СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по биологии "Занимательная биология" в 5 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по биологии в 5 классе с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста". Программа рассчитана на 35 часов и имеет практическую направленность. Программа содержит 29 лабораторных работ.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по биологии "Занимательная биология" в 5 классе»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Рассмотрено Принято «Утверждаю»

на МО учителей на заседании ПС Директор школ ы ест.-мат. цикла Протокол № _8__ _______________ /Т.А. Ильченко/

Протокол №_6__ от «31» мая 2022г. Приказ № 4-66

от «26» мая 2022г. от «31» мая 2022 г.

Руководитель МО Председатель ПС

__________/Е.Е. Трубникова/ _____________ /О.А. Чуйкова/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная биология»

(с использованием цифрового и аналогового оборудования

центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста»)


Уровень: основное общее образование.


2022-2023 учебный год


Учитель: Трубников Дмитрий Владимирович


п. Сахаровка

2022 год

Общая характеристика программы

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 6 класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике с использованием оборудования Цента естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государ­ственный образовательный стандарт основного общего обра­зования, утвержденный приказом  Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"

  • Методические рекомендации по реализации образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. – Москва, 2021 г

  • В соответствии с ООП ООО МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области




Цель курса:

формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.


Задачи курса:


  • формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;

  • развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;

  • подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;

  • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;

  • формирование основ экологической грамотности.













Содержание программы

Тема №1. Мир под микроскопом

Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ. Как человек познает окружающий мир. Биологические науки. Профессии, связанные с биологией. Методы познания. Биологические приборы и инструменты.

Почувствуй себя на месте Левенгука. Истории великих биологических открытий. Значение изобретения микроскопа. Р. Гук – первооткрыватель клетки. А. Левенгук открыл микромир.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 1. Какие части в микроскопе главные…. И для чего микроскопу зеркало и револьвер? Устройство микроскопа.

Лабораторная работа 2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть? Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа 3. Как превратить муху в слона? Определение увеличения микроскопа.

Лабораторная работа 4. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки.

Лабораторная работа 5. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды.

Осенняя экскурсия: « Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»

Тема №2. В мире невидимок.

Открытие бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий: Куда деваются опавшие листья? Почему мы болеем? Кто живёт в желудке у коровы и нас в кишечнике? Кто зажигает в океане и на болоте огни? Про кефир, силос и квашеную капусту.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №6. Что будет, если чай оставить в заварочном чайнике? Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки.

Лабораторная работа №7. Познакомьтесь, картофельная палочка. Рассматривание движения бактерии.

Лабораторная работа № 8 . Что будет, если оставить молоко в тёплом месте? Рассматривание молочнокислых бактерий.

Лабораторная работа № 9. Зачем у гороха на корнях клубеньки? Рассматривание клубеньков на корнях бобовых.

Лабораторная работа №10. Зачем надо чистить зубы? Рассматривание зубного налёта.

Тема №3. В царстве растений.

Тайны растений. Что такое фотосинтез? Пигменты растений. Строение клетки растений. Ткани растений. Микроскопическое строение органов растений. Многообразие растений. Отделы растений.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №11. Какое самое маленькое цветковое растение может превратить озеро в болото?

Лабораторная работа № 12.О чём может рассказать валлиснерия? Изучение строения клетки растений.

Лабораторная работа №13.Почему у герани лист зелёный, а лепестки красные. Изучение пластид под микроскопом.

Лабораторная работа №14.Почему арбуз сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком.

Лабораторная работа №15.Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля.

Лабораторная работа №16.Почему крапива жжётся, а герань пахнет? Рассматривание волосков эпидермиса растений.

Лабораторная работа №17.Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик?

Лабораторная работа №18.Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений.

Лабораторная работа №19. Кто изобрёл бумагу? Изучение осиных гнёзд и бумаги под микроскопом. Почему карандаш пишет по бумаге?

Лабораторная работа №20.Почему хвоя зимой не замерзает? Изучение строения хвои на микропрепарате.

Лабораторная работа №21.Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей.

Лабораторная работа №22.Чем образована тина? Спирогира под микроскопом.

Лабораторная работа №23.Где искать зародыш у растений? Изучение строения семян по микропрепаратам.

Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращиваем и смотрим кристаллы.

