СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "я познаю мир" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

программавнеурочной деятельности для 1 - 4 классов по теме 2я познаю мир"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "я познаю мир" 1-4 класс»

С.СВЕТЛОРЕЧНОЕ ЗЕРНОГРАДСКИЙ РАЙОН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕТЛОРЕЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 29.08.2016 № 213

Светлоречной СОШ

Директор МБОУ Светлоречной СОШ

_________ Г.В. Рябова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности «Азбука здоровья»


Уровень общего обучения (класс) начальное общее образование 1,2,4.классы

Количество часов: 34

Учитель: Половко Татьяна Александровна




Программа разработана на основе авторской программы начального образования 1-4 классы:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России


Содержание:


  1. Пояснительная записка_____________________________3 стр.

  2. Планируемый результат ____________________________4 стр

  3. Содержание образовательной программы___________ 9 стр

  4. Календарно-тематическое планирование_______________14 стр














1.Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

  • Изучение природы родного края.

  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе.

  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.


Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов:
1 класс – 33 часа в год,
2,4 классы – 34 часа в год.
Занятия проводятся один раз в неделю.








2. Планируемые результаты освоения программы

Первый год обучения

Личностными результатами изучения «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


2 класс

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

4 класс

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предполагаемые уровни реализации программы

На первом уровне школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года;

  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни;

  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;

  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях;

  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа;

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.


3.Содержание образовательной программы

Первый год обучения

1. Как мы понимаем друг друга.(5 ч)

  • Знакомство детей с учителем и между собой.

  • Знакомство с программой.

  • Школьные правила вежливости.

  • Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Составление режима дня.

2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

  • Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

3. Времена года (4 ч.)

  • Приметы осени. Листопад.

  • Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

  • Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны.

  • Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)

  • Органы чувств человека.

  • Память – хранилище опыта. Ум.

5. Твоя семья и друзья (3 ч.)

  • Твоя семья и её состав.

  • Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

  • Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

  • Как вести себя на кухне, в ванне.

  • Значение общения в жизни человека.

6. Что нас окружает(6 ч.)

  • Город (село) и его особенности.

  • Взаимосвязь людей разных профессий.

  • Зависимость человека от природы.

  • Три состояния воды.

7. Живые обитатели планеты (8 ч.)

  • Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

  • Сходство растений и животных.

  • Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.

  • Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

  • Знакомство с назначением различных частей тела человека.

  • Правила поведения в природе.

  • Бережное отношение к окружающему миру.

8. КТД (3 ч.)

  • Конкурсные и развлекательные программы.

  • Свойства предметов, их части и действия с ними.

  • Книга хранит знания и опыт людей.

  • Правила безопасного поведения на улице.

9. Итоговое занятие (1 ч.)

  • Игра «Поле чудес»


2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы.
Почему день сменяется ночью?
Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны?
Прозрачный невидимка (воздух).
Создание проекта «Солнечная система».
Путешествие по карте России.
Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам.
Куда текут реки?
Как рождаются горы?
Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч)

Великий круговорот жизни.
Путешествие по природным зонам.
Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь.
Где растут тропические леса.
Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе.
Страны Африки и Америки.
Австралия.
Антарктида.
Моя Родина – Россия.
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»


3 класс

Вещество и энергия (3 ч.)

  • Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

  • Энергия. Что происходит при превращении энергии.

  • Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

  • Живая оболочка планеты.

  • О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

  • Солнце - как источник энергии.

  • КВН «Планета загадок».

Экологическая система (4 ч.)

  • Цепи питания.

  • Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

  • Лесные заморочки. Игра «Детектив»

  • Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Живые участники круговорота веществ (5 ч.)

  • Растения и их роль на Земле. Экскурсия.

  • О братьях наших меньших.

  • Рыбы и их многообразие.

  • Час эрудитов «Птичьи имена».

  • Проект «Сохраним красоту природы»

Твои родные и твоя Родина (3 ч.)

  • Человек и его корни. Родословное древо семьи.

  • Моя Родина – Россия!

  • Путешествие в прошлое. История моей Родины.

Времена Древней Руси, Московского Государства, Российской Империи, Советской России СССР (13 ч.)

  • Откуда пошла земля Русская!

