НААР. СТАНДАРТЫ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОРГАНИЗАЦИЙ
ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Область применения
-
- Настоящие стандарты определяют требования к организации и проведению специализированной аккредитации образовательных программ организаций технического и профессионального образования (далее – ТиПО).
- Настоящие стандарты применяются при проведении процедуры специализированной аккредитации образовательных программ организаций ТиПО независимо от их статуса, организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности и формы собственности.
- Настоящие стандарты могут быть также использованы организацией ТиПО для внутренней оценки своей деятельности и качества реализуемых образовательных программ, а также при разработке соответствующей внутренней нормативной документации.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июня 2007 г.
№ 319-III.
- Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 г. № 603.
- Закон Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия» от 5 июля 2008 г. № 61-IV.
- Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года
№ 636 «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года».
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года № 460 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы».
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов».
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от
31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования».
9 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 ноября 2016 года № 629 «Об утверждении Правил признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных, и формирования реестра признанных аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ».
Термины и определения
В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с нормативно-правовыми актами, указанными в пункте 2.
В дополнение к ним в настоящих стандартах используются следующие термины с соответствующими определениями:
-
- Аккредитация организаций образования: процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным стандартам аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения.
- Анализ: это процесс определения, сбора и подготовки данных для оценки достижений результатов обучения обучающихся и образовательных целей программы. Эффективный анализ использует соответственно прямые, косвенные, количественные и качественные параметры, подходящие для измеряемых целей или результатов.
- Базовая компетенция: способность управлять собой и собственной деятельностью, склонность к самомотивации и самоорганизации.
- Дистанционные образовательные технологии: технологии обучения, осуществляемые с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
- Знание: информация, нормы, используемые в индивидуальной и профессиональной деятельности.
- Институциональная аккредитация: оценка деятельности организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом.
- Кандидат на аккредитацию: организация ТиПО заключившая договор о проведении институциональной аккредитации с аккредитационным органом.
- Квалификация:
- Квалификация: уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной профессии, специальности.
-
-
- Квалификация: Официальное признание ценности освоенныхкомпетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения, дающее право на осуществление трудовой деятельности.
- Квалификация: уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.
- Компетенции:
- Компетенции: динамическая комбинация приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков.
- Компетенция: способность работника применять в профессиональной деятельности знания, умения и навыки.
- Компетенция: способность специалиста действовать и решать определенную совокупность профессиональных задач на основе единства знаний, умений, навыков, профессионального опыта.
- Критерии оценки – утверждения, которые позволяют учителям и обучающимся признать, достигнута ли цель обучения, и служат основанием для принятия решения по оценке достижений обучающихся.
- Навыки: неконтролируемые работником действия, соответствующие требованиям норм деятельности.
- Национальная рамка квалификации: структурированное описание уровней квалификации, признаваемых на рынке труда.
- Ожидаемые результаты обучения: совокупность компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать, демонстрировать по завершении процесса обучения.
- Образовательная программа:
- Образовательная программа: направлена на повышение профессионального уровня подготовки специалистов соответствующей квалификации и включает в себя требования к результатам подготовки выпускников, учебный план, рабочие (учебные) программы курсов, дисциплин, учебных модулей и другие материалы, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 3.14.2Образовательная программа: единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их
реализации, критерии оценки результатов обучения.
-
- Образовательные цели программы: совокупность ожидаемых результатов реализации образовательной программы по данному направлению, уровню и профилю подготовки специалистов с техническим и профессиональным образованием.
- Оценка: это интерпретация данных и доказательств, собранных в процессе анализа. Оценка определяет степень достижения обучающимися результатов обучения и образовательных целей программы и приводит к решениям и действиям относительно усовершенствования программы.
-
- Посещение организации ТиПО внешней экспертной комиссией - Это компонент внешней оценки, который является общепринятой частью процесса аккредитации. Внешние аудиторы-эксперты посещают организацию ТиПО, чтобы проверить материалы самооценки организации ТиПО, провести собеседование с педагогическим коллективом, обучающимися, персоналом и оценить качество и эффективность предоставляемых услуг, а также предложить рекомендации по их усовершенствованию. Результатом посещения является отчет по аудиту организации ТиПО.
- Процедура самооценки: процесс внутренней оценки, проводимый организацией образования на основе стандартов и критериев институциональной аккредитации, по результатам которого составляется отчет о самооценке.
- Профессиональная компетенция: способность специалиста решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
- Профессиональное образование: организованный процесс формирования, становления и развития личности как специалиста, направленный на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками в соответствии с квалификационными характеристиками и требованиями.
