СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Поиск".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Поиск" предназначена для обучающихся 7-9 классов. Она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям ФГОС ООО. Погружает детей в проектирование, позволяет пробудить у них интерес к решению учебных и социальных задач.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Поиск".»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа № 41»



Рассмотрено: «Согласовано»

на заседании методического Зам. директора по ВР совета Ю.В. Пантелеева______

протокол №

от « » ______ 20 г. «_____»______20 г.



«Утверждаю»

Директор школы

Н.П. Седнева __________

Приказ №

«______»_________ 20…г.








ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Поиск»

ДЛЯ 8 КЛАССА




Возраст детей, на который рассчитана программа внеурочной деятельности 13 – 15 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Настоящее планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.



Общеинтеллектуальное направление:






2021 – 2022 учебный год





2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа внеурочной деятельности «ПОИСК» разработана с учетом требований ФГОС ООО, предназначена для учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы. Программа разработана на основе пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2012).

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах жизни, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность.

Одним из видов творческого отношения к возникающим проблемам является исследовательская деятельность. Находясь в ситуации поиска решений в исследовании, ребёнок начинает ориентироваться в выборе правильного пути в том или ином вопросе. В многогранной жизни такое умение просто необходимо каждому! Чем больше раз ребёнок будет оказываться в ситуации самостоятельного выбора, тем успешнее он будет реализован во взрослой жизни.

Цель программы:

  • работа с одаренными учащимися: развитие универсальных учебных действий; формирование познавательной творческой самостоятельности.


Задачи программы:

  • содействие профессиональному самоопределению учащихся;

  • создание условий для вовлечения в коллективную исследовательскую деятельность учащихся для их совместной работы;

  • познакомить учащихся с теорией и практикой организации проектной и научно-исследовательской деятельности в учебном процессе;

  • изучить основные понятия научно-исследовательской работы;

  • формировать у обучающихся исследовательского типа мышления.


Новизна, актуальность

Новизна программы внеурочной деятельности «ПОИСК» заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.


Отличительные особенности данной программы

Данная программа является исходной теоретической базой для последующей работы. Он включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 13-15 лет

На прохождение данной программы отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Программа осваивается в течение учебного года – 34 учебных недели в 7- 9 классах. состоит из отдельных модулей. Модули в классах могут повторяться.


Срок реализации программы: 1 год (2020-2021( учебный год)


Формы и режим занятий

Формы занятий:

  • индивидуальные

  • групповые.

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году: 16

Количество часов в неделю: 1

Общее количество часов в год: 34

Занятия проходят в понедельник


3. Тематическое планирование:


Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Тема. Раздел

Кол-во часов:

теория

Кол-во часов: практика

«От проблемы к цели» 3ч.

1.

Проблема как противоречие.

1


2.

Цель и требования.

1


3.

Планирование деятельности. Результат. Практика


1

«Основы логики: проведение анализа» 2ч.

4.

Умозаключение..

1


5

Анализ действий. Практика


1

«Основы логики: аргументация" 6 ч.

6

Доказательство.

1


7

Критика и опровержение.

1


8

Практическая деятельность учащихся. Практика


1

9

Дискуссия.

1


10

Практическая аргументация. Практика.


1

11

Формализованная дискуссия.

1


«Сам себе эксперт» 2 ч.

12

.Эксперт. Экспертиза.

1


13

Самооценка. Практика


1

«Анализ ресурсов» 5ч.

14

Ресурсы.

1


15

Изучение потребностей и поиск идеи.

1


16

Психологический барьер и его устранение.

1


17

Принцип «обратить вред в пользу». Практика


1

18

Методы выбора наилучшего решения

1


«Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью»2ч

19

Вопрос как элементарный технический инструмент опроса.

1


20

Анкетный опрос как метод сбора первичной информации Практика.


1

«Функциональная стилистика и коммуникация» 4ч.

21

Публицистический стиль.

1


22

Деловой стиль.

1


23

Художественный стиль.

1


24

Практика.


1

«Как работать в команде» 1ч.

25

Активное слушание. Работа в команде.. Практика


1

«Ведение дискуссии» 3ч.

26

Опровержение аргументации

1


27

Вопросы

1


28

Тренинг умения задавать вопросы. Практика


1

«Публичное выступление» 5ч.

29

Подготовительный этап.

1


30

Работа с текстом. Практика.


1

31

Работа с вопросами. Практика


1

32

Импровизированная речь

1


33

Невербальные средства выражения.

1


34

Промежуточная аттестация

(защита проектов) – 24 мая

1



Итого:

22 ч.

12ч


4. Результаты освоения программы :


Программа подготовит ученика, способного к следующему:

  • самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

  • осознанному профессиональному выбору с учетом своих интересов и способностей;

  • творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;

  • продолжению образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.


Формы предъявления результатов: выступления, учебно-исследовательские конференции.


Результаты сформулированы с учетом цели программы

Личностные:

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного исследования.


Метапредметные:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.

