СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (для обучающихся 4 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (для обучающихся 4 класса)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (для обучающихся 4 класса)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 2»

города Чебоксары Чувашской Республики











Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

(для обучающихся 4 класса)


Разработала:

Тимофеева Светлана Владимировна

учитель начальных классов







г. Чебоксары, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на развитие экономического образа мышления и воспитание финансово-грамотной личности обучающегося

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской учебной программы Корлюговой Ю. Н., Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Нормативные документы:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары ЧР

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2001 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций «Методические рекомендации по уточнению понятия содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрены межпредметные связи с курсами математики, литературы, окружающего мира. Предусматривается использование проблемно-диалогических методов обучений при проведении занятий. Обучающиеся отрабатывают полученные знания, обмениваются своими впечатлениями, мыслями и опытом.

Цель: развитие познавательной и социальной активности обучающихся в сфере экономики.

Задачи программы:

  • Развитие экономического образа мышления:

понимание и правильное использование в речи обучающимися экономических терминов и понятий;

расширять кругозор обучающихся в области финансов;

формировать умение делать элементарные финансовые расчеты;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовых отношениях семьи.

  • Воспитание ответственности, нравственного поведения в области экономических отношений в семье

  • Формировать умения делать доступные выводы и обобщения в области финансов и обосновывать свои мысли.

Сроки реализации рабочей учебной программы: программа рассчитана на обучающихся 4 классов, 1 час в неделю. Занятия курса проводятся во второй половине дня (есть возможность интегрировать занятие в рабочие учебные программы по математике, окружающему миру).

I. Планируемые результаты учебного курса

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов

Формы оценивания

Текущая:

• устный опрос;

• тестовые задания;

• решение задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;

• мини-исследования;

• графическая работа: построение схем, заполнение таблиц

Итоговая:

• проекты;

• викторина, тест.

• творческая работа: стихи, сказки, мини-книжки, буклеты и т.п.

Критерии оценивания:

1. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

II. Содержание курса

Курс состоит из трех разделов в которых раскрываются понятия основных экономических терминов:

«О деньгах» (12 часов).

Основные понятия

Товары. Бартер. Услуги. Товарные деньги. Деньги. Исторические названия денег (Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка» и т.д.). Благородные металлы. Покупка. Продажа. Ликвидность. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты (банковские билеты). Фальшивомонетчики. Банковские карты. Безналичный расчет. Купюры. Валюта. Курс. Мошеннические схемы и предусмотренные законом наказания за них.

«Семейный бюджет» (6 часов).

Основные понятия

Доходы. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Премия. Гонорар. Клады. Лотерея. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. Товары. Услуги. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

«Мои финансы» (16 часов).

Основные понятия

Бюджет. Материальные ценности. Духовные ценности. Карманные деньги. Кошелек. Электронный кошелек. Самостоятельный заработок. Долг. Успех. Копилка. Коллекционирование. Банковский вклад. Проценты. Дивиденды. Акции. Инвестиции. Страхование.

Каждая тема раскрывается c использованием проблемно-диалогических методов обучения. Это позволяет выявить уже имеющиеся у обучающихся понятия о финансах и облегчает усвоение курса обучающимися.

Несмотря на то, что ведущей деятельностью у младших школьников является учебная, активно используется игровая деятельность, которая является важной составляющей при обучении детей. Через нее дети продолжают познавать окружающий мир, накапливать житейский опыт, получать новую информацию. Также игры позволяют поддерживать мотивацию детей на протяжении всего учебного года.





III. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Кол-во

часов

Дата проведения

Тема


Примечание

О деньгах.

1


-2



Как появились деньги? Бумажные деньги и монеты.

История денег.


3-4



Банковские карты или наличные? Что лучше?


5



Деньги в стране «Мультипультия».


6-7



Валюта. Деньги других стран.

Что такое курс?


8



Заглянем глубже. Защита денег от подделок.


9



Осторожно! Мошенники! Или как защитить свои финансы.


10



Практическая игра «Ярмарка».


11



Блиц-опрос на тему «Деньги»


12



Творческие работы на тему «Деньги» (стихи, сказки, мини-книжки, рассказы, рисунки и т.п.)


Семейный бюджет

13



Семейный бюджет. Откуда берутся деньги в семье?


14



На что тратят деньги в семье?


15



Почему часто не хватает денег в семье?


16



А планировать семейный бюджет можно?


17-18



Проектная работа «Наш семейный бюджет».


Мои финансы.

19-20



Не имей сто рублей, а имей сто друзей! – Это актуально?

Духовные и материальные ценности.


21



Дети и деньги.


22



Карманные деньги.


23



Планирую свои расходы. А мне это действительно нужно?


24



А как сейчас я могу заработать?


25



Дневник моего успеха!


26-27



Проектная работа: «Дневник моих успехов»


28



Как работают копилки?


29-30



Практическое занятие. Моя копилка- моя цель.


31



Немного об инвестировании.


32



Финансовые задачки.


33



Викторина: «Мои финансы»


34



Итоговый тест: Чему я научился!



V. Материально техническое обеспечение курса:

1. Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 128 c., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

2. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

3. Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

4. Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 8 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

5. Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра -зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

6. Федин, C. Н. Ф32 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 2 / С. Н. Федин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 c., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Интернет-источники
1. [Электронный ресурс]. http://www.7budget.ru – Cайт журнала «Семейный бюджет».
2. [Электронный ресурс]. http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata – Журнал «Работа и зарплата».

3. [Электронный ресурс]. http://subsidii.net/1. – Сайт «Все о пособиях».

4. [Электронный ресурс]. http://pro.lenta.ru/money – Сайт «История денег»

5. [Электронный ресурс]. http://ozpp.ru/ – Сайт Общества защиты прав

6. [Электронный ресурс]. http://www.dostatok.ru – «Достаток.ру» сайт по основам финансовой грамотности

7. [Электронный ресурс]. http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata – Журнал «Работа и зарплата».

8. [Электронный ресурс].Сайт «Всё о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
9. [Электронный ресурс]. http://zanimatika.narod.ru/Strahovka.htm – Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» (о страховании школьников).

Оборудование

1. Компьютер

2. Проектор


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!