- Профессиональный стандарт: стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда.
- Специализированная аккредитация: оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования.
- Умение: контролируемые работником действия, соответствующие требованиям норм деятельности.
- Уровень квалификации:
- Уровень квалификации: это профессиональное мастерство в рамках одной ступени образовательных учебных программ технического и профессионального образования, которое регламентируется соответствующими документами системы тарификации и аттестации (тарифный разряд, класс, категория) и определяется сложностью и объемом выполняемых задач и обязанностей.
- Уровень квалификации: Обобщенные требования к знаниям, умениям и широким компетенциям работников, дифференцируемые по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности.
-
- Обозначения и сокращения
В настоящем стандартах используются сокращения в соответствии с указанными в пункте 2 нормативными документами.
Кроме того, в настоящих стандартах применены следующие обозначения и сокращения:
РК – Республика Казахстан;
МОН РК – Министерство образования и науки Республики Казахстан; ГОСО – государственные общеобязательные стандарты образования; ОО – организация образования;
ТиПО –Техническое и профессиональное образование; НААР – Независимое агентство аккредитации и рейтинга; АС– Аккредитационный Совет;
ОП – образовательная программа;
ИКТ – Информационно-коммуникационные технологии;
СМК – система менеджмента качества;
ВЭК – внешняя экспертная комиссия.
-
- Процедура проведения специализированной аккредитации образовательных программ
-
-
- Подача ОО заявки на проведение специализированной аккредитации с приложением копий правоустанавливающих и разрешительных документов.
- Рассмотрение НААР заявки организации образования.
- Принятие решения НААР о начале процедуры специализированной аккредитации. Заключение договора между агентством и ОО о проведении специализированной аккредитации.
- Руководство организации образования и НААР организует обучение для разъяснения критериев и процедуры специализированной аккредитации внутренним экспертам организации образования на специальных семинарах по вопросам теории, методики и технологии проведения специализированной аккредитации.
- Проведение организацией образования самооценки согласно требованиям, установленным НААР, и направление отчета о самооценке (на казахском, русском и английском языках) в НААР в электронном варианте и в количестве 1 экземпляра на бумажном носителе для каждого из языков.
- На основе анализа отчета по образовательным программам ОО НААР вправе принять следующие решения:
- разрабатывает рекомендации о необходимости доработки материалов самооценки;
- провести внешнюю экспертную оценку внешней экспертной комиссией агентства;
- перенести срок аккредитации в связи с невозможностью проведения процедуры специализированной аккредитации из-за несоответствия отчета по самооценке критериям настоящих стандартов.
-
- В случае продолжения аккредитации НААР формирует внешнюю экспертную комиссию, которая утверждается директором НААР для проведения оценки ОО. Количество экспертов определяется в зависимости от объема проверки и количества образовательных программ организации образования. В ее состав входят представители академической общественности, заинтересованных сторон Казахстана, включая работодателей, обучающихся, и зарубежный/зарубежные эксперты.
- В случае продолжения аккредитации НААР согласуют с организацией образования сроки проведения специализированной аккредитации и Программу визита ВЭК.
- Продолжительность визита комиссии составляет 3-5 дня. В ходе визита ОО создает условия для работы ВЭК в соответствии с Договором об оказании услуг:
- представляет для каждого из членов комиссии электронную и бумажную версию отчета о самооценке;
- предоставляет необходимую оргтехнику по согласованию с представителем НААР и числу членов ВЭК;
- организует осмотр инфраструктуры и ресурсов, встречи, анкетирования, интервью и другие виды работы ВЭК в соответствии с Программой визита ВЭК;
- предоставляет запрашиваемую информацию;
- организует фото и видеосъемку работы ВЭК;
- готовит видеоролик для заседания Аккредитационного совета НААР содержащий краткую характеристику организации образования и информацию о ходе визита внешней экспертной комиссии.
-
- По окончанию визита внешняя экспертная комиссия готовит отчет по оценке образовательных программ и презентацию о ходе визита ВЭК.
5.11. Отчет содержит описание визита ВЭК, краткую оценку соответствия образовательных программ в разрезе критериев стандартов НААР, рекомендации ОО по улучшению деятельности и обеспечению качества, рекомендации Аккредитационному Совету. Рекомендации Аккредитационному Совету содержат информацию о статусе образовательной программы и рекомендуемый срок аккредитации.
-
- Отчет ВЭК, включая рекомендации, разрабатывается членами ВЭК коллегиально.
