ПРОГРАММА КУРСА
«Маленький историк»
пропедевтический курс
2-4 классы
учитель: Кожемякина Елена Юрьевна
г.Новосибирск
Программа по истории
(начальная школа)
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах; обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники и т. д.
Базовое содержание пропедевтического курса
Понятие о времени, единицах измерения исторического времени (год, век), представление о последовательности и длительности событий во времени (раньше, позже, на сколько), соотношении года и века.
Знакомство с исторической картой (территории и границы государств, расположение городов, мест сражений и др.)
Характеристики образа жизни людей в различные периоды отечественной истории (как выглядели, чем занимались, каков круг их повседневных забот), их деяний.
Начальные представления о культуре прошлого (образование, книгопечатание, шедевры архитектуры, живописи, их создатели, народное творчество; роль религии в жизни людей, её влияние на культуру и быт). Уважение к культуре, традициям и религиозным убеждениям людей.
Первоначальные сведения из исторических вспомогательных дисциплин: письменные памятники (летописи, берестяные грамоты); происхождение имён и фамилий, родословная; происхождение названий городов и улиц; происхождение гербов (гербы городов, российский герб); российские флаги и ордена, старинные меры длины и веса, деньги.
Уровень предъявления учебного материала
Процесс обучения обеспечивает учащимся возможность:
Иметь первоначальные представления о предмете истории, исторических источниках, исторической карте и единицах его измерения; роли географического фактора в жизни людей;
Иметь первоначальные представления о жизни, быте, занятиях, религиозных верованиях и культуре обитателей своей страны в прошлом;
Знать о наиболее важных событиях в истории Отечества, родного края, знаменитых людях, достижениях культуры; письменных памятниках, происхождении имён и фамилий, названий городов и улиц; происхождении российского герба, гербов городов, российских флагов и орденов; старинных мерах длины и веса и др.
Уровень обязательной подготовки определяется требованиями, согласно которым учащиеся должны:
Знать даты важнейших событий отечественной истории; уметь соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность событий во времени;
показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений и др. объекты: сопровождать показ словесным описанием;
рассказывать об отдельных, наиболее важных событиях отечественной истории;
описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду, внешний облик людей разных эпох, памятники архитектуры, живописи, предметы народного творчества, вид древних городов; герб Российского государства, гербы городов, российские флаги, ордена и монеты;
сравнивать события, памятники культуры, выявлять общее и отличия;
рассказывать о жизни, быте, религии, занятиях людей в разные периоды отечественной истории.
Основные задачи курса:
Ввести ребёнка в мир истории, показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественно - научной, художественно-эстетической.
Научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём.
Помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Главная цель пропедевтических курсов в начальной школе – в их направленности не только на получение информации, а прежде всего на создание условий для развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников.
На современном этапе очень важно учитывать познавательные интересы детей и характер усвоения ими исторического материала. Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен, если строить его правильно, не переоценивая детских возможностей.
Курс «Введение в историю» активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, эмоциональному восприятию детьми окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому.
Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так и истории, походы в музей, что развивает и интеллект, и сферу чувств, даёт возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность: природа, материальная культура, явления общественной жизни.
Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей. Например, рассказ учителя, игра, разбор иллюстраций, беседа, результаты которой обобщаются детьми в изобразительной деятельности. Разнообразны методы, приёмы и средства обучения. Большое внимание уделяется практическим работам: например, составить свою родословную, придумать герб и т.д. Обязателен яркий, эмоциональный рассказ учителя. Работа по темам идёт устно, способствуя обучению навыкам общения, развитию речи и образного мышления.
Тематическое планирование
2-ой класс
Раздел I. Как мы узнаём о жизни людей в прошлом
Введение
Исторические источники
Письменные источники
Древние иноземные писатели о наших предках
Летописи. Нестор – летописец
Науки – помощницы истории
Устное народное творчество
Раздел II. Как жили славяне в далёком прошлом
Природа страны древних славян
Происхождение и расселение восточных славян
Соседи восточных славян
Семья. Община. Племя.
Жилища древних славян
Древние славянские города
Характер и нравы славян
Вера славян
Внешность славян
Как обувались – одевались в старину
Вооружение славянских воинов
Что ели и пили древние славяне
Происхождение славянских имён
Раздел III. Занятия древних славян
Земледелие
Хлеба и жито
Скотоводство
Охота и рыболовство
Бортничество
Собирательство
Кузнечное дело
Ткачество
Гончарство
Древодельный промысел
Торговля славян
Повторение программного материала
Игра «Колесо истории»
3 – ий класс
Удивительный мир истории. Сколько лет истории. Находки из земли
Грамотность на Руси. Моя родословная
Наши предки в далёком прошлом. Славяне. Славянские боги
Славянские праздники
Рюрик и Олег
Игорь, Ольга и Святослав
На пиру у князя Владимира. Крещение Руси
Половцы
На новых землях. «Приходи ко мне, брате, в Москов»
Владимиро – Суздальская земля. Чудотворная
Злое время
Отпор крестоносцам
Не сразу Москва строилась
На поле Куликовом
Победа
Андрей Рублёв
Великая держава
Первый царь.
Ермак Тимофеевич «со товарищи»
Рождение чуда
Монахи и монастыри
Минин и Пожарский
Царь, бояре и помещики. Соколиная охота
Стенька Разин
Каша для шведов
Первопроходцы
Михайло Ломоносов
Екатерина Великая
Воевать по - суворовски
Во имя России
Бородино
За храбрость и мужество
Михаил Глинка
Игра «Колесо истории»
4-ый класс
Удивительный мир истории
Александра Ишимова
Любимец флота
Обмен. Юноша в клетке
Цареубийцы
Николай Пржевальский
Павел Третьяков и его картины
Фёдор Шаляпин
Стяги и флаги
Россия в Первой мировой войне
Последний царь
Октябрь семнадцатого
Гражданская война
Россия 20-40-х годов
В деревне
Магнитка
Через Северный полюс
Храм Христа Спасителя
Священная война
Битва за Москву
Блокада Ленинграда
Сталинградская битва
Курская дуга
Освобождение
Битва за Берлин
Парад Победы
Человек с планеты Земля
Россия – Родина моя
На пороге нового века
Россия в ХХ веке
Россия в ХХ веке
Защита исследовательских проектов
Защита исследовательских проектов
Итоговый урок
Умения – предметные и общеучебные:
Ведение исторических явлений в развитии, установление этапов в развитии явлений, выделение их причин, следствий, оценивание явлений;
Чтение, слушание историко-художественной, историко-популярной литературы, документалистики;
Анализ, использование литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщённых представлений и первоначальных понятий по истории;
использование историко-литературных источников, художественного наследия в пересказе, анализ пересказа, анализ ответов товарищей;
совершенствование логичности, доказательства суждений, умозаключений и выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
Учебники:
1.Левицкая З.В. «История отечества для детей»
2.Петрухин В. «Славяне»
3. Саплин Е.В., Саплин А.И. «Ведение в историю»
4.Соловьёв В.М. «Наша Россия»
5.Ворожейкина Н.И. и др. «Рассказы по родной истории»