Рабочая программа
внеурочной деятельности
Факультатив «Художественная обработка древесины»
7 класс
Разработана и реализуется в соответствие с ФГОС
Образования для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант I
Учитель первой квалификационной
категории
Рядский А.П.
с.Падинское
Новоселицкий район
2022-2023 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности факультатив по трудовому обучению «Художественная обработка древесины» составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью и призвана оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Учитывая контингент обучающихся ГКОУ «С (к)ШИ №9 для детей-сирот» основными нормативными и правовыми основаниями для разработки рабочей программы по внеурочной деятельности факультатив «Художественная обработка древесины» (курса) класс- _7 являются:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации №181-ФЗ от 24 ноября 1995г. (с изменениями от 22.08.2004, №122-ФЗ)»;
Федеральный закон от 01 декабря 2014г. №419 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Письмо МинобрнаукиРоссии от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Письмо Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. №ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Письмо министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, совместно с ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 08 июня 2016 г. № 04-20/5680 «Рекомендации по разработке и утверждению учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протоколот 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Письмо Министерства Просвещения России от 18.07.2022 г. «Об актуализации рабочих программ воспитания»;
Информационно-методическим письмом Министерства Просвещения России об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от 05 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;
Лицензия № 4515 от 02 февраля 2016 г.;
Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа - интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ "С(к)ШИ №9 для детей-сирот»";
Учебный план, реализующий адаптированную основную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся, на 2022-2023 учебный год.
Учебно-методический комплекс (УМК) на 2022/23 учебный год.
Программа воспитания государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» с.Падинского на 2021/25 гг.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей-сирот» с. Падинского на 2022 – 2023 учебный год, утвержденным решением педагогического совета №1 от 31.08.22 г., согласованным Министерством образования Ставропольского края, факультатив «Художественная обработка древесины» относится к внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Курс внеурочной деятельности по трудовому обучению «Художественная обработка древесины» является дополнением уроков трудового обучения по столярному делу.
Актуальность этой программы состоит в том, что выполнение данного вида работ требует минимального использования инструмента - нож, стамеска, отходы древесины, а изделия из дерева с использованием разных видов резьбы пользуются спросом.
Занятия по данному факультативу позволяют сочетать обучение техническим операциям ручной и механической обработки древесины и влияют на эстетическое и трудовое воспитание обучающихся. Обучающиеся осваивают профессиональные приемы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных в Ставропольском крае древесных пород, приобретают знания в области стилизации и обобщения видимых предметов и явлений в декоративные формы и образцы. Освоение рельефной резьбы позволит обучающимся создавать изображения в любом жанре – от орнаментальных гирлянд до сложных портретных композиций.
Каждое практическое занятие начинается с инструктажа обучающихся, повторения правил техники безопасности, экономного расходования материалов, эффективного использования учебного времени.
Цель: формирование системы знаний и практических умений по обработке древесины и резьбе по дереву.
Задачи:
- научить обучающихся различным приемам работы с древесиной;
- овладеть приемами работы с основными инструментами по резьбе;
- развивать способность самостоятельно создавать изделия;
- воспитывать оценочное отношение обучающихся к своим работам и работам сверстников.
Программа факультативных занятий «Художественная обработка древесины» разработана для 7 класса, отвечает экономическим и социокультурным потребностям жизнедеятельности региона.
Программа составлена по концентрическому принципу и обеспечивает коррекционную направленность процесса обучения.
Содержание факультатива «Художественная обработка древесины»
7класс (34 часа) |
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
тема | раздел |
1 2 3 4 | Вводное занятие. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. План работы Композиция растительного орнамента 1. Специфические черты рельефной резьбы и стадии ее выполнения. 2. Подготовка деревянной пластины. 3. Перевод рисунка. 4. Надрезание, подрезание контуров. Углубление фона. 5. Закругление и зачистка фона. 6. Шлифовка изделия. Отделка изделия лакокрасочными материалами. Пластина или точеное изделие с декоративной композицией 1. Виды клеев. Выбор материала и учет ее текстуры 2. Виды отделки резных поверхностей. 3. Склеивание основы. Заделка трещин. 3. Точение декоративного блюда 4. Перенос рисунка 5. Подрезание контуров. Углубление и закругление фона. 6. Зачистка изделия. 7. Отделка изделия лакокрасочными материалами. | 1 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 3 4 2 2 | 1 14 19 |
| ИТОГО: | 34 |
Требования к уровню знаний и умений обучающихся 8 класса:
обучающиеся должны знать:
- организацию рабочего места;
- правила ТБ при работе со столярными инструментами;
- технологию рельефной резьбы;
- особенности композиционного построения рельефной резьбы;
- отличия рисунка с натуры от рисунка с подготовительного рисунка для резьбы;
- стадии выполнения рельефной резьбы;
- виды клея для древесины;
- материалы с разной текстурой;
- виды отделки резных поверхностей;
- виды домовой резьбы;
обучающиеся должны уметь:
- организовать свое рабочее место;
- применять правила ТБ при работе со столярными инструментами;
- работать с инструментом, с электрооборудованием, на токарном станке;
- определять признаки различных древесных пород (прочность, раскалывание, твердость);
- различать рельефную резьбу;
- подготовить деревянную пластину под резьбу;
- переводить рисунок на материал;
- надрезать и подрезать контуры;
- углублять фон;
- склеивать основу под резьбу;
- точить декоративные блюда;
- выбирать сюжет рисунка;
- выполнять резной рельеф;
- обрабатывать изделие наждачной бумагой;
- применять технологию пропильной (сквозной) резьбы;
- отделывать элементы готовых изделий (морить, тонировать, окрашивать);
- выполнять столярную подготовку заготовок (разметку, пиление, строгание);
- наносить орнамент на поверхность заготовок;
- декорировать изделие в технике рельефной и пропильной резьбы.
