_________ Г.В. Рябова
Программа разработана на основе авторской программы начального образования 1-4 классы:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Мир живой и неживой природы.
Почему день сменяется ночью?
Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны?
Прозрачный невидимка (воздух).
Создание проекта «Солнечная система».
Путешествие по карте России.
Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам.
Куда текут реки?
Как рождаются горы?
Моря и острова Обитатели морей.
Великий круговорот жизни.
Путешествие по природным зонам.
Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь.
Где растут тропические леса.
Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе.
Страны Африки и Америки.
Австралия.
Антарктида.
Моя Родина – Россия.
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
№ | Тема | Всего | Содержание занятий | Виды деятельности учащихся Практические задания. | дата |
По плану | фактически |
| Как мы понимаем друг друга | 5ч | 1 четверть. | | | |
1 | Вводное занятие. Как мы будем учиться. | 1 | Знакомство со школой: кабинеты, библиотека, спортивный зал и др. | Экскурсия по школе. Конкурс рисунков по теме. | 06.09 | |
2-3 | Школьные правила вежливости. | 2 | Понятие «правило», «вежливость». Правила поведения в школе. Права и обязанности школьника. | Моделирование правил поведения в школе. Викторина «Что такое хорошо и что такое плохо». | 13.09 20.09 | |
4 | Режим дня школьника. | 1 | Знакомство с режимом дня школьника. | Составление режима дня школьника в картинках. Игра «Время знаю, всюду успеваю» | 27.09 | |
5 | Ты – ученик. | 1 | Понятие «ученик», «школьник». В результате занятия дети должны сделать вывод, что человек должен стать грамотным, получить профессию, продолжать учиться всю жизнь. | Ролевая игра «Школа». | 04.10 | |
| Как мы узнаём, что перед нами | 2ч | | | | |
6 | Что за словом? | 1 | Понятия «слово», «название предмета», «предмет». В результате занятия дети должны сделать вывод, что «название предмета» и «предмет» это разное. | Игра «Лови слово». Поисковое задание: найти значение слова. | 11.10 | |
7 | Путешествие в Угадайку. | 1 | Называть окружающие предметы и их признаки. Различать предметы и выделять их признаки. | Викторина «Угадайка». | 18.10 | |
| Времена года | 4ч | | | | |
8 | Осенние посиделки. | 1 | Представление детей об осени. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных осенью. 2 четверть. | Экскурсия «У «Осени» в гостях». | 25.10 | |
9 | Зимушка-зима. | 1 | Представление детей о зиме. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных осенью. | Составление рассказа о жизни животных зимой. Отгадывание загадок на тему: «Зима». | 08.11 | |
10 | Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. | 1 | В результате занятия дети должны сделать вывод, что значит «пробуждение Земли» весной, закрепить знания о признаках весны, особенностях жизнедеятельности растений и животных весной. | Праздник встречи Весны «Весенняя радость». | 15.11 | |
11 | Весёлое лето. | 1 | Беседа на тему: «Почему лето весёлое? Любимые летние занятия». | Пение песни : «Вот оно какое наше лето..» Рисование рисунков на летнюю тему. | 22.11 | |
| Как ты узнаёшь мир | 3ч | | | | |
12 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | Понятие «органы чувств». Беседа по презентации «Глаза – главные помощники человека». Узнавание признаков предметов при помощи органов чувств (на данном занятии - глаз). | Поисковое задание: «Глаза – мои помощники». | 29.11 | |
13 | Память и ум – помощники человека. | 1 | В результате занятия дети должны сделать вывод, что память и ум – важные помощники человека, значение памяти в жизни человека. | Игра «Всезнайка» (решение логических задач, кроссвордов, ребусов и т.д.) | 06.12 | |
14 | Жить – с книгою дружить. КТД | 1 | Знакомство с историей появления книги. Различные жанры произведений. Кто принимает участие в создание книги. | Работа в группах: изготовление «Книжки – малышки» для самых маленьких. Экскурсия в школьную библиотеку. | 13.12 | |
| Твоя семья и друзья | 3ч | | | | |
15 | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. | 1 | Каждая семья уникальна. Каждой семье есть чем гордиться. Как представляют дети понятие «дружная семья». Понятие «обязанность в семье», их виды. | Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Конкурс проектов «Мои обязанности в семье» (с родителями). | 20.12 | |
16 | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Понятие «опасность дома», «бытовые приборы». Презентация «Правила безопасного поведения дома». Название и назначение, польза и вред различных современных бытовых приборов современного дома. Правила обращения с ними. 3 четверть. | Анкета «Что дома может быть опасным?» Составить «Кодекс правил поведения дома». | 27.12 | |