- Основой для принятия решения о специализированной аккредитации Аккредитационным Советом служат отчет по оценке образовательных программ внешней экспертной комиссии и отчет о самооценке образовательных программ организации образования.
- Председатель внешней экспертной комиссии выступает перед Аккредитационным советом по итогам визита внешней экспертной комиссии. В случае наличия объективной причины директор НААР назначает члена
внешней экспертной комиссии для участия с докладом н заседании Аккредитационного совета. Замена председателя внешней экспертной комиссии оформляется приказом директора НААР.
-
- К исключительной компетенции Аккредитационного совета НААР относится принятие решений об аккредитации или отказе в аккредитации образовательной программы ОО. Состав Аккредитационного совета определяется в соответствии с Положением об его деятельности. Заседание проводится при наличии кворума. Аккредитационный совет вправе принять обоснованное решение, не соответствующее рекомендации внешней экспертной комиссии.
Аккредитационный совет принимает решения:
- аккредитовать:
- 1 год – при соблюдении критериев в целом, но при наличии некоторых недостатков и возможностей для улучшения;
- 3 года – при положительных результатах в целом, но при наличии отдельных незначительных недостатков и возможностей для улучшения;
- 5 лет – при положительных результатах в целом.
- не аккредитовать.
По истечению срока аккредитации образовательной программы сроком на 5 лет и при успешном прохождении постаккредитационного мониторинга образовательной программы, организация образования вправе подать заявку на прохождение реаккредитации (повторной аккредитации). В случае проведения реаккредитации образовательной программы и при положительных результатах, организация образования имеет права претендовать на срок – 7 лет.
-
- При принятии Аккредитационным советом положительного решения НААР направляет официальное письмо с результатами решения и свидетельство о специализированной аккредитации образовательных программ, подписанный Директором НААР в организацию образования. Далее решение об аккредитации ОП направляется в МОН РК для включения в Реестр аккредитованных образовательных программ (Реестр 3) и размещается на веб-сайте НААР. Также на веб-сайте размещается отчет внешней экспертной комиссии.
После получения свидетельства об аккредитации образовательной программы организация образования размещает на своем сайте отчет по самооценке.
-
- При принятии Аккредитационным советом отрицательного решения НААР направляет письмо в организацию образования с вынесенным решением.
- Организация образования в установленном порядке в соответствии с Договором об оказании услуг и Положением о Комиссии по рассмотрению апелляций и жалоб может направить в НААР апелляцию на решение Аккредитационного совета. В случае сомнения в компетентности внешней экспертной комиссии и представителей Агентства, или грубого нарушения,
допущенного членами внешней экспертной комиссии, организация образования может направить жалобу в НААР.
- Последующие процедуры
-
- В случае принятия Аккредитационным Советом НААР положительного решения организация образования предоставляет в НААР План мероприятий по улучшению и совершенствованию качества в рамках рекомендаций внешней экспертной комиссии (далее – План), который подписывается первым руководителем и заверяется печатью, а также заключает Договор об оказании услуг с НААР. Договор и План являются основой для проведения постаккредитационного мониторинга.
- В соответствии с Положением по процедуре постаккредитационного мониторинга организаций образования/образовательных программ организации образования прошедшие специализированную аккредитацию образовательных программ должны подготовить промежуточные отчеты согласно Плану. Промежуточные отчеты направляются в НААР до предполагаемой даты проведения постаккредитационного мониторинга.
-
- Постаккредитационный мониторинг образовательной программы проводится согласно Положения по процедуре постакккредитационного мониторинга организаций образования и (или) образовательных программ.
- В случае невыполнения Плана и требований выдвигаемых НААР по отношению к ОО, а также отсутствия информирования об изменениях, проводимых в ОО Аккредитационный Совет вправе принять следующие решения:
-
- временно приостановить действие аккредитационного статуса по образовательной программе,
- отозвать аккредитацию образовательной программы организации образования путем исключения из списка Реестра 3, что может повлечь за собой аннулирование всех достигнутых ранее результатов аккредитации.
-
- В случае отказа организации образования от проведения постаккредитационного мониторинга, выраженного в неподписании Договора об оказании услуг с НААР, в соответствии с п. 6.4 Аккредитационный Совет НААР вправе принять решение о прекращении действия и отзыве аккредитационного статуса.
- В случае досрочного прекращения и отзыве аккредитации, организация образования не имеет права подавать заявку на аккредитацию в
НААР в течении одного года с момента принятия решения об отзыве аккредитации организации образования.