  • Ледовое побоище.

  • Слово о полку Игореве.

  • Московское государство.

  • Московский Кремль.

  • Смутное время в России.

  • Преобразования Петра I.

  • Екатерина Великая.

  • Михаил Васильевич Ломоносов.

  • Отечественная война 1812 года.

  • Император Александр II.

  • Времена Советской власти и СССР.

  • Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны».

Современная Россия (2 ч.)

  • Российская Федерация.

  • Проект «Сохраним историю родного края».

4 класс

Как работает организм человека (7 ч.)

  • Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

  • Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

  • Опора тела и движение.

  • Наше питание.

  • О дыхании и вреде курения.

  • Органы чувств человека.

  • Диспут «Тело человека и охрана здоровья».

Рукотворная природа (8 ч.)

  • Растения и животные на службе у человека.

  • Изобретение рычага и колеса и их применение.

  • Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

  • Как человек использует горные породы и минералы.

  • Как обрабатывают металлы.

  • Невидимая сила.

  • Человек проникает в тайны природы.

  • Экологический проект «Земля – планета жизни».

Человек и его внутренний мир (3 ч.)

  • Как стать личностью?

  • Эмоции и чувства.

  • Как настроение?

Человек в мире людей (3 ч.)

  • Почему возникают конфликты?

  • Совесть.

  • Путешествие по правам человека.

Человек и прошлое человечества (4 ч.)

  • Добро и зло в Первобытном мире.

  • Мир средневековых цивилизаций.

  • Технические достижения эпохи Нового времени.

  • 21 век.

Человек и многоликое человечество (4 ч.)

  • «В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

  • Мы не похожи, ну и что же?

  • Пути духовных исканий.

  • Выставка работ «Дети разных народов».

Человек и единое человечество (5 ч.)

  • Что такое деньги.

  • Почему разные страны помогают друг другу?

  • Сказки разных народов.

  • Глобальные проблемы.

  • Проект «Моё человечество».

4.Календарно - тематическое планирование.

1класс

Тема

Всего

Содержание занятий

Виды деятельности учащихся

Практические задания.

дата

По плану

фактически


Как мы понимаем друг друга

1 четверть.




1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

Знакомство со школой: кабинеты, библиотека, спортивный зал и др.

Экскурсия по школе. Конкурс рисунков по теме.

06.09


2-3

Школьные правила вежливости.


2

Понятие «правило», «вежливость». Правила поведения в школе. Права и обязанности школьника.

Моделирование правил поведения в школе.

Викторина «Что такое хорошо и что такое плохо».

13.09

20.09


4

Режим дня школьника.


1

Знакомство с режимом дня школьника.

Составление режима дня школьника в картинках.

Игра «Время знаю, всюду успеваю»

27.09


5

Ты – ученик.


1

Понятие «ученик», «школьник».

В результате занятия дети должны сделать вывод, что человек должен стать грамотным, получить профессию, продолжать учиться всю жизнь.

Ролевая игра «Школа».



04.10




Как мы узнаём, что перед нами





6

Что за словом?


1

Понятия «слово», «название предмета», «предмет». В результате занятия дети должны сделать вывод, что «название предмета» и «предмет» это разное.

Игра «Лови слово».

Поисковое задание: найти значение слова.

11.10




7

Путешествие в Угадайку.

1

Называть окружающие предметы и их признаки.

Различать предметы и выделять их признаки.

Викторина «Угадайка».

18.10



Времена года





8

Осенние посиделки.


1

Представление детей об осени. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных осенью.


2 четверть.

Экскурсия «У «Осени» в гостях».



25.10



9

Зимушка-зима.


1

Представление детей о зиме.

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных осенью.

Составление рассказа о жизни животных зимой.

Отгадывание загадок на тему: «Зима».

08.11


10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

1

В результате занятия дети должны сделать вывод, что значит «пробуждение Земли» весной, закрепить знания о признаках весны, особенностях жизнедеятельности растений и животных весной.

Праздник встречи Весны «Весенняя радость».

15.11


11

Весёлое лето.


1

Беседа на тему: «Почему лето весёлое? Любимые летние занятия».

Пение песни : «Вот оно какое наше лето..»

Рисование рисунков на летнюю тему.


