УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ:
«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ, ЭКОЛОГИЯ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ»
название:
«ЗЕЛЁНАЯ ЭНЕРГИЯ»
Педагог дополнительного образования
Вовк Александр Теодозиевич
Приморско-Ахтарск
2014г.
Оглавление.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
3. Учебно-тематический план 2-го года обучения.
4. Учебно-тематический план 3-го года обучения.
5. Материалы для проведения диагностики.
6. Сведения о материально-техническом оснащении.
7. Список использованных информационных источников.
8. Приложения.
Пояснительная записка
Направленность программы. Авторская программа «Зелёная энергия» разработана для пропаганды и внедрения в образовательную сферу инновационного направления в системе ДОД «Энергосбережение и альтернативные источники энергии». Опыт моего участия в «Краевой неделе Науки и техники» состоявшемся в апреле 2014 г. в ЦДИЮТТ КК г. Краснодара показал возросший интерес к этой проблеме, а авторская работа учащегося моего объединения «Робототехника» Заикина Дениса в этой сфере была удостоена грамоты за 2-е призовое место. Это дало толчок для решения обратить внимание в изучении учащимися этого важнейшего направления. В указанную направленность введено дополнительное направление «экология», что подчёркивает экологическую направленность данной программы. Поэтому возникло полное наименование «Энергосбережение, экология и альтернативные источники энергии».
Девиз объединения «Зелёная энергия»: Максимальная энергия при минимальном вреде природе!
Актуальность программы, новизна. Программа крайне актуальна в современном мире высоких технологий, критической степени загрязнения окружающей среды и высочайшего уровня потребления энергии человечеством. Развитие научно-технического прогресса и как следствие повышение уровня потребления энергии уже просто невозможно без учёта требований экологической безопасности. Эту ситуацию усугубляет варварское отношение человечества к природе, неуклонный прирост населения Земли, глобальные климатические изменения на нашей планете. Человечеству необходимо осознать масштаб надвигающейся техногенной, экологической катастрофы, а не продолжать «рубить сук» на котором сидит. Новизна этой программы именно в том, что поиски и разработки в сфере «Энергосбережения и альтернативных источников энергии» изучаются учащимися теоретически и практически в экологической плоскости. Практические наблюдения и опыты, задуманы проводится не только в стенах учебного заведения но и на природе в форме экскурсий и походов. Отсюда и появилось название программы «Зелёная энергия».
Практическая значимость программы, педагогическая целесообразность. Объединение «Зелёная энергия» даёт учащимся во-первых: базовые познания и навыки в областях – электроники, мехатроники, радиотехники, физики и основных видов и способов получения человеком энергии; во-вторых: учащиеся познают основы и принципы экологии, учатся беречь и любить природу, а так же познают в теории и на практике химию, биологию, медицину, естествознание. Проведение занятий в форме походов и экскурсий даёт сильный оздоровительный эффект и побуждает детей к общению со сверстниками и природой. Дети становятся ценителями и защитниками окружающей среды. Кроме того учащимся даётся возможность участвовать в разработках и самостоятельно создавать авторские работы, проекты, исследовательские работы и защищать их на общем Совете.
Цель программы: передача обучающимся базовых знаний и основ в области традиционных и альтернативных способов получения энергии, энергосбережения и изучение и разработка способов уменьшения экологического вреда окружающей среде в сфере техногенной деятельности человечества.
Задачи
Образовательные
Обучение базовым основам электротехники и механики.
Обучение базовым основам физики и энергетики.
Обучение начальным понятиям в области химии, биологии и медицины.
обучение применению компьютеров и цифровой техники в обучающем процессе.
повышение уровня мотивации при изучении отдельных предметов школьного
углубление знаний учащихся по отдельным темам, относящимся к предметам школьных курсов астрономии, географии, русского и иностранных языков, химии, физики, биологии и т.д.
приобретение практических навыков в слесарном и столярном деле, радиомонтажных работах и т.п.
Воспитательные
формирование положительных сторон личности учащегося
усваивание этических норм общения
установление дружественных (командных) взаимоотношений в коллективе;
воспитание бережливого отношения к окружающей среде.
Стимулировать научно-обоснованный подход в изучении проблемы и самостоятельно разрабатывать способы их решения.
