класса.


Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

- на основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции,

- соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества, ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей родителей

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.


Цель данного курса:

  • развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Сроки реализации программы

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа третьего класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения данного курса в 3-ом классе учащиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В процессе работы по изучению курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» учащиеся научатся:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления 11ч

Упражнения на развитие концентрации внимания. Упражнение на развитие слуховой памяти. Упражнения на развитие мыслительных процессов. Упражнения на развитие зрительной памяти. Упражнения на развитие логического мышления. Задания на поиск закономерностей. Упражнения на развитие воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Упражнения на развитие быстроты реакции.

Раздел 2. Решение логических задач 9ч

Обучение решению нестандартных задач. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение головоломок. Составление и решение простых занимательных задач. Задания по поиску закономерностей. Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах. Задания на развитие и совершенствование внимания. Задания на развитие восприятия и воображения. Ребусы.

Раздел 3. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов 5ч

Алгоритм. Составление алгоритмов. Выполнение действий по алгоритму. Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений. Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях.

Раздел 4. Головоломки 2ч

Головоломки. Математические игры.

Раздел 5. Решение нестандартных задач 3ч

Решение нестандартных задач. Разучивание упражнений на совершенствование стимулирующих операций. Составление и решение составных занимательных задач.

Раздел 6. Геометрический материал 4ч

Задания геометрического характера. Задания на совершенствование воображения. Работа с изографами. Магические квадраты. Математические игры.









Методическое обеспечение программы.


Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма

подведения итогов

1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Лекция, выполнение заданий из рабочей тетради, - просмотр презентаций

- дидактическая игра;

- заданий на развитие внимания,

на развитие зрительной памяти;

- решение ребусов;

- участие в соревновании.

- тренировка слуховой памяти;

- совершенствование воображения;

- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).


Тест





Раздел 2. Решение логических задач



-Игра- квест;

- выполнение заданий в рабочей тетради;


- заданий на развитие воображения;

- отгадывание ребусов;

- построение лабиринтов;

-соревнования между командами

- анаграмма;

- комбинаторные задачи;

- задачи с альтернативным условием.


опрос

Раздел 3. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов


Просмотр презентаций по построению

алгоритмов;

- выполнение заданий в рабочей тетради


- составление алгоритмов;

- решение задач, пользуясь построенными алгоритмами

тест

Раздел 4. Головоломки

Работа с разрезным материалом, дидактическими играми

-решение и составление головоломок;

- соревнования в группах

-дидактическая игра

соревнование

Раздел 5. Решение нестандартных задач


- выполнение заданий в рабочей тетради;

- решение олимпиадных заданий

- задания на развитие памяти при решение нестандартных задач;

- заданий на развитие зрительной памяти;

- арифметический шифр;

- математический фокус;

- арифметические лабиринты с воротами;

- математические ребусы;

- магические квадраты 3*3;


олимпиада

Раздел 6. Геометрический материал


Работа с разрезным материалом,

- дидактическими играми

-  уникурсальные кривые;

- составление и моделирование предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".


Дидактическая игра




Тематическое планирование.


п/п

Наименование темы

Количество часов

Раздел 1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

11 часов

Раздел 2.

Решение логических задач

9 часов

Раздел 3.

Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов

5 часов

Раздел 4.

Головоломки

2 часа

Раздел 5.

Решение нестандартных задач

3 часа

Раздел 6.

Геометрический материал

4 часа


Поурочно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.


3 класс

п/п

Наименование раздела программы. Тема урока.

Характеристика деятельности учащихся


I. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления – 11ч


1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Сравнивать между собой предметы, явления. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Классифицировать явления, предметы.

2

Упражнения на развитие концентрации внимания

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

3

Тренировка памяти

Давать определения тем или иным понятиям; сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

4

Упражнение на развитие слуховой памяти

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

5

Упражнения на развитие мыслительных процессов

Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы;

6

Упражнения на развитие зрительной памяти

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления.

7

Упражнения на развитие логического мышления

Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий.

8

Задания на поиск закономерностей

Давать определения тем или иным понятиям; сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы; Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

9

Упражнения на развитие воображения

Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

10

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию), решение логических задач.

11

Упражнения на развитие быстроты реакции

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.


II. Решение логических задач – 9 ч


12

Обучение решению нестандартных задач

Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы.

13

Развитие умения решать нестандартные задачи

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления.

14

Решение головоломок

Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий.

15

Составление и решение простых занимательных задач

Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий.

16

Задания по поиску закономерностей

Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

17

Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах

Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

18

Задания на развитие и совершенствование внимания

Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий.

19

Задания на развитие восприятия и воображения

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

20

Ребусы

Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы.


III. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов – 5 ч


21

Алгоритм. Составление алгоритмов

Читать и строить простейшие алгоритмы, записывать построенные алгоритмы в разных формах (блок-схемы, схемы, план действий), использовать для решения практических задач. Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления.

22

Выполнение действий по алгоритму

Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий.


Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений

Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

23

Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений

Судить о противоположных явлениях. Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

24

Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях

Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий.

25

Математические игры

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.


IV. Головоломки – 2 ч


26

Головоломки

Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы.

27

Головоломки. Геометрический материал

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления.


V. Решение нестандартных задач – 3ч


28

Решение нестандартных задач

Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий.

29

Разучивание упражнений на совершенствование стимулирующих операций

Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

30

Составление и решение составных занимательных задач

Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.


VI. Геометрический материал - 4 ч


31

Задания геометрического характера

Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.

32

Задания на совершенствование воображения. Работа с изографами.

Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы; знакомство с изографами, вычерчивание фигур. Знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения.

33

Магические квадраты

Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.

34

Математические игры

Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии.


Итого: 34 часа





Учебно-методическое обеспечение работы кружка



1. Методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210

2. Юным умникам и умницам, 3 класс, Рабочая тетрадь, часть 1,2. Холодова О.А., 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!