17 | Без друга в жизни туго. Мои друзья | 1 | С кем ты дружишь. Почему? Понятия «друг», «враг», «товарищ», «знак». Почему ты можешь поссориться с другом. В чем ценность дружбы. С кем бы вы хотели дружить, а с кем нет. Мнения детей о том, существуют ли правила дружбы, нужны ли они (примеры). | Работа с пословицами о дружбе. Конкурс рисунков «Мои друзья». | 17.01 | |
| Что нас окружает | 7ч | | | | |
18 | Моё село. Достопримечательности села. | 1 | Представления о своем селе: название, местонахождение, достопримечательности, природа, люди. Краткая история села. | Конкурс рисунков по теме. Моё село. Достопримечательности села. | 24.01 | |
19 | Мы – пешеходы. | 1 | Понятие «Пешеход». Беседа о правилах безопасного поведения на дороге по презентации «Мы – пешеходы». Инструктаж. | Конкурс рисунков по теме. Мы – пешеходы. | 31.01 | |
20 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? | 1 | Виды профессий. На примере 3-5 поразмышлять о том, почему эта профессия появилась и как. В разные времена распространены разные профессии в зависимости от требований жизни, но есть профессии, которые нужны всегда: учитель, врач и т. д. | Игра «Профессии» по типу «Города». Ролевые игры «В магазин», «В школу», «В больницу». | 14.02 | |
21 | Из чего что сделано? | 1 | Понятие «материал», «изготовление». В результате занятия дети должны сделать вывод, что каждая вещь сделана из определенного материала. | Викторина «Из чего предмет?» | 21.02 | |
22 | Водица-царица. (Три состояния воды) | 1 | Понятие «состояние воды». Знакомство с тремя состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное). | Опыт «Превращения воды». | 28.02 | |
23 | Транспорт. Мы – пассажиры. | 1 | Понятие «транспорт», «виды транспорта», «вежливый пассажир». Беседа о правилах безопасного поведения в транспорте по презентации «Мы – пассажиры». | Ролевая игра «Мы – пассажиры». | 07.03 | |
24 | Мой путь от дома до школы. КТД | 1 | Какие бывают опасности по пути от дома до школы. Правила поведения на улице. | Конкурс рисунков «Осторожно, опасность!» | 14.03 | |
| Живые обитатели планеты | 8ч | | | | |
25 | Живое и неживое. | 1 | Что относится к живой и неживой природе. Отличие. Свойства живого организма: рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание. 4 четверть. | Отгадывание загадок. | 21.03 | |
26 | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | 1 | Виды растений. Условия жизни растений. Строение растений. Виды животных. Условия жизни животных. | Поисковое задание (на выбор): удивительные растения, удивительные животные. | 04.04 | |
27 | Путешествие по зоопарку. | 1 | Понятие «Зоопарк». Заочная прогулка по зоопарку. | Викторина: «Кто живёт в зоопарке?» | 11.04 | |
28 | Домашние любимцы и комнатные растения. | 1 | Понятие «любимец». Какие растения называют комнатными. Каких животных называют домашними и почему. | Слушание рассказов о домашних питомцах. | 18.04 | |
29 | Собака – верный друг человека | 1 | В результате занятия дети должны сделать вывод, почему собаку называют верным другом человека. | Чтение рассказов о собаках – друзьях человека. | 25.04 | |
30 | Строение тела человека. | 1 | Понятие «тело», «туловище». Изучение строения тела человека. | Тест «Части тела». | 02.05 | |
31 | Правила поведения в природе. | 1 | Беседа о правилах поведения в природе. диспут и анализ жизненных ситуаций, допустимые формы поведения, которые не вредят природе. | Экскурсия в природу. Рисование рисунков по теме: «Береги природу». | 16.05 | |
32 | Земля – наш общий дом. | 1 | Понятие: «земля». В результате занятия дети должны сделать вывод, почему Землю называют общим домом. | Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы. | 23.05 | |
| Итоговое занятие | 1ч | | | | |
33 | Итоговое занятие Игра «Поле чудес» | 1 | | | | |
№ | Тема | Всего | Содержание занятий | Характеристика деятельности. | дата |
По плану | фактически |
| наша планета | 22 ч | 1 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч) | | | |
1. | Мир живой и неживой природы. | 1 | Что относится к живой и неживой природе. Отличие. Свойства живого организма: рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание. | Тест «Живая и неживая природа». | 05.09 | |
2. | Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | 1 | Понятие «вещь», «вещество». В результате занятия дети должны познакомиться с разнообразием веществ в природе. | Беседа и просмотр презентации. Вещи и вещества. Разнообразие веществ | 12.09 | |
