Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бородинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______С. И. Шнорр Протокол №____ от «___» _________ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «Бородинская сош» _____ Е.Н. Дубинкина «___» _________ 2015г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Бородинская сош» _____ А.С.Синенков Приказ № ______ от «___» _________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по внеурочной деятельности
«Танцевальная мозаика»
предмет, курс
Общекультурного направления
направление
1-4 класс
класс
Смирнова Наталья Михайловна,
учитель начальных классов, 1 кк.
Ф.И.О., должность, категория или разряд
с. Бородино
1.Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе оздоровительно – развивающей программы «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике, адаптированная для младших школьников. Частично использованы программа по танцам Т. Барышникова «Азбука хореографии» (1999 год), учебные пособия Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»» (2000 год), Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика» №1-5.
Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр.РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Проблема формирования у учащихся эстетического отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания. Это обуславливает не только интерес к этой проблеме со стороны научно-педагогической общественности, но и необходимостью ее теоретического осмысления и верного практического решения.
Содержание программы направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Программа предполагает освоение азов ритмики, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Оригинальность данной программы – это развитие творческого мышления учащихся. Занятия танцами и ритмикой дают заряд положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают разнообразием ритмов танцевальный опыт учащихся.
Цель программы: обучение элементам ритмики и танца, воспитание в учениках чувство к прекрасному (посредством хореографической пластики) чувства дружбы и коллективизма, развитие художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
Задачи программы:
воспитывать ребёнка как личность, формировать гуманное отношение к людям и эстетические чувства.
приобщать к здоровому образу жизни.
развивать и чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего
мира.
2.Общая характеристика программы
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.
Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению занятия, и по его насыщенности, каждое занятие имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.).
Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение трех направлений танцевального искусства: бального, историко-бытового, современного и национального, который, в свою очередь, воспитывает в учащихся уважение к национальным традициям.
Данная программа сориентирована на работу с детьми 1-4 классов, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Для организации деятельности детей, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость группы составляет 15-16 человек. Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка
Формы и режим занятий
Основная форма образовательной работы с детьми:
Продолжительность занятий:
1 год обучения (младшая группа, учащиеся 1 класса), по 25-35- минут, 1 час в неделю.
2 и 3 год обучения (учащиеся 2 -4 класса) по 35-40 минут, 2 часа в неделю.
Принципы обучения
Процесс обучения в основном построен на реализации дидактических принципов:
Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня:
-приобретение учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнить определённые танцевальные движения;
-приобретение школьниками знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве,
-получение сведений о танцах разных народов и различных эпох и формирование позитивного отношения школьника к традициям других народов, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер,
Результаты 2 уровня:
-развитие ценностного отношения школьников к культуре, труду, воспитание чувства сопереживания к товарищам;
- развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни.
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
Результаты 3 уровня:
-приобретение опыта публичного выступления;
-зная об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве,
конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике,
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
Уровень знаний и умений учащихся демонстрируется во время проведения праздников, конкурсов и концертов .
3.Место курса
Занятия проводятся во второй половине дня- 1 ч в неделю.
Общее количество часов в год: 1 класс (младшая группа) -33ч., 2-4 классы (старшая группа) -68 ч. в год.
4.Планируемые результаты освоения программы «Танцевальная мозаика»
Программа «Танцевальная мозаика» ориентирована на формирование гармонически развитой личности.
личностные результаты
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями,
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
метапредметные результаты
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
управление эмоциями;
технически правильное выполнение двигательных действий.
предметные результаты
выполнение ритмических комбинаций,
развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки),
развитие чувства ритма,
умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
5.Основное содержание
Программа реализуется в течение 3 лет
1 год обучения – начальный;
2 год обучения – расширенный;
3 год обучения – углубленный
Начальный (1 год обучения) На этом этапе дети получают первоначальные знания о хореографии (ритмике и танце), первоначальные знания и умения исполнять движения, формируется творческий опыт работы с музыкой, закладывается фундамент для самостоятельной творческой деятельности. Главным результатом обучения являются:
1. укрепление в каждом ребенке веры в себя, свои возможности познавать и преобразовывать мир;
2. развитие у детей чувства красоты, радости от выступлений перед своими близкими, друзьями и другими людьми.
Дети научатся исполнять:
Характер музыки, темп, ритм.
Музыкальная выразительность.
Постановка корпуса и поклон.
Позиции рук и ног.
Элементы классического, народного и бального танца.
Детские танцы.
Соблюдать правила техники безопасности.
Расширенный (2 год обучения) На этом этапе происходит развитие потребности в творческой деятельности, закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, через сочинение и выполнение танцевальных комбинаций, продолжается совершенствование умений и навыков в исполнении движений.
Дети научатся исполнять:
Отдельные танцевальные движения и танцевальные композиции;
Выразительность движения в соответствии с характером музыки;
Изученные танцы;
Анализировать выступления;
Технику безопасности.
Углубленный (3 год обучения) Третий этап обучения способствует освоению большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру; формирует у младших школьников познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание совершенствовать умения.