Побуждать учащихся работать с литературой, оборудованием с фиксацией выводов в форме реферата, проекта, работы.
Развивающие ·
развитие научно-исследовательского подхода в освоении программы.
психо-физическое и морально-нравственное развитие.
Важной особенностью программы является параллельная с основным изучением программы в учебных помещениях, исследовательская работа в природной среде и в форме домашних заданий и поручений. Во время учебного процесса изучается теория, проводятся опыты и исследования, а выполняя задания и поручения, учащийся в свободное время самостоятельно и по своему усмотрению продолжает самообучаться по интересующей его теме. Тем самым обеспечивается непрерывность обучения исходящая из желания учащегося.
Особенности возрастной группы детей
9-12 лет
Подростковый возраст начинается с изменения социальной ситуации развития. Психологические особенности подросткового возраста связаны с противоречивостью поведения подростка.
Интенсивное общение у подростка сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе.
Подростковый возраст является по сути кризисным.
Мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, поэтому может легко изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребёнком идеал означает ребёнком наличие у него постоянно действующего мотива.
Нравственные идеалы по мере развития ребёнка становятся всё более обобщёнными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения.
Центральные новообразования: абстрактное мышление, самосознание, половая идентификация, чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.
Центральным новообразованием считается чувство взрослости -возникающее представление о себе как уже не о ребёнке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.
В период 11 – 12 лет начинается время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти – к логической.
13-16лет
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками.
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Причём отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, её ценностей, у подростка возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
В общении как деятельности происходит усвоение ребёнком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.
Режим занятий;
Программа рассчитана на 3 года.
Занятия проводятся от 2 раз в неделю, по 2 часа в день, всего от 144 часов в год.
Возраст обучающихся 9-17 лет.
Обучающиеся делятся на группы в зависимости от возраста.
На следующий курс переводятся обучающиеся, успешно прошедшие предыдущий курс обучения.
Каждое занятие состоит из теоретической части - 1 час и практической - 1 час. Преподавание нового теоретического материала проводится в форме лекции или беседы продолжительностью 15-20 минут. Далее следует более углубленное изучение темы с применением методических пособий, мультимедийных устройств и т.д.
Для закрепления теоретического материала применяется метод фронтального опроса и небольших заданий, выполняемых в течение нескольких минут.
На практических занятиях проводится исследовательская работа в различных формах обучения: практические опыты, наблюдения, лабораторные исследования и т.д. Практические занятия нередко проходят в естественных, природных условиях.
Методы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические
Проблемно-поисковые
Создание ситуации успеха
Используемые в работе педагогические технологии:
Технологии личностно-ориентированного обучения,
групповые,
компьютерные и мультимедийные,
технологии проектирования.
Особенности организации образовательного процесса
Групповые занятия оптимально чередуются с занятиями по звеньям и индивидуальной работой
Теоретические занятия проводятся со всей группой, а практические со всей группой или с разбиванием на 2-3 группы. В данном случае полезны соревновательные формы занятия.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся первого года обучения
знают
правила и меры безопасности при работе с электрооборудованием.
начальные основы электро-радиотехники, энергетики, механики.
начальные познания в области физики, химии, биологии, медицины.
начальные понятия в области экологии, энергосбережения и ресурсосбережения.
умеют
читать простейшие электросхемы.
работать на ПК в стандартной ОС.
создавать простейшие механические приспособления.
проводить простые химические и биологические опыты и наблюдения.
проводить расчёты в области энергосбережения.
Учащиеся второго года обучения
Знают
принципы построения схем и взаимодействие элементов, способы налаживания схем для достижения установленных технических характеристик
правила и меры безопасности при работе с электрооборудованием
базовые основы электро-радиотехники, энергетики, механики.
базовые познания в области физики, химии, биологии, медицины.
базовые понятия в области экологии, энергосбережения и ресурсосбережения.
умеют
составить простую монтажную схему радиотехнического устройства, произвести её макетирование, монтаж и налаживание
работать на ПК со специальными программами
создавать механические и электромеханические приспособления
проводить химические и биологические опыты и наблюдения
проводить расчёты и писать рефераты в области энергосбережения и альтернативных источников энергии.