22.11




Как ты узнаёшь мир





12

Глаза – главные помощники человека.


1

Понятие «органы чувств». Беседа по презентации «Глаза – главные помощники человека».

Узнавание признаков предметов при помощи органов чувств (на данном занятии - глаз).

Поисковое задание: «Глаза – мои помощники».

29.11


13

Память и ум – помощники человека.


1

В результате занятия дети должны сделать вывод, что память и ум – важные помощники человека, значение памяти в жизни человека.

Игра «Всезнайка» (решение логических задач, кроссвордов, ребусов и т.д.)

06.12


14

Жить – с книгою дружить. КТД


1

Знакомство с историей появления книги. Различные жанры произведений. Кто принимает участие в создание книги.

Работа в группах: изготовление «Книжки – малышки» для самых маленьких. Экскурсия в школьную библиотеку.

13.12



Твоя семья и друзья






15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

1

Каждая семья уникальна. Каждой семье есть чем гордиться. Как представляют дети понятие «дружная семья». Понятие «обязанность в семье», их виды.

Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.

Конкурс проектов «Мои обязанности в семье» (с родителями).

20.12


16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

1

Понятие «опасность дома», «бытовые приборы». Презентация «Правила безопасного поведения дома». Название и назначение, польза и вред различных современных бытовых приборов современного дома. Правила обращения с ними.

3 четверть.

Анкета «Что дома может быть опасным?»

Составить «Кодекс правил поведения дома».

27.12


17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

1

С кем ты дружишь. Почему? Понятия «друг», «враг», «товарищ», «знак». Почему ты можешь поссориться с другом. В чем ценность дружбы. С кем бы вы хотели дружить, а с кем нет. Мнения детей о том, существуют ли правила дружбы, нужны ли они (примеры).

Работа с пословицами о дружбе.

Конкурс рисунков «Мои друзья».


17.01







Что нас окружает





18

Моё село. Достопримечательности села.

1

Представления о своем селе: название, местонахождение, достопримечательности, природа, люди. Краткая история села.

Конкурс рисунков по теме.

Моё село. Достопримечательности села.


24.01



19

Мы – пешеходы.

1

Понятие «Пешеход». Беседа о правилах безопасного поведения на дороге по презентации «Мы – пешеходы». Инструктаж.

Конкурс рисунков по теме.

Мы – пешеходы.


31.01



20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

1

Виды профессий. На примере 3-5 поразмышлять о том, почему эта профессия появилась и как. В разные времена распространены разные профессии в зависимости от требований жизни, но есть профессии, которые нужны всегда: учитель, врач и т. д.

Игра «Профессии» по типу «Города». Ролевые игры «В магазин», «В школу», «В больницу».

14.02


21

Из чего что сделано?

1

Понятие «материал», «изготовление». В результате занятия дети должны сделать вывод, что каждая вещь сделана из определенного материала.

Викторина «Из чего предмет?»

21.02


22

Водица-царица. (Три состояния воды)

1

Понятие «состояние воды». Знакомство с тремя состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное).

Опыт «Превращения воды».

28.02


23

Транспорт. Мы – пассажиры.

1

Понятие «транспорт», «виды транспорта», «вежливый пассажир». Беседа о правилах безопасного поведения в транспорте по презентации «Мы – пассажиры».

Ролевая игра «Мы – пассажиры».

07.03


24

Мой путь от дома до школы. КТД

1

Какие бывают опасности по пути от дома до школы. Правила поведения на улице.

Конкурс рисунков «Осторожно, опасность!»

14.03



Живые обитатели планеты





25

Живое и неживое.

1

Что относится к живой и неживой природе. Отличие. Свойства живого организма: рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание.

4 четверть.

Отгадывание загадок.

21.03


26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

1

Виды растений. Условия жизни растений. Строение растений. Виды животных. Условия жизни животных.

Поисковое задание (на выбор): удивительные растения, удивительные животные.

04.04


27

Путешествие по зоопарку.

1

Понятие «Зоопарк». Заочная прогулка по зоопарку.

Викторина: «Кто живёт в зоопарке?»

11.04


28

Домашние любимцы и комнатные растения.

1

Понятие «любимец». Какие растения называют комнатными. Каких животных называют домашними и почему.

