СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Творческая мастерская"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися     5-6- х   классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Творческая мастерская"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №3

Володарского района Нижегородской области




ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

На Педагогическом совете Приказом МАОУ СШ№3

Протокол № 5 от 27.02.2018 г от 27.02.2018 №57/1

Директор__________ Е.И. Балашова











Рабочая программа внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

(общекультурное направление)

Возраст детей: 5-6 класс

Срок реализации: 1 год




Программу составил:

Аладьина Е.Н., учитель математики









р.п. Ильиногорск

2018-2019 учебный год

Содержание


Титульный лист

Пояснительная записка

Общая характеристика курса

Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные результаты)

Содержание курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» с указанием форм организации и видов деятельности.

Тематическое планирование по курсу «Творческая мастерская». 5-6 класс. 2 часа в неделю.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса



















1. Пояснительная записка

­ Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5-6- х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования.


Цель данной программы – раскрытие и развитие потенциальных художественных способностей ребенка, эстетического вкуса, удовлетворение потребностей детей в практической деятельности, адаптированной к социуму, осуществляемой по законам красоты; воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи программы:

  • формировать представления о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что все необходимое для жизни, деятельности отдыха человека создается трудом самого же человека – «один для всех и большинство работают для одного»

  • расширять и обогащать практический опыт детей;

  • воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности;

  • формировать способы познания окружающего через изучение конструкций изделий, основных свойств материалов, принципов действия инструментов;

  • формировать практические умения в процессе обучения и воспитывать привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;

  • воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность, формировать потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять трудовые задания между собой;

  • формирование любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической, развитие фантазии, воображения, творческого и художественного мышления;

  • формировать у обучающихся эмоционально- ценностного отношения к явлениям действительности;

  • формировать художественно-образное мышление как основы развития творческой личности;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа репродуктивного и творческого характера, проектный.

В основе реализации содержательной части программы заложен принцип деятельностного подхода. Полученные знания, умения и  навыки имеют широкую практическую направленность, применимы в жизни, развивают и воспитывают личность  ребенка, в дальнейшем могут способствовать самоопределению в выборе будущей профессии.  

Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и пониманию чувства красоты и гармонии.

Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. На данный момент эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные вручную, украшающие интерьер жилища изделия пользуются большим спросом.

Требования гуманизации школьного образования выдвигают на первый план в трудовом обучении школьников вопросы, связанные с формированием культуры личности ребенка во всех проявлениях: культура труда, общения, мышления, потребностей и т.д. Приобретение навыков культуры труда обучающихся – одно из основных требований программы кружка «Творческая мастерская». Культура труда проявляется в том, как обучающийся готовит рабочее место, соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего занятия, правильно пользуется инструментами, с учетом правил безопасности работы ими, экономно и рационально расходует материалы и время при изготовлении изделия, обеспечивает качество выполняемой работы: правильно и точно размечает детали изделия, эстетично оформляет изделие и т.п. Кружок «Творческая мастерская» имеет большие возможности для воспитания и развития таких личностных качеств ребенка, как: честность, ответственность, аккуратность, точность, бережливость, целеустремленность, терпеливость, настойчивость, осознанность, сообразительность, смекалка, ловкость, сноровка, чувство уверенности в своих силах, способность и убежденность в необходимости трудиться. В системе обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в трудовой деятельности закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых. Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

Создание же самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навыки общественно полезного труда. Занятия в данном кружке могут способствовать ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание. Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед кружком «Творческая мастерская».

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.


2. Общая характеристика кружка «Творческая мастерская»

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Творческая мастерская» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.

Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа кружка предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.

Характеристика обучающихся кружка «Творческая мастерская»

В кружке «Творческая мастерская» обучается 12 учащихся.

В кружке много активных учащихся. В центре, как правило, девочки, обладающие привлекательными для всех умениями или интересами.

Большая часть учащихся проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.

 Дети очень самостоятельны (могут самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности), требовательны как к себе, так и к остальным. Всегда пытаются помочь друг другу во внеучебной деятельности. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание. При работе в группах поручения распределяются между всеми учащимися. Самым ответственным учащимся поручаются наиболее сложные дела, т.е. дела распределяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

3. Описание места кружка «Творческая мастерская» в учебном плане

Программа кружка рассчитана на 2 занятия в неделю из расчета 40 минут одно занятие.

Занятия в кружке рассчитаны на 1 год обучения.

Программа кружка «Творческая мастерская» предусматривает учебную нагрузку в объеме 68 часов в год


4. Личностные, метапредметные результаты освоения кружка «Творческая мастерская»


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий кружка «Творческая мастерская»:

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения

художественно-творческой задачи с использованием учебной и

дополнительной литературы в открытом информационном пространстве,

в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать

умозаключения и выводы.