Учащиеся третьего года обучения
Знают
меры и правила техники безопасности при работе с электрооборудованием
виды и методы получения энергии на Земле
виды и методы мирового энергосбережения и ресурсосбережения
цели, задачи и проблемы в сфере мировой экологической безопасности
Умеют
проектировать, создавать и налаживать авторские работы с применением познаний в механике, электротехники, кибернетики
проводить наблюдения и практические опыты в лабораторных и естественных условиях
создавать собственные проекты, авторские работы, исследовательские труды и защищать их на общем заседании кружка
За время обучения дети получают навыки общения друг с другом, а так же получают возможность участия в походах и экспедициях эколого-биологического и научно-технического направления, приобщаются к коллективизму, туризму и становятся ценителями и защитниками природы
Учебно-тематический план
Первый год обучения
N темы | Наименование темы | Всего часов | Часов теории | Часов практики |
| Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
| Биосфера. Экологическое состояние земли. | 2 | 2 | 0 |
| Основные виды традиционных источников энергии. | 4 | 2 | 0 |
| Способы снижения вредного воздействия на окружающую среду при использовании традиционных источников энергии. | 2 | 1 | 1 |
| Энергосбережение. Расчёты и возможности. | 2 | 1 | 1 |
| Основные виды и принципы использования альтернативных источников энергии. | 4 | 2 | 2 |
| Ветроэнергетика. | 8 | 4 | 4 |
| Солнечная энергия. | 8 | 4 | 4 |
| Магнитное поле Земли. | 8 | 4 | 4 |
| Электрическое поле Земли. Ионосфера. | 8 | 4 | 4 |
| Механическая свободная энергия. Маховики. Супермаховики. | 4 | 2 | 2 |
| Создание и разработка авторских работ и проектов. | 10 | 5 | 5 |
| Подготовка к участию в фестивалях и семинарах. | 10 | 5 | 5 |
| ИТОГО: | 72 | 40 | 32 |
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ темы | Наименование темы | Всего часов | Часов теории | Часов практики |
| Вводное занятие | 4 | 2 | 2 |
| Основные виды традиционных источников энергии и их влияние на окружающую среду. | 2 | 1 | 1 |
| Энергосбережение и ресурсосбережение. | 4 | 2 | 2 |
| Ветроэнергетика. | 20 | 10 | 10 |
| Солнечная энергия. | 20 | 10 | 10 |
| Энергия магнитного поля Земли. | 10 | 5 | 5 |
| Энергия электрического поля Земли. Ионосфера. | 10 | 5 | 5 |
| Энергия приливов и отливов. Энергия морских течений. | 8 | 4 | 4 |
| Геотермальная энергия. | 6 | 4 | 2 |
| Энергия водорода. | 6 | 4 | 2 |
| Энергия термоядерной реакции. | 4 | 4 | 0 |
| Авторские работы и проекты учащихся. | 30 | 15 | 15 |
| Подготовка к фестивалям, семинарам и Олимпиадам. | 20 | 10 | 10 |
| ВСЕГО | 144 | 74 | 70 |
Учебно-тематический план
Третий год обучения
N темы | Наименование темы | Всего часов | Часов теории | Часов практики |
| Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
| Традиционные источники энергии. Проблемы, решения. | 4 | 2 | 2 |
| Альтернативная энергия. Основные положения. | 4 | 2 | 2 |
| Ветроэнергетика. | 20 | 10 | 10 |
| Солнечная энергия. | 20 | 10 | 10 |
| Энергия магнитного поля Земли. | 10 | 5 | 5 |
| Энергия электрического поля Земли. | 10 | 5 | 5 |
| Энергия приливов-отливов, морских течений. | 4 | 2 | 2 |
| Геотермальная энергия. | 10 | 5 | 5 |
| Энергия водорода | 10 | 8 | 2 |
| Термоядерная энергия. | 10 | 10 | 0 |
| Авторские работы и проекты учащихся. | 30 | 15 | 15 |
| Подготовка к проведению и участию в семинарах, фестивалях, выставках, Олимпиадах. | 10 | 5 | 5 |
| ИТОГО: | 144 | 80 | 64 |
Содержание программы
1 год обучения.
Вводное занятие -2ч.
Теория – 2 ч.
Задачи, стоящие на период обучения.
Правила безопасности.
