МКОУ «Строевская средняя
общеобразовательная школа».
Курсы по выбору
«Модуль».
Составила : Колташова С.М.
Учитель математики
МКОУ «Строевская средняя
общеобразовательная школа».
2015г.
Пояснительная записка. Программа курса по выбору «Модуль» предназначена для учащихся
8-9 классов общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов.
Как известно, решению заданий с модулями в основном курсе математики уделяется мало внимания , поэтому курс «Модуль» представляется особенно актуальным, т.к. вооружает учащихся знаниями по теме «Модуль» необходимым для дальнейшего изучения математики, дает возможность познакомиться с различными способами решения заданий с модулями
Предлагаемый курс расширяет кругозор учащихся по вопросам школьной программы математики . направлен на то, чтобы учащиеся осознали степень своего интереса к предмету, оценили возможности овладения им с тем, чтобы к окончанию 9 класса, они смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших либо углубленных, либо обычных знаний по математике.
Цель курса: Способствовать развитию устойчивого
интереса к математике у обучающихся.
Задачи: 1.Формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, построений графиков функций, содержащих один или несколько модулей.
2.Формирование и развитие первоначальных навыков исследовательской работы.
3.Формирования и развитие коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе. 4.Предворительная подготовка обучающихся к сознательному выбору будущего профильного направления.
После изучения курса учащиеся должны знать:
1)Способы решения уравнений и неравенств , содержащих один или несколько модулей линейной функции:
-по определению модуля;
-с использованием геометрической интерпретации;
-с помощью метода интервалов;
-возведением обоих частей уравнения, неравенства в квадрат.
-графическим способом .
2)Способы преобразования графиков функций, содержащих знак модуля:
y=f(|x|), y=|f(x)|, y=|f(|x|)|, |y|=f(x), |y|=|f(x),
y=|f(x)|+|g(x)|+…+|h(x)|
f(x), g(x), h(x)- линейные функции.
Обучающиеся должны уметь:
1)решать уравнения и неравенства содержащие один или несколько модулей, рассмотренными способами ;
2)выполнять построение графиков функций, содержащих модули, выполнять необходимые преобразования относительно осей;
3)выполнять построения графиков ф-ций вида y=|f(x)|+|g(x)|+…+|h(x)|
переходя к кусочно-линейным функциям.
Курс по выбору «Модуль» состоит из четырех тем. В основу курса заложена практическая деятельность обучающихся, возможность дифференцированного обучения с помощью специально подобранных заданий.
Во время практических занятий учащиеся работают индивидуально, по группам. Предусматривается возможность творчества учащихся.
Итоговый контроль по завершению курса защита индивидуальных работ, проектов.
Учебно-тематический план.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Образова- тельный продукт |
всего | л | п |
1. | Определение модуля( алгеб раическое и геометрическое). Простейшие неравенства с одним модулем. | 3 | 1 | 2 | лекция-беседа | опорный конспект результаты тестирования. |
2. | Графики функций, содер- жащих выражения под знаком модуля. 2.1.Построение графиков элементарных ф-ций вида y=|f(x)|, y=f(|x|), y=|f(x)|, |y|=f(x), |y|=|f(x)|. Их свойства. 2.2.Построение графиков функций вида: y=|f(x)|+|g(x)|+…+|h(x)|, f(x), g(x), h(x) – линейные функции. | 4 | | 2 2 | практикум работа в парах. практикум работа в парах. | решение заданий; математическое лото. решение заданий; отчет группы. |
3. | Уравнения содержащие несколько модулей. Способы их решений. 3.1.Метод интервалов. Графический способ. 3.2.Способы возведения в квадрат обеих частей уравнения. | 4 | | 2 2 | Практикум практикум | алгоритм; решение заданий. алгоритм; решение заданий. |
4. | Неравенства, содержащие несколько модулей. Способы решения. 4.1.Метод интервалов. Графический способ. 4.2.Возведение обеих частей неравенства в квадрат. | 4 | | 2 2 | практикум практикум | алгоритм; решение задание. алгоритм; решение заданий. |
5. | Итоговое занятие. | 2 | | | творческий отчет | творческие работы. |
Содержание программы.
