СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка -Резьба по дереву-

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка -Резьба по дереву-»


Государственное учреждение дополнительного образования

«Столинский районный центр детского творчества»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ЦДТ г.Столина

__________Л.Н. Леоновец

_______ 2018 г.





ПРОГРАММА

объединения по интересам

«Резьба по дереву»











Педагог дополнительного образования

Комаров Александр Юрьевич

Возраст учащихся: 10-15 лет






Пояснительная записка

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Технический профиль включает образовательные области (направления): техническое конструирование, техническое моделирование, художественно-техническое направление, предметно-техническое направление, профессионально-техническое направление и иные, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы детей и молодежи.

Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по техническому профилю.


Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества.


Задачи:

  • развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

  • удовлетворять образовательные потребности учащихся в сфере технического творчества, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий;

  • формировать политехническое мировоззрение и пространственное мышление, ценности научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности;

  • профессионально ориентировать учащихся на технические специальности;

  • укреплять физическое и нравственное здоровье учащихся;

  • формировать культуру использования свободного времени учащихся.

Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 и 3 часа.

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут


Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля является занятие (теоретическое и практическое).

В образовательном процессе при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.

В процессе практических занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.


Направление и вид деятельности

художественно-техническое направление: создание с помощью различных технических устройств, механизмов, приспособлений, приборов и оборудования художественных изделий или объектов духовной культуры;


Учебно-тематический план

п/п

Название дисциплин, разделов и тем

Всего

часов

Теория

часы

Практикачасы

1

Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий.

2

2


2

Основы материаловедения.

4

4


3

Виды резьбы по дереву.

2

2


4

Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия.

4

2

2

5

Материалы, инструменты и приспособления.

2

2


6

Технические приемы выпиливания орнамента.

8

1

7

7

Художественно- эстетическое выполнение

резьбы лобзиком.

8

1

7

8

Построение орнамента.

4

1

3

9

Сборочные и отделочные работы.

6

1

5

10

Работа над конструкцией изделия.

6

1

5

11

Отделка изделия.

4

1

3

12

Изготовление изделия.

20


20

13

Геометрическая резьба по дереву.

2

2


14

Материалы, инструменты и приспособления для геометрической резьбы.

2

2


15

Технические приемы выполнения геометрической резьбы.

8

1

7

16

Художественно- эстетическое выполнение

геометрической резьбы.

8

1

7

17

Построение орнамента.

4

1

3

18

Сборочные и отделочные работы.

6

1

5

19

Работа над конструкцией изделия.

6

1

5

20

Отделка изделия.

4

1

3

21

Изготовление изделия.

12


12

22

Контурная резьба.

2

2


23

Технические приемы вырезания орнамента.

8

1

7

24

Художественно- эстетическое выполнение контурной резьбы.

8

1

7

25

Построение орнамента.

4

1

3

26

Сборочные и отделочные работы.

6

1

5

27

Работа над конструкцией изделия.

6

1

5

28

Отделка изделия.

4

1

3

29

Изготовление изделия.

20


20


Итого

180

36

144


СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА


Вводное занятие.

Руководитель знакомится с детьми, беседует о том, чем они любят заниматься, что умеют, знают. Во время беседы выясняется, любят ли дети трудиться, какие трудовые поручения выполняют в семье. Показывает образцы изделий, какие имеются в мастерской. Проводит инструктаж по технике безопасности. Внутренний распорядок; выбор органов самоуправления; распределение рабочих мест.

Основы материаловедения.

Древесина, используемая для художественных работ. Классификация хвойных и лиственных деревьев. Породы древесины, свойства

( механические, физические обуславливающие широкий спектр применения) Цвет древесины; причины разного рода цвета древесины; обработанная поверхность древесины до покрытия её лаком; необработанная древесина. Уход за древесным материалом.

Виды резьбы по дереву.

Народные художественные традиции, Виды и особенности резьбы.

Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия.

Выпиливание лобзиком – вид художественной обработки древесины. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов.

Материалы, инструменты и приспособления.

Традиционные материалы ( фанера, шпон, древесина). Нетрадиционные материалы (металл, кость). Основные инструменты- ручной лобзик, лучковая пила, пилки, шило, нож, надфили. Приспособления для выпиливания; для шлифования; для склеивания, дрель -для просверливания отверстий и протягивания пилок лобзика. Ознакомление с инструментами и заточкой инструментов.

Технические приемы выпиливания орнамента.

Виды орнамента, применяемые в работе лобзиком. Фурнитура, конструкция, форма изделия.Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет.

Художественно- эстетическое выполнение лобзиком.

Назначение и виды орнамента. -симметрия; -орнаментальные розетты и полосы;-сетчатый орнамент.

Построение орнамента.

Перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.-Плоские и объёмные изделия; -изделия округлённой формы; -изделия со сложным орнаментом

Сборочные и отделочные работы.

Способы соединения деталей. Отделочные работы: облицование, циклевание, шлифование, Тонирование древесины. Виды лаков, Технология тонирования деревянной поверхности. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами. Зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

Работа над конструкцией изделия.

Плоские и объёмные изделия; -изделия округлённой формы; -изделия со сложным орнаментом. Сборка корзиночки для конфет.

Отделка изделия.

Отделочные материалы; -нетрадиционные материалы; -облицовывание шпоном;

-циклование и шлифование;- устранение дефектов; -прозрачная отделка.

Изготовление изделия.

Выбор тематики работ, общественно-полезная направленность изделия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу. Выпиливание работ по внутреннему и внешнему контуру. Отделка, штриховка, склеивание деталей, лакирование. Оформление выставки работ в школе.

Геометрическая резьба по дереву.

Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения. -история возникновения и развития; -особенности; -элементы геометрической резьбы; -сочетание различных элементов; -материалы, инструменты; -способы выполнения резьбы; -безопасность труда при работе. Освоение приёмов выполнения геометрической резьбы. -Подготовка к резьбе; -резьба прямых выемок. -резьба трёхгранных выемок, -выполнение скобчатых порезок (лунок). Технико-технологические сведения. Сочетание треугольников: -с прямыми и кривыми сторонами; -со сторонами разной длины; -с миндалевидными углублениями; - безопасность труда при резьбе.

Контурная резьба.

Технология выполнения контурной резьбы. Технико-технологические сведения -своеобразие резьбы; -особенности композиции орнаментов; -подготовка изделия к резьбе. Выполнение орнамента контурной резьбой.


Список литературы для педагога:

1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков
/ В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.

2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М.: Лесная промышленность, 1981.

3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.
М.: Просвещение, 1981.

4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.М.: Высшая школа, 1978.

5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. М., 1977

6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе


Список рекомендуемой литературы для учащихся:

  1. Прекрасное своими руками / Сост. С. С. Газарян.- М.: Детская литература 1980.

  2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок. М.: Физкультура и спорт, 1978.

  3. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт. Л.: Судостроение, 1982.

  4. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983.

  5. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1983.

  6. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М 1981.'

  7. Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. М., 1984.

  8. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.М.,1983

  9. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. М., 1987.

  10. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002

  11. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!