Биосфера. Экологическое состояние Земли – 2ч.
Теория – 2ч.
Сведения о биосфере и экологии.
Глобальные изменения климата Земли.
Основные виды традиционных источников энергии – 4ч.
Теория – 4ч.
Рассмотрение основных видов:
ТЭЦ, ГРЭС.
Атомная энергетика.
Использование углеводородов.
Способы снижения вредного воздействия на окружающую среду при использовании традиционных способов энергии – 2ч.
Теория – 1ч.
Практика – 1ч.
Способы:
Фильтры, реагенты.
Энергосбережение. Расчёты и возможность – 2ч.
Теория – 1ч.
Практика – 1ч.
Энергосбережение в производстве.
В быту.
Лампы ЭСЛ. Стабилизаторы. Компенсаторы.
Основные виды и принципы использования альтернативных источников энергии – 4ч.
Теория – 2ч.
Практика – 2ч.
Предпосылки и история возникновения понятий об альтернативных источниках энергии.
Рассмотрение основных видов АИЭ.
Ветроэнергетика – 8ч.
Теория – 4ч.
Теория – 4ч.
Ветрогенераторы в быту и на производстве.
Схемы ВГ.
Построение простых ВГ.
Разработки учащихся.
Солнечная энергия – 8ч.
Теория – 4ч.
Практика – 4ч.
Солнце – реактор вселенской энергии.
Солнечные батареи.
Схемы построения СБ.
Разработки учащихся.
Магнитное поле Земли – 8ч.
Теория – 4ч.
Практика – 4ч.
Магнитное поле Земли.
Постоянные магниты в электронике.
Разработки учащихся.
Электрическое поле Земли. Ионосфера. – 8ч.
Теория – 4ч.
Практика – 4ч.
Электромагнитное поле и его использование в АИЭ.
Ионосфера. Свободная энергия ионов.
Ионогенератор.
Разработки учащихся.
Механическая свободная энергия. Маховики. Супермаховики. – 4ч.
Теория – 2ч.
Практика – 2ч.
Свободная энергия маховиков.
Транспорт. Производство.
Супермаховики и их применение.
Разработки учащихся.
Создание и разработка авторских работ и проектов. – 10ч.
Теория – 5ч.
Практика – 5ч.
Разработка, создание и обсуждение авторских работ и проектов учащихся в области АИЭ по темам учебного года.
Подготовка к участию в фестивалях и семинарах. – 10ч.
Теория – 5ч.
Практика – 5ч.
Отбор работ, проектов, учащихся и команд для участия в мероприятиях.
Содержание программы .
2-й год обучения.
Вводное занятие (4ч)
Теория -2ч.
Практика -2ч.
Задачи , стоящие на период обучения.
Правила безопасности.
Рассмотрение достижений прошлого учебного года.
Повторение изученного в прошлом учебном году.
Основные виды традиционных источников энергии и их влияние на окружающую среду. – 2ч.
Теория – 1ч.
Практика – 1ч.
Глобальные изменения климата Земли.
Вредное воздействие ТИЭ на экологию.
Энергосбережение и ресурсосбережение.- 4ч.
Теория – 2ч.
Практика – 2ч.
Закрепление понятий об энергосбережении:
Производство и промышленность.
В быту.
Ветроэнергетика. – 20ч.
Теория – 10ч.
Практика – 10ч.
Ветрогенераторы и их применение в быту и на производстве.
Схемы ВГ их включение.
Разработки учащихся.
Солнечная энергия. – 20ч.
Теория – 10ч.
Практика – 10ч.
Солнечные батареи.
Панели СБ и схемы их включения.
Разработки учащихся.
Энергия магнитного поля Земли. – 10ч.
Теория – 5ч.
Практика – 5ч.
Теория магнитного поля.
Постоянные магниты и их применение.
Использование энергии магнитного поля.
Свободная энергия постоянных магнитов.
Разработки учащихся.
Энергия электрического поля Земли. Ионосфера. – 10 ч.
Теория -5ч.
Практика – 5ч.
Понятия об электрическом поле Земли.
Свободная энергия электрического поля.
Ионогенератор.
Проекты и предложения учащихся.
Энергия приливов и отливов. Энергия морских течений – 8ч.
