СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА КРУЖКА «Занимательная древесина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа кружка, цель которого - корректировка мелкой моторики, формирование более устойчивого внимания и воздействие на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности.

    Выпиливание лобзиком, выжигание, токарные работы, резьба по дереву ножом как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т.к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы.         Выпиливание, выжигание, резьба по дереву способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КРУЖКА «Занимательная древесина»»

Государственное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 9 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» с. Падинского Новоселицкого района.








ПРОГРАММА КРУЖКА


«Занимательная древесина»

(для учащихся 5,6,7 классов)













Руководитель

Лунин. А.В





2015-2016.год.



Выпиливание лобзиком, выжигание, резьба по дереву, токарные работы.

Пояснительная записка

Программа кружка, цель которого - корректировка мелкой моторики, формирование более устойчивого внимания и воздействие на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности.

Выпиливание лобзиком, выжигание, токарные работы, резьба по дереву ножом как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т.к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. Выпиливание, выжигание, резьба по дереву способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.



Основные направления и содержание деятельности

Для решения коррекционных задач предназначен самоконтроль качества и обучение анализу выполненной работы. С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность учащихся в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций. На формирование умения действовать самостоятельно, направлено и поэтапное сокращение помощи учителя в умственной и трудовой деятельности учеников. Объем помощи на конкретных уроках учитывает сложность заданий и индивидуального умения учащихся.

При обучении, в первую очередь учащихся первостепенное внимание придается правильности выполнения приемов труда. В дальнейшем темп работы и степень овладения трудовыми навыками нарастает. С этой целью организуются занятия практического повторения в кружках.

Самостоятельные и практические работы проводятся в конце каждой учебной четверти и служат динамике развития трудовых способностей, отработке навыков и умений. Изучение и анализ качества таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи коррекции присущих ему недостатков. Одним из основных путей повышения качества работы учащихся в соответствии с программами для специальных (коррекционных) школ УШ вида является создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиями имеющих товарный вид. Программа построена по операционно-комплексному принципу, когда учащиеся с приемами труда знакомятся предварительно при выполнении упражнений. Например, изготовление отверстий в заготовках. В дальнейшем эти приемы используются в комплексных практических работах.

На уроках даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах, о правилах и приемах безопасной работы. С учетом специфики состава обучаемых детей вопросы техники безопасности рассматриваются и повторяются многократно при изучении разных тем.

Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом уроке. Это прежде всего, обучение стандартным навыкам и нормативно одобренным приемам, обеспечивающим безопасный о производительный труд. Перечень приемов, рекомендованных программой, учитель может дополнять и изменять исходя из технологии характерной для изготовления конкретного изделия.

При составлении программы принято во внимание то, что, во- первых, учащиеся недостаточно глубоко знакомы с технологией выпиливания изделий лобзиком, и во-вторых, что они уже имеют ряд навыков, которые усвоены при обучении столярному делу. С другой стороны, материал ряда тем изучается в сокращенном варианте. Такими темами являются – виды столярных соединений, техника сверления отверстий, распиловка фанеры столярной ножовкой, характеристика используемых пиломатериалов.





Обучение по данной программе направлено на:

  • Развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий.

  • Контролировать ход работы.

  • Обучение стандартным приемам труда и привитие школьникам соответствующих навыков.

  • Воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде.







При условии выполнения программы учащиеся должны знать:



  • Устройство, назначение, правила работы выжигателя

  • Правила техники безопасной работы с выжигателем

  • Устройство и применение лобзика и резака

  • Строение и свойства древесины

  • Материалы, используемые для резьбы

  • Основные виды столярных соединений

  • Основные виды резных орнаментов

  • Способы переноса изображения на заготовку

  • Способы заделки дефектов древесины

  • Способы отделки готовых изделий







Учащиеся должны уметь:



  • Организовать рабочее место

  • Безопасно пользоваться инструментами

  • Переносить изображение на заготовку для выжигания и резьбы

  • Правильно производить отделку готового рисунка

  • Использовать стандартные приемы резьбы

  • Исправлять дефекты материала и изделия

  • Правильно соединять детали готовых изделий

  • Использовать морилки, лаки, красители в соответствии с правилами техники безопасности

  • Анализировать качество работы и изделий





































Учебная программа

Учебно-тематический план и содержание разделов и тем.

ТЕМА

ВИД ЗАНЯТИЯ


КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДАТА

Вводное занятие.


Знакомство с кружковцами. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работ. Правила поведения в мастерской, правила работы с инструментами, оборудованием. Первичный инструктаж по технике безопасности

1


Выпиливание лобзиком сложных изделий из фанеры. Панно: «Белка сидящая на еле».


1. Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП.


2. Приспособления для выпиливания фанеры.


3. Заготовки фанеры для выпиливания.


4. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос на заготовку рисунка.


5. Стандартные приемы выпиливания по фанере.


6. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам.


7. Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделия: напильником.


8. Отделка выпиленных изделий.


9. Выбор образца изделия из фанеры.


10. Нанесение фигуры белки на подготовленную поверхность фанеры.


