СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология".

Программа  - для детей 11-12 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №______

«_____»_________2017 г.

Руководитель МО

______ О.В.Федорова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

________В.И.Логутенкова


«_____»_________2017г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ «СОШ № 21

Г. СИМФЕРОПОЛЬ

___________ Н.В.Баландина

Приказ № ______

«_____»_________2017г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ»

для 6 - х класс

на 2017/2018 учебный год







Срок реализации: с 01.09.2017г. по 25.05.2018



Макеева Ольга Олеговна ,учитель высшей категории







г.Симферополь, 2017

Пояснительная записка

Программа внеурочной  деятельности  разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) , локальными актами образовательной организации;

Примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // пред. В.А.Горского -М., Просвещение, 2010.

Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. - (Стандарты второго поколения)

Направление развития личности школьника – общеинтеллектуальное.

Возраст детей –11 - 12 лет (6 класс).

Структура программно-методического комплекса

Образовательный уровень –основное общее образование.

Предметная область – Естествознание.

Ориентация содержания – практическая.

Характер освоения – развивающий.

Цели и задачи – образовательные, воспитательные.

Актуальность. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность, являющаяся неразрывной частью образовательного процесса и способствующая формированию метапредметных универсальных способов учебной деятельности (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков).

Практическая значимость. Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Цель: создание и организация условий для развития личностных характеристик каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности.

Задачи: углубление и расширение знаний обучающихся (за счет включения внепрограммного и расширения программного материала); формирование метапредметных универсальных учебных действий; приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности; создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

При разработке программы учтены следующие дидактические принципы как основа реализации технологии деятельностного метода:

  • принцип деятельности; 

  • принцип психологической комфортности; 

  • принцип вариативности; 

  • принцип творчества. 

Аудиторные занятия – 5 (индивидуально-групповые занятия на базе кабинета биологии); внеаудиторные– 29 (практические работы и экскурсии).

Количество занятий в неделю – 1.

Количество часов в занятии – 1.

Базовые теоретические идеи. Программа направлена на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, многообразии растений. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Ключевые понятия: растения; строение и жизнедеятельность растений; размножение растений; способы размножения растений; значение растений в природе и жизни человека; экология.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по биологии в 5 классе. Наиболее существенной особенностью программы является реализация таких организационных форм как проектов, осуществляемых на всех этапах, участие обучающихся в общероссийских и республиканских акциях, вовлечение их в общественно-полезную и социально-значимую деятельность. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические и лабораторные работы.

Система внеурочной деятельности сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Психологические особенности. Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 10 - 14 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Уровень результатов работы по программе. Программа предусматривает вовлечение учащихся в разнообразную деятельность, которая способствует преобразованию знаний в компетенции и убеждения. Уделяется внимание ситуациям, раскрывающим универсальные ценности, принципам и нормам становления нравственных позиций личности.

Обучение и воспитание в процессе внеурочной деятельности будет способствовать развитию эмоциональной сферы детей, их способности к сопереживанию, состраданию; настойчивости и воли в достижении положительного преобразования и улучшения состояния окружающей природной среды.

Формы подведения итогов работы в изучении темы учитель использует разные очные и дистанционные формы:

- личные индивидуальные и групповые беседы, проверочные листы, дневники изучения темы (проекта), документы совместного пользования (дневники опытов) и т.д.

- анализ результатов участия в конкурсах, учебно-исследовательских конференциях школьного уровня, школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

- портфолио достижений учащихся.







Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Всего

количество часов

Практические

занятия

кол-во часов

Теоретические занятия

1.

Введение


2

-

2

2.

Занимательная биология

15

12

3

3.

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

10

4

6

4.

Познаем себя

7

6

1

Итого


34

29

5

 











Содержание программы внеурочной деятельности (34 ч.)

Введение (2 час)

Правила техники безопасности и охрана труда в кабинете биологии. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?»

Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки.

Занимательная биология (14 ч)

Сбор и накопление материала для участия в конкурсе «Птица года 2017 – буроголовая гаичка».

Час ребусов.Устный журнал «По страницам Красной книги».

Биологическое лото «В мире флоры и фауны».

Праздник урожая .Биологическая викторина. Круглый стол «Легенды о цветах».

Виртуальное путешествие в Севастопольский аквариум. Участие в акции «Птица года 2017- буроголовая гаичка» Сбор и закладка семян для подкормки зимующих птиц хранение». Путешествие в царство грибов.Викторина «Час цветов».Экологический турнир «Экос».Оформление коллажа «Братья наши меньшие». Знакомство с комнатными растениями в кабинете биологии, анализ их состояния.