Теория – 4ч.
Практика -4ч.
Приливная энергия Мирового Океана.
Использование энергии течений Мирового Океана.
Проекты и предложения учащихся.
Геотермальная энергия. – 6ч.
Теория – 4ч.
Практика – 2ч.
Энергия геотермальных источников Земли.
Свободная энергия разницы температур.
Предложения учащихся.
Энергия водорода. – 6ч.
Теория – 4ч.
Практика – 2ч.
Способы получения водорода.
Использование энергии водорода.
Предложения учащихся.
Энергия термоядерной реакции. – 4ч.
Теория – 4ч.
Термоядерные реакторы. «Токомак».
Перспективы термоядерной энергии.
Предложения учащихся.
Авторские работы и проекты учащихся. – 30ч.
Теория – 15ч.
Практика – 15ч.
Исследование, создание и защита проектов и работ.
Подготовка к семинарам, фестивалям и Олимпиадам. – 20ч.
Теория – 10ч.
Практика – 10ч.
Подготовка учащихся, команд, проектов и работ для участия в мероприятиях.
Содержание программы.
3 год обучения
Вводное занятие – 2ч.
Теория – 1ч.
Практика – 1ч.
Задачи, стоящие на текущий учебный год.
Правила безопасности.
Традиционные источники энергии. Проблемы, решения. – 4ч.
Теория – 2ч.
Практика – 2ч.
Гидроэнергетика.
Теплоэнергетика.
Атомная энергия.
Альтернативная энергия. Основные положения. – 4ч.
Теория – 2ч.
Практика – 2ч.
Закрепление понятий о АИЭ.
АИЭ и экология.
«Свободная энергия».
Ветроэнергетика. – 20ч.
Теория – 10ч.
Практика – 10ч.
Ветрогенераторы в нашей жизни.
Схемы и способы построения ВГ.
Проекты и разработки ВГ.
Солнечная энергия. – 20ч.
Теория – 10ч.
Практика – 10ч.
Солнечные батареи и панели.
Схемы включения панелей СБ.
Проекты и разработки учащихся.
Энергия магнитного поля Земли. – 20ч.
Теория – 10ч.
Практика – 10ч.
«Свободная энергия» магнитного поля вокруг нас.
Постоянные магниты и их применение.
Проекты и разработки учащихся.
Энергия электрического поля Земли. – 10ч.
Теория – 5ч.
Практика – 5ч.
«Свободная энергия» электрического поля Земли.
Практические опыты.
Проекты и разработки учащихся.
Энергия приливов-отливов, морских течений. – 4ч.
Теория – 2ч.
Практика – 2ч.
Энергия Мирового Океана.
Проекты учащихся.
Геотермальная энергия . – 10ч.
Теория – 5ч.
Практика – 5ч.
Запасы геотермальной энергии и способы извлечения.
Использование разницы температур в АИЭ.
Проекты учащихся.
Энергия водорода. – 10ч.
Теория – 8ч.
Практика – 2ч.
Запасы водорода в природе.
Способы получения водорода.
Реактор на энергии водорода.
Термоядерная энергия. – 10ч.
Теория – 10ч.
Основы термоядерной энергетики.
Реакторы типа «Токомак».
Предложения учащихся.
Авторские работы и проекты учащихся. – 30ч.
Теория – 15ч.
Практика – 15ч.
Исследование, разработка и защита работ и проектов учащихся.
Подготовка к проведению и участию в семинарах, выставках, фестивалях и Олимпиадах. – 10ч.
Теория – 5ч.
Практика – 5ч.
Подготовка работ, проектов, участников, команд к проведению и участию в мероприятиях.
Материалы для проведения диагностики.