- Стандарт «Управление образовательной программой»
-
- Общие положения
-
-
- Реализация ОП определяется ее целями и планом развития.
- Реализация ОП должна в полной мере соответствовать законодательству РК в сфере образования, в том числе ГОСО РК.
- Для оценки данного стандарта проводится:
- анализ действующих плана развития ОП, планов и системы мониторинга их реализации.
- анализ информационных ресурсов и процессов распространения информации о плане развития ОП.
- анализа протоколов коллегиальных органов управления, приказов директора, управленческой отчётности.
- анализа соответствия профессиональных квалификаций высшего руководства организации ТиПО и распределения должностных обязанностей.
- проведения фокус-групп, наблюдения, интервьюирования, анкетирования педагогического коллектива, сотрудников, обучающихся организации образования, работодателей и других заинтересованных лиц.
-
- Критерии оценки
-
-
- Организация ТиПО демонстрирует разработку плана развития ОП, его направленность на удовлетворение потребностей государства, заинтересованных лиц и обучающихся.
- Организация ТиПО должна обеспечить адекватность плана развития ОП имеющимся ресурсам, потребностям рынка труда и образовательной политике Республики Казахстан.
- Организация ТиПО должна привлекать представителей групп заинтересованных лиц, в том числе обучающихся, педагогический коллектив и работодателей к формированию плана развития ОП.
- Организация ТиПО демонстрирует прозрачность процессов формирования плана развития ОП. Организация ТиПО обеспечивает информированность заинтересованных лиц о содержании плана развития ОП и процессах его формирования.
- Организация ТиПО должна определить механизмы формирования и регулярного пересмотра плана развития ОП и мониторинга его реализации.
- Организация ТиПО систематически собирает, накапливает и анализирует информацию о реализации ОП и проводит самообследование по всем направлениям, разрабатывает и пересматривает план развития ОП.
-
-
- План развития ОП проходит публичное обсуждение с представителями всех заинтересованных сторон, на основе предложений и поправок, которые уполномоченный коллегиальный орган организации ТиПО вносит изменения в проект.
- Организация ТиПО демонстрирует степень реализации принципов устойчивости, эффективности, результативности, приоритетности, прозрачности, ответственности, делегирования полномочий, разграничения и самостоятельности системы финансирования.
- Управление ОП должно включать:
- управление деятельностью через процессы;
- механизмы планирования, развития и постоянного улучшения;
- мониторинг, включая создание процессов отчетности, позволяющих определить динамику в деятельности и реализации планов;
- анализа эффективности изменений;
- оценку результативности и эффективности деятельности подразделений и их взаимодействия.
- В организации ТиПО должны быть документированы все основные бизнес-процессы, регламентирующие реализацию ОП.
- Организация ТиПО должна продемонстрировать четкое определение ответственных за бизнес-процессы, однозначное распределение должностных обязанностей персонала, разграничение функций коллегиальных органов, принимающих участие в реализации ОП.
- Организация ТиПО должна продемонстрировать порядок утверждения, периодического рецензирования (пересмотра) и мониторинга образовательных программ и документов, регламентирующих этот процесс.
- Организация ТиПО должна обеспечить наличие и эффективное функционирование ориентированной на обучающихся, работников и заинтересованных лиц системы информирования и обратной связи.
- Руководство ОП должно продемонстрировать успешное функционирование системы обеспечения качества ОП, включающей ее проектирование, управление и мониторинг, их улучшение, принятие решений на основе фактов.
- Руководство ОП должно представить доказательства прозрачности системы управления образовательной программой.
- Организация ТиПО должна продемонстрировать наличие и доказательства интенсивного использования в процессах управления ОП системы сбора и анализа статистики.
- Руководство ОП должно обеспечить измерение степени удовлетворенности потребностей педагогического коллектива, персонала и обучающихся и продемонстрировать доказательства устранения недостатков, обнаруженных в рамках процесса измерения.
- Руководство ОП должно продемонстрировать доказательства открытости и доступности ОП для обучающихся, педагогического коллектива, родителей.
- Стандарт «Специфика образовательной программы»
8. 1 Общие положения
-
-
-
Реализация ОП направлена на формирование базовых и профессиональных компетенций будущих специалистов, соответствующих требованиям работодателей и професссиональных стандартов, стандартов (а также цифровых навыков, полиязычия) и удовлетворяющих
потребности рынка труда.
-
-
- Образовательные программы предусматривают возможность учета личностных потребностей и возможностей обучающихся.