  • умение соотносить свои действия с конечным результатом, осуществлять самоконтроль;

  • владение основами самооценки;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать сходство, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Регулятивные универсальные учебные действия

  •  самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  •  выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

  • искать и находить способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск;

  •  критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;

  •  при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях;

  •  координировать и выполнять работу в условиях реального взаимодействия;

  •  развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


Предметные:

Учащийся научится:

  • планировать действия в соответствии с самостоятельно поставленными целями и задачами;

  • использовать традиционные и новые способы поиска решений проблем;

  • соотнесения цели и ситуации коммуникации с формой представления информации;

  • прогнозировать возможную реакцию аудитории на представляемый продукт и способ его преподнесения;

  • планировать действия (шаги) в соответствии с задачами;

  • выдвигать тезис и антитезис;

  • выдвижению и критике аргументов;

  • ведению дискуссии.

  • создавать процедуры групповой деятельности;

  • действовать для достижения консенсуса при конфликте интересов;

  • некоторым методам продуктивного группового взаимодействия;

  • выбору языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления;

  • импровизации

  • работе с различно настроенной аудиторией;

  • работе с вопросами различного типа;

  • групповому взаимодействию в процессе подготовки и проведения публичного выступления;

  • самопрезентации;

  • рефлексии себя как говорящего и слушающего.

  • созданию инструкций (алгоритмов деятельности);

Ученик получит возможность научиться:

  • выдвигать собственные идеи в процессе исследования

  • научно обосновывать свою точку зрения




5. Содержание программы:

Модуль «От проблемы к цели»

Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. Осознание Проблема как противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией.

Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Понятие результата.

Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Понятие результата.

Модуль «Основы логики: проведение анализа»

Умозаключение. Дедукция. Дедуктивные умозаключения. Индукция.

Практика проведения анализа.

Модуль «Основы логики: аргументация"

Доказательство.

Критика и опровержение. Практическая деятельность учащихся; упражнения на формулировку и анализ вопросов. Дискуссия. П равила ведения дискуссии.

Возможные источники заблуждений в практической аргументации.

Формализованная дискуссия.

Модуль «Сам себе эксперт»

Эксперт. Экспертиза.Самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны деятельности и их анализ.

Модуль «Анализ ресурсов»

Ресурсы как система. Системный анализ

Разработка нового ресурса. Изучение потребностей и поиск идеи.

Способы устранения психологических барьеров и генерации новых идей.

Принцип «обратить вред в пользу».

Методы выбора наилучшего решения.

Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью»

Вопрос как элементарный технический инструмент опроса.

Анкетный опрос как метод сбора первичной информации

Модуль «Функциональная стилистика и коммуникация»

Публицистический стиль.

Деловой стиль.

Художественный стиль.

Практика.

Модуль «Как работать в команде»

Виды взаимодействия в группе. Конфликт. Искусство разрешения конфликта.

Модуль «Ведение дискуссии»

Активное слушание. Опровержение аргументации

Вопросы. Тренинг умения задавать вопросы

Модуль «Публичное выступление»

Подготовительный этап. Работа с текстом.

Работа с вопросами. Импровизированная речь

Невербальные средства выражения.

Зачет.


Основные виды деятельности:

  • организация занятий, формы и методы исследовательской работы

  • планирование исследовательского проекта

  • индивидуальная интеллектуальная творческая деятельность.

  • выявлять интересующую проблему.

  • строить гипотезу.

  • проводить исследование, подтверждающее или опровергающее гипотезу.

  • оформлять проект, готовить его к защите.

  • презентация проектов к участию в школьном и городском Днях науки.

  • публичное представление исследовательских работ.

  • защищать исследовательскую работу.

  • проводить саморефлексию.

  • определять удовлетворенность занятием исследовательской деятельностью.

  • лаборатория интеллектуального исследования

  • определять этапы исследовательской деятельности.

  • изучать литературу по теме проекта, осуществлять сбор необходимых данных


6. Методическое обеспечение программы

  • Особенности подготовки детей к научно-практической конференции. Рекомендации

  • Обучающие семинары.


7. Список использованной литературы.

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

  2. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8—11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. — М.: Просвещение, 1994.

  3. Логика: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений, шк. и классов с углубленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, МИ. Панов и др. — М.: дрофа, 1995.

  4. Никольская И.Л., Семенов Е.Е.. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. Для учащихся 6-10 классов. - М.: Просвещение,1989.

Технические средства:

  • Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран








Рекомендации учителям по подготовке обучающихся

к научно-практической конференции.

Научно-практическая конференция – это усердная работа ученика. Она заключается в процессе сбора и обработки информации, ее последующего анализа и систематизации, а также, составлении проекта, который как можно шире и точнее дал ответ на интересующий вопрос по конкретной теме. При этом школьнику стоит соблюдать определенные правила, чтобы не допустить ошибок при подготовке проекта и выступления с докладом. Среди них:

Внимательность. Прежде всего, необходимо быть внимательным при изучении условий конференции, требований к конкурсной работе и так далее. Как говориться, часть ответа уже находится в самом вопросе. Поэтому, необходимо проявить бдительность. Это касается непосредственно и подготовки самой работы, и поиска информации, и подсчетов и выводов, а также составления устной защитной речи.

