Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрена» | «Утверждена» |
протокол № 1 | приказом№ ___ от ___ августа 2021 г. |
от __ августа 2021г. | Директор___________/ А.Н. Спивак |
Руководитель ШМО | |
__________/ Руднева Н.А.. | |
| |
Программа
внеурочной деятельности
среднего общего образования
(общеинтеллектуальное направление)
«Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 10 класса
Составитель: учитель математики
Руднева Н.А.
Троицкое
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» составлена для учащихся 10-11 класса на 2021-2022 и 2022-2023 учебный год на основании
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО (2012г.)
3. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Троицкая СОШ»
4. Учебного плана МБОУ «Троицкая СОШ» на 2021-2022 учебный год
Программа предназначена для учащихся 10 - 11 классов
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ученик научится:
- Понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- владеть умением решать практические финансовые задачи:
- находить источники информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
- приводить примеры: эффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов;
- описывать ключевые статьи государственного бюджета России;
- объяснять: роль кредита в современной экономике, механизм выпуска ценных бумаг;
- анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- находить и оценивать экономическую информацию;
- оценивать собственные экономические действия;
- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;
- осваивать различные способы решения экономических задач;
- обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям;
- определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
- осознавать степень общественной опасности коррупционных правонарушений.
- объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
Ученик получит возможность научиться:
решать познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применять полученные знания в конкретных ситуациях;
уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
участвовать в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика) и правилам ведения диалога (диспута).
планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни ( 6 ч.)
Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенции
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста (6 ч.)
доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок РОКЕХ.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (4ч)
Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (4ч)
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять ( 4ч.)
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения ( 8 ч)
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
Содержание курса «Финансовая грамотность»
11 класс
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч)
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч.)
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч)
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования.
Тематический план курса «Финансовая грамотность» (10-11 класс)
Название раздела | 10 класс |
Банковская система: услуги и продукты | 6 |
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. | 6 |
Страхование: что и как надо страховать | 4 |
Собственный бизнес. | 4 |
Основы налогообложения. | 6 |
Личное финансовое планирование. | 8 |
Итого: | 34 |
Название раздела | 11 класс |
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 8 |
Собственный бизнес: как создать и не потерять | 11 |
Риски в мире денег: как защититься от разорения | 6 |
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 9 |
Итого: | 33 ч |
Всего: | 67 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Наименование раздела и тем | Примечание |
Модуль 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни» |
| | | Игра «Семейный бюджет: что делать, чтобы хватило денег?» | |
| | | Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов | |
| | | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | |
| | | Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть | |
| | | Игра «Как взять кредит и не разориться?» | |
| | | Викторина. Решение практических задач и тестов. | |
Модуль 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» |
| | | Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг | |
| | | Игра «Как сохранить и преумножить денежные накопления» | |
| | | Граждане на рынке ценных бумаг | |
| | | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления | |
| | | Операции на валютном рынке: риски и возможности. Викторина. | |
Модуль 3. «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата» |
| | | Что такое налоги и почему их нужно платить. Решение задач по оплате налогов. | |
| | | Основы налогообложения граждан | |
| | | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет | |
| | | Решение практических задач и тестов. Викторина. | |
Модуль 4. Страхование: «Что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» |
| | | Страховой рынок России: коротко о главном. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика | |
| | | Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние | |
| | | Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании | |
| | | Если нанесён ущерб третьим лицам | |
| | | Игра «Как обезопасить личный бюджет посредством страхования» | |
| | | Решение практических задач и тестов. Викторина. | |
Модуль 5. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» |
| | | Игра «С чего начать свой бизнес?» | |
| | | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план | |
| | | Расходы и доходы в собственном бизнесе. Расчеты. | |
| | | Налогообложение малого и среднего бизнеса | |
| | | Выводы: С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. Викторина. | |
Модуль 6. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» |
| | | Финансовые риски и стратегии инвестирования | |
| | | Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников | |
| | | Виды финансовых пирамид | |
| | | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет Игра «Финансовые мошенники. Как распознать и не стать жертвой» | |
| | | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | |
| | | Решение практических задач и тестов | |
Модуль 7. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» |
| | | Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия | |
| | | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | |
| | | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Викторина. | |
Календарно – тематическое планирование по элективному курсу («Финансовая грамотность», 11 класс, 34 часов)
№ | Примечание | Тема урока | Дано по плану | Дано по факту |
| Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | | |
1 | | Что такое пенсия и кому она положена | | |
2 | | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | | |
3 | | Как выбрать программу пенсионного накопления | | |
4 | | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | | |
5 | | Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах | | |
6 | | Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов) | | |
7 | | Решение практических задач и тестов | | |
8 | | Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять». (Г. Форд) | | |
| Собственный бизнес: как создать и не потерять | | |
9 | | Как создать стартап | | |
10 | | Как разработать реальный бизнес-план | | |
11 | | Расходы и доходы в собственном бизнесе | | |
12 | | Налогообложение малого и среднего бизнеса | | |
13 | | Кто может помочь в создании стартапа | | |
14 | | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | | |
15 | | Игра «Создаём свой бизнес на территории Арги-Пагинского сельского поселения», часть I: подготовительный этап | | |
16 | | Игра «Создаём свой бизнес на территории Арги-Пагинского сельского поселения», часть II: этап игрового моделирования | | |
17 | | Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?» | | |
18 | | Игра «Стартап» | | |
19 | | Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью». (Д. Гуднайт) | | |
| Риски в мире денег: как защититься от разорения | | |
20 | | Какие бывают финансовые риски. | | |
21 | | Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды. | | |
22 | | Как управлять инвестиционными рисками | | |
23 | | Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?» | | |
24 | | Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах) | | |
25 | | Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься от разорения» | | |
| Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | | |
26 | | Управление рисками и страхование | | |
27 | | О правильном страховании | | |
28 | | Идентификация рисков и выбор страховой защиты | | |
29 | | Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование | | |
30 | | Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае | | |
31 | | Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании». | | |
32 | | Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье» | | |
33 | | Контрольная работа | | |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Брехова Ю, Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11 кл. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 16 с.
Брехова Ю, Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 48 с.
Брехова Ю, Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 112 с.
Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: Играя- учимся, играя – познаем, методическое пособие для педагогов, Волгоград 2016, 279 с.