Ожидаемые результаты

В конце изучения курса «Творческая мастерская» обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Организация рабочего места


Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий. Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.

Материалы и инструменты

* Бисер различного размера и качества;

* Фетр, застежки для брошек;

* Стеклярус разной длины;

* Леска и резинка для плетения браслетов;

* Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре;

* Нитки мулине;

* Горячий Клей;

* Ножницы для бумаги и ниток.








  1. Содержание кружка «Творческая мастерская»

Содержание программы


1.Вводное занятие (1 ч.)

Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.


2. Основы цветоведения, способы плетения (7 ч.)

Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.


3. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. (59 ч.)

3.1.Основные приемы плетения

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов

3.2. Плоские и объемные фигурки животных

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

Плоские фигурки: паучок, змейка, сороконожка, рыбка, стрекоза, бабочка.

Объемные фигурки: ящерица, крокодил, божья коровка, мышонок.

3.3 .Цветы из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

Букет подснежников, незабудок, ромашки, колокольчик, мак, фиалки, флоксы.

3.4.Миниатюрные деревья

Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное. Комбинирование приемов. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.

3.5.Браслеты из бисера

Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Цепочка-веночек, цепочка- восьмерка, односторонняя цепочка с петельками, двусторонняя цепочка с петельками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Изготовление браслетов и различных украшений.

3.6.Сочетание бисера и пайеток в работах

Теоретические сведения. Виды пайеток. Основные приемы плетения: плоская полоса, выпуклая полоса, полоса с бисерным швом. Демонстрация изделий.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка и оформление изделий.

3.7.Изготовление коллективных выставочных работ


4. Зачетные занятия (1 ч.)

Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.


Приёмы и методы организации занятий кружка.

  • игра

  • труд

  • учение

  • общение

  • творчество

При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;

  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;

  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

  • связи теории с практикой

  • систематичности и последовательности;

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

  • доступности и посильности;

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;

  3. специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с бисером.

Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.


Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

  • свободного выбора.

Ожидаемые результаты


По окончании 1 года обучения учащиеся знают:

- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка, алебастр);

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки);

- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.


По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:

- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

- под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;











Календарно-тематическое планирование

Название тем, разделов

Количество часов

Дата

всего

теория

практика



Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-



Итого:

1





Раздел 1.Ознакомление с искусством бисероплетения.





1

Основы цветоведения. Цветовая гамма.

1

-

1


2

Основные способы плетения.

1

-

1


3

Способы параллельного и спаренного плетения.

1

-

1


4

Способ плетения «коралл»

1

-

1


5

Способ плетения «скрутка»

1

-

1


6

Способ плетения «низание дугами»

1

-

1


7

Способ плетения « низание петлями по кругу»

1

-

1



Итого:

7





Раздел 2. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения.





1

Плоские фигурки животных. Паучок.

2

1

1


2

Змейка

1

-

1


3

Сороконожка

1

-

1


4

Стрекоза

1

-

1


5

Рыбка

1

-

1


6

Бабочка

1

-

1


7

Объемные фигурки животных. Змейка.

2

1

1


8

Ящерица

1

-

1


9

Крокодил

2

-

2


10

Божья коровка

1

-

1


11

Мышонок

2

1

1


12

Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций.

3

1

2


13

Плетение лепестка по схеме

2

1

1


14

Варианты изменения формы листа. Составление схем.

2

1

1


15

Букет подснежников

2

-

2


16

Букет незабудок

2

-

2


17

Ромашки

2

-

2


18

Колокольчик

2

-

2


19

Мак

2

-

2


20

Фиалки

2

-

2


21

Флоксы

3

1

2


22

Композиции на проволоке

4

1

3


23

Панно из бисера

3

1

2


24

Плетение на леске

3

1

2


25

Браслеты из бисера

3

1

2


26

Миниатюрные деревья из бисера

3

1

2


27

Сочетание бисера и пайеток в работах.

2

1

1


28

Веточка вербы

1

-

1


29

Полевой цветок

1

-

1


30

Цветок гортензия

1

-

1


31

Изготовление коллективных выставочных работ

1

-

1



Итого:

59





Выставка работ

1

-

-



Итого:

1





Всего:

68












Тематическое планирование по курсу «Творческая мастерская». 5 – 6 класс. 2 часа в неделю.

занятия

Тема занятия

Вид деятельности. Техника выполнения

Предметные результаты, УУД

Дата занятия (планируемая)

Дата занятия (фактическая)

1 полугодие 5 – 6 класс (25 ч.)


1

Вводное занятие.

