Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано. Утверждаю. учителей- предметников. Заместитель директора по УВР: Директор школы : ________________
Руководитель МО:______________ ________________/Землянова Н.И./ -------------/Бурматина Г.А./
Марченя А.П.
Протокол №
Рабочая программа внеурочной деятельности
« Занимательная биология»
Срок реализации учебной программы, учебный год______2016/2017
Количество часов по учебному плану_____всего: 35 часов ; в неделю: 1 час_
Рабочую программу составила -Землянова Н.И., учитель биологии 1 квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц . Путѐм систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов
Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.
В школьном курсе «Биология», по моему мнению, недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате мы не охватываем материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.
Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы.
Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.
Цели
Формирование у обучающихся понятий о систематике
Расширение и углубление знаний о видовом многообразии
Воспитание бережного отношения к природе
Повышение интереса обучающихся к биологии
Формирование базовых компетентностей обучающихся
Задачи
Познакомить обучающихся с основными таксономическими единицами
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Растений и Животных
Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду
Воспитывать бережное отношение к природе
Ожидаемые результаты работы по программе и методика его оценки.
В результате работы, по программе обучающиеся получат более широкие знания о многообразии органического мира.
Формы организации учебной деятельности.
Мини-лекции; доклады обучающихся; видео-уроки; игровые формы.
Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях еѐ развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
Учебно-тематический план
| | Темы | Количество часов |
| | Всего |
|
1 | Вводное занятие. Биология – наука о живой природе. | 1 |
2 | Мир ребусов | 6 |
3 | Овощи и фрукты | 4 |
4 | Красная книга | 5 |
5 | Проектная работа | 5 |
6 | Мир цветов | 7 |
7 | Наши пернатые | 7 |
| Итого: | 35 |
Содержание
Вводное занятие. Биология – наука о живой природе(1.)
Ознакомление с планом работы кружка, видами деятельности, массовыми мероприятиями; учебные принадлежности для работы, правила поведения и техника безопасности; выбор старосты.
Мир ребусов (6 ч.) Оформление газеты «Биология в ребусах». Игра: Биологическое лото.
Овощи и фрукты(4ч.)Родина овощей и фруктов. Памятники овощам и фруктам . Плоды. Происхождение культурных растений Познавательная игра «Винегрет – шоу».
Красная книга(5ч) По страницам Красной книги. Экологический турнир «В союзе с природой». Исчезающие виды растений и животных . Заказники и заповедники .
Мир цветов(7ч.) Легенды о цветах. "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд". Загадки о цветах. Оформление стенда «Тайны мира цветов». Викторина «Час цветов».
Наши пернатые (7ч.) Птицы леса. Птичьи дети. Поле чудес «Удивительный мир птиц»
Проектная работа(5ч.)Планирование проектной деятельности. Работа над проектом. Защита проекта.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) | Оборудование/ресурсы занятия |
5 класс |
1 | Вводное занятие. | Вводное занятие. Биология – наука о живой природе. | 1 | | | Презентация Беседа |
| | Оформление газеты «Занимательная биология» | 1 | | | Ватман Коллективная работа |
2 | Мир ребусов | В мире флоры и фауны. | 2 | | | 6 конвертов, жетоны Игра: Биологическое лото |
| | Познаем себя с помощью природы. | 1 | | | Журнал «Юный натуралист» Коллективная работа |
| | Час ребусов. | 2 | | | Карточки с ребусами Коллективная работа |
| | Оформление газеты «Биология в ребусах» | 1 | | | Ватман Коллективная творческая работа |
3 | Овощи и фрукты | Золотая осень: праздник урожая. | 1 | | | Презентация, жетоны, пазлы, карточки с иллюстрациями Познавательная игра «Винегрет – шоу» |
| | Родина овощей. | 1 | | . | Игровые поля, бочонки для лото Игра – путешествие с культурными растениями |
| | Загадки об овощах и фруктах. | 1 | | | Презентация с разбивкой по секторам Интеллектуально – познавательная игра. |
| | Памятники овощам и фруктам | 1 | | | Презентация с изображением памятников овощам и фруктам, вошедшим в «горячую десятку» Конкурсно - познавательное занятие |
4 | Красная книга | По страницам Красной книги. | 1 | | | Иллюстративный материал, аудиозаписи звуков леса. Устный журнал |
| | Биологический турнир «В союзе с природой» | 1 | | | Презентация для турнира Экологический турнир |
| | Заказники . Заповедники | 1 | | | Фильм по краеведению Видеоурок |
| | Познавательно - интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!» | 1 | | | Жетоны, презентация с названиями конкурсов, картинками, медали Познавательно - интеллектуальная игра |
| | Викторина «Узнай меня» | 1 | | | Игра |
5 | Проектная работа | Планирование проектной деятельности. | 1 | | | Презентация, кроссворд Познавательно - интеллектуальная игра |
| | Работа над проектом. | 1 | | | Дополнительная литература |
| | Работа над проектом. | 1 | | | Дополнительная литература |
| | Работа над проектом. | 1 | | | Дополнительная литература |
| | Защита проектной работы. | 1 | | | Презентация Круглый стол |
6 | Мир цветов | Легенды о цветах. | 1 | | | Иллюстративный материал Викторина |
| | Викторина «Час цветов» | 1 | | | Иллюстративный материал Творческая мастерская |
| | Оформление стенда «Тайны мира цветов» | 1 | | | Иллюстративный материал: Игра-путешествие |
| | "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" | 1 | | | Презентация с разбивкой на сектора |
| | Своя игра «Тропа загадок» | 2 | | | Презентация с разбивкой на сектора Творческая мастерская |
| | Биологическая викторина. | 1 | | | Видеоурок |
7 | Наши пернатые | Птицы леса | 1 | | | Фильм по краеведению |
| | Поле чудес «Удивительный мир птиц» | 1 | | | Иллюстративный материал |
| | Птичьи дети | 1 | | | Фильм по краеведению |
| | Творческая мастерская. | 1 | | | Рисунки |
| Итого: | | 35 | | | |
Литература:
Биологические игры. Волгоград,1991.
Все о комнатных растениях. Хессайонд.Г.,М.,2007.
Жизнь растений 1-6 т.т.
Журнал «Юный натуралист».
Занимательная ботаника. А.В.Цингер, «Советская наука»,м.,1954.
Интегрированные биологические декады. Галееван.л. Методическая библиотека,М.,2007
Кладовая здоровья. В.Ф. Сотник,м.,1985
Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. ТрайтакД. И., Просвещение, М .,1979.
Практическая направленность обучения ботанике. ТрайтакД.И.,Просвещение,М.,1977 .Растения Красной книги . Вахромеева М.Г. «педагогика»,М.,1990.
Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии .. Галееван.л.
Методическая библиотека,М.,2007
Тематические игры по ботанике. Панфилова Л.Д.,М.,2002
Фенологические наблюдения в школе. Владимирская областная станция юннатов, Владимир,1990.