2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (10 ч.)

Как устроены перья у птиц? Вегетативные и генеративные органы. Процессы растений. Фотосинтез и дыхание. Занимательные опыты с молоком.Как покрасить живые цветы?Биологические фокусы.Где прорастут семена?Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями. Строение клеток плесневых грибов. Способы вегетативного размножения растений. Определение степени загрязненности воздуха

3. Познай себя (7 ч.)

Определение норм рационального питания. Полезная еда растет под нашими ногами Определение темперамента.

Оказание первой медицинской помощи. Определение ИМТ

Определение жизненного объема легких.

Как создать модель клеток крови своими руками? Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни».



Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Планируемые результаты (УУД).

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы и ее охрану; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  • умение работать с разными источниками информации; систематизировать информацию, понимать информацию, представленную в различной форме;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учащимися программы внеурочной деятельности являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков живых объектов и процессов их жизнедеятельности

  • приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного и животного мира;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений растений к среде обитания;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:



Тема « Введение» .Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы Развивать способность отстаивать свою точку зрения.Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело

Тема «Занимательная биология» Формировать понятие о видах интеллектуальных игр и их отличительных особенностях и правилах; особенностях конкурсных заданий интеллектуальных конкурсов и подходы к их решению; правилах работы с литературой; принципах работы в команде.Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением.Формировать умение составлять и классифицировать вопросы; работать с книгой; распределять командные роли.

Тема «Занимательные опыты и эксперименты по биологии» :

Понимать целостность окружающего мира.

Знать основные методы изучения природы.

Владеть основными приемами постановки экспериментов.

Уметь применять полученные знания для проведения наблюдений за природными объектами.

 Тема «Познай себя «Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Владеть основными приемами постановки экспериментов

 




Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема

Дата по плану (№ недели)

Дата по факту

Примечание

А

Б

В

Г


1. Введение в программу.

Значение растений в природе и жизни человека 2 ч.


1

1. Инструктаж по технике безопасности.

Введение в программу. Правила техники безопасности и охрана труда в кабинете биологии. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.




1






2

Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?»

Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки.


2






Занимательная биология (15 ч)


3

Час ребусов

3






4

Участие в акции «Птица года 2017- буроголовая гаичка» Сбор и закладка семян для подкормки зимующих птиц хранение»

4






5

Виртуальное путешествие в Севастопольский аквариум

5






6

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады по биологии

6






7

Праздник урожая.Кроссворды

«Плоды и семена»

7






8

Рассказы о деревьях Крыма Устный журнал «Музей фактов»

8






9

Легенды о цветах

9






10

Викторина «Час цветов»

10






11

Перелетные,зимующие и кочующие птицы Крыма

11






12

Викторина «Птичьи разговоры Участие в акции «Покормите птиц зимой». Подготовка кормушек

12






13

По страницам Красной книги Крыма.Составление презентации.

13






14

По страницам Красной книги Крыма.Составление презентации.

14






15

Путешествие в царство грибов Конкурс «И ни рыба, и ни мясо…»

15






16

Биологическое лото «В мире флоры и фауны».Подготовка к муниципальному конкурсу « Зоологическая галерея»

16







17

Подготовка и участие в муниципальном конкурсе «Кормушка»

17






Занимательные опыты и эксперименты по биологии(10 ч)


18

Практическая работа «Как устроены перья у птиц?»

18






19

Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями

19






20

Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов»

20






21

Практическая работа «Определение степени загрязненности воздуха»

21






22

Способы размножения растений.Изучение литературы по размножению растений. Групповая работа – учебное сотрудничество

22






23

Вегетативное размножение комнатных растений Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений школы. Черенкование растений»

23






24

Семенное размножение растений.Изучение агротехники посева семян(работа с интернет-источниками)

24






25

Биологические фокусы

25






26

Подготовка к экологическому турниру «Экос»

26






27

Где прорастут семена?

27







Познай себя (7 ч.)


28

Определение норм рационального питания

28






29

Полезная еда растет под нашими ногами

29






30

Практическая работа Определение ИМТ Определение жизненного объема легких

30






31

Определение темперамента

31






32

Как создать модель клеток крови своими руками?

32






33

Оказание первой медицинской помощи

33






34

Итоговый урок. Летние задания

34


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!