Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 3 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Киселева Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов
высшей категории
Новоалтайск-2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по финансовой грамотности для 3 класса составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 3 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (16 учебных недель)
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
*осознание себя как члена семьи, общества и государства;
*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
*понимать цели своих действий;
*составлять простые планы с помощью учителя
*проявлять познавательную и творческую инициативу;
*оценивать правильность выполнения действий;
*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
*составлять текст в устной и письменной формах;
*слушать собеседника и вести диалог;
*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
*понимать и правильно использовать экономические термины;
*иметь представление о роли денег в семье и обществе;
*уметь характеризовать виды и функции денег;
*знать источники доходов и направлений расходов семьи;
*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4
Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4
*проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание программы.
3 класс
1. Что такое деньги и откуда они взялись
Знакомство учащихся с понятием товар, обмен товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Какие деньги были раньше в России
Формирование у учащихся представления о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4. Современные деньги России и других стран
Учащиеся знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные
привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.
Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 |
| Обмен и деньги | 16 |
2 | Что такое деньги и откуда они взялись | 1 |
3 | Что такое деньги и откуда они взялись | 1 |
4 | Что такое деньги и откуда они взялись | 1 |
5 | Что такое деньги и откуда они взялись | 1 |
6 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | 1 |
7 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | 1 |
8 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | 1 |
9 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | 1 |
10 | Какие деньги были раньше в России | 1 |
11 | Какие деньги были раньше в России | 1 |
12 | Какие деньги были раньше в России | 1 |
13 | Какие деньги были раньше в России | 1 |
14 | Современные деньги России и других стран | 1 |
15 | Современные деньги России и других стран | 1 |
16 | Современные деньги России и других стран | 1 |
17 | Современные деньги России и других стран | 1 |
| Семейный бюджет | 17 |
18 | Откуда в семье деньги | 1 |
19 | Откуда в семье деньги | 1 |
20 | Откуда в семье деньги | 1 |
21 | Откуда в семье деньги | 1 |
22 | На что тратятся деньги | 1 |
23 | На что тратятся деньги | 1 |
24 | На что тратятся деньги | 1 |
25 | На что тратятся деньги | 1 |
26 | Как умно управлять своими деньгами | 1 |
27 | Как умно управлять своими деньгами | 1 |
28 | Как умно управлять своими деньгами | 1 |
29 | Как умно управлять своими деньгами | 1 |
30 | Как делать сбережения | 1 |
31 | Как делать сбережения | 1 |
32 | Как делать сбережения | 1 |
33 | Как делать сбережения | 1 |
34 | Как делать сбережения | 1 |
| Итого | 34 |
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
Книгопечатная продукция.
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для карт