Государственное учреждение дополнительного образования «Столинский районный центр детского творчества» | | УТВЕРЖДАЮ Директор ЦДТ г.Столина __________Л.Н. Леоновец _______ 2018 г. | ПРОГРАММА объединения по интересам «Резьба по дереву» Педагог дополнительного образования Комаров Александр Юрьевич Возраст учащихся: 10-15 лет Пояснительная записка Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Технический профиль включает образовательные области (направления): техническое конструирование, техническое моделирование, художественно-техническое направление, предметно-техническое направление, профессионально-техническое направление и иные, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы детей и молодежи. Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по техническому профилю. Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества. Задачи: развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству; удовлетворять образовательные потребности учащихся в сфере технического творчества, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий; формировать политехническое мировоззрение и пространственное мышление, ценности научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности; профессионально ориентировать учащихся на технические специальности; укреплять физическое и нравственное здоровье учащихся; формировать культуру использования свободного времени учащихся. Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 и 3 часа. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля является занятие (теоретическое и практическое). В образовательном процессе при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности. В процессе практических занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности. Направление и вид деятельности художественно-техническое направление: создание с помощью различных технических устройств, механизмов, приспособлений, приборов и оборудования художественных изделий или объектов духовной культуры; Учебно-тематический план №п/п | Название дисциплин, разделов и тем | Всего часов | Теория часы | Практикачасы | 1 | Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий. | 2 | 2 | | 2 | Основы материаловедения. | 4 | 4 | | 3 | Виды резьбы по дереву. | 2 | 2 | | 4 | Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия. | 4 | 2 | 2 | 5 | Материалы, инструменты и приспособления. | 2 | 2 | | 6 | Технические приемы выпиливания орнамента. | 8 | 1 | 7 | 7 | Художественно- эстетическое выполнение резьбы лобзиком. | 8 | 1 | 7 | 8 | Построение орнамента. | 4 | 1 | 3 | 9 | Сборочные и отделочные работы. | 6 | 1 | 5 | 10 | Работа над конструкцией изделия. | 6 | 1 | 5 | 11 | Отделка изделия. | 4 | 1 | 3 | 12 | Изготовление изделия. | 20 | | 20 | 13 | Геометрическая резьба по дереву. | 2 | 2 | | 14 | Материалы, инструменты и приспособления для геометрической резьбы. | 2 | 2 | | 15 | Технические приемы выполнения геометрической резьбы. | 8 | 1 | 7 | 16 | Художественно- эстетическое выполнение геометрической резьбы. | 8 | 1 | 7 | 17 | Построение орнамента. | 4 | 1 | 3 | 18 | Сборочные и отделочные работы. | 6 | 1 | 5 | 19 | Работа над конструкцией изделия. | 6 | 1 | 5 | 20 | Отделка изделия. | 4 | 1 | 3 | 21 | Изготовление изделия. | 12 | | 12 | 22 | Контурная резьба. | 2 | 2 | | 23 | Технические приемы вырезания орнамента. | 8 | 1 | 7 | 24 | Художественно- эстетическое выполнение контурной резьбы. | 8 | 1 | 7 | 25 | Построение орнамента. | 4 | 1 | 3 | 26 | Сборочные и отделочные работы. | 6 | 1 | 5 | 27 | Работа над конструкцией изделия. | 6 | 1 | 5 | 28 | Отделка изделия. | 4 | 1 | 3 | 29 | Изготовление изделия. | 20 | | 20 | | Итого | 180 | 36 | 144 | СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА Вводное занятие. Руководитель знакомится с детьми, беседует о том, чем они любят заниматься, что умеют, знают. Во время беседы выясняется, любят ли дети трудиться, какие трудовые поручения выполняют в семье. Показывает образцы изделий, какие имеются в мастерской. Проводит инструктаж по технике безопасности. Внутренний распорядок; выбор органов самоуправления; распределение рабочих мест. Основы материаловедения. Древесина, используемая для художественных работ. Классификация хвойных и лиственных деревьев. Породы древесины, свойства ( механические, физические обуславливающие широкий спектр применения) Цвет древесины; причины разного рода цвета древесины; обработанная поверхность древесины до покрытия её лаком; необработанная древесина. Уход за древесным материалом. Виды резьбы по дереву. Народные художественные традиции, Виды и особенности резьбы. Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия. Выпиливание лобзиком – вид художественной обработки древесины. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Материалы, инструменты и приспособления. Традиционные материалы ( фанера, шпон, древесина). Нетрадиционные материалы (металл, кость). Основные инструменты- ручной лобзик, лучковая пила, пилки, шило, нож, надфили. Приспособления для выпиливания; для шлифования; для склеивания, дрель -для просверливания отверстий и протягивания пилок лобзика. Ознакомление с инструментами и заточкой инструментов. Технические приемы выпиливания орнамента. Виды орнамента, применяемые в работе лобзиком. Фурнитура, конструкция, форма изделия.Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет. Художественно- эстетическое выполнение лобзиком. Назначение и виды орнамента. -симметрия; -орнаментальные розетты и полосы;-сетчатый орнамент. Построение орнамента. Перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.-Плоские и объёмные изделия; -изделия округлённой формы; -изделия со сложным орнаментом Сборочные и отделочные работы. Способы соединения деталей. Отделочные работы: облицование, циклевание, шлифование, Тонирование древесины. Виды лаков, Технология тонирования деревянной поверхности. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами. Зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки Работа над конструкцией изделия. Плоские и объёмные изделия; -изделия округлённой формы; -изделия со сложным орнаментом. Сборка корзиночки для конфет. Отделка изделия. Отделочные материалы; -нетрадиционные материалы; -облицовывание шпоном; -циклование и шлифование;- устранение дефектов; -прозрачная отделка. Изготовление изделия. Выбор тематики работ, общественно-полезная направленность изделия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу. Выпиливание работ по внутреннему и внешнему контуру. Отделка, штриховка, склеивание деталей, лакирование. Оформление выставки работ в школе. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения. -история возникновения и развития; -особенности; -элементы геометрической резьбы; -сочетание различных элементов; -материалы, инструменты; -способы выполнения резьбы; -безопасность труда при работе. Освоение приёмов выполнения геометрической резьбы. -Подготовка к резьбе; -резьба прямых выемок. -резьба трёхгранных выемок, -выполнение скобчатых порезок (лунок). Технико-технологические сведения. Сочетание треугольников: -с прямыми и кривыми сторонами; -со сторонами разной длины; -с миндалевидными углублениями; - безопасность труда при резьбе. Контурная резьба. Технология выполнения контурной резьбы. Технико-технологические сведения -своеобразие резьбы; -особенности композиции орнаментов; -подготовка изделия к резьбе. Выполнение орнамента контурной резьбой. Список литературы для педагога: 1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979. 2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву. М.: Лесная промышленность, 1981. 3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова. М.: Просвещение, 1981. 4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.М.: Высшая школа, 1978. 5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. М., 1977 6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе Список рекомендуемой литературы для учащихся: Прекрасное своими руками / Сост. С. С. Газарян.- М.: Детская литература 1980. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок. М.: Физкультура и спорт, 1978. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт. Л.: Судостроение, 1982. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1983. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М 1981.' Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. М., 1984. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.М.,1983 Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. М., 1987. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002 Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999 |