СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Резьба по дереву"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Резьба по дереву

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Резьба по дереву"»




Рабочая программа

внеурочной деятельности

Факультатив «Художественная обработка древесины»

7 класс

Разработана и реализуется в соответствие с ФГОС

Образования для детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями),

вариант I




Учитель первой квалификационной

категории

Рядский А.П.



с.Падинское

Новоселицкий район

2022-2023 уч.год




Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности факультатив по трудовому обучению «Художественная обработка древесины» составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью.

Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью и призвана оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Учитывая контингент обучающихся ГКОУ «С (к)ШИ №9 для детей-сирот» основными нормативными и правовыми основаниями для разработки рабочей программы по внеурочной деятельности факультатив «Художественная обработка древесины» (курса) класс- _7 являются:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599).

  3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

  4. Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации №181-ФЗ от 24 ноября 1995г. (с изменениями от 22.08.2004, №122-ФЗ)»;

  5. Федеральный закон от 01 декабря 2014г. №419 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

  6. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  8. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

  9. Письмо МинобрнаукиРоссии от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

  10. Письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. №ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  13. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

  14. Письмо министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, совместно с ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 08 июня 2016 г. № 04-20/5680 «Рекомендации по разработке и утверждению учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

  15. Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протоколот 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  16. Письмо Министерства Просвещения России от 18.07.2022 г. «Об актуализации рабочих программ воспитания»;

  17. Информационно-методическим письмом Министерства Просвещения России об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от 05 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;

  18. Лицензия № 4515 от 02 февраля 2016 г.;

  19. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа - интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

  20. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ "С(к)ШИ №9 для детей-сирот»";

  21. Учебный план, реализующий адаптированную основную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся, на 2022-2023 учебный год.

  22. Учебно-методический комплекс (УМК) на 2022/23 учебный год.

  23. Программа воспитания государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» с.Падинского на 2021/25 гг.









Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей-сирот» с. Падинского на 2022 – 2023 учебный год, утвержденным решением педагогического совета №1 от 31.08.22 г., согласованным Министерством образования Ставропольского края, факультатив «Художественная обработка древесины» относится к внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Курс внеурочной деятельности по трудовому обучению «Художественная обработка древесины» является дополнением уроков трудового обучения по столярному делу.

Актуальность этой программы состоит в том, что выполнение данного вида работ требует минимального использования инструмента - нож, стамеска, отходы древесины, а изделия из дерева с использованием разных видов резьбы пользуются спросом.

Занятия по данному факультативу позволяют сочетать обучение техническим операциям ручной и механической обработки древесины и влияют на эстетическое и трудовое воспитание обучающихся. Обучающиеся осваивают профессиональные приемы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных в Ставропольском крае древесных пород, приобретают знания в области стилизации и обобщения видимых предметов и явлений в декоративные формы и образцы. Освоение рельефной резьбы позволит обучающимся создавать изображения в любом жанре – от орнаментальных гирлянд до сложных портретных композиций.

Каждое практическое занятие начинается с инструктажа обучающихся, повторения правил техники безопасности, экономного расходования материалов, эффективного использования учебного времени.

Цель: формирование системы знаний и практических умений по обработке древесины и резьбе по дереву.

Задачи:

- научить обучающихся различным приемам работы с древесиной;

- овладеть приемами работы с основными инструментами по резьбе;

- развивать способность самостоятельно создавать изделия;

- воспитывать оценочное отношение обучающихся к своим работам и работам сверстников.

Программа факультативных занятий «Художественная обработка древесины» разработана для 7 класса, отвечает экономическим и социокультурным потребностям жизнедеятельности региона.

Программа составлена по концентрическому принципу и обеспечивает коррекционную направленность процесса обучения.

























Содержание факультатива «Художественная обработка древесины»



7класс (34 часа)


№ п/п

Тема

Кол-во часов

тема

раздел


1


2





3








4







Вводное занятие.

  1. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. План работы


Композиция растительного орнамента

1. Специфические черты рельефной резьбы и стадии ее выполнения.

2. Подготовка деревянной пластины.

3. Перевод рисунка.

4. Надрезание, подрезание контуров. Углубление фона.

5. Закругление и зачистка фона.

6. Шлифовка изделия. Отделка изделия лакокрасочными материалами.


Пластина или точеное изделие с декоративной композицией

1. Виды клеев. Выбор материала и учет ее текстуры

2. Виды отделки резных поверхностей.

3. Склеивание основы. Заделка трещин.

3. Точение декоративного блюда

4. Перенос рисунка

5. Подрезание контуров. Углубление и закругление фона.

6. Зачистка изделия.

7. Отделка изделия лакокрасочными материалами.