Дети научатся исполнять:
Историко-бытовые и бальные танцы;
Современный танец;
Создавать образы по собственному замыслу;
Контролировать свои эмоции в процессе выступлений.
5.1.Содержание тем первого года обучения
1.Вводное занятие:
Знакомство с планом работы на год.
Гигиенические требования к обуви, одежде.
Техника безопасности на занятиях - не жевать жвачки во время занятий, не пить воду, втягивать колени, чтобы не было срыва.
2.Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной
выразительности:
С первых занятий дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности:
формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада,
обогащение музыкально — слуховых представлений,
развитие умений координировать движений с музыкой.
3.Танцевальная азбука:
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
4.Детские сюжетные танцы:
«Полька-хлопушка», «Полька-тройками», «Школьная кадриль», «Куклы», «Веселый марш», «Танец с шарами»
Краткое содержание танцевальных упражнений.
Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок).
Работа над техникой исполнения и стилем.
5.Бальные танцы и элементы русского народного танца, современного танца
«Маленький вальс», «Хоровод». «Падеграс», «Танго»
Русский танец (позиции рук и ног; положения рук в паре; основные движения в танце; разновидность шагов.)
Краткое содержание танцевальных упражнений. История танца
Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок).
Работа над техникой исполнения и стилем.
6.Элементы современного танца:
Изолированные движения;
движение головы,
движение плеч,
движение бедрами,
движение корпуса.
Координация движения:
наклоны головы вправо-влево с покачиванием бедер вправо-влево,
полукруг головы и бедер справа налево и обратно,
квадрат головой и бедрами в одном направлении .
Танцевальные комбинации:
разминка,
танцевальные движения – икс, повороты, пружина, скольжение, перекат, променад,
Танец «Шалунишки», «Большая стирка», « Буги –Вуги», «Маленькие звезды», «Раз-два-три на носочки».
6.1.Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Тема | Теория | Практич. | всего |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2. | Ритмика. | - | 1 | 1 |
3. | Танцевальная азбука | 1 | 1 | 2 |
4. | Детские сюжетные танцы | 2 | 8 | 10 |
5 | Бальные танцы и элементы русского народного танца, современного танца | 2 | 12 | 14 |
6. | Элементы современного танца | 1 | 4 | 5 |
| Концертная деятельность | В течение года |
7. | Итого: | 33 |
5.2.Содержание тем второго года обучения
Вводное занятие:
Знакомство с планом занятий на год.
Гигиена занятий, одежда и обувь.
Влияние занятий хореографии на рост и физическое развитие.
2.Ритмика
(Повороты, равновесие; упражнение на пружинность (приседания, растяжка), Гибкость тела.
Волна рук.
Волна корпуса.
Работа на координацию движений головы, рук и ног.
Музыкально-ритмическая координация.
Перегибы корпуса.
Растяжка.
Прыжок (с одной ноги на одну, с одной на две, поджатые).
Танцевальная азбука
Разучивание и выполнение элементов с постановкой корпуса – полу- приседание и глубокое приседание, работа стопы отведение и приведение, галопы, подскоки, шаги.
Методика исполнения, разучивание позиций рук и ног.
Контроль за правильным исполнением позиций рук и ног - следить, чтобы не провисали локти, опущены плечи, втянуты колени.
4. Детские сюжетные танцы
«Танец с листьями», «Танец Новогодний», «Танец для мамы», «Матрешки»,
Краткое содержание танцевальных упражнений.
Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок).
Работа над техникой исполнения и стилем.
5.Народный танец:
Танцевальная композиция «Варенька», «Кадриль», «Смени пару»
Русский, украинский танец:
В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. Сначала учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения.
6.Историко-бытовые и бальные танцы:
В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. «Полонез», «Венский вальс», « Берлинская полька».
Краткое содержание танцевальных упражнений.
Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок).
Работа над техникой исполнения и стилем.
7.Элементы современного танца:
1.Изолированные движения;
движение головы,
движение плеч,
движение бедрами,
движение корпуса.
2.Координация движения:
наклоны головы вправо-влево с покачиванием бедер вправо-влево,
полукруг головы и бедер справа налево и обратно,
квадрат головой и бедрами в одном направлении .
Танцевальные комбинации:
разминка,
танцевальные движения – икс, повороты, пружина, скольжение, перекат, променад,
6.2.Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Тема | Теория | Практич. | всего |
1. | Вводное занятие. | 1 | | 1 |
2. | Ритмика. | 2 | 4 | 6 |
3. | Танцевальная азбука | 2 | 6 | 8 |
4. | Детские сюжетные танцы | 4 | 18 | 22 |
5. | Народный танец | 3 | 7 | 10 |
6. | Историко-бытовые и бальные танцы | 3 | 10 | 13 |
7 | Элементы современного танца | 2 | 6 | 8 |
| Концертная деятельность | В течение года |
| Итого: | 68 |
Содержание тем третьего года обучения
Вводное занятие:
Знакомство с планом занятий на год.
Гигиена занятий, одежда и обувь.