Четкость. Проект не должен вмещать «воду», а должен излагать все четко и, по сути. Все расчеты должны быть подтверждены теоретически и интерпретированы в выводы. Также, нужно следить за текстом, грамматикой, стилистикой и синтаксисом, не стоит использовать разговорную речь. Размер проекта должен соответствовать требованиям конференции, но не быть слишком большим.

Актуальность. Этот пункт касается, в основном, темы и проблематики проекта. Стоит выбирать темы, которые требуют ответа по мнению ученика. То есть, те вопросы, решение которых является актуальным и нужным для общества.

Спокойствие. Имеется в виду уже поведение на защите работы. При этом участник должен, уверено и спокойно себя вести, не нервничать. Для этого, предварительно следует выучить доклад, лучше прорепетировать его перед зеркалом или близкими и друзьями несколько раз. Устный доклад должен быть интересным. В нем нужно указать основные моменты работы. Важно «зацепить» слушателя, тогда положительный результат гарантирован.

Уверенность. Чтобы победить в конференции нужно быть уверенным в своих силах. Не стоит думать негативно и накручивать себя на проигрыш. Лучше заполнить свою голову позитивными утверждениями, тогда успех точно придет. Кроме самостоятельной работы ученика в подготовке важно участие его учителя, а также, родители. Задача учителей – помощь школьнику. Она заключается в советах и деление опытом. Помощь родителей – это, конечно же, поддержка. В первую очередь, именно родители формируют уверенность ребенка в себе, его веру в собственные силы и желание к самосовершенствованию.

Этапы работы с учащимися над проектом
1 . Подготовка к проведению научного исследования

Прежде всего, надо выбрать объект и предмет исследования. Выбрать и сформулировать тему. Правильно выбрать тему исследования – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Основным критерием при выборе темы исследовательской работы является научно-исследовательский и практический интерес. Это очень важно, потому что интерес должны проявлять обе стороны и научный руководитель, и учащийся.

1.Правила выбора темы:

- она должна быть интересна ребёнку и руководителю

-сформулирована узко

-выполнима самостоятельно

-оригинальна, необычна

-должна быть выполнена в короткий срок

-педагог тоже должен чувствовать себя исследователем

-в ходе работы не просто рассказать, а обучить этим сведениям других

2.Что указать во введении?:

-краткое изложение материала

-отметить содержание глав

-сформулировать проблемный вопрос

-обозначить гипотезу, предполагаемый результат

-сформулировать цели и задачи

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов: доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить, установить.

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: выявить, определить, установить, изучить, провести анализ и т.д.


3. Важно соблюдать этапы работы по выбранной теме:

-Актуализация проблемы (определение направления)

-Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти)

-Выбор темы исследования (как можно строже обозначить границы исследования)

-Выработка гипотез (реальные и нереальные, провокационные)

-Постановка целей и задач

-Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования)

-Анализ, обобщение, подготовка доклада


4. Требования к содержанию

-Актуальность (почему важно исследовать эту тему)

-Постановка проблемы (в чём выражается какое-либо противоречие, отсутствие информации, потребность в ней). Это затруднение, неопределённость.

-Разработанность исследуемой проблемы (обзор литературы)

-Цель – то, что предполагается получить по окончанию работы. Цель должна быть проверяема(!), конкретна, конечна. Это не может быть процесс, который развивается бесконечно. Нельзя ставить целью «изменение общественного мнения», «воспитания другого отношения к чему-либо»

-Задачи – то, что будет выполнять пошагово

5. Важно не путать понятия!:

-реферат - это изложение материала, основанный на учебном материале

-проект - «брошенный вперёд», т.е создание планируемого и задуманного объекта

-исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, вид познавательной деятельности. 

На конференции Вы представляете исследование!

6. Требования к работе:

-актуальность

-новизна (в том числе для самого ребёнка)

-степень разработанности темы

-значимость исследования

-композиция доклада

-чёткость и логичность изложения

-умение аргументировать свои выводы и отстаивать свою позицию

-библиографический список (использование в достаточном количестве монографий, цитат, ссылок)


2. Проведение научного исследования

При проведении научного исследования, в первую очередь, необходимо составить план исследования, изучить теоретический материал, познакомиться с основными понятиями и терминами, необходимыми для проведения исследования. Затем непосредственно исследование и анализ полученной информации, формулирование выводов.

3. Оформление научно-исследовательской работы

На этапе Оформления научно-исследовательской работы идёт подготовка работы согласно требованиям к оформлению работ конкретной конференции, подготовка текста выступления, презентаций с использованием мультимедийного проектора, написание тезисов.

4. Защита научно-исследовательской работы

Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть исследований, подкрепляя наглядным материалом. Докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, соблюдая при этом установленный регламент. Именно поэтому написанная учеником-исследователем работа и сообщение для выступления по ее содержанию – разные жанры, к которым нужно готовиться по-разному.



Выводы:
1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.

2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор. 
3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение. 
4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии. 
5. Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии. 
6. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание. 
7. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.

Таким образом, процесс формирования у учащихся навыков исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика. 



















.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!