СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа дополнительного образования «Поиск»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на обучение членов поисковых отрядов учреждений образования возрасте от 13 до 17 лет. Одногодичный курс с общей численностью 70 час.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования «Поиск»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района Давлекановский район РБ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по ВР: директор:

__________________ _________________

Е.В. Шаймарданова Г.Н. Шестопалова « »________2021 г. « » ________ 2021 г.






Образовательная программа дополнительного образования

«Поиск»

(туристско-краеведческая направленность)





Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 13-17 лет







Составила: Хабибуллина Гузель Газимовна,

учитель истории МОБУ СОШ №1












Давлеканово – 2021


I. Пояснительная записка


Данная программа рассчитана на учащихся, которые интересуются историей своей малой Родины, которым необходимо глубже и основательно изучить историю нашего края в годы войны. Такая кружковая работа необходима, потому что каждый должен знать историю своей малой родины, своего рода. Знание жизни предков важно для того, чтобы дети не теряли свои корни, гордились своими предками, земляками. Данная работа воспитывает в учениках чувство родины, уважение к народу, его истории и культуре.

Программа рассчитана на обучение членов поисковых отрядов учреждений образования, включающих в себя молодых людей от 13 до 17 лет. Одногодичный курс с общей численностью 70 час.

Программа включает в себя как теоретический материал, так и практические работы на местности, работу с документами, архивами, также предусмотрено выполнение творческих заданий. Учащиеся должны получить допуск к полевым работам, поэтому необходимы занятия по закреплению знаний и умений. Можно предложить варианты – в форме зачета или экзамена, или в форме участие в Вахте Памяти.

Поисковая работа – это не только исследования, изучение истории, непосредственно сам поиск и увековечение памяти погибших. Это еще физическое, трудовое воспитание, привитие навыков самообслуживания. Поэтому программа включает темы по туризму, оказанию первой медицинской помощи.

Данная программа носит региональный характер, ориентирована на историю родного края.

Учитывая специфику занятий в поисковом отряде, необходимо включать в программу мероприятия – участие в городских митингах, торжественных собраниях, благоустройство памятников, подготовка к экспонированию музейных реликвий и т.д.


Цели:

Цель программы – обучить методике и технологии поиска, воспитать осознанное отношение к этому виду деятельности, подготовить психологически молодых людей к выполнению специфической работы поисковика, воспитать потребность к изучению истории своего Отечества, способствовать формированию гражданской, активной жизненной позиции.


Задачи:

1. Развивающая:

- развитие индивидуальных способностей, специализированных навыков поисковика и исследователя у учащегося

- развитие памяти, логического и аналитического мышления, наблюдательности, культуры речи

- развитие навыков использования различных источников информации и знаний, умение их применять и использовать в практической деятельности

2. Образовательная:

- приобретение новых знаний по истории военного периода, краеведению, различным видам поисковой деятельности

- расширение кругозора, закрепление и углубление знаний и сопутствующих им навыков, умений, формирование общей культуры

- обучение с целью всестороннего развития личности

- побуждение к активному самообразованию с целью углубленного изучения материала, связанного с историей родного края и поисковой деятельностью

3. Воспитательная:

- воспитание патриотизма у учащихся на основе исторически значимой деятельности

- формирование активной гражданской позиции

- развитие коммуникабельности, привитие культуры общения, овладение правилами поведения в обществе

- формирование общей культуры


Ожидаемый результат:

- участие в поисковых, краеведческих мероприятиях школы, района и республики

- участие в Вахте Памяти


Программа обучения


Возраст обучающихся: 13-17 лет

Количество обучающихся в группе: 15 человек

Учебный период: 64

Количество занятий в неделю: 1

Количество часов в занятии: 2 часа


II. Учебно-тематический план


Наименование темы

Количество часов


всего

Форма аттестации/

контроля

теория

практика



1

Поисковый отряд – общественная организация

2


2

Беседа, рассказ.

2

Страницы истории поискового движения в России от 40-х до 90-х гг.

