Пояснительная записка
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономия материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, коммуникативного, познавательного и социального развития учащихся, воспитанию у них активного интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Цель программы:
- гармонично развивать обучающихся средствами художественного творчества;
- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;
- вовлекать детей в активную творческую деятельность;
- сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения;
- обучить изготавливать поделки из разных материалов.
Задачи программы:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим;
- самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному творчеству;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- организовать участие детей в вставках, конкурсах фестивалях детского творчества.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развивать собственные способности и возможности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно – нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма, через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно – нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формирование целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетенции;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно – деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом возрастных и индивидуальных способностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путем индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя их его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов: 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Творческая мастерская».
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
Учитывать разные мнения, стремится к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные ученые действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приемов художественно – творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомится с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомится с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы.
Аппликация и моделирование.
Аппликации из природных материалов, из пуговиц, из салфеток, листьев и цветов, из птичьих перьев, объемные аппликации. Фигурки зверей из природных материалов. Объемные и плоскостные аппликации. Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Мозаика из ватных дисков и комочков, обрывных кусочков бумаги, многослойная аппликация. Объемные аппликации из гофрированной бумаги. Элементы квиллинга.
Работа с пластическими материалами.
Работа с пластиком. Работа с глиной, соленым тестом.
Формы и методы занятий.
Формы занятий: практические занятия, лекции, игры, конкурсы.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- коллективные (фронтальные, со всем составом);
- групповые (работа в группах, бригадах, парах);
- индивидуальные.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
- практический (выполнение работ по схеме).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы действия;
- -частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Формы подведения итогов реализации: проведение выставок работ учащихся.