Влияние занятий хореографии на рост и физическое развитие.
Ритмика (разминка)
Игропластика
- Этюды (животных, характер людей).
-Развитие творческой способности детей.
Игрогимнастика
- Перегибы корпуса.
- Упражнения для исправления осанки и улучшения гибкости шеи.
- Растяжка.
- Равновесие.
- Упражнения для выворотности ног.
- Повороты и вращения.
- Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела.
-Прыжки.
3. Танцевальная азбука( в ходе каждого занятия)
Прыжки
приседание и глубокое приседание, работа стопы отведение и приведение, галопы, подскоки, шаги;
методика исполнения, разучивание позиций рук и ног;
контроль за правильным исполнением позиций рук и ног.
4.Детские сюжетные танцы
.
Краткое содержание танцевальных упражнений.
Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок).
Работа над техникой исполнения и стилем.
Примерные танцевальные композиции: «Прадедушка», «В ритме польки», «Поздравлю тебя», «Катюша», новогодние танцы, танцы-игры
5.Народный танец:
Русский танец:
Цыганский танец:
Примерные танцевальные композиции: «Вейся капустка», «Плясовая», «Цыганский»
6. Историко-бытовые и бальные танцы:
Краткое содержание танцевальных упражнений (положение рук, головы, шаги).
Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок).
Работа над техникой исполнения и стилем.
Примерные танцевальные композиции «Вальс», «Танго», «Марш-мазурка», фигурный марш.
7.Элементы современного танца:
Изолированные движения:
Координация движения:
движение головой вызывает движение плеч, затем рук. Корпуса.
сочетание движений – спираль, волна (вперед, снизу-вверх, боковая),ступенчатое расслабление.
3. Танцевальные комбинации – уголки, сброс плеч, расслабление плеч, равновесие и т. д. изученные движения собираются в различные комбинации.
Примерные танцевальные композиции «Танцевать всегда готов», «Недетское время».
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ | Тема | Теория | Практич. | Всего |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2. | Ритмика. | 1 | 1 | 2 |
3. | Танцевальная азбука | 1 | 1 | 2 |
4. | Детские сюжетные танцы | 2 | 18 | 20 |
6. | Народный танец | 1 | 14 | 15 |
7. | Историко-бытовые и бальные танцы | 1 | 12 | 13 |
8. | Элементы современного танца | 1 | 14 | 15 |
| Концертная деятельность | В течение года |
| Итого: | 68 | |
7.Учебно-методическое обеспечение программы
Программа «Танцевальная мозаика» включает в себя теоретическую и практическую части. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 2 и 3 года обучения проводятся беседы — диалоги, обсуждения, рассказы, беседы, объяснения которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Каждое занятие включает все виды деятельности: ритмику, слушание и анализ музыки, элементы народного и классического танца, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев. При этом необходимо умело сочетать материал из всех разделов программы, например: ритмические упражнения 10-15 минут, элементы танцевальной азбуки 15-20 минут, разучивание этюдов, танцев 15-20 минут.
Методы обучения
В программе «Танцевальная ритмика» применяются следующие методы обучения:
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести:
показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.
Метод целостного освоения упражнений и движений (двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Успешность работы, направленной на достижение цели программы «Танцевальная мозаика» и решение поставленных задач обеспечивается совместными усилиями руководителя объединения, воспитанников и их родителей.
Предполагается информационная поддержка содержания программы в виде литературы для детей, педагога и родителей .
Материально - техническое обеспечение предусматривает:
Специальная обувь - балетки или чешки;
Спортивные костюмы;
Музыкальное сопровождение – магнитофон, диски и аудио и видио диски;
Костюмы для выступления.
8.Способы и критерии определения результативности программы
На каждом этапе изучение и исполнение различных танцев и композиций усложняется.
Уровень знаний и умений учащихся демонстрируется во время проведения утренников, конкурсов и концертов
Критерии определения результативности программы:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
Память – способность запоминать музыку и движения
Формой подведения итогов реализации программы являются:
▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
▪ праздничные выступления («День знаний», «День учителя», «День пожилых людей» и т.д.);
▪ фольклорные праздники «Масленица», «Осенины»
▪ тематические праздники и утренники в школе;
▪ участие в праздничных концертах школы и села.
9.Список литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва. 2000 год.
2. Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»» (2000 год),
3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов-на-Дону. 2003. год.
4.Картавых Н., Карпович О. Школа танцев для детей.-Спб: «Ленинградское
5.Телегин А.А. Танцуем джайв и рок-н-рол.Ростов-на-Дону.2004г.
издательство».2011
6.Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика» 1-5 выпуск
7. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
Электронное приложение
1Электронное периодическое издание. «Танцкейс. Танцы для праздника»№1,№3,2011г.
2.Видиокурс для детей «Танцуй с нами. Вальс ,танго, ча-ча-ча» 3.Видиокурс «Школа танцев для детей 6-12 лет»
Internet-ресурсы: http://www.horeograf.com - Все для хореографов и танцоров, «Хореограф Онлайн» Клуб хореографов