Тема №4. В царстве грибов.

Тайны грибов. Строение грибов. Многообразие и значение грибов.

Лабораторные работы.

Лабораторная работа №24. Из чего гриб состоит? Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом.

Лабораторная работа №25. Зачем грибу пластинки и трубочки? Изучение среза шляпки плодового тела гриба.

Лабораторная работа №26. Почему овощи гнить начинают? Когда роса бывает мучнистой? Изучение поражённых грибковыми заболеваниями растений.

Лабораторная работа №27. Что такое плесень? Изучение разных видов плесени.

Лабораторная работа №28. Что происходит с тестом, когда туда дрожжи добавляют? Изучение почкования дрожжей.

Лабораторная работа №29. Почему нельзя вырезать своё имя на дереве? Изучение плодового тела гриба – трутовика, рассматривание его спор под микроскопом



Учебно-тематический план



Название темы

теория

практика

всего

1

Мир под микроскопом

1

4

5

2

В мире невидимок.


0

4

4

3

В царстве растений.

0

15

15

4

В царстве грибов.

1

10

11

















Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 формирование и развитие компетентности в области использовании.

Предметные результаты:

 формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

 формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;  формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

 формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

 освоение приёмов рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Место предмета (курса) в учебном плане


Представленная рабочая программа соответствует программе основного общего образования. Срок реализации программы – один год (35 часов, 1 час в неделю в течение 1года).


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя учебное пособие для учащихся и программу курса. Учебное пособие для учащихся обеспечивает содержательную часть курса. Содержание пособия разбито на параграфы, включает дидактический материал (вопросы, упражнения, задачи, домашний эксперимент), практические работы.


ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ


 Цифровые датчики электропроводности, рН, положения, температуры, абсолютного давления;

 Цифровой осциллографический датчик;

 Весы электронные учебные 200 г;

 Микроскоп: цифровой или оптический с увеличением от 80 X;

 Набор для изготовления микропрепаратов;

 Микропрепараты (набор);

 Соединительные провода, программное обеспечение, методические указания;


КОМПЛЕКТ ПОСУДЫ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ


 Штатив лабораторный химический:

 Набор чашек Петри:

 Набор инструментов препаровальных:

 Ложка для сжигания веществ:

 Ступка фарфоровая с пестиком:

 Набор банок, склянок, флаконов для хранения твердых реактивов;

 Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16);

 Прибор для получения газов;

 Спиртовка и горючее для неё;

 Фильтровальная бумага (50 шт.);

 Колба коническая;

 Палочка стеклянная (с резиновым наконечником);

 Чашечка для выпаривания (выпарительная чашечка);

 Мерный цилиндр (пластиковый);

 Воронка стеклянная (малая);

 Стакан стеклянный (100 мл);















Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока (занятия)


Форма организации урока (занятия)

Виды учебной деятельности

Использование лабораторного и цифрового оборудования центра «Точка роста»

План

Факт

Введение – 5 ч

1



Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. Приборы для научных исследований,

лабораторное оборудование

Урок - беседа

Знакомство с инструктажем по ТБ

Цифровая лаборатория по биологии

2



История микроскопирования.

Знакомство с устройством микроскопа.



Урок - лаборатория

Знакомство с лабораторным оборудованием и правилами их использования

Л.Р. №1. Какие части в микроскопе главные…. И для чего микроскопу зеркало и револьвер? Устройство микроскопа.

Л.Р. №2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть? Правила работы с микроскопом.

Л.Р. №3. Как превратить муху в слона? Определение увеличения микроскопа.

Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование

3



Р. Гук – первооткрыватель клетки.


Урок - практикум

Повторяют правила работы с микроскопом. Выполняют Л.Р.№ 4. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки.

Лабораторное оборудование. Микроскопы

4



Открытие микромира Левенгуком

Урок - практикум

Повторяют правила работы с микроскопом. Выполняют Л.Р.№ 5. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды.

Лабораторное оборудование. Микроскопы

5



Осенняя экскурсия: «Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»


Урок - экскурсия

Знакомство с фенологическими изменениями в природе с наступлением осени.

Цифровой микроскоп.

Лабораторное оборудование.

Бинокли

В мире невидимок. – 4 ч


6



Путешествие в микрокосмос.

