РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы – комплексная.
кружок
«Я познаю мир»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
7-11лет
(возраст обучающихся)
1. Пояснительная записка
Программа кружка «Я познаю мир» нацелена на знакомство учащихся с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к нему.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда
позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
Поскольку в настоящее время основную роль в социальном развитии учащихся вынуждена взять на себя школа, то данная программа направлена на реализацию общественно-полезной деятельности, как целенаправленной, планомерной, сознательной, добровольной деятельности, имеющей четко выраженную общественную значимость. В общественно-полезную деятельность можно вовлечь всех школьников.
Содержание деятельности определяется с учетом возрастных возможностей учащихся. К определению направлений общественно полезной деятельности учитель привлекает детей, он учит их находить для себя посильные полезные дела.
Программа включает модули:
Спортивно-оздоровительное направление
Социальное направление
Общеинтеллектуальное направление
Общекультурное направление
Духовно-нравственное направление
Тип программы – комплексная.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
доступность, познавательность и наглядность
учёт возрастных особенностей
сочетание теоретических и практических форм деятельности
усиление прикладной направленности обучения
психологическая комфортность
Формы организации внеурочной деятельности:
групповая работа;
прогулки, экскурсии, очные и заочные путешествия, походы ;
единые классные часы;
беседы, викторины ;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
трудовые дела;
наблюдение учащихся за событиями в хуторе, крае и стране;
проектная деятельность;
ролевые игры
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов .
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 405 часов:
1 класс – 99 часов в год,
2-4 классы – 102 часа в год.
Занятия проводятся в формате интенсива
Наполняемость группы – от 15 человек.
2. Тематический план программы.
№ п/п | Наименование модулей, разделов, блоков. | Всего час | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 класс | 2-4 классы |
аудиторные | внеаудиторные | аудиторные | внеаудиторные |
1 | Спортивно-оздоровительное направление | 12 | | Встретятся с инспектором ГИБДД. Научатся переходить улицу в колонне, соблюдать ПДД на дороге, опознавать дорожные знаки. Составление схемы-маршрута «Моя дорога в школу». Изучат номера телефонов экстренного реагирования и порядок вызова пожарной службы. Овладеют правилами поведения в быту, школе при пожаре. Освоят навыки личной безопасности в различных ситуациях. Изучат маршруты и порядок движения в случае экстренной эвакуации школы. |
1.1 | Подготовка и проведение уроков безопасности | 4 | 1 | 3 | 1 | 3 |
| | | |
1.2 | Дни Здоровья | 2 | | 2 | | 2 | Получат опыт эмоционального переживания во время спортивных соревнований. Разучат комплекс упражнений для физзарядки. |
1.3 | «Олимпийские надежды Кубани» (спортивные эстафеты и соревнования): | 4 | | 4 | | 4 | Научатся делиться на команды, выбирать капитана. Получат опыт командной работы. Выполнят спортивные упражнения с мячом, скакалкой, гимнастической скамейкой. Познакомятся с олимпийским девизом. Получат опыт эмоционального переживания во время спортивных соревнований. |
1.4 | Веселые старты: - «Вперед, мальчишки»; - «А, ну-ка, девочки». | 2 | 1 | 1 | | 2 | Получат опыт командной работы. Получат опыт эмоционального переживания во время спортивных соревнований. |
2 | Социальное направление | 15 16 | | | |
2.1 | Подготовка и участие в коллективных творческих делах, акциях. | 6 7 | 3 | 3 | 3 | 4 | Выучат новые подвижные игры. Сделают кормушки, повесят на деревьях. Узнают о птицах – обитателях школьного сада. Научатся высаживать рассаду бархатцев, луковичных и клубневых цветов. Получат первые навыки по выращиванию цветов. Отчет о работе выполнят в виде общего коллажа «Цветы». Получат опыт эмоционального сопереживания со своими бабушками и дедушками, выполнят открытки, выучат стихи, научатся правильно преподносить подарок. Будут работать с ножницами. Узнают о технике коллажа. Научатся правильному уважительному отношению к военнослужащим. Познакомятся с видами войск нашей страны. Изготовление поздравительных открыток. Подготовят сообщения о военнослужащих своей семьи. |
2.2 | Экскурсии по экологическую. тропу: -«Осень раскрашивает листья»; -«Здравствуй, зимушка-зима»; -«Весна пришла…» | 3 | | 3 | | 3 | Научатся ходить в парах, следовать в колонне, соблюдать правила дорожного движения во время следования в колонне. Ученики научатся отличать деревья по кроне, строению дерева. Получат навык сбора и хранения листьев, будут любоваться природой, находить прекрасное в окружающем мире. Временное изменение в живой и неживой природе. Выход: поделки из природного материала, рисунки, фотоработы (выставка). |
2.3 | Экскурсии по городу Славянску-на-Кубани | 6 | | 6 | | 6 | Ознакомятся с достопримечательностями города. Сделают фотоотчет. |
3 | Общеинтеллектуальное направление | 42 44 | | | |
3.1 | Единые Всекубанские классные часы | 4 | 4 | | 4 | | Сформируются представления о человеке, как части общества. Получат навыки научно-исследовательской работы по различным предметам. |
3.2 | Олимпиады по учебным предметам: | 11 12 | 7 | 4 | 7 | 5 | Примут участие в предметных олимпиадах различного уровня с целью общего интеллектуального развития. |
3.3 | Подготовка и проведение совместных праздников. | 27 28 | 9 | 18 | 10 | 18 | Разучат стихи, выучат танцы, изготовят поздравительные открытки и подарки. Концертная программа. Изготовление сувениров. |
4 | Общекультурное направление | 27 | | | |