11. Выпиливание фанеры по контуру нанесенного рисунка белки.


12. Отделка рисунка после выпиливания напильником.


13. Покрытие лаком обработанного панно.


1



1


1


1



1


1



1



1


1


1


1


1


1
























Выжигание орнамента на декоративной разделочной доске.

1. Подбор материала для разделочной доски.


2. Строгание заготовки.


3.Нанесение контура разделочной доски на заготовку.


4. Выпиливание лобзиком по контуру на заготовке.


5.Шлифование кромок и пластей разделочной доски.


6.Нанесение растительного орнамента на разделочную доску.


7.Выжигание растительного орнамента.


8.Покрытие готовой разделочной доски лаком.

1


1


1


1


1


1


3


1









Резьба по

Дереву.

Панно: «Охотничьи

мотивы»

1. Коллективное изучение эскиза панно.


2.Подбор материала для панно.


3.Строгание досок для панно.

4. Склеивание строганных досок в щит.


5.Перевод рисунка на склеенный щит.


6.Выпиливание лобзиком переведенного рисунка панно.


7.Резьба рисунка панно.














8.Шлифование вырезанного панно.


9.Покрытие изделия лаком.


10.Шлифование ворсы после первого слоя лака изделия.


11. Покрытие изделия вторым слоем лаком.


1


1


1


1


1


1


10











1

1


1

1















Токарные работы.









Фигурный

подсвечник.



Фигурный бокал.





Декоративный

столик.

1. Изучение токарного станка.


2.Изучение приема работы на токарном станке.


3. Изучение заточки токарных стамесок.


4. Вытачивание круглой болванки на станке.


5. Вытачивание фигурной заготовки на станке.


6. Вытачивание фигурного подсвечника.


7. Покрытие готового изделия лаком.


8. Вытачивание внешнего диаметра бокала.


9. Внутренняя проточка бокала.


10. покрытие готового бокала лаком.


11. Вытачивание ножек на токарном станке.




12. Вытачивание четырех стяжек.




13. Вытачивание соединительной муфты.


14.Выпиливание из фанеры четырех опорных шайб.


15.Изготовление столешницы.


16.Строгание досок для склеивания в щит.


17.Склеивание щита для столешницы.


18.Крепление опорных шайб к ножкам с помощью

саморезов.


19.Соединение столешницы с ножками с помощью

опорной шайбы.


20.Шлифование изделия столика.


21.Покрытие готового столика лаком.

1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


4



4



1


1

1


1


1

1



1



1


1





























































Условия реализации программы

Для полноценной деятельности кружка при групповой форме занятий в школе создана и хорошо оснащена столярная мастерская. В классе, где занимаются учащиеся имеются верстаки, станки, приспособления и все необходимые инструменты, а также в полной мере укомплектована мастерская дидактическими и наглядными материалами и приспособлениями.



В столярной мастерской есть два участка:

  1. Участок верстаков.

  2. Участок станков.



Участок верстаков. Большую часть мастерской занимают столярные верстаки. Верстак- рабочее место столяра – это специальный стол для столярных работ, где во время работы находятся инструменты и материалы, нужные для занятия.

Участок станков. Здесь помещаются машины, станки и другое оборудование, облегчающее труд человека.

Хранят все необходимые инструменты и материалы в специальных шкафах, установленных в мастерской. В мастерской много опасных предметов, которые требуют правильного и умелого обращения. Поэтому здесь нужно строго соблюдать правила поведения. Учащиеся обязаны знать, строго и точно выполнять все правила и инструкции по безопасности труда и санитарной гигиене.

Количество учебных часов для учеников составляет 2 часа в неделю,70 часов в год. Программа предусматривает постепенное уменьшение помощи учащимся в умственных действиях и переход к более сложным видам ориентировки (от натурального предмета в сочетании с рисунком к графическому изображению объекта работ). Требования к развитию общетрудовых умений приводятся в темах программы, которые предполагают изготовление законченных изделий, то есть когда задача ориентировки в задании и планировании более сложна для учащихся. После того как учащиеся научатся выслушивать, повторять, запоминать простейшую характеристику объекта, осуществляется переход к следующему этапу обучения ориентировки в задании, когда анализ предмета проводится в групповой беседе.





Прогнозируемые результаты.

Задаваемый программой уровень теоретической и практической подготовки учащихся предусматривает самостоятельное выполнение производственных заданий. Программа предусматривает, помимо устного, широкое использование письменного инструктирования, а также предметных технологических карт. В процессе работы учащиеся без помощи учителя ориентируются в задании, планируют и контролируют правильность выполнения изделий.

Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях, прежде всего в формировании образа изготавливаемого объекта и планировании работы. Столярные изделия, изготовленные учащимися на творческом кружке будут показаны на выставках.



Список литературы

  1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 2.- М., 2000.

  2. Домовая резьба- Буриков В.Л., Власов З.Н.- М.,1998

  3. Технология обработки древесины 5-9 классы – Карабанов И.А.1998

  4. Мозаика и резьба по дереву.- Кирюхин А.В.- М.,1996

  5. Обработка древесины в школьных мастерских- Рихвк Э.В.,- 1984






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!