3. | Как без часов определить время суток? | 1 | Для чего нам нужны часы. Части часов, их назначение. Какие бывают часы. | Конкурс рисунков по теме. Какие бывают часы. | 19.09 | |
4. | Форма Земли. | 1 | Беседа и просмотр презентации по теме: «Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года». | Конкурс рисунков по теме: «Земля круглая» | 26.09 | |
5. | О чём рассказывает Глобус. | 1 | Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий. Великие кругосветные путешествия. | Практическая работа с глобусом и картой полушарий. Сравнение их с географической картой. | 03.10 | |
6. | Викторина «Занимательная география» | 1 | | Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. | 10.10 | |
7. | Звёзды, созвездия, планеты. | 1 | Понятия «Звёзды», «созвездия», «планеты». Беседа по презентации «Звёзды, созвездия, планеты». В результате занятия дети должны усвоить необходимую информацию о планетах Солнечной системы. | Сочинение сказки «Фантастические приключения полёт к звездам» | 17.10 | |
8. | Земное притяжение. | 1 | Понятие «Земное притяжение». В результате занятия дети должны усвоить необходимую информацию о влиянии притяжения Земли на земные явления. 2 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч) | Проведение опыта «Земное притяжение». | 24.10 | |
9. | Почему день сменяется ночью? | 1 | В результате занятия дети должны сравнивать и различать день и ночь. | Практическая работа с глобусом и фонарём. | 07.11 | |
10. | Почему бывает лето? | 1 | В результате занятия дети должны усвоить движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Беседа по презентации. | Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы. | 14.11 | |
11. | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | Урок построен из сообщений детей по теме. | Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы. | 21.11 | |
12. | Прозрачный невидимка (воздух) | 1 | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье. | Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем селе». | 28.11 | |
13. | Создание проекта «Солнечная система» | 1 | Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы проблемы. Разработка этапов проекта. Поиск ответов на вопросы. | Поисковая работа по теме: «Солнечная система». | 05.12 | |
14. | Путешествие по карте России. | 1 | Любите ли вы путешествовать? Как? Понятие «турист». В какой город вы бы хотели отправиться в путешествие? Почему? Что вы уже знаете о интересующем вас городе? Поиск его на карте России. | Из любого источника найти историю города, который интересен и подготовить краткое сообщение о них (в группах). | 12.12 | |
15. | Адрес на глобусе и карте. | 1 | Понятия «параллели», «меридианы». Дать первичное представление об адресе на карте. Для чего на карте провели параллели и меридианы. Зачем мы это изучаем. Люди, каких профессий пользуются картами. | Практическая работа с глобусом и картой. | 19.12 | |
16. | Что обозначают на карте с помощью цвета? | 1 | Сравнивание цветов на карте. Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных? Поиск причинно – следственных связей. 3 ЧЕТВЕРТЬ(10ч) | Рисование карты континента - попытаться правдиво передать рельеф местности. | 26.12 | |
17. | Путешествие по материкам и океанам. | 1 | Понятия «океан», «материк», «часть света». В результате занятия дети должны усвоить первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты. | Практическая работа с картой, глобусом. | 16.01 | |
18. | Куда текут реки? | 1 | Сравнение и различение разных форм земной поверхности, водоёмов. Представления детей о реках, о морях, о движении реки в море. Свойства речной и морской воды; | Чтение и обсуждение рассказа «Вода – путешественница». | 23.01 | |
19. | Как рождаются горы? | 1 | Понятия «гора», «земная кора», «долины», «возвышенности», «вулкан», «магма». В результате занятия дети должны усвоить первоначальные сведения о происхождении гор. | Поисковая работа по теме: «Самая высокая гора». | 30.01 | |
20. | Моря и острова. | 1 | Понятия «море», «остров». В результате занятия дети должны усвоить особенности морей, научиться находить и показывать моря на карте. | Конкурс рисунков по теме. | 06.02 | |
21. | Обитатели морей. | 1 | Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, в том числе тех, кто занесен в Красную Книгу. Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание. | Составление кроссворда по теме. | 13.02 | |
22. | Проект «Моя страна» | 1 | Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. | Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы проблемы. Разработка этапов проекта. Поиск ответов на вопросы. | 20.02 | |
| ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ | 12 ч | | | | |
