СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа адаптации обучающихся 1 дополнительного класса «Школа первоклассника».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый дополнительный класс, оно связано с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. В этот период обучающиеся отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью поведения. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку. Психологическая напряженность зачастую усугубляется напряжением физическим: изменяется режим дня, необходимо уметь подчиняться правилам и распорядку школьной жизни. Повышенные нагрузки могут нарушать сон и аппетит, ослаблять естественный иммунитет.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и обучению.

Позитивный процесс социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, с социально неуверенным типом поведения не происходит автоматически. Он возможен, если взрослый эмоционально сопереживает ребёнку, принимает его, выражает искреннюю веру в возможности ребёнка и создаёт атмосферу взаимопонимания, учит детей толерантному отношению друг к другу. Умственно отсталого ребёнка необходимо учить общению и развивать его коммуникативные способности.

Дети, поступающие в первый дополнительный класс школы-интерната № 9, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за слабости интеллектуальной регуляции эмоций, их малой дифференцированности, несоответствия внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднений в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкого уровня развития средств эмоциональной выразительности.

Учитывая заболевания, индивидуальные особенности детей, остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для его здоровья научиться выполнять новые правила и требования педагога. Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и новому ритму жизни.   

Просмотр содержимого документа
«Программа адаптации обучающихся 1 дополнительного класса «Школа первоклассника».»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа № 9 с наличием интерната

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья» города Сарова

(МБОУ «Школа-интернат № 9»)





Программа адаптации обучающихся

1 дополнительного класса

«Школа первоклассника».









Составила: учитель

Клочкова Ю.И.





Саров 2020 -2021 учебный год



Актуальность программы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый дополнительный класс, оно связано с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. В этот период обучающиеся отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью поведения. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку. Психологическая напряженность зачастую усугубляется напряжением физическим: изменяется режим дня, необходимо уметь подчиняться правилам и распорядку школьной жизни. Повышенные нагрузки могут нарушать сон и аппетит, ослаблять естественный иммунитет.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и обучению.

Позитивный процесс социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, с социально неуверенным типом поведения не происходит автоматически. Он возможен, если взрослый эмоционально сопереживает ребёнку, принимает его, выражает искреннюю веру в возможности ребёнка и создаёт атмосферу взаимопонимания, учит детей толерантному отношению друг к другу. Умственно отсталого ребёнка необходимо учить общению и развивать его коммуникативные способности.

Дети, поступающие в первый дополнительный класс школы-интерната № 9, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за слабости интеллектуальной регуляции эмоций, их малой дифференцированности, несоответствия внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднений в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкого уровня развития средств эмоциональной выразительности.

Учитывая заболевания, индивидуальные особенности детей, остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для его здоровья научиться выполнять новые правила и требования педагога. Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и новому ритму жизни.

Проблема: низкий уровень мотивации к обучению, несформированность элементов и навыков учебной деятельности, низкие темпы социализации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Цель программы: создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через формирование положительного микроклимата в детском коллективе, содействующего включению всех в работу группы с учетом их специфических черт и наклонностей.

Задачи программы:

  • создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие каждого обучающегося.

  • сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.

  • развивать навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями.

Целевая группа, на которую направлена деятельность по проекту: обучающиеся первого дополнительного класса, воспитатели, тьютор, учителя, родители обучающихся.

Ресурсное обеспечение:

  • Групповая комната

  • Спортивный зал

  • Компьютер

  • Цифровая фотокамера

  • Принтер

  • Проекционная техника

  • Музыкальный центр

  • Программы MS Office


Ожидаемый результат:

  • повышение самооценки обучащихся;

  • развитие саморегуляции;

  • умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование основ здорового образа жизни.


Этапы:

Первый этап – подготовительный (сентябрь): беседа с родителями о периоде адаптации детей к школе. Получение максимально возможной информации об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка; о специфики и приоритетах семейного воспитания; о потребностях и запросах семьи; воспитание и развитие ребёнка; о возможностях конструктивного участия родителей в работе школы. Родителям дается первичная информация о том, как организуется процесс работы школы в период адаптации. Проведение стартовой диагностики.

Рекомендации родителям:

«Создание благоприятной эмоциональной обстановки в период адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения»

Обеспечьте ребенку постепенное вхождение в новые условия.

