Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
рекомендаций по внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе авторов рабочей программы по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России), авторской программы факультатива по русскому языку Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой «Вентана-Граф», 2013г.;
требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
примерной основной образовательной программы начального обучения;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
учебного плана МБОУ ПригорскаяСШ на 2017 – 2018уч.г. (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);
годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
начальной и основной образовательных программ МБОУ Пригорская СШ;
Рабочая программа по курсу «Родное слово» в 3 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год).
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение курса «Родное слово» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты освоения курса:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народовРоссии и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения курса:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты освоения образовательной программы:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языДанная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
ке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
текущий- позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности». По окончании всего курса учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированно-стикомпетентностеи каждого учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей;
итоговый- в виде заданий на последнем занятии;
самооценка- фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания ».
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего |
1 | Из истории языка | 1ч |
2 | Лабиринты грамматики | 8ч |
3 | Загадки простого предложения | 5ч |
4 | О существительных по существу | 12ч |
5 | Такие разные признаки предметов | 8ч |
| ИТОГО | 35ч |
Из истории языка (1ч) |
Старые и новые слова в языке. Сокровища бабушкиного сундука. |
Лабиринты грамматики ( 8ч) |
Слово в грамматике. |
Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. |
Занимательная грамматика. |
Занимательная грамматика. |
Занимательная грамматика. |
Занимательная грамматика. |
Готовимся к конкурсу по языкознанию. |
Готовимся к конкурсу по языкознанию. |
Загадки простого предложения (5 ч) |
«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. |
Необходимо дополнить. |
Важные обстоятельства. |
Стройтесь в ряд! |
Запятые по местам! |
О существительных по существу ( 12ч) |
«Лебедь белая плывёт». |
Может ли род быть общим? |
Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? |
Как быть, если нет окончания? |
Один, два, много. |
Почему именительный падеж назвали именительным? |
Как работает родительный падеж? |
«Щедрый» падеж. |
Винительный падеж –великий маскировщик. |
Падеж – работяга. |
Любимая работа предложного падежа. |
Кому принадлежат имена собственные? |
Такие разные признаки предметов ( 8ч) |
Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. |
«Красны девицы» и «добры молодцы». |
Всё познаётся в сравнении. |
Всегда ли «умный – умнейший»: сравниваем и оцениваем. |
Что из чего и для чего? |
Что кому принадлежит? |
Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. |
«Крокодиловы слёзы» |
Календарно - тематическое планирование
по курсу «Родное слово» в 3 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 час1 в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ п/п | № | Тема | Планир. дата | Изменения |
Из истории языка (1ч) |
-
| 1. | Старые и новые слова в языке. Сокровища бабушкиного сундука. | | |
Лабиринты грамматики ( 8ч) |
-
| -
| Слово в грамматике. | | |
-
| -
| Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. | | |
-
| -
| Занимательная грамматика. | | |
-
| -
| Занимательная грамматика. | | |
-
| -
| Занимательная грамматика. | | |
-
| -
| Занимательная грамматика. | | |
-
| -
| Готовимся к конкурсу по языкознанию. | | |
-
| -
| Готовимся к конкурсу по языкознанию. | | |
Загадки простого предложения (5 ч) |
-
| -
| «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. | | |
-
| -
| Необходимо дополнить. | | |
-
| -
| Важные обстоятельства. | | |
-
| -
| Стройтесь в ряд! | | |
-
| -
| Запятые по местам! | | |
О существительных по существу ( 12ч) |
-
| -
| «Лебедь белая плывёт». | | |
-
| -
| Может ли род быть общим? | | |
-
| -
| Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | | |
-
| -
| Как быть, если нет окончания? | | |
-
| -
| Один, два, много. | | |
-
| -
| Почему именительный падеж назвали именительным? | | |
-
| -
| Как работает родительный падеж? | | |
-
| -
| «Щедрый» падеж. | | |
-
| -
| Винительный падеж –великий маскировщик. | | |
-
| -
| Падеж – работяга. | | |
-
| -
| Любимая работа предложного падежа. | | |
-
| -
| Кому принадлежат имена собственные? | | |
Такие разные признаки предметов ( 8ч) |
-
| -
| Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | | |
-
| -
| «Красны девицы» и «добры молодцы». | | |
-
| -
| Всё познаётся в сравнении. | | |
-
| -
| Всегда ли «умный – умнейший»: сравниваем и оцениваем. | | |
-
| -
| Что из чего и для чего? | | |
-
| -
| Что кому принадлежит? | | |
-
| -
| Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | | |
-
| -
| «Крокодиловы слёзы» | | |