4.1 | Коллективные путешествия по городам Краснодарского края | 16 | | 16 | | 16 | Научатся поведению в автобусе, общению в парах, слушать и запоминать рассказ экскурсовода. Получат знания. Сделают отчет о поездке в рисунках. |
4.2 | Посещение детской сельской библиотеки «Читательский формуляр» | 2 | | 2 | | 2 | Научатся ходить в парах, следовать в колонне, соблюдать правила дорожного движения во время следования в колонне. Запишутся в библиотеку. |
4.3 | Посещение представлений. | 9 | | 9 | | 9 | Увидят театрализованные и цирковые представления. Получат эмоциональное переживание. Научатся ориентироваться в цирковом представлении, узнают, что такое антракт. Сделают отчет в виде рекламы. |
5 | Духовно-нравственное направление | 3 | | | |
5.1 | Экскурсии по историческим местам малой родины. | 3 | | 3 | | 3 | Узнают об архитектуре зданий, о старых названиях улиц, посмотрят старинные здания школы, помещичьи дома. Представят отчет об экскурсии в виде исследовательского проекта. |
Итого: | 99 102 | 25 | 74 | 25 | 77 | |
3. Содержание программы
Спортивно-оздоровительное направление
1-4 класс – 12 часов
Содержание данного модуля направлено на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Формы работы:
- спортивные праздники, эстафеты, подвижные игры;
-поиск, анализ и отбор необходимой информации;
- подготовка и проведение уроков безопасности;
- дни здоровья;
- спортивные командные игры и соревнования.
Социальное направление
1-4 ые класс- 15 часов
2-4 –ый классы – 16 часов
В данном разделе предусмотрены темы, которые дают представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность - особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей, людей различных профессий. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.
Формы работы:
- общение с родителями и родственниками, создание семейных проектов, проведение совместных праздников, изготовление сувениров, подарков близким людям;
- посильное участие в общественно - полезной деятельности.
- экскурсии: на предприятия города Славянска-на-Кубани, хутора Трудобеликовского с целью ознакомления с трудом людей, знакомство с профессиями.
- путешествия по городам Краснодарского края.
Общеинтеллектуальное направление
1-ый класс- 42 часа
2-4 –ый классы – 44 часа
Содержание данного модуля направлено на воспитание деятельного подхода к окружающему миру.
Уделяется внимание научно-исследовательской работе по различным предметам. Подготовка и участие в очных и заочных конкурсах, смотрах-выставках, предметных олимпиадах.
Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.
Формы работы:
-участие в предметных олимпиадах;
-участие в ежегодных творческих конкурсах;
-участие в общественно полезной .
Общекультурное направление
1-4 ые классы- 27 часов
Главной целью данного модуля является развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка как гражданина России, формирование творческих способностей детей.
Для реализации воспитательной системы в классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы:
– развлекательные мероприятия, походы и экскурсии;
- интерактивные формы интеллектуальной деятельности;
- встречи с интересными людьми.
Духовно-нравственное направление
1-4 ые классы- 3часа
В основе данного модуля лежит развитие и воспитание высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.
Формы работы:
-экскурсии и прогулки .
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм, правилах конструктивной групповой работы, способах организации взаимодействия людей и общностей, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как Таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за них; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.
Формы и виды контроля.
Выставки рисунков, фоторабот, поделок из природного и подручного материалов по итогам экскурсий; оформление портфолио; защита проектов.
6. Методические рекомендации.
В области формирования личностной культуры:
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | 1.. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. Начальная школа. М, 2003г., с. 16-20. 2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. Начальная школа. М, 2004г., с. 32 - 33. 3. Боровицкий П.И. Методика преподавания естествознания. С-Пб, Детская литература, 2005г. С. 48-50. 4. Волкова В.И. Экологическое воспитание через уроки природоведения. Начальная школа. М, 2005г., с. 53-55. 5. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или образы в науке. М, 2005г., с. 61-66. 6 . Кузьмина Г.С. Наука о доме. Начальная школа. М, 2003г., с. 74-77. 7. Мифтахова Л.М. Игры и игровые задания на уроках природоведения. Начальная школа. М, 2004г., с. 39-43. 8. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М, 2005г., с. 113-115. 9. Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми” 10. Монгомена Л.И. Развитие познавательной активности на уроках природоведения. Начальная школа. М, 2004г., с. 41-43. 11. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. Начальная школа. М, 2003г., с. 6-11. | 1 |
| Печатные пособия | |
2.1 | Таблицы | 48 |
2.2 | Карточки | 56 |
| Технические средства обучения | |
3.1 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок | 1 |
| Экранно-звуковые пособия | |
| Интерактивная доска | 1 |
4.1 | УМК «Нач. школа». Уроки и медиатеки «Кирилла и Мефодия» | |
| Игры и игрушки | |
5.1 | Настольные игры | |
| Оборудование класса | |
| Парта ученическая | 15 |
6.1 | Стул ученический | 30 |
6.2 | Стол учителя | 1 |
6.3 | Стул учителя | 1 |
6.4 | Мультимедийный проектор | 1 |
6.5 | Ноутбук | 1 |
6.6 | Интерактивная доска | 1 |
| | |
| | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 39 от 26.08. 2015 года № 1 ___________ О.А. Войченко | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Л.И.Просветова 27.08. 2015 года |