Слушание рассказов о домашних питомцах.

18.04


29

Собака – верный друг человека

1

В результате занятия дети должны сделать вывод, почему собаку называют верным другом человека.

Чтение рассказов о собаках – друзьях человека.

25.04


30

Строение тела человека.

1

Понятие «тело», «туловище». Изучение строения тела человека.

Тест «Части тела».

02.05


31

Правила поведения в природе.


1

Беседа о правилах поведения в природе. диспут и анализ жизненных ситуаций, допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

Экскурсия в природу. Рисование рисунков по теме: «Береги природу».

16.05


32

Земля – наш общий дом.

1

Понятие: «земля». В результате занятия дети должны сделать вывод, почему Землю называют общим домом.

Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы.

23.05



Итоговое занятие





33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

1













2-й класс


Тема

Всего

Содержание занятий

Характеристика деятельности.


дата

По плану

фактически


наша планета

22 ч

1 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч)




1.

Мир живой и неживой природы.

1

Что относится к живой и неживой природе. Отличие. Свойства живого организма: рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание.

Тест «Живая и неживая природа».

05.09


2.


Вещи и вещества. Разнообразие веществ.

1

Понятие «вещь», «вещество». В результате занятия дети должны познакомиться с разнообразием веществ в природе.

Беседа и просмотр презентации. Вещи и вещества. Разнообразие веществ

12.09


3.


Как без часов определить время суток?

1

Для чего нам нужны часы. Части часов, их назначение. Какие бывают часы.

Конкурс рисунков по теме.

Какие бывают часы.

19.09




4.

Форма Земли.


1

Беседа и просмотр презентации по теме: «Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года».

Конкурс рисунков по теме: «Земля круглая»

26.09


5.

О чём рассказывает Глобус.


1

Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий. Великие кругосветные путешествия.

Практическая работа с глобусом и картой полушарий. Сравнение их с географической картой.

03.10


6.

Викторина «Занимательная география»

1


Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.

10.10


7.

Звёзды, созвездия, планеты.

1

Понятия «Звёзды», «созвездия», «планеты». Беседа по презентации «Звёзды, созвездия, планеты». В результате занятия дети должны усвоить необходимую информацию о планетах Солнечной системы.

Сочинение сказки «Фантастические приключения полёт к звездам»

17.10


8.

Земное притяжение.

1

Понятие «Земное притяжение». В результате занятия дети должны усвоить необходимую информацию о влиянии притяжения Земли на земные явления.

2 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч)

Проведение опыта «Земное притяжение».

24.10


9.

Почему день сменяется ночью?

1

В результате занятия дети должны сравнивать и различать день и ночь.

Практическая работа с глобусом и фонарём.

07.11


10.

Почему бывает лето?


1

В результате занятия дети должны усвоить движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Беседа по презентации.

Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы.

14.11


11.

Где живут белые медведи и слоны?

1

Урок построен из сообщений детей по теме.

Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы.

21.11


12.

Прозрачный невидимка (воздух)

1

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье.

Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем селе».

28.11


13.

Создание проекта «Солнечная система»

1

Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы проблемы. Разработка этапов проекта. Поиск ответов на вопросы.

Поисковая работа по теме: «Солнечная система».

05.12


14.

Путешествие по карте России.


1

Любите ли вы путешествовать? Как? Понятие «турист». В какой город вы бы хотели отправиться в путешествие? Почему? Что вы уже знаете о интересующем вас городе? Поиск его на карте России.

Из любого источника найти историю города, который интересен и подготовить краткое сообщение о них (в группах).

12.12


15.

Адрес на глобусе и карте.

1

Понятия «параллели», «меридианы». Дать первичное представление об адресе на карте. Для чего на карте провели параллели и меридианы. Зачем мы это изучаем. Люди, каких профессий пользуются картами.

Практическая работа с глобусом и картой.

19.12


16.

Что обозначают на карте с помощью цвета?

1

Сравнивание цветов на карте. Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных? Поиск причинно – следственных связей.

3 ЧЕТВЕРТЬ(10ч)

Рисование карты континента - попытаться правдиво передать рельеф местности.

26.12


17.

Путешествие по материкам и океанам.