Дата | № урока | Тема | Тип урока | Уметь | Знать |
| 1 | Вводное занятие Правила безопасной работы в столярной мастерской | Объяснение нового материала | Планы на четверть. Объекты труда. Правила поведения в столярной мастерской. Правила безопасной работы в столярной мастерской | Знать Правила безопасной работы в столярной мастерской |
| 2 | Инструменты и материалы | Объяснение нового материала | Столярные инструменты. Их назначение. Правила безопасной работы ими. Пиломатериалы и древесные материалы. | Знать правила безопасной работы в столярной мастерской |
| 3 | Вешалка для одежды | Объяснение нового материала | Составление плана работы. Требования к качеству изделия | Знать план-порядок изготовления вешалки Уметь ориентироваться по образцу и чертежу |
| 4 | Первичная Обработка материала | Практическая работа | Выбор материала (без сучков, трещин, Дефектов древесины) | Знать правила безопасной работы при пилении и строгании древесины |
| 5 | Разметка деталей вешалки | Практическая работа | Разметочный инструмент. Разметка по линейке и по угольнику | Знать Т.Б. при разметке заготовок Уметь выполнить раз метку по образцу и чертежу |
6 |
| 7 | Выпиливание Деталей вешалки | Практическая работа | Продольное, поперечное пиление. Припуск на обработку. Приспособление для пиления | Знать меры безопасной работы ручными пилами Уметь выполнять пиление по линиям разметки |
8 |
| 9 | Обработка деталей | Практическая работа | Строгание до линии разметки. Требования к инструментам для строгания. Т.Б. при строгании древесины | Знать. Т.Б. при строгании древесины Уметь крепить заготовку в зажимах верстака, выполнять строгание заготовки |
10 |
| 11 | Зачистка деталей вешалки | комбинирован ный | Обработка деталей напильником. Зачистка наждачной шкуркой | Знать правила безопасной работы при зачистке деталей |
12 |
| 13 | Сборка и отделка изделий | Практическая работа | Столярный клей. Меры безопасности при склеивании деталей. Скрепление деталей гвоздями. Окраска изделий. | Знать Меры безопасности при склеивании деталей Уметь производить сборку изделия |
14 |
| 15 | Изготовление Подставки дляобуви | комбинирован ный | Разметка деталей по линейке и шаблону. Выпиливание деталей | Знать правила безопасной работы при пилении |
| 16 | Выпиливание и обработка деталей подставки для обуви. Сборка изделия. | Практическая работа | Сборка деталей на гвоздях и шурупах. Т.Б. при сверлении отверстий | Знать правила безопасной работы при сверлении, сборке изделия |
17 |
18 |
| 19 | Ящик для рассады. | Объяснение | Правила безопасной работы с | Знать правила безопасной работы с |
| | Последовательность | нового | инструментом. Последовательность | инструментом, егоустройство. Знать |
| | изготовления. | материала | изготовления ящика. Отбор и обработка | Последовательность изготовления |
| | | | материала. | ящика. Способы обработки материала. |
| 20 | Обработка | Практическая | . Отбор и обработка материала. | Знать правила безопасной работы. Знать |
| 21 | материала. | работа | | Способы обработки материала. |
| 22 | Разметка деталей | Практическая | Разметка деталей корпуса прибора, мест | Знать разметочный инструмент, Т.Б. |
| 23 24 | ящика. | работа | сверления. | При выполнении разметки. Уметь |
| | | | | Выполнить разметку деталей |
| 25 | Выпиливание | Практическая | Выпиливание деталей прибора. Строгание | Знать правила безопасной работы при |
| 26 | Деталей ящика. | работа | до линии разметки. Сверление отверстий | Выполнении столярных работ |
| 27 | | | | |
| 28 | Сборкаи зделия | Практическая | Скрепление деталей прибора гвоздями и | Знать правила безопасной работы при |
| 29 | | работа | шурупами | Сборке изделий |
| 30 | Зачистка и отделка | Практическая | Зачистка и отделка прибора | Знать правила безопасной работы при |
| 31 32 | изделия | работа | | Зачистке изделий шкуркой и |
| | | | | напильником |
| 33 | Итоговое занятие | Комбинирова | Оценка качества работ. Сравнение с | Уметь оценитькачество изделия, |
| 34 | | нный | образцом. | погрешности и дефекты в выполнении |
Литература:
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. Изд. «Культура и традиции», Москва, 2001г.
2. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. – М., 1994г.
3. Бузиков М., Потапов Г. Искусство резьбы по дереву. Учебное пособие. – М., 1998г.
4. Конев А. Ф. Резьба по дереву. М., 2000г.
5. Рыженко В.И. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. - М.: Издательство Оникс, 2007 год.
6. Хворостов А. С. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. Учебно- метод. пособие. – М., 2002г.