Наименование темы | Форма занятий | Форма организации деятельности | Оборудование | Подведение итогов |
Вводное занятие | Беседа | Коллективная | Плакаты журналы | Тесты Опрос |
Традиционные источники энергии | Беседа, презентации опыты экскурсии | Коллективная | Видеопроектор Литература Конструктор «Знаток» Паяльник мультиметр | Опрос |
Альтернативная энергия | Беседа, презентации опыты | Коллективная | Видеопроектор Набор «Лего» «АИЭ» Конструктор «Знаток» Паяльник мультиметр | Тесты Опрос |
Ветроэнергетика | Беседа, презентации опыты экскурсии | Коллективная | Видеопроектор Набор «Лего» «АИЭ» Конструктор «Знаток» Паяльник Мультиметр | Опрос Задание |
Солнечная энергия | Беседа, презентации опыты экскурсии | Коллективная | Видеопроектор Набор «Лего» «АИЭ» Конструктор «знаток» Паяльник мультиметр | Опрос Задание |
Энергия магнитного поля Земли | Беседа, презентации опыты экскурсии | Коллективная | Видеопроектор Набор конструктора «Знаток» паяльник мультиметр | Опрос Задание |
Энергия электрического поля Земли | Беседа, презентации опыты экскурсии | Коллективная | Видеопроектор Набор конструктора «Знаток» паяльник мультиметр | Опрос Задание |
Энергия Мирового Океана Земли | Беседа, презентации опыты экскурсии | Коллективная | Видеопроектор Литература Опытные образцы | Опрос Задание |
Геотермальная энергия | Беседа, презентации опыты экскурсии | Коллективная | Видеопроектор Мультиметр паяльник Литература Опытные образцы | Опрос Задание |
Энергия водорода | Беседа, наблюдения | Коллективная | Видеопроектор Литература Опытные образцы | Опрос |
Термоядерная энергия | Беседа, обсуждения | Коллективная | Видеопроектор Литература | Опрос |
Авторские работы и проекты учащихся | Беседа, практич. работа | Групповая, коллективная, индивиду альная | Опытные образцы Паяльник мультиметр Работы Проекты | Обсуждение |
Подготовка к проведению семинаров, фестивалей и Олимпиад. | Беседа, практич. работа | Коллективная Индивидуальн | Работы Проекты | Обсуждение |
Сведения о материально-техническом оснащении.
Наглядно-раздаточный материал | Оборудование для практических работ | Техническое оснащение |
Видеопрезентации и видеофильмы на тему традиционных и альтернативных ИЭ. Фотодокументы. Опытные образцы. Плакаты. | Наборы для сборки радиосхем - электронный конструктор «Знаток» - 4 шт. Набор конструктора «Лего» «АИЭ». | Паяльники – 8 шт. Компьютеры – 4 шт. Видеопроектор – 1шт. Приборы «Мультиметр» - 4 шт. Конструкторы «Лего – NXT 2.0» - 4 шт. |
Список использованных информационных источников.
Литература:
Т. Байерс. «20 конструкций с солнечными элементами». Москва «Мир» 1986 г.
Кашкаров А.П. «Ветрогенераторы, солнечные батареи и другие конструкции». Москва 2002 г.
Никола Тесла. «Лекции-статьи». Москва 2003 г.
Э. Берман. «Геотермальная энергия». Издательство «Мир» Москва 1978 г.
Коробков В.А. «Преобразование энергии океана» Ленинград «Судостроение» 1986.
В.Г. Лайбеш «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии». Санкт-Петербург 2003 г.
М.В. Голицин. А.М. Голицин. Н.М. Пронина. «Альтернативные энергоносители». Издательство «Наука» 2008 г.
Кузык Б.Н. и др. «На пути к водородной энергетике». Москва 2005 г.
Курилов Ю.М. «Электрическое поле Земли – источник энергии». 2005 г.
Сайты «Интернет»:
9. Энергетический центр ООО "МегаДом". Информационный материал [Электронный ресурс] - Режим доступа: .
. ОАО "РусГидро". Возобновляемые источники электроэнергии [Электронный ресурс] - Режим доступа: .
. "Энергосовет". Портал по энергосбережению и энергоэффективности. Каталог энергосберегающих технологий. Возобновляемые источники энергии [Электронный ресурс] - http://www.energosovet.ru/entech. php? id=20 .
. Атлас ветров России = Russian Wind Atlas / А.Н. Старков, Л. Ландберг, П.П. Безруких, М.М. Борисенко; М-во топлива и энергетики России, Нац. лаб. Рисо (Дания), Рос. - Дат. ин-т энергоэффективности. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 551 с.