- Оценка качества образовательных программ осуществляется на основе:
- анализа учебных планов (тематических планов), содержания программ, критериев оценки и ожидаемых результатов обучения, расписаний, внутренних нормативных документов, регламентирующих реализацию ОП;
- анализа способа и методик обучения;
- интервьюирования и анкетирования обучающихся, педагогического коллектива и заинтересованных сторон;
- результатов наблюдений за проведением занятий в организации ТиПО;
8.1.3.5. анализа оценивания знаний и навыков обучающихся.
-
- Критерии оценки: содержание ОП
-
-
- Организация ТиПО должна продемонстрировать наличие разработанных моделей выпускника образовательной программы, основанных на базовых и профессиональных компетенциях, личностных качествах.
- Организация ТиПО должна предоставить доказательства участия педагогического коллектива и работодателей в разработке ОП, обеспечении их качества.
- Организация ТиПО должна определить содержание, объем, логику изучения учебных дисциплин/модулей, направленных на формирование профессиональной компетенции выпускников в соответствии с результатами обучения.
- Руководство ОП должно продемонстрировать наличие в содержании учебных дисциплин/модулей профессионального контекста.
- Руководство ОП должно продемонстрировать наличие эффективного баланса между теоретическим и производственным (практическим) обучением.
- Перечень и содержание дисциплин/модулей должны быть доступными для обучающихся. Дисциплины/модули должны исчерпывающе освещать все актуальные вопросы, проблемы, имеющиеся в преподаваемой области.
-
-
- В структуре образовательной программы следует предусмотреть различные виды деятельности, содержание которых должно способствовать развитию базовых и профессиональных компетенций обучающихся с учетом их личных особенностей, в том числе инициативность и навыки предпринимательства.
- Важным фактором является обновляемость образовательных программ с учетом интересов работодателей и современных условий рынка труда.
-
- Индивидуализация ОП
-
-
- Руководство ОП должно обеспечить равные возможности обучающимся, в т.ч. вне зависимости от языка обучения.
- Руководство ОП должно обеспечить наличие и эффективное функционирование системы индивидуальной помощи и консультирования обучающихся по вопросам образовательного процесса.
- Руководство создает условия для эффективного освоения ОП.
- Руководство ОП должно продемонстрировать использование преимуществ, индивидуальных особенностей, потребностей и культурного опыта обучающихся при реализации ОП.
- Руководство ОП должно продемонстрировать индивидуальную поддержку обучающихся при реализации ОП.
- Руководство ОП должно доказать наличие системы мониторинга за достижениями обучающихся.
-
- Оценка результатов обучающихся
-
-
- Руководство ОП должно обеспечить наличие и эффективное функционирование механизма объективной, точной и исчерпывающей оценки знаний, навыков и качеств, приобретённых обучающимися.
- Руководство ОП должно обеспечить объективность оценки знаний и степени сформированности базовых и профессиональных компетенций обучающихся, прозрачность и адекватность инструментов и механизмов их оценки.
- Руководство ОП должно обеспечить соответствие процедур оценки уровня знаний обучающихся планируемым результатам обучения и целям программы.
- Руководство ОП должно проводить диагностику знаний обучающихся при начале обучения по курсу и изучения учебных дисциплин/модулей.
- Процессы и критерии оценки компетенций должны быть прозрачны.
- Руководство ОП должно обеспечить формирование у обучающихся навыков для продолжения обучения на следующих образовательных уровнях.
-
- Методика обучения
-
-
- Руководство ОП должно обеспечить систематичное развитие, внедрение и эффективность активных методов обучения и инновационных методов преподавания.
- При реализации образовательной программы должен проводиться мониторинг самостоятельной работы обучающегося.
- Руководство ОП должно обеспечить возможность обучающимся прохождения практики по специальности и проводить мониторинг удовлетворенности обучающихся, руководителей, предприятий – мест практик и работодателей.
- Руководство ОП должно обеспечить внедрение результатов практических достижений педагогических работников в образовательный процесс.
- Стандарт «Педагогический коллектив и эффективность преподавания»
-
- Общие положения
-
-
- Кадровая политика формирования и развития педагогического коллектива ОП:
- определяет ответственность, должностные обязанности и квалификационные требования;
- содержит мероприятия, направленные на развитие и повышение квалификации педагогического коллектива, реализующих ОП, административно-управленческого персонала и работников;
- регламентирует структуру управления персоналом и его развитие, в том числе систему подбора кадров;
- обеспечивает функционирование механизмов мотивации работников, адаптации новых работников, аттестации и применения дисциплинарных мер по отн