1

Понятия «океан», «материк», «часть света». В результате занятия дети должны усвоить первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

Практическая работа с картой, глобусом.

16.01


18.

Куда текут реки?


1

Сравнение и различение разных форм земной поверхности, водоёмов. Представления детей о реках, о морях, о движении реки в море. Свойства речной и морской воды;

Чтение и обсуждение рассказа «Вода – путешественница».

23.01




19.

Как рождаются горы?


1

Понятия «гора», «земная кора», «долины», «возвышенности», «вулкан», «магма». В результате занятия дети должны усвоить первоначальные сведения о происхождении гор.

Поисковая работа по теме: «Самая высокая гора».

30.01


20.

Моря и острова.


1


Понятия «море», «остров». В результате занятия дети должны усвоить особенности морей, научиться находить и показывать моря на карте.

Конкурс рисунков по теме.

06.02


21.

Обитатели морей.

1

Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, в том числе тех, кто занесен в Красную Книгу. Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание.

Составление кроссворда по теме.

13.02


22.


Проект «Моя страна»

1

Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы проблемы. Разработка этапов проекта. Поиск ответов на вопросы.

20.02



ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

12 ч






23.


Великий круговорот жизни.



1


Понятие «круговорот» «организмы-производители», «организмы-потребители», «организмы-разрушители». В результате занятия дети должны познакомиться с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.


Составление цепочки круговорота при помощи карточек.


27.02


24.


Путешествие по природным зонам.

1

Понятие «природная зона». В результате занятия дети должны познакомиться с природными зонами России, их условным обозначением.

Игра « Помести дерево в лес, где оно растёт», отгадывание кроссворда.

06.03


25.


Красная книга.

1

В результате занятия дети должны узнать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных России и нашей местности.

Поисковая работа: животные и растения из Красной книги (на выбор).

13.03


26.


Жизнь леса.

1

В результате занятия у детей должно сформироваться представление о роли леса в жизни человека. Познакомиться с экологическими проблемами леса, правилами поведения в лесу.

4 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч)

Изготовление книжки – раскладушки «Береги лес!»

20.03


27.


Хрупкая природа степей и пустынь.

1

Понятия «степь», «пустыня». В результате занятия у детей должно сформироваться представление о природной зоне пустынь и степей, их обитателях.

Конкурс рисунков по теме.

03.04


28.



Где растут тропические леса.

1

В результате занятия у детей должно сформироваться представление о своеобразии тропического леса: растительном и животном мире;

Составление кроссворда по изученной теме.

10.04


29.


Жизнь в горах.

1

Знакомство с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы (использование презентации).

Поисковая работа по теме: «Животный мир гор».

17.04



30.


Путешествуем по Европе.

1

Какие страны Европы самые важные. Как называются их столицы. Каково их население, достопримечательности.

Работа с картой.

24.04


31.


Страны Африки и Америки.

1

Беседа по презентации «Страны Африки и Америки».

Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы.

15.05


32.

Австралия. Антарктида.

1

В результате занятия дети должны познакомиться с природой Австралии и Антарктиды, с коренными жителями Австралии, её достопримечательностями.

Викторина «Кто лишний».

22.05


33.

Моя Родина – Россия.


1

Понятия «Родина», «страна», «государство», «Отчизна». В результате занятия дети должны усвоить важность государственных символов – флаг, герб, гимн.

Конструирование модели российского флага;



34.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

1

Расширять знания детей о природе нашего края, воспитывать чувство ответственности за судьбу нашей планеты Земля, привлекать детей к посильному участию в охране природы родного края.

Инсценирование экологической сказки.




ИТОГО:

34















4-й класс

Тема

Всего

Содержание занятий

Основные виды деятельности обучающихся.


дата

По плану

фактически



ВЕЩЕСТВО И

ЭНЕРГИЯ

3 ч

1 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч)




1.

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

1

Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ.

Приводить примеры веществ

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

07.09


2.

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

1

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Как можно при помощи трения получить тепло.

14.09


3.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1



21.09



ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,

ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

4 ч






4.


Живая оболочка планеты.

1

Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Нарисовать схему круговорота веществ

28.09


5.


О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

2

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Высказывают свои мнения, формулируют вывод.