. Мусаев М. Состояние и мировая практика использования альтернативных источников энергии [Электронный ресурс] - http://energy. econews. uz/index. php/2009-02-15-14-14-09/957-state-and-world-practice-of-using-alternative-power-resourses
. Панич А. Альтернативные источники энергии [Электронный ресурс] - http://www.nestor. minsk. by/sn/2003/21/sn32118.html
. Струкова Е. Энергия будущего: что делать, когда закончатся нефть, газ и уголь? [Электронный ресурс] - http://www.topaz- s. kz/news/index. php? ELEMENT_ID=334
. Биотопливо и геотермальная энергия [Электронный ресурс] - http://www.technopark. by/iccee/resources/283.html http://www.technopark.by/iccee/resources/283.html
8. Приложения.
Приложение № 1. Классификация источников энергии используемых человеком.
Способ использования | Энергия, используемая человеком | Первоначальный природный источник |
Солнечные электростанции | Электромагнитное излучение Солнца | Солнечный ядерный синтез |
Ветряные электростанции | Кинетическая энергия ветра | Солнечный ядерный синтез, Движения Земли и Луны |
Традиционные ГЭС Малые ГЭС | Малые ГЭС Движение воды в реках | Солнечный ядерный синтез |
Приливные электростанции | Движение воды в океанах и морях | Движения Земли и Луны |
Волновые электростанции | Энергия волн морей и океанов | Солнечный ядерный синтез, Движения Земли и Луны |
Геотермальные станции | Тепловая энергия горячих источников планеты | Внутренняя энергия Земли |
Сжигание ископаемого топлива | Химическая энергия ископаемого топлива | Солнечный ядерный синтез в прошлом. |
Сжигание возобновляемого топлива традиционное нетрадиционное | Химическая энергия возобновляемого топлива | Солнечный ядерный синтез |
Атомные электростанции | Тепло, выделяемое при ядерном распаде | Ядерный распад |
Приложение № 2. Энергетика.
Структура по продуктам и отраслям.
Электроэнергетика: электроэнергия | Традиционная Альтернативная Электрическая сеть | Тепловые электростанции Гидроэнергетика Атомная Геотермальная Гидроэнергетика Ветроэнергетика Солнечная Водородная Биоэнергетика Малая Быт, производство | Конденсационная электростанция (КЭС) • Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) Гидроэлектростанция (ГЭС) • Гидроаккумулирующая электростанция (ГАЭС) Атомная электростанция (АЭС) • Плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) Геотермальные электростанции (ГеоТЭС) Малые гидроэлектростанции (МГЭС) • Приливные электростанции (ПЭС) • Волновые электростанции • Осмотические электростанции Ветряные электростанции (ВЭС) Солнечные электростанции (СЭС) Водородные электростанции • Установки на топливных элементах Биоэлектростанции (БиоТЭС) Дизельные электростанции • Газопоршневые электростанции • Газотурбинные установки малой мощности • Бензиновые электростанции Электрические подстанции • Линии электропередачи (ЛЭП) • Опоры линий электропередачи |
Теплоснабжение: теплоэнергия | Централизованное Децентрализованное Тепловая сеть | Быт, производство Быт, производство Быт, производство | Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) • Котельные • Атомные электростанции (АЭС) • Атомные электростанции теплоснабжения (АСТ) • Геотермальные электростанции (ГеоТЭС) • Биоэлектростанции (БиоТЭС) Малые котельные • Мини-ТЭЦ • Телонасосные установки • Электронагреватели • Печи Тепловые пункты • Теплотрассы |
Топливная промышленность: топливо | Органическое Ядерное | Газообразное Жидкое Твёрдое Уран | Природный газ • Генераторный газ • Коксовый газ • Доменный газ • Продукты перегонки нефти • Газ подземной газификации • Синтез-газ Нефть • Бензин • Керосин • Соляровое масло • Мазут Ископаемое Бурый уголь • Каменный уголь • Антрацит • Горючий сланец • Торф Растительное Дрова • Древесные отходы • Биомасса Искусственное Древесный уголь • Пеллеты • Кокс (каменноугольный, торфяной, полукокс) • Углебрикеты • Отходы углеобогащения Уран • MOX-топливо |
Перспективная энергетика: | Энергетика Топливо | Термоядерная энергетика • Космическая энергетика | Топливо Плутоний • Торий • Дейтерий • Тритий • Гелий-3 • Бор-11 |