23. | Великий круговорот жизни. | 1 | Понятие «круговорот» «организмы-производители», «организмы-потребители», «организмы-разрушители». В результате занятия дети должны познакомиться с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. | Составление цепочки круговорота при помощи карточек. | 27.02 | |
24. | Путешествие по природным зонам. | 1 | Понятие «природная зона». В результате занятия дети должны познакомиться с природными зонами России, их условным обозначением. | Игра « Помести дерево в лес, где оно растёт», отгадывание кроссворда. | 06.03 | |
25. | Красная книга. | 1 | В результате занятия дети должны узнать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных России и нашей местности. | Поисковая работа: животные и растения из Красной книги (на выбор). | 13.03 | |
26. | Жизнь леса. | 1 | В результате занятия у детей должно сформироваться представление о роли леса в жизни человека. Познакомиться с экологическими проблемами леса, правилами поведения в лесу. 4 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч) | Изготовление книжки – раскладушки «Береги лес!» | 20.03 | |
27. | Хрупкая природа степей и пустынь. | 1 | Понятия «степь», «пустыня». В результате занятия у детей должно сформироваться представление о природной зоне пустынь и степей, их обитателях. | Конкурс рисунков по теме. | 03.04 | |
28. | Где растут тропические леса. | 1 | В результате занятия у детей должно сформироваться представление о своеобразии тропического леса: растительном и животном мире; | Составление кроссворда по изученной теме. | 10.04 | |
29. | Жизнь в горах. | 1 | Знакомство с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы (использование презентации). | Поисковая работа по теме: «Животный мир гор». | 17.04 | |
30. | Путешествуем по Европе. | 1 | Какие страны Европы самые важные. Как называются их столицы. Каково их население, достопримечательности. | Работа с картой. | 24.04 | |
31. | Страны Африки и Америки. | 1 | Беседа по презентации «Страны Африки и Америки». | Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы. | 15.05 | |
32. | Австралия. Антарктида. | 1 | В результате занятия дети должны познакомиться с природой Австралии и Антарктиды, с коренными жителями Австралии, её достопримечательностями. | Викторина «Кто лишний». | 22.05 | |
33. | Моя Родина – Россия. | 1 | Понятия «Родина», «страна», «государство», «Отчизна». В результате занятия дети должны усвоить важность государственных символов – флаг, герб, гимн. | Конструирование модели российского флага; | | |
34. | Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» | 1 | Расширять знания детей о природе нашего края, воспитывать чувство ответственности за судьбу нашей планеты Земля, привлекать детей к посильному участию в охране природы родного края. | Инсценирование экологической сказки. | | |
| ИТОГО: | 34 | | | | |
№ | Тема | Всего | Содержание занятий | Основные виды деятельности обучающихся. | дата |
По плану | фактически |
| ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | 3 ч | 1 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч) | | | |
1. | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | 1 | Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. | Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы | 07.09 | |
2. | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | 1 | Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. | Как можно при помощи трения получить тепло. | 14.09 | |
3. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | | | 21.09 | |
| ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ | 4 ч | | | | |
4. | Живая оболочка планеты. | 1 | Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ. | Нарисовать схему круговорота веществ | 28.09 | |
5. | О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | 2 | Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. | Высказывают свои мнения, формулируют вывод. | 05.10 12.10 | |
6. | Солнце - как источник энергии. | 1 | Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. | круговорот веществ как пример единства живого и неживого | 19.10 | |
7. | КВН «Планета загадок» | 1 | Подготовка к КВНу | Роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов | 26.10 | |
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч | | 2 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч) | | | |
8. | Цепи питания | 1 | Рассмотреть цепи питания | Практическая работа составить цепи питания | 07.11 | |
9. | Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. | 1 | Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистем | Рассмотреть экосистемы и природные сообщества влияние человека на экосистемы и природные сообщества. | 14.11 | |
