МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
директор школы зам. директора по УВР на заседании МО
Хамуева Л.А. Маскальцева И.Н. протокол № ____
«___»_______ 20__г «__» ________ 20__г. « __»________20 __г.
ПРОГРАММА элективного курса
«Подготовка к ОГЭ. География»
9 класс
Разработчик: Власова Е.Г.,
учитель географии,
I квалификационная категория
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 12).
2.Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования) по географии утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.
4. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.09.2008г. №1168.
5. Учебного плана МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 учебный год.
Программа по подготовки к государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников 9 классов по географии составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии.
Для реализации рабочей программы используются учебные пособия В.В. Барабанова «Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (М.: Интеллект-Центр, 2022), О.В. Чичериной, Ю.А. Соловьевой «География: большой сборник тематических заданий для подготовки к ОГЭ» (М.: АСТ, 2021). Часть вопросов географии России изучается на уроках географии в 9 классе с использованием учебника Дронова В.П., Рома В.Я. «География России. Население и хозяйство» (М.: Дрофа, 2019) УМК классической линии.
Целью данного курса является создание условий, обеспечивающих эффективную подготовку обучающихся к ОГЭ.
Задачи курса:
- систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 5 – 9 классов;
- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;
- обучение правилам оформления экзаменационных работ;
- повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий
Место предмета в учебном плане: Рабочая программа реализуется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы элективного курса по географии
в 9 классе
В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии в 2022 году, выпускник должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
-различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность:
- географические особенности природы материков и океанов;
- географию народов Земли;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
-приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Содержание учебного курса
Введение
Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.
1. Источники географической информации (5 часов)
Определение на карте расстояний, определение на карте направлений.
Знакомство со способами нахождения информации, необходимой для изучения разных территорий. Нахождение в разных источниках информации, необходимой для изучения географических объектов и явлений. Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами. Анализ разных источников данной информации.
Определение на карте географических координат объектов.
2. Природа Земли и человек (5 часов)
Изучение географических явлений и процессов в геосферах.
Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений
Объяснение существенных признаков географических объектов и явлений.
Изучение географических следствий движения Земли.
3. Материки, океаны, народы и страны (9 часов)
Изучение географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли. Изучение различий в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий. Знакомство с результатами выдающихся географических открытий и путешествий.
Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий Земли (таблиц, диаграмм (в том числе климатограмм), карт). Выявление на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирических зависимостей.
Изучение связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран.
4. Природопользование и геоэкология (4 часа)
Знакомство с природными и антропогенными причинами возникновения геоэкологических проблем.
Изучение мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Нахождение в разных источниках информации, необходимой для изучения экологических проблем.
5. География России (9 часов)
Знакомство со спецификой географического положения России, особенностей природы России.
Изучение особенностей основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов.
Примеры природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания.
Знакомство с особенностями населения России.
Определение поясного времени.
Обобщение (1 час)
Календарно-тематическое планирование
Наименование темы | Тема урока | Количество часов, отводимых на её освоение |
Введение | Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. | 2 |
Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. |
1. Источники географической информации | Определение на карте расстояний и направлений. | 5 |
Определение на карте расстояний и направлений. |
Определение на карте географических координат объектов. |
Знакомство со способами нахождения информации, необходимой для изучения разных территорий. |
Анализ источников географической информации |
2. Природа Земли и человек | Изучение географических явлений и процессов в геосферах. | 5 |
Изучение географических явлений и процессов в геосферах. |
Выделение существенных признаков географических объектов и явлений |
Объяснение существенных признаков географических объектов и явлений. |
Изучение географических следствий движения Земли. |
3. Материки, океаны, народы и страны | Изучение географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли. | 9 |
Изучение географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли. |
Изучение различий в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий. |
Знакомство с результатами выдающихся географических открытий и путешествий. |
Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий Земли: таблиц карт. |
Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий Земли: климатограммы. |
Анализ информации, необходимой для изучения разных территорий Земли: климатограммы.. |
Выявление на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирических зависимостей. |
Изучение связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран. |
4.Природопользование и геоэкология | Знакомство с природными и антропогенными причинами возникновения геоэкологических проблем | 4 |
Изучение мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений |
Изучение мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений |
Нахождение в разных источниках информации, необходимой для изучения экологических проблем. |
5. География России | Знакомство со спецификой географического положения России. | 9 |
Особенности природы России. |
Изучение особенностей основных отраслей хозяйства России |
Особенности природно-хозяйственных зон и районов России. |
Особенности природно-хозяйственных зон и районов России. |
Примеры природных ресурсов, их использования и охраны, |
Примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания. |
Знакомство с особенностями населения России |
Определение поясного времени |
Обобщение | Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. | 1 |
Список литературы:
Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. http://www.fipi.ru
Э.М.Амбарцумян, С.Е.Дюкова – ГИА-2021, экзамен в новой форме география,
АСТ – «Астрель», Москва 2020г.
География. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. 10 тренировочных вариантов по демоверсии на 2021 г.: учебно-методическое пособие/ А.Б. Эртель. – Ростов н/Д: Легион, 2022 г.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2018 г.
Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2018 г.
Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2021 г, 2022г.
ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред.Э.М. Амбарцумовой. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2021 г.
ОГЭ 2021. География. 9. класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания/ В.В. Барабанов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2021 г.
ОГЭ-2021. География: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/ О.В. Чичерина, Ю. А. Соовьева. – М.: Изд-во АСТ, 2021 г.
Атлас География 6 класс -М.: Роскартография, 2021 г. или другие издательства
Атлас. География материков и океанов. 7 класс.-М.: Роскартография, 2021 или другие издательства
Атласы по географии 8-9 класс.-М.: Роскартография, 2021 г. или другие издательства
Образовательные сайты:
http://www.prosv.ru
http://www.drofa.ru
http://www.center.fio.ru/som
http://www.internet-scool.ru
Сайты для онлайн-работы по ОГЭ:
http://gia.edu.ru/
https://neznaika.pro/oge/geo_oge
http://www.examen.ru/tests/oge-po-geografii-2021
http://www.egeigia.ru/all-gia/dokumenty-gia/2165-demoversii-oge-2021-gia-9-klass-fipi-skacha
http://mirege.ru/geographi
https://geo-oge.sdamgia.ru
http://spadilo.ru/oge-po-geografii
http://www.uchportal.ru/load/255
https://online-ege.ru/test/geography-oge
https://4oge.ru/geografija
http://gia-online.ru/tests/9
http://4ege.ru/geographi
Образовательные сайты по географии:
rgo.ru – «RGO.ru» географический портал Планета Земля - Раздел «Энциклопедия» - это «Малая географическая энциклопедия» (Физическая география, Страноведение, Экономическая география".
geo2000.nm.ru – «География» Описание сайта: «Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - географии. Здесь можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!»
georus.by.ru – «География России». Данные о каждом субъекте Российской Федерации. Сведения о регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и другое.
geo.historic.ru - географический on-line справочник «Страны мира». Сведения по всем странам мира. Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса.
geo-tur.narod.ru – «Гео-Тур» Сайт посвящен географии. На сайте представлены географические карты материков, стран, статистические данные и все, что связано с географией.