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. № 6. Что будет, если чай оставить в заварочном чайнике? Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

7



Строение и разнообразие бактерий

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №7. Познакомьтесь, картофельная палочка. Рассматривание движения бактерии.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

8



Значение бактерий в природе

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. № 9. Зачем у гороха на корнях клубеньки? Рассматривание клубеньков на корнях бобовых.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

9



Значение бактерий в жизни человека

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. № 8 . Что будет, если оставить молоко в тёплом месте? Рассматривание молочнокислых бактерий.

Л.Р. №10. Зачем надо чистить зубы? Рассматривание зубного налёта.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

В царстве растений – 13 ч

10



Удивительные растения

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №11. Какое самое маленькое цветковое растение может превратить озеро в болото?

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

11



Путешествие в клетку растений

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. 12. О чём может рассказать валлиснерия? Изучение строения клетки растений.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

12



Мини – исследование: «Кто раскрасил мир растений?

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №13 Почему у герани лист зелёный, а лепестки красные. Изучение пластид под микроскопом.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

13



Мини – исследование: «Почему вкус плодов и ягод разный?»

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №14.Почему арбуз сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

14



Мини –исследование; Определение содержания крахмала в продуктах питания».

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №15. Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

15



Тайны листа растений

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №16. Почему крапива жжётся, а герань пахнет? Рассматривание волосков эпидермиса растений.


Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

16



Корень

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №17.

Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик?


Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

17



Транспорт веществ в растении

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №18. Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений.


Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

18



Зимняя экскурсия

Урок - экскурсия

Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращиваем и смотрим кристаллы.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

19



Значение и многообразие растений

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №19 . Кто изобрёл бумагу? Изучение осиных гнёзд и бумаги под микроскопом. Почему карандаш пишет по бумаге?


Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

20



Путешествие в подводный мир.

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №21. Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей.


Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

21



Водоросли

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р.№22.

Чем образована тина? Спирогира под микроскопом.


Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

22



Мини - исследование:

«Маленькой елочке холодно зимой?»

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №20. Почему хвоя зимой не замерзает? Изучение строения хвои на микропрепарате.


Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

23



Размножение растений

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №23.

Где искать зародыш у растений? Изучение строения семян по микропрепаратам.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

24



Интеллектуальная игра «Тайны растений»

Урок-зачет

Обобщают полученные знания, выполняют тестовые задания


В царстве грибов- 11 ч

25



Урок занимательной микологии.

Урок - лекция

Знакомятся с царством грибов, наукой «микология»

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

26



Тайны грибов

Урок - практикум

Выполняют Л.Р.№24 Из чего гриб состоит? Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

27



Строение грибов

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №25 Зачем грибу пластинки и трубочки? Изучение среза шляпки плодового тела гриба.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

28



Многообразие и значение грибов

Урок - практикум

Выполняют Л.Р. №26 Почему овощи гнить начинают? Когда роса бывает мучнистой? Изучение поражённых грибковыми заболеваниями растений.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

29



Значение грибов в природе

Урок - лаборатория

Выполняют Л.Р. №27 Что такое плесень? Изучение разных видов плесени.

Лабораторное оборудование

Цифровая лаборатория по биологии

30



Значение грибов в жизни человека

Урок - практикум

Выполняют Л.Р. №28 Что происходит с тестом, когда туда дрожжи добавляют? Изучение почкования дрожжей.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

31



Тихая охота

Урок - практикум

Выполняют Л.Р. №29 Почему нельзя вырезать своё имя на дереве? Изучение плодового тела гриба – трутовика, рассматривание его спор под микроскопом

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

32



Весенняя экскурсия

Урок - экскурсия

 Рассматривают под микроскопом строение почек, части цветка, пыльцу, подсчитывают годичные кольца в древесине.

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.

33



Защита информационных проектов

Урок - конференция

Представляют результаты своей деятельности. Защищают проекты


34-35



Резерв




Оценка достижений планируемых результатов усвоения курса

Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Практикум по биологии» используются следующие виды контроля:

- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы) - входное тестирование;

- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);

- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы).

Формы аттестации

- самостоятельная работа;

- тестирование;

- творческие отчеты;

- участие в творческих конкурсах по биологии;

- презентация и защита проекта.

Текущий контроль:

Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования. Итоговая аттестация предусматривает выполнение индивидуального проекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!