Тема 1. Определение модуля алгебраически и геометрически. Основные
теоремы. Простейшие уравнения и неравенства с одним модулем. (3ч).
Основная цель - повторить определение модуля, его геометрическую интерпритацию. Обзорно рассмотреть основные теоремы и свойства
модуля.
Повторить решения уравнений и неравенств вида |x|=a, |x|a,
|x|a, ( a0, a
Рассмотреть решение уравнений и неравенств вида |f(x)|=a,
|f(x)|a, |f(x)0, aлинейная функция
Материал излагается в виде лекции, носит установочный характер, готовит ребят к решению уравнений и неравенств с несколькими модулями. Самостоятельная работа в виде теста позволит учителю проверить степень усвоения материала лекции.
Тема 2 .Графики функции, содержащие выражение под знаком модуля.(4ч). Основная цель - ознакомить обучающихся с основными приемами построения графиков вида y=f(|x|), y=|f(x)|, y=|f(|x|),
|y|=f(x), |y|=|f(x)|,
выполняя преобразования относительно осей координат, рассмотреть
изменение их свойств относительно функции
Построение графиков функции вида y=|f(x)|+|g(x)|+…+|h(x)|,
переходя к кусочно-линейной функции. Тема рассматривается в виде практических занятий.
Как итог темы создание в группах математического лото и предоставление отчета групп о своей работе.
Тема 3. Уравнения, содержащие несколько модулей. Способы их решения. (4ч).
Основная цель - на примере линейных уравнений с несколькими модулями рассмотреть следующие способы:
-метод интервалов;
-графический способ;
-возведение обеих частей уравнения в квадрат.
Тема излагается без рассмотрения теоретического материала путем проведения практических занятий.
Итог занятий выделение алгоритма для каждого из рассмотренных способов.
Тема 4. Неравенства, содержащие несколько модулей. Способы решения.(4ч).
Основная цель - на примере линейных неравенств с несколькими
модулями рассмотреть следующие способы решения:
-метод интервалов;
-графический способ;
-возведение обеих частей неравенства в квадрат.
Тема излагается без рассмотрения теоретического материала путем проведения практических занятий и решением конкретных неравенств.
Итог занятий - выделение алгоритма действий для каждого из рассмотренных способов.
Тема 5. Итоговое занятие.(2ч)
Подводятся итоги изучения курса по выбору «Модуль» в виде творческого отчета. Темы обучающиеся выбирают оп желанию из предложенных. Во время занятий происходит защита творческих работ.
Список литературы для учащихся.
1) Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре 8-9 кл.-М.:Просвещение,1992г.
2) Сикорекий К.П. Дополнительные главы по курсу математики.- М.: Просвещение,1974г.
Литература для учителя.
1)Гайдуков И.И. Абсолютная величина. - М.:Просвещение,1968г.
2)Костромина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. - М.: Просвещение,1991г.
3)Максимов В.М. Пособие по математике для поступающих в МГУ.- М.: Московский университет,1972г.
4) Петраков И.С. Математические кружки в 8-9 классах. - М.: Просвещение, 1991г.
5)Чикунова О.И. Уравнение и неравенства с модулями. – Шадринск,2002г.
6) Цыпкин А.Г. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы.-М.:Наука,1983г.
7) Газета «Математика» №№36, 41/2002г; №12/1996г.
8)Журнал «Математика в школе» №№ 4,8/2002г; №9/2003г.
Темы проектов.
1) Создание опорных сигналов по способам построения графиков функций с модулями.
2) Создание опорных сигналов по способам решения неравенств с модулем.
3) Создание опорных сигналов по способам решения уравнений с модулем.
4) Сочинение по графику данной функции.
5) Изготовление «Математического лото» по теме «Графики функции с модулями».
6) Составление теста по теме «Модуль».
7) Решение уравнений с модулями.
8) Решение неравенств с модулями.