СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса «Маленький историк»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Маленький историк»

 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Маленький историк»»









ПРОГРАММА КУРСА

«Маленький историк»

пропедевтический курс

2-4 классы


учитель: Кожемякина Елена Юрьевна





















г.Новосибирск

Программа по истории

(начальная школа)


Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах; обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники и т. д.


Базовое содержание пропедевтического курса


  • Понятие о времени, единицах измерения исторического времени (год, век), представление о последовательности и длительности событий во времени (раньше, позже, на сколько), соотношении года и века.

  • Знакомство с исторической картой (территории и границы государств, расположение городов, мест сражений и др.)

  • Характеристики образа жизни людей в различные периоды отечественной истории (как выглядели, чем занимались, каков круг их повседневных забот), их деяний.

  • Начальные представления о культуре прошлого (образование, книгопечатание, шедевры архитектуры, живописи, их создатели, народное творчество; роль религии в жизни людей, её влияние на культуру и быт). Уважение к культуре, традициям и религиозным убеждениям людей.

  • Первоначальные сведения из исторических вспомогательных дисциплин: письменные памятники (летописи, берестяные грамоты); происхождение имён и фамилий, родословная; происхождение названий городов и улиц; происхождение гербов (гербы городов, российский герб); российские флаги и ордена, старинные меры длины и веса, деньги.

Уровень предъявления учебного материала


Процесс обучения обеспечивает учащимся возможность:

  • Иметь первоначальные представления о предмете истории, исторических источниках, исторической карте и единицах его измерения; роли географического фактора в жизни людей;

  • Иметь первоначальные представления о жизни, быте, занятиях, религиозных верованиях и культуре обитателей своей страны в прошлом;

  • Знать о наиболее важных событиях в истории Отечества, родного края, знаменитых людях, достижениях культуры; письменных памятниках, происхождении имён и фамилий, названий городов и улиц; происхождении российского герба, гербов городов, российских флагов и орденов; старинных мерах длины и веса и др.


Уровень обязательной подготовки определяется требованиями, согласно которым учащиеся должны:


  • Знать даты важнейших событий отечественной истории; уметь соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность событий во времени;

  • показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений и др. объекты: сопровождать показ словесным описанием;

  • рассказывать об отдельных, наиболее важных событиях отечественной истории;

  • описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду, внешний облик людей разных эпох, памятники архитектуры, живописи, предметы народного творчества, вид древних городов; герб Российского государства, гербы городов, российские флаги, ордена и монеты;

  • сравнивать события, памятники культуры, выявлять общее и отличия;

  • рассказывать о жизни, быте, религии, занятиях людей в разные периоды отечественной истории.

Основные задачи курса:



  1. Ввести ребёнка в мир истории, показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественно - научной, художественно-эстетической.

  2. Научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём.

  3. Помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Главная цель пропедевтических курсов в начальной школе – в их направленности не только на получение информации, а прежде всего на создание условий для развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников.

На современном этапе очень важно учитывать познавательные интересы детей и характер усвоения ими исторического материала. Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен, если строить его правильно, не переоценивая детских возможностей.

Курс «Введение в историю» активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, эмоциональному восприятию детьми окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому.

Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так и истории, походы в музей, что развивает и интеллект, и сферу чувств, даёт возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность: природа, материальная культура, явления общественной жизни.

Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей. Например, рассказ учителя, игра, разбор иллюстраций, беседа, результаты которой обобщаются детьми в изобразительной деятельности. Разнообразны методы, приёмы и средства обучения. Большое внимание уделяется практическим работам: например, составить свою родословную, придумать герб и т.д. Обязателен яркий, эмоциональный рассказ учителя. Работа по темам идёт устно, способствуя обучению навыкам общения, развитию речи и образного мышления.


Тематическое планирование

2-ой класс

Раздел I. Как мы узнаём о жизни людей в прошлом

  1. Введение

  2. Исторические источники

  3. Письменные источники

  4. Древние иноземные писатели о наших предках

  5. Летописи. Нестор – летописец

  6. Науки – помощницы истории

  7. Устное народное творчество




Раздел II. Как жили славяне в далёком прошлом

  1. Природа страны древних славян

  2. Происхождение и расселение восточных славян

  3. Соседи восточных славян

  4. Семья. Община. Племя.