Знакомство с программой

Вводный инструктаж по технике

безопасности.

Работа над шаблонами.

Предметные результаты


Научится: Различным техникам бисероплетения, основам дизайна.


Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий.


Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Универсальные учебные действия

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; выбирать действие в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; осуществлять анализ информации; контролировать процесс деятельности; выделять группы существенных признаков объектов;

Коммуникативные: аргументировать свою позицию; обращаться за помощью к одноклассникам в процессе работы; проявлять активность во взаимодействии

Личностные результаты

Эстетические потребности; Уважительное отношение к культуре;

Уважительное отношение к иному мнению

Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Ценностное отношение к природному миру;

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы



6.09


2

Основы цветоведения. Цветовая гамма.

Работа над шаблонами.

6.09


3

Основные способы плетения.

Работа над шаблонами.

13.09


4

Способы параллельного и спаренного плетения.

Работа над шаблонами.

13.09


5

Способ плетения «коралл»

Работа над шаблонами.

20.09


6

Способ плетения «скрутка»

Работа над шаблонами.

20.09


7

Способ плетения «низание дугами»

Работа над шаблонами.

27.09


8

Способ плетения « низание петлями по кругу»

Работа над шаблонами.

27.09




9

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Плоские фигурки животных.

Работа над изделием.

4.10


10

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Плоские фигурки животных.

Работа над изделием.

4.10





11

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Змейка

Работа над изделием.

11.10


12

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Сороконожка.

Работа над изделием.

11.10


13

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Стрекоза.

Работа над изделием.

18.10


14

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Рыбка.

Работа над изделием.

18.10


15

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Бабочка

Работа над изделием.

25.10


16

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Объемные фигурки животных.

Получение теоретических знаний.

25.10


17

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Объемные фигурки животных

Работа над изделием.

8.11


18

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Ящерица

Работа над изделием.

8.11


19

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Крокодил.

Получение теоретических знаний.

15.11


20

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Крокодил.

Работа над изделием.

15.11


21

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Божья коровка.

Работа над изделием.


22.11


22

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Мышонок.

Получение теоретических знаний, изготовление шаблонов

22.11


23

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Мышонок.

Работа над изделием.

29.11


24

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Цветы из бисера.

Получение теоретических знаний.

29.11


25

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Цветы из бисера.

Изготовление шаблонов

6.12


26

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Цветы из бисера

Работа над изделием.

6.12


27

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Плетение лепестка по схеме.

Получение теоретических знаний.

13.12


28

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Плетение лепестка по схеме.

Работа над изделием

13.12


29

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Варианты изменения формы листа.

Составление схем.

20.12


30

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Варианты изменения формы листа.

Работа над изделием

20.12


31

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Букет подснежников

Работа над изделием

10.01


32

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Букет подснежников

Работа над изделием

10.01


33

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Букет незабудок.

Работа над изделием

17.01


34

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Букет незабудок.

Работа над изделием

17.01


35

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Ромашки.

Работа над изделием

24.01


36

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Ромашки.

Работа над изделием

24.01


37

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Колокольчик.

Работа над изделием

31.01


38

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Колокольчик.

Работа над изделием

31.01


39

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Мак.

Работа над изделием

7.02


40

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Мак.

Работа над изделием

7.02


41

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Фиалки.

Работа над изделием

14.02


42

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Фиалки.

Работа над изделием

14.02


43

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Флоксы.

Получение теоретических знаний.

21.02


44

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Флоксы.

Составление схем.

21.02


45

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Флоксы.

Работа над изделием

28.02


46

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Композиции на проволоке.

Получение теоретических знаний.

28.02


47

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Композиции на проволоке.

Составление схем.

7.03


48

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Композиции на проволоке.

Работа над изделием

7.03


49

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Композиции на проволоке.

Работа над изделием

14.03


50

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Панно из бисера

Получение теоретических знаний.

14.03


51

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Панно из бисера

Составление схем.

21.03


52

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Панно из бисера

Работа над изделием

21.03


53

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Плетение на леске.

Получение теоретических знаний.

4.04


54

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Плетение на леске.

Составление схем.

4.04


55

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Плетение на леске.

Работа над изделием

11.04


56

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Браслеты из бисера.

Получение теоретических знаний.

11.04


57

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Браслеты из бисера.

Составление схем.

18.04


58

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Браслеты из бисера.

Работа над изделием

18.04


59

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Миниатюрные деревья из бисера.

Получение теоретических знаний.

25.04


60

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Миниатюрные деревья из бисера.

Составление схем.

25.04


61

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Миниатюрные деревья из бисера.

Работа над изделием

7.05


62

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Сочетание бисера и пайеток в работах.

Получение теоретических знаний.