10. | Лесные заморочки. Игра «Детектив» | 1 | Что нас может встретить в лесу? | Игра «Детектив» | 21.11 | |
11. | Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». | 1 | | Игра «Что, где, когда?». | 30.11 | |
| ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ | 5 ч | | | | |
12. | Растения и их роль на Земле | 1 | Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. | Выяснить роль растений в природе и жизни людей . Правила сбора и обработки лекарственных растений | 07.12 | |
13. | О братьях наших меньших. | 1 | Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. | Рассмотреть условия, необходимые для жизни животных , роль животных в природе и жизни людей . | 14.12 | |
14. | Рыбы и их многообразие. | 1 | Рыбы и их роль на земле. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. | Рассмотреть условия, необходимые для жизни рыб, роль рыб в природе и жизни людей . | 21.12 | |
15. | Час эрудитов «Птичьи имена». | 1 | Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы 3 ЧЕТВЕРТЬ.(10ч) | Час эрудитов «Птичьи имена». | 28.12 | |
16. | Проект «Сохраним красоту природы» | 1 | | Зашита проекта | 18.01 | |
| ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА | 3 ч | | | | |
17. | Человек и его корни. Родословное древо семьи | 1 | Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен. | Составить вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. | 25.01 | |
18. | Моя Родина – Россия | 1 | Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия! | Моё село, мой дом. Конкурс рисунков | 01.02 | |
19 | Путешествие в прошлое. История моей Родины. | 1 | История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России. | Прослушивание сообщений о прошлом человечества. | 08.02 | |
| ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР | 13 ч | | | | |
20 | Откуда пошла земля Русская! | 1 | Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. | Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. | 15.02 | |
21 | Ледовое побоище. | 1 | Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. | Подготовить сообщение про Александра Невского. Нарисовать рисунок ледовое побоище. | 22.02 | |
22 | Слово о полку Игореве. | 1 | Защита русской земли | Просмотр презентации | 01.03 | |
23 | Московское государство. | 1 | Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. | Конкурс рисунков Богатырские заставы. | 15.03 | |
24 | Московский Кремль. | 1 | Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества. 4 ЧЕТВЕРТЬ(8ч) | Просмотр презентации Соборы Московского кремля. Викторина | 22.03 | |
25 | Смутное время в России. | 1 | Вспомнить люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве? -Как с 16 века стали называть правителя Руси? - Кто стал первым царем Руси? - Кто такие князья? - Как вы думаете, сколько князей могло служить царю? | Помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн и усобиц, дать возможность самостоятельно оценить деятельность К.Минина и Д.Пожарского. | 05.04 | |
26 | Преобразования Петра I | 1 | Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. | Работа по логогрифу.
-
| 12.04 | |
27 | Екатерина Великая | 1 | Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. | Высказывают свои мнения, формулируют вывод. | 19.04 | |
28 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов. | тест по теме " Михаил Васильевич Ломоносов" | 26.04 | |
29 | Отечественная война 1812 года. | 1 | Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов | 1. Работать с картой. 2. Находить места сражений. 3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы. 4. Объяснять исторические даты и новые термины. | 03.05 | |
30 | Император Александр II | 1 | Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи. | Объяснять исторические даты и новые термины. | 10.05 | |
31 | Времена Советской власти и СССР. | 1 | Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина | Беседа | 17.05 | |
32 | Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» | 1 | «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» | Рисование рисунков. Выставка. | 24.05 | |
| СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ | 2 ч | | | | |
33. | Российская Федерация | 1 | Местонахождение современной территории России и ее соседей. Условные обозначения на карте. Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн). Народы РТ. Традиции. Обобщение полученных знаний. | Работа по карте. Изображение символики РФ | | |
34 | Проект «Сохраним историю родного края» | 1 | | Составление проекта по теме. Проект «Сохраним историю родного края» | | |
| ИТОГО: | 34 ч | | | | |