2


2

Беседа, рассказ

3

Поисковое движение сегодня

2


2

Беседа, рассказ

4

Поисковое движение в Башкирии

2


2

Беседа, рассказ

5

Нормативные документы о поисковой деятельности

2

2

4

Практическое обучение

6

Слагаемые поисковой работы

2


2

Практическое обучение

7

Поисковые архивные исследования

2

4

6

Практическое обучение

8

Формы работы с населением

2


2

Практическое обучение

9

Музейное дело

2


2

Практическое обучение

10

География войны

2

2

4

Практическое обучение

11

Основные сражения, крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны и поисковое движение в этих регионах

2

2

4

Практическое обучение

12

Без вести пропавшие

2

2

4

Практическое обучение

13

Методика поиска

2

6

8

Практическое обучение

14

Классификация захоронений

2


2

Практическое обучение

15

Правила эксгумации

2

4

6

Практическая работа

16

Работа с медальонами, личными вещами

2


2

Практическое обучение

17

Техника безопасности

2

2

4

Практическое обучение

18

Поиск и туризм

2

2

4

Практическое обучение

19

Вахта Памяти. Документация поискового отряда

2


2

Беседа, рассказ


Итого

38

26

64






Содержание программы


Тема

Содержание занятия, формы работы


Количество часов

1

Поисковый отряд – общественная организация

Вступительное занятие. Правовые основы общественной организации, изучение устава отряда, цели, задачи поискового движения. Права и обязанности поисковиков.

2

2

Страницы истории поискового движения в России от 40-х до 90-х гг.

Зарождение поискового движения. Роль энтузиастов-одиночек. Поисковые отряды-пионеры 60-х, 70-х гг.

2

3

Поисковое движение сегодня

Немного статистики о поисковом движении. Крупнейшие Межрегиональные поисковые объединения. Международная Ассоциация «Народная память о защитниках Отечества»

2

4

Поисковое движение в Башкирии

История зарождения и развития поискового движения в Башкирии. Знакомство с работой одного из отрядов республики – посещение поискового музея ВАУР

2

5

Нормативные документы о поисковой деятельности

Знакомство с законом РФ «Об увековечении и памяти погибших при защите Отечества», постановлений и законов, регламентирующих поисковую деятельность.

4

6

Слагаемые поисковой работы

Поиск – это история, работа в архиве, опрос населения, разведка, раскопки, захоронения, поиск родных без вести пропавших, работа с Книгой Памяти, музейное дело, уход за могилами и памятниками, пропаганда патриотических традиций и т.д.

2

7

Поисковые архивные исследования

Что является архивным документом. Архивы страны: ЦАМО, Военно-медицинский, Центральный военно-морской и т.д.

Изучение результатов поисковой работы в архиве поисковыми отрядами. Экскурсия в городской архив.

Работа с Интернет-ресурсами. ОБД Мемориал, Народ.ру, Солдат.ру и т.д.

6

8

Формы работы с населением

Этика, техника и тактика опроса населения. Способы избежания критических ситуаций в работе с населением.

2

9

Музейное дело

Понятие общественного музея. Что является музейным экспонатом. Документация и формы работы музея.

2

10

География войны

Понятия тыл, фронт, оккупированная территория. Деление страны в поиске на «тыловые» и «боевые» регионы. Линии фронта и обороны, боевые позиции. Сожженные деревни, концлагеря, партизанское движение и другие примеры оккупации. Работа с картой, архивными материалами.

4

11

Основные сражения, крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны и поисковое движение в этих регионах

Хроника Отечественной войны, основные события. Работа с атласами и картами, просмотр документальных фильмов о войне.

4

12

Без вести пропавшие

Определение понятия без вести пропавшего солдата. Статистика по Великой Отечественной войне. Судьбы семей без вести пропавших после войны. Увековечение памяти без вести пропавших в послевоенные годы. Просмотр фильма «Минута молчания».

Работа с «Книгой Памяти»

4

13

Методика поиска

Изучение рельефа местности, сопоставление с картами 40-х гг., привязка событий, изученных в архивах к местности. Технология поиска: шурф, полное вскрытие, обследование при помощи металлоискателя, щупа.

8

14

Классификация захоронений

Плановые воинские и госпитальные, боевые, санитарные, не захороненные («верховые»), мемориальные.

2

15

Правила эксгумации

Обоснование процесса эксгумации, основные требования к проведению эксгумационных работ, меры безопасности и соблюдение санитарных норм.

6

16

Работа с медальонами

Из истории введения солдатского медальона в Красной армии, виды медальонов в период Великой Отечественной войны, правила работы с медальонами и условия их хранения. Личные вещи, обмундирование, снаряжение иностранных военнослужащих.

2

17

Техника безопасности

ТБ при обнаружении взрывоопасных предметов.

Санитарные нормы жизни в полевых условиях и поисковой работы.

Школа выживания – поведение в экстремальных условиях.

Первая медицинская помощь.

4

18

Поиск и туризм

Работа с картами, компасом, ориентирование в лесу и незнакомой местности. Обучение туристическим навыкам (переправы, узлы, разведение костров, разбивка бивака и т.д.). Выездное занятие в лесу.

