МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Орловской области
Отдел образования Администрации Урицкого района Орловской области
МБОУ - Теляковская ООШ
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО | УТВЕРЖДЕНО Директор |
______________ | ______________Блинова М.А. |
Протокол No от " " г. | Приказ No от " " г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 5 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Гранкина Анна Рахматжановна
учитель
п.Бунинский 2022
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,предложение вариантов собственного заработка;
- умение сотрудничать со взрослыми, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения предмета
«Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа
простой финансовой информации, содержащейся на специализированных
интернет-сайтах, в газетах и журналах;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных доходов и расходов, анализ информации о средней заработной плате
в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на
товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о
банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
• умение производить расчёты на условных примерах, рассчитывать доходы и
расходы семьи, величину подоходного налога и НДС;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное
исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых образовательных результатов по финансовой
грамотности;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а
также их результатов на основе выработанных критериев.
Коммуникативные:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, проведении
исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций
и позиций в совместной деятельности;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и
представлять результаты учебных проектов, формировать портфолио по
финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, страхование, налоги, социальное пособие, банк,
виды вкладов, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение умений в решении типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и
умение составлять простой семейный бюджет;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Содержание курса «Финансовая грамотность»
Раздел | Основное содержание. Основные понятия и компетенции. |
«Введение в предмет» | Финансовая грамотность, финансовое поведение. Осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. |
«Деньги» | Бартерный (товарный) обмен, его проблемы. Деньги. История появления денег. Обмен. Виды денег: товарные, символические. Преимущества и недостатки разных видов денег. Купюры. Наличные и безналичные деньги. Пластиковые карты. Обесценивание бумажных денег. Драгоценные металлы. Монеты. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. |
«Доходы семьи» | Доходы семьи. Источники доходов семьи. Понятие заработной платы. Виды заработной платы. Причины различий в зарплате. Связь заработной платы от образования, квалификации. Доходы от владения собственностью. Социальные выплаты, их виды. Доход от банковских вкладов. |
«Расходы семьи» | Виды расходов семьи. Потребительская корзина. Обязательные, желательные и лишние расходы. Коммунальные услуги и способы их оплаты. Покупки, их необходимость. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Способы сокращения расходов и возможность накопления денежных средств. |
«Семейный бюджет» | Понятие «семейного бюджета». Виды семейного бюджета. Составление (планирование) семейного бюджета. Сбережения. Хранение сбережений и их преумножение. Банковские вклады (первичное понятие). Дефицит бюджета. Долги. Условия одалживания и занимания денег. Кредиты: потребительский и банковский (первичное понятие). |
«Налоги» | Понятие налога - обязательного платежа, собираемого государством. Налоговая федеральная служба. Виды налогов. Налоговые льготы. |
«Социальные пособия» | Социальные пособия. Виды социальных пособий: больничный лист, стипендия, пенсия, пособие по безработице и др. Категория людей, получающая социальные выплаты. |
«Банковские услуги» | Банки и их функция. Банковские услуги. Виды вкладов (депозиты), их условия. Процентные ставки. Страхование вкладов. Кредиты (первичное понятие). |
«Собственный бизнес» | Бизнес. Организация бизнеса. Сравнение работы по найму и собственным бизнесом. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Предпринимательство в семейной экономике. Бизнес и подросток: условия и возможности предпринимательской деятельности. |
«Валюта в современном мире» | Валюта — денежная единица страны. Валюта разных стран. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад. |
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№ | Раздел | Содержание | Кол-во часов | ЭОР |
1 | Введение в предмет. | Финансовая грамотность и для чего она нужна. | 1 | https://fmc.hse.ru/5-7forms https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ |
2 | Деньги | Что такое деньги и как они появились. История российских денег. Современные деньги в России. Роль денег в нашей жизни. Купюры и пластиковые карты. Драгоценные металлы и монеты. Гознак. Центральный банк РФ и его функция. | 3 | https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/https://fmc.hse.ru/5-7forms |
3 | Валюта в современном мире | Понятие валюты и валютного курса. Валютный вклад | 1 | https://fmc.hse.ru/5-7forms https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ |
4 | Доходы семьи | Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Заработанная плата. Связь заработанной платы от образования и квалификации. Виды социальных выплат. Доходы семьи от владения собственностью. Банковские вклады, их виды и доход от них. Доходы школьника. | 6 | https://fmc.hse.ru/5-7forms https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ |
5 | Расходы семьи | Потребности семьи. Пирамида потребностей. Виды расходов семьи. Обязательные расходы семьи. Расходы на питание. Правила экономного, но рационального питания. Коммунальные услуги и способы их оплаты. Потребительская корзина. Классификация вещей с целью покупки. Правила покупки. Свойства товаров. Желательные и лишние расходы. Способы сокращения расходов и возможность накопления денежных средств. | 8 | https://fmc.hse.ru/5-7forms https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ |
6 | Семейный бюджет. | Понятие семейного бюджета. Виды семейного бюджета. Составление (планирование) семейного бюджета. Бюджет школьника. Сбережения. Хранение и преумножение сбережений. Банковские вклады. Финансовая документация семьи. Дефицит бюджета. Долги. | 6 | https://fmc.hse.ru/5-7forms https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ |
7 | Банковские услуги. | Банки и их функция. Банковские услуги. Банки и их функция. Банковские услуги. Виды вкладов (депозиты). Кредиты, их виды. | 3 | https://fmc.hse.ru/5-7forms https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ |
8 | Социальные пособия. | Социальные пособия и их виды. | 1 | https://fmc.hse.ru/5-7forms https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ |
9 | Налоги. | Понятие налога. НФС. Налоговый вычет. | 1 | https://fmc.hse.ru/5-7forms https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ |
10 | Собственный бизнес. | Бизнес. Организация собственного бизнеса. Предпринимательство в семейной экономике. Малый бизнес. Бизнес и подросток. Разработка бизнес-плана. | 4 | https://fmc.hse.ru/5-7forms https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/ |