  5. Жилища древних славян

  6. Древние славянские города

  7. Характер и нравы славян

  8. Вера славян

  9. Внешность славян

  10. Как обувались – одевались в старину

  11. Вооружение славянских воинов

  12. Что ели и пили древние славяне

  13. Происхождение славянских имён


Раздел III. Занятия древних славян

  1. Земледелие

  2. Хлеба и жито

  3. Скотоводство

  4. Охота и рыболовство

  5. Бортничество

  6. Собирательство

  7. Кузнечное дело

  8. Ткачество

  9. Гончарство

  10. Древодельный промысел

  11. Торговля славян

  12. Повторение программного материала

  13. Игра «Колесо истории»

3 – ий класс

  1. Удивительный мир истории. Сколько лет истории. Находки из земли

  2. Грамотность на Руси. Моя родословная

  3. Наши предки в далёком прошлом. Славяне. Славянские боги

  4. Славянские праздники

  5. Рюрик и Олег

  6. Игорь, Ольга и Святослав

  7. На пиру у князя Владимира. Крещение Руси

  8. Половцы

  9. На новых землях. «Приходи ко мне, брате, в Москов»

  10. Владимиро – Суздальская земля. Чудотворная

  11. Злое время

  12. Отпор крестоносцам

  13. Не сразу Москва строилась

  14. На поле Куликовом

  15. Победа

  16. Андрей Рублёв

  17. Великая держава

  18. Первый царь.

  19. Ермак Тимофеевич «со товарищи»

  20. Рождение чуда

  21. Монахи и монастыри

  22. Минин и Пожарский

  23. Царь, бояре и помещики. Соколиная охота

  24. Стенька Разин

  25. Каша для шведов

  26. Первопроходцы

  27. Михайло Ломоносов

  28. Екатерина Великая

  29. Воевать по - суворовски

  30. Во имя России

  31. Бородино

  32. За храбрость и мужество

  33. Михаил Глинка

  34. Игра «Колесо истории»


4-ый класс

  1. Удивительный мир истории

  2. Александра Ишимова

  3. Любимец флота

  4. Обмен. Юноша в клетке

  5. Цареубийцы

  6. Николай Пржевальский

  7. Павел Третьяков и его картины

  8. Фёдор Шаляпин

  9. Стяги и флаги

  10. Россия в Первой мировой войне

  11. Последний царь

  12. Октябрь семнадцатого

  13. Гражданская война

  14. Россия 20-40-х годов

  15. В деревне

  16. Магнитка

  17. Через Северный полюс

  18. Храм Христа Спасителя

  19. Священная война

  20. Битва за Москву

  21. Блокада Ленинграда

  22. Сталинградская битва

  23. Курская дуга

  24. Освобождение

  25. Битва за Берлин

  26. Парад Победы

  27. Человек с планеты Земля

  28. Россия – Родина моя

  29. На пороге нового века

  30. Россия в ХХ веке

  31. Россия в ХХ веке

  32. Защита исследовательских проектов

  33. Защита исследовательских проектов

  34. Итоговый урок


Умения – предметные и общеучебные:



  • Ведение исторических явлений в развитии, установление этапов в развитии явлений, выделение их причин, следствий, оценивание явлений;

  • Чтение, слушание историко-художественной, историко-популярной литературы, документалистики;

  • Анализ, использование литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщённых представлений и первоначальных понятий по истории;

  • использование историко-литературных источников, художественного наследия в пересказе, анализ пересказа, анализ ответов товарищей;

  • совершенствование логичности, доказательства суждений, умозаключений и выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.





Учебники:

1.Левицкая З.В. «История отечества для детей»

2.Петрухин В. «Славяне»

3. Саплин Е.В., Саплин А.И. «Ведение в историю»

4.Соловьёв В.М. «Наша Россия»

5.Ворожейкина Н.И. и др. «Рассказы по родной истории»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!