4

19

Вахта Памяти

Документация поискового отряда

Что такое «Вахта Памяти»? Категории «Вахт Памяти». Организация жизни и работы в полевом лагере. Распорядок жизни в лагере и режим работы.

Все формы документов (заявление, обязательство, протоколы эксгумации, листы опроса, акты захоронений, инструктажи, отчеты командиров, полевые дневники, летописи отрядов и т. д.).

2













Требования к уровню подготовки учащихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования исторической информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

  • формулирования и защиты собственной точки зрения с использованием правовых и моральных норм;

К концу года обучающиеся должны

знать:

- требования техники безопасности в поисковой деятельности

- общие подходы к организации и проведению поисковой работы

- основные приемы и средства оказания первой медицинской помощи

- правила приготовления пищи

- экологические требования к группе

- историю родного края

уметь:

- применять указанные знания на практике

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса

- выполнять общие обязанности участника похода

























Методическое обеспечение программы

Основные способы и формы работы.

Основными формами работы в творческом объединении является учебно-практическая деятельность.

На занятиях используются такие формы работы:

1. Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий):

- индивидуализированная, где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;

- индивидуализировано-групповая

2. Групповая

3. Парная, которая может быть представлена динамическими парами или парами сменного состава.

4. Коллективная, где действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, дает возможность проявить себя в общей деятельности, где есть взаимный контроль перед группой. Обучающиеся оказывают друг другу взаимную помощь и поддержку.

Интерес к изучаемому материалу значительно возрастает, если осознается его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.

В кружке целесообразно использовать такие педагогические технологии как:

- проблемное обучение, состоящее из проблемного изложения темы занятия. Проблемное обучение имеет большую ценность, так как механизм решения проблемных задач связан с регуляцией мыслительной, познавательной деятельности, активности восприятия материала, направлен на самостоятельное принятие решений, на формирование установки к мотивационной готовности, к выполнению познавательных действий.

- игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные, драматизации); ударение ставится на личностно-ориентированное обучение.

Применение в обучении такой организации учебного процесса, как:

1) индивидуализация;

2) дифференциация, которая включает следующие этапы:

- учет индивидуальных особенностей;

- группирование обучающихся на основе этих особенностей;

- вариативность учебного процесса в группе.

Учет таких дидактических принципов, как:

- гуманистической направленности, необходимости сочетания целей общества и личности, обеспечение связи с жизнью;

- культуросообразности (приобщение к современной культуре);

- наглядности;

- свободы выбора.

Проводятся такие виды занятий: комбинированные, проблемного изложения материала, получения и закрепления полученных знаний, обобщающие занятия.


Методы организации образовательного процесса

В кружке используются следующие методы организации образовательного процесса:

1. По признаку получения знаний:

- словесные (рассказ, беседа, дискуссия);

- наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц, методы демонстрации: показ объектов исследовательского труда);

- практические работы.

2. По способам организации деятельности:

- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний: книг, журналов, компьютера…

- проблемного изложения материала;

- эвристические (частично-поисковые задания);

- исследовательские (организация поисковой, творческой деятельности, творческие проекты).

3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:

- методы формирования познавательных интересов;

- методы формирования чувства долга.

4. Методы контроля и самоконтроля.

5. Методы формирования устойчивой мотивации:

- соревнования, создания ситуации успеха;

- познавательные игры;

- учебные дискуссии.
























Используемая литература

  1. Личные опознавательные знаки армий – участниц битвы за Кавказ. Методическое пособие. Краснодар. 2003

  2. Лапкина Н.А. Практические работы по географии и картографии. М. Просвещение, 1971 г.

  3. Руководство по поисковым и эксгумационным работам. /Ассоциация «Военные мемориала» - М. 1997

  4. Школа выживания. Уфа. 2002

  5. Юньев И.С. Беседы о краеведении. М.Знание, 1966 г.

  6. Основы безопасности в пешем походе. М. ЦРИБ Турист, 1983 г.

  7. Закон РФ «ОБ увековечении памяти погибших при защите Отечества»

  8. Уголовный Кодекс РФ 1997 г.

  9. Ивлев И. Военная археология. Архангельск – 1995.

  10. Взрывоопасные предметы фронтовых полей России. – Ростов-на-Дону: 1999.

  11. Основы медицинских знаний. /Под. Ред. М.И. Горелова. М.: Просвещение, 1991

  12. Сборник нормативных правовых документов и материалов по поисковой деятельности в системе образовательных учреждений РФ. М. 2001.