Постарайтесь не переутомлять ребенка. Желательно первое время забирать его тогда, когда ребенок еще не устал, и ему не хочется уходить. Тем самым Вы сформируете у него желание снова прийти в образовательное учреждение. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете, постарайтесь строго выполнять свои обещания. Если ребенок необоснованно капризничает утром, твердо скажите ему, что Вы его любите и поможете ему во всем, но идти надо, потому что, это интересно, весело, познавательно. Сократите время сборов (заранее сложите все необходимые вещи). Создайте интересный «ритуал одевания», например, включайте позитивную бодрую музыку. И, конечно, сами будьте оптимистично настроены. Постарайтесь на время адаптации до минимума снизить нагрузку на нервную систему ребенка. Для этого обеспечьте спокойную семейную обстановку. Избегайте стрессовых ситуаций. В выходные дни дома постарайтесь соблюдать такой же режим, как и в рабочие дни, постарайтесь проводить развивающие занятия с учетом рекомендаций педагогов. В период адаптации эмоционально поддерживайте ребенка. Дети в период адаптации чувствуют тревогу, часто вынуждены сдерживать свои переживания, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома чаще обнимайте ребенка, играйте с ним в веселые подвижные игры, поощряйте выражение эмоций. Поддерживайте ребенка, хвалите его за любые достижения. Терпимо относитесь к детским слезам, капризам. Помните, что ребенку сейчас нелегко, а слезы – естественный выход отрицательных эмоций.

Второй этап – основной (октябрь-апрель): внедрение в образовательную деятельность эффективных методов и приемов по адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, установление контакта с каждым ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Установление контакта с ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего процесса адаптации. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе занятия.

Структура занятий: (1раз в неделю)

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов (приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения — 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у обучающихся, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Тема занятия

Кол-во часов

Знакомство. Я + Ты = МЫ

1

Школа и школьные правила.

1

Я и ты = школа. Экскурсии по школе.

1

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

1

Развиваем пальчики рук.

1

Штрихуем контурно – изображенные предметы.

1

Дорисуй предмет. Цветовое изображение предметов.

1

Путешествие в осенний лес.

1

Скоморошки (игровое занятие на свежем воздухе).

1

Путешествие по сказкам.

1

Игры на развитие памяти.

1

Веселое космическое путешествие в созвездие знаний.

1

Игры на развитие внимания.

2

Игры на развитие мышления.

2

Формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

1

«Что такое хорошо, что такое плохо».

1

Развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

1

В гостях у месяцев. Путешествие в зимний лес.

1

Развитие навыков общения, воображения, внимания.

1

Мир цветов и чувств.

1

Развитие памяти.

1

Развитие речи, фонематического слуха.

1

Путешествие в весенний лес.

1

Развитие моторно-двигательного внимания.

1

Развитие зрительного внимания.

1

Развитие воображения.

1

Развитие навыков общения, воображения, внимания.

1

Определение психологического климата в группе, настроения обучающихся.

1


Третий этап – заключительный (май): обработка результатов реализации проекта, анализ повторной диагностики.

Формы и методы работы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы, здоровьесберегающие технологии (физкультминутки и динамические паузы)

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.

  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у обучащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

  • Альтернативная коммуникация.

Работа с родителями: консультации и рекомендации специалистами школы.

Результаты программы:

В процессе реализации программы у обучающихся сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и обучению, сформировались доброжелательные отношения с педагогами.

  • эмоционально-чувственное восприятие педагога, сотрудничество;

  • чувство единства, умение действовать согласованно;

  • учебные мотивы;

  • устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

  • положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ;

  • адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя.






































Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе – М., 2005.

  2. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.

  3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 .

  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 .

  5. Гайтукаева И.Ю., Елизарова Е.М. Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников – Волгоград, 2009.

  6. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

  7. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 .

  8. Практическая психология в тестах - М., 2001 .

  9. Прикуль Л.В. психологический практикум и тренинг. Профилактика насилия в семье и школе – Волгоград, 2009.

  10. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 .

  11. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.

  12. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 .

  13. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 .

  14. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. – М., 2007 .

  15. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 .

  16. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 .

  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 .

  18. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.

  19. Стишенок В.И. Сказка в тренинге: коррекция, развитие – СнПб, 2005 .

  20. Слободяник Н.П. психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении – И., 2006.

  21. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.

  22. Школьный психолог - М., 2003

  23. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия – Волгоград , 2007 .






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!