1



2

2

2

4

2

2



2

2

2

2

3

4

2

2



1


14








19











ИТОГО:

34



Требования к уровню знаний и умений обучающихся 8 класса:


обучающиеся должны знать:

- организацию рабочего места;

- правила ТБ при работе со столярными инструментами;

- технологию рельефной резьбы;

- особенности композиционного построения рельефной резьбы;

- отличия рисунка с натуры от рисунка с подготовительного рисунка для резьбы;

- стадии выполнения рельефной резьбы;

- виды клея для древесины;

- материалы с разной текстурой;

- виды отделки резных поверхностей;

- виды домовой резьбы;

обучающиеся должны уметь:

- организовать свое рабочее место;

- применять правила ТБ при работе со столярными инструментами;

- работать с инструментом, с электрооборудованием, на токарном станке;

- определять признаки различных древесных пород (прочность, раскалывание, твердость);

- различать рельефную резьбу;

- подготовить деревянную пластину под резьбу;

- переводить рисунок на материал;

- надрезать и подрезать контуры;

- углублять фон;

- склеивать основу под резьбу;

- точить декоративные блюда;

- выбирать сюжет рисунка;

- выполнять резной рельеф;

- обрабатывать изделие наждачной бумагой;

- применять технологию пропильной (сквозной) резьбы;

- отделывать элементы готовых изделий (морить, тонировать, окрашивать);

- выполнять столярную подготовку заготовок (разметку, пиление, строгание);

- наносить орнамент на поверхность заготовок;

- декорировать изделие в технике рельефной и пропильной резьбы.







Дата

урока

Тема

Тип урока

Уметь

Знать


1

Вводное занятие

Правила безопасной

работы в столярной

мастерской

Объяснение

нового

материала

Планы на четверть. Объекты труда.

Правила поведения в столярной мастерской.

Правила безопасной работы в столярной

мастерской

Знать Правила безопасной работы в

столярной мастерской


2

Инструменты и

материалы

Объяснение

нового

материала

Столярные инструменты. Их назначение.

Правила безопасной работы ими.

Пиломатериалы и древесные материалы.

Знать правила безопасной работы в

столярной мастерской


3

Вешалка для одежды

Объяснение

нового

материала

Составление плана работы. Требования к

качеству изделия

Знать план-порядок изготовления

вешалки

Уметь ориентироваться по образцу и

чертежу


4

Первичная

Обработка материала

Практическая

работа

Выбор материала (без сучков, трещин,

Дефектов древесины)

Знать правила безопасной работы при

пилении и строгании древесины


5

Разметка деталей

вешалки

Практическая

работа

Разметочный инструмент. Разметка по

линейке и по угольнику

Знать Т.Б. при разметке заготовок

Уметь выполнить раз метку по образцу

и чертежу

6


7

Выпиливание

Деталей вешалки

Практическая

работа

Продольное, поперечное пиление. Припуск

на обработку. Приспособление для пиления

Знать меры безопасной работы ручными

пилами

Уметь выполнять пиление по линиям

разметки

8


9

Обработка деталей

Практическая

работа

Строгание до линии разметки. Требования

к инструментам для строгания. Т.Б. при

строгании древесины

Знать. Т.Б. при строгании древесины

Уметь крепить заготовку в зажимах

верстака, выполнять строгание

заготовки

10


11

Зачистка деталей

вешалки

комбинирован

ный

Обработка деталей напильником. Зачистка

наждачной шкуркой

Знать правила безопасной работы при

зачистке деталей

12


13

Сборка и отделка

изделий

Практическая

работа

Столярный клей. Меры безопасности при

склеивании деталей. Скрепление деталей

гвоздями. Окраска изделий.

Знать Меры безопасности при

склеивании деталей

Уметь производить сборку изделия

14


15

Изготовление

Подставки дляобуви

комбинирован

ный

Разметка деталей по линейке и шаблону.

Выпиливание деталей

Знать правила безопасной работы при

пилении


16

Выпиливание и

обработка деталей

подставки для обуви.

Сборка изделия.

Практическая

работа

Сборка деталей на гвоздях и шурупах. Т.Б.

при сверлении отверстий

Знать правила безопасной работы при

сверлении, сборке изделия

17

18


19

Ящик для рассады.

Объяснение

Правила безопасной работы с

Знать правила безопасной работы с



Последовательность

нового

инструментом. Последовательность

инструментом, егоустройство. Знать



изготовления.

материала

изготовления ящика. Отбор и обработка

Последовательность изготовления





материала.

ящика. Способы обработки материала.


20

Обработка

Практическая

. Отбор и обработка материала.

Знать правила безопасной работы. Знать


21

материала.

работа


Способы обработки материала.


22

Разметка деталей

Практическая

Разметка деталей корпуса прибора, мест

Знать разметочный инструмент, Т.Б.


23

24

ящика.

работа

сверления.

При выполнении разметки. Уметь






Выполнить разметку деталей


25

Выпиливание

Практическая

Выпиливание деталей прибора. Строгание

Знать правила безопасной работы при


26

Деталей ящика.

работа

до линии разметки. Сверление отверстий

Выполнении столярных работ


27






28

Сборкаи зделия

Практическая

Скрепление деталей прибора гвоздями и

Знать правила безопасной работы при


29


работа

шурупами

Сборке изделий


30

Зачистка и отделка

Практическая

Зачистка и отделка прибора

Знать правила безопасной работы при


31

32

изделия

работа


Зачистке изделий шкуркой и






напильником


33

Итоговое занятие

Комбинирова

Оценка качества работ. Сравнение с

Уметь оценитькачество изделия,


34


нный

образцом.

погрешности и дефекты в выполнении


Литература:




1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. Изд. «Культура и традиции», Москва, 2001г.



2. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. – М., 1994г.



3. Бузиков М., Потапов Г. Искусство резьбы по дереву. Учебное пособие. – М., 1998г.



4. Конев А. Ф. Резьба по дереву. М., 2000г.



5. Рыженко В.И. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. - М.: Издательство Оникс, 2007 год.



6. Хворостов А. С. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. Учебно- метод. пособие. – М., 2002г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!