  13. Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, 1985

  14. Вестник школьного туризма и краеведения.

№ 3 июль-сентябрь 2001 года.

  1. Методические рекомендации в помощь руководителям туристических кружков и секций.- К.: 1985.

  2. Настольная книга учителя физической культуры, под редакцией Л.Б. Кофмана.

  3. Энциклопедия туризма, под редакцией Е. Тамм.

  4. Туризм в школе. Физкультура и спорт.

  5. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов.- М.: Профиздат, 1987

  6. Тыкул В. И. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Тыкул В. И.Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1990.


Рекомендуемая литература


  1. Кодыш Э.Н. Пешеходный туризм. Техника преодоления препятствий. М.: МосгорСЮТур, 1995

  2. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. – М.: Недра, 1982




Календарно -тематический план

работы детского объединения «Туристы-краеведы»

(2 часа в неделю, всего 64 часа)


месяц

число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

октябрь

2

11.00-11.35

11.50-12.25

Беседа, рассказ.

2

Поисковый отряд – общественная организация

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

2

октябрь

9


Беседа, рассказ.

2

Страницы истории поискового движения в России от 40-х до 90-х гг.

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

3

октябрь

16


Беседа, рассказ.

2

Поисковое движение сегодня

МОБУ СОШ № 1

Зачет

4

октябрь

23


Практическое обучение

2

Поисковое движение в Башкирии

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

5

октябрь

30


Практическое обучение

2

Нормативные документы о поисковой деятельности

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

6

ноябрь

6


Практическое обучение

2

Слагаемые поисковой работы

МОБУ СОШ № 1

Зачет

7

ноябрь

13


Беседа, рассказ.

2

Поисковые архивные исследования

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

8

ноябрь

20


Практическое обучение

2

Поисковые архивные исследования

МОБУ СОШ № 1

Зачет

9

ноябрь

27


Практическое обучение

2

Изучение результатов поисковой работы в архиве поисковыми отрядами. Экскурсия в городской архив.

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

10

декабрь

4


Практическое обучение

2

Работа с Интернет-ресурсами. ОБД Мемориал, Народ.ру, Солдат.ру и т.д

МОБУ СОШ № 1

Зачет

11

декабрь

11


Практическое обучение

2

Формы работы с населением

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

12

декабрь

18


Беседа, рассказ.

2

Музейное дело

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

13

декабрь

25


Беседа, рассказ.

2

География войны

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

14

январь

15


Практическая работа

2

География войны

МОБУ СОШ № 1

Зачет

15

январь

22


Практическая работа

2

Основные сражения, крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны и поисковое движение в этих регионах

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

16

январь

29


Практическая работа

2

Основные сражения, крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны и поисковое движение в этих регионах

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

17

февраль

5


Практическая работа

2

Без вести пропавшие

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

18

февраль

12


Практическая работа

2

Без вести пропавшие.

МОБУ СОШ № 1

Зачет

19

февраль

19


Практическое обучение

2

Методика поиска

МОБУ СОШ № 1

Зачет

20

февраль

26


Практическое обучение

2

Изучение рельефа местности, сопоставление с картами 40-х гг.

МОБУ СОШ № 1

Зачет

21

март

5


Практическое обучение

2

Технология поиска.

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

22

март

12


Практическое обучение

2

Технология поиска.

МОБУ СОШ № 1

Зачет

23

март

19


Беседа, рассказ.

2

Классификация захоронений

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

24

март

26


Беседа, рассказ.

2

Правила эксгумации

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

25

апрель

9


Практическое обучение

2

Правила эксгумации

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

26

апрель

16


Практическая работа

2

Правила эксгумации

МОБУ СОШ № 1

Зачет

27

апрель

23


Практическое обучение

2

Работа с медальонами

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

28

апрель

30


Практическое обучение

2

Техника безопасности

МОБУ СОШ № 1

Зачет

29

май

7


Практическое обучение

2

Первая медицинская помощь.

МОБУ СОШ № 1

Зачет

30

май

14


Практическое обучение

2

Работа с картами, компасом, ориентирование в лесу и незнакомой местности.

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

31

май

21


Практическое обучение

2

Обучение туристическим навыкам (переправы, узлы, разведение костров, разбивка бивака и т.д.).

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов

32

май

28


Беседа, рассказ.

2

Вахта Памяти. Документация поискового отряда

МОБУ СОШ № 1

Контроль со стороны учителя, объяснение затрудненных моментов



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!