ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа кружка «Мой дом – Россия» составлена на основе Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории России.
Задачи программы:
образовательные: позволит познакомить ребят с многонациональным составом населения города, с историей его возникновения и развития;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Улицы нашего города” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с интересными людьми, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования межпредметных связей с предметами история, изобразительное искусство, технология.
Особенностью организации кружка является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается
( лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа «Мой дом – Россия» рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа 1 занятие по 1 часу в неделю.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Ожидаемый результат.
Развитие у учащихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества — патриотизма, любви к родному краю, Родине. Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.
Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 5 КЛАССА ПРОГРАММЫ КУРСА
Обучающиеся должны научится:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
определять на карте границы и крупные города России;
рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
различать символы государства _ флаг, герб России
и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
уважительно относиться к русскому языку как языку
межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины;
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научно-популярную литературу;
анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
_ уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные и методические пособия:
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! — М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! — М.: «ВАКО», 2006.
Календарно-тематическое планирование кружка «Мой дом - Россия»
№ п/п занятия | Тема занятий | Количество часов | Примечание |
1 | Национальные символы России. | 1 | |
2 | Кто и как управляет нашей страной. | 1 | |
3 | 8 сентября - День Бородинского сражения. | 1 | |
4 | 21 сентября - Куликовская битва. | 1 | |
5 | 4 октября - День гражданской обороны. | 1 | |
6 | Москва – столица России. Кремль. | 1 | |
7 | Тульский край-моя малая Родина. | 1 | |
8 | Мой населенный пункт г. Донской. Символика. | 1 | |
9 | 4 ноября - День народного единства. | 1 | |
10 | 7 ноября - День Октябрьской революции 1917 года в России | 1 | |
11 | 15 ноября - Всероссийский день призывника | 1 | |
12 | 26 ноября - День матерей России | 1 | |
13 | 3 декабря - День Неизвестного солдата в России | 1 | |
14 | 5 декабря - День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой | 1 | |
15 | 10 декабря - День прав человека | 1 | |
16 | 12 декабря - День конституции Российской Федерации | 1 | |
17 | | 1 | |
18 | 27 января - День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда | 1 | |
19 | 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста | 1 | |
20 | 2 февраля - День воинской славы России — День победы в Сталинградской битве в 1943 году | 1 | |
21 | 10 февраля - День памяти А.С. Пушкина | 1 | |
22 | 15 февраля - День вывода советских войск из Афганистана | 1 | |
23 | 23 февраля - День защитника Отечества | 1 | |
24 | 8 марта - Международный женский день | 1 | |
25 | 15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей | 1 | |
26 | | 1 | |
27 | 20 марта - Всемирный день Земли | 1 | |
28 | 11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей | 1 | |
29 | 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики | 1 | |
30 | 18 апреля - День воинской славы России — Ледовое побоище | 1 | |
31 | 26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (Произошла авария на Чернобыльской АЭС) | 1 | |
32 | 9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне | 1 | |
33 | 24 мая - День святых Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры | 1 | |
34 | 1 июня - Международный день защиты детей | 1 | |