05.10

12.10


6.


Солнце - как источник энергии.

1

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

круговорот веществ как пример единства живого и неживого

19.10


7.


КВН «Планета загадок»

1

Подготовка к КВНу

Роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

26.10




ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч


2 ЧЕТВЕРТЬ.(8ч)




8.

Цепи питания

1

Рассмотреть цепи питания

Практическая работа составить цепи питания

07.11


9.


Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.


1

Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистем

Рассмотреть экосистемы и природные сообщества

влияние человека на экосистемы и природные сообщества.


14.11


10.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

1

Что нас может встретить в лесу?

Игра «Детектив»

21.11


11.

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

1


Игра «Что, где, когда?».

30.11



ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ

КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ


5 ч






12.

Растения и их роль на Земле


1

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Выяснить роль растений в природе и жизни людей .

Правила сбора и обработки лекарственных растений


07.12


13.

О братьях наших меньших.

1

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные.


Рассмотреть условия, необходимые для жизни животных , роль животных в природе и жизни людей .

14.12


14.

Рыбы и их многообразие.

1

Рыбы и их роль на земле. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб.

Рассмотреть условия, необходимые для жизни рыб, роль рыб в природе и жизни людей .

21.12


15.

Час эрудитов «Птичьи имена».

1

Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы


3 ЧЕТВЕРТЬ.(10ч)

Час эрудитов «Птичьи имена».



28.12



16.

Проект «Сохраним красоту природы»

1



Зашита проекта

18.01



ТВОИ РОДНЫЕ

И ТВОЯ РОДИНА


3 ч





17.

Человек и его корни. Родословное древо семьи


1

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.


Составить вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.

25.01



18.


Моя Родина – Россия

1

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

Моё село, мой дом.

Конкурс рисунков


01.02




19

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

1

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Прослушивание сообщений о прошлом человечества.

08.02




ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ,

СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

13 ч


















20


Откуда пошла земля Русская!

1

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.


Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.

Принять посильное участие в их охране.

15.02


21


Ледовое побоище.

1

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Подготовить сообщение про Александра Невского. Нарисовать рисунок ледовое побоище.

22.02


22

Слово о полку Игореве.

1

Защита русской земли

Просмотр презентации

01.03


23


Московское государство.

1

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Конкурс рисунков Богатырские заставы.

15.03


24


Московский Кремль.

1

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

4 ЧЕТВЕРТЬ(8ч)

Просмотр презентации Соборы Московского кремля. Викторина

22.03


25


Смутное время в России.

1

Вспомнить люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве?

-Как с 16 века стали называть правителя Руси?

- Кто стал первым царем Руси?

- Кто такие князья?

- Как вы думаете, сколько князей могло служить царю?

Помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн и усобиц, дать возможность самостоятельно оценить деятельность К.Минина и Д.Пожарского.


05.04


26

Преобразования Петра I


1

Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Работа по логогрифу.



12.04


27


Екатерина Великая

1

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.


Высказывают свои мнения, формулируют вывод.


19.04


28


Михаил Васильевич Ломоносов

1

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

тест по теме " Михаил Васильевич Ломоносов"


26.04


29

Отечественная война 1812 года.


1

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты и новые термины.

03.05


30


Император Александр II

1

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Объяснять исторические даты и новые термины.


10.05


31

Времена Советской власти и СССР.

1

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина

Беседа

17.05


32

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

1

«Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

Рисование рисунков. Выставка.


24.05





СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

2 ч





33.

Российская Федерация


1

Местонахождение современной территории России и ее соседей. Условные обозначения на карте.

Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн). Народы РТ. Традиции. Обобщение полученных знаний.

Работа по карте.

Изображение символики РФ





34

Проект «Сохраним историю родного края»

1


Составление проекта по теме.

Проект «Сохраним историю родного края»



ИТОГО:

34 ч






















СОГЛАСОВАНА

методическим советом

МБОУ Светлоречной СОШ

протокол от 28.08.2016года № 1

Руководитель МС________/ Т.Д.Гличенко/

Подпись Ф.И.О


Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту










































































СОГЛАСОВАНА

Заместителем директора по УВР

______________ Т.Д.Гличенко


28.08.2016 года












44



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!