7.05


63

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Сочетание бисера и пайеток в работах.

Работа над изделием

16.05


64

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Веточка вербы.

Работа над изделием

16.05


65

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Полевой цветок

Работа над изделием

23.05


66

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Цветок гортензия

Работа над изделием

23.05


67

Изготовление коллективных выставочных работ

Работа над изделием.

30.05


68

Выставка работ

Защита проектных работ

30.05


Методическое обеспечение образовательной программы включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся , на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);

  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.























Приложения

1.Анкета « Нравится ли мне кружок»


Цель – узнать отношение учащихся к кружку

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать утверждение и оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Утверждения:

1. Я иду на кружок с радостью.

2. На кружке у меня обычно хорошее настроение.

3. К руководителю и членам кружка обычно можно обратиться за помощью, советом.

4. Наш кружок – дружный коллектив.

5. На кружке я всегда могу свободно высказать своё мнение.

6. Мне дают задания, к выполнению которых я подхожу ответственно, в радостью, интересом.

7. Я стараюсь выполнять задания в срок.

8. Я считаю себя успешным

9. Когда я вырасту, мне пригодятся умения, полученные в кружке.


Обработка данных. Показателем удовлетворения учащихся деятельностью кружка (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же 2 больше У меньше 3, или У меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся деятельностью кружка.



2. Основные виды диагностики результата:


 Входной – проводится в начале обучения , определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребёнка (беседы, тесты);

 Текущий – провести на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

 Промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;

 Итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка

В результате реализации программы детьми должен быть достигнут определённый уровень овладения грамотой декоративно-прикладного искусства.


Воспитанники научаться работать с материалами и инструментами, знать специальную терминологию, иметь представление о видах декоративно-прикладного творчества.

Постепенно, благодарю формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности.


На занятиях, посвящённых народному творчеству обучающиеся получат представления о различных видах народного творчества, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.


Изделия и поделки декоративно-прикладного творчества учащихся будут использоваться и как выставочные экспоненты к тематическим выставкам:

 «Осенний марафон» (выставка в классе и школе)

 Итоговая выставка детского творчества учащихся (проходит каждый год )

И как подарки и сувениры, сделанные своими руками к праздникам:

 «День учителя» (к 5 октября)

 «Новый год» и «Рождество»

 «23 Февраля»

 «8 Марта»

 «Пасха»

 «День рождения» и т.д.

Работы ребят так же будут использоваться и как украшения кабинетов и рекреаций к различным праздникам.



3.Диагностика творческих способностей


Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить...».

Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения.

В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), - всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале.

Итак, вопросы пытливых малышей шире по тематике и глубже по содержанию, чем у сверстников. К пяти годам они пытаются искать ответы самостоятельно, наблюдая, пробуя экспериментировать. С пяти – шести лет возросший уровень познавательной активности позволяет ребёнку самому формулировать вопрос, проблему, обращая их уже не к другим, а к себе; поиск решений осуществляется планомерно и последовательно. К концу дошкольного возраста возможно появление стремления представить свои «открытия» другим – взрослым, детям.

В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности.

Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий, игр;

- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

Творчески одарённые дошкольники могут проявлять большой интерес к различным видам занятий и игр, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить – открыть, создать что-то новое. Как правило, такие дети с радостью и большой увлечённость занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией и за сведениями, как эту информацию получить. Такие дети целеустремлённы и настойчивы в осуществлении задуманного, их полностью поглощает сам процесс творчества.

На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж.Рензулли и Р.Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

3. Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;

4. Склонен к рискованным действиям;

5. Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

7. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

8. Нонконформист, не боится отличаться от других;

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию предметов.

Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка. Если при этом расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о раскрытии творческого потенциала ребёнка.

Комплексность, многогранность понятия творчества предполагает и комплексный подход к его диагностике. Выделение одной какой-либо характеристики или качества, а также использование одного какого-то диагностического метода недостаточно для объективной и точной оценки способностей ребёнка.

Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.

Особенности диагностики:

*Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.

*Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.

*Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.

*Игра, тренинги являются основными методами.

*Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.

*Снят лимит времени.

Основные показатели при диагностировании:

-Беглость.

-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему).

-Оригинальность (стандартный ответ или нет).

-Устойчивость интереса.

-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).

При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.

Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток.

4.Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.



Литература


1. Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. – М.: «Мартин» ,2013

2. Ликсо Н.Л. . Бисер. – Минск: Харвест, 2014

3. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-во Эксмо; СПб, 2017г.

4. Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2016

5. Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 2015 г.. М.

6. Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2014г..

7. Божко Л.А. « Бисер.Уроки мастерства».-М.,2016г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!