СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школа как мир"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание личности, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде – определяет суть педагогической идеи воспитательной системы школы, ориентированной на решение проблем толерантности и межкультурного диалога в многонациональном и поликультурном сообществе. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа как мир"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТЕПАНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УР В.Н.Смирнова

__________________________

«___» _____________ 2014 года


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы Н.Ю. Сидорова

__________________________

«___» _____________ 2014 года








ПРОГРАММА

«ШКОЛА КАК МИР»











Разработчик программы:

И.С.Цапурина,

учитель русского языка и литературы







посёлок Стёпанцево

2014-2015 учебный год


«Школа как мир»

Содержание

1.Ведение. Актуальность проблемы воспитания в многонациональном сообществе.

2. Предпосылки создания проекта «Школа как мир». Цели. Задачи.

3. Основная часть. Пути достижения поставленных цели и задач.

4. Этапы проекта.

5. Мероприятия в структуре проекта «Школа как мир»

6. Педагогические проблемы реализации проекта.



Введение

Актуальность проблемы воспитания в многонациональном сообществе

Воспитание человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе сложных межэтнических отношений – одна из наиболее актуальных проблем нашего времени. Чтобы избежать конфликтов, острых противоречий на почве различия вероисповедания, культурных и национальных особенностей, других проявлений социальных различий, необходима работа школы, направленная на укоренение духа толерантности, формирование культуры уважения к культурным ценностям, традициям, языку, национальным особенностям представителей различных народов и этносов как социальной нормы современного общества.

Воспитание личности, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде – определяет суть педагогической идеи воспитательной системы школы, ориентированной на решение проблем толерантности и межкультурного диалога в многонациональном и поликультурном сообществе.


Предпосылки создания программы «Школа как мир»

Возрастающая интенсивность полиэтнических процессов, активизация миграционных потоков способствует увеличению количественного состава различных национальных групп и диаспор; появлению обучающихся-инофонов, для которых русский язык не является родным; распространению в социокультурном пространстве школы ценностей, культурных традиций, обычаев разных народов.

Наше образовательное учреждение ежегодно принимает в классы по несколько детей-инофонов, родители которых приехали в Россию на ПМЖ. Всего в МБОУ "Степанцевская сош" на 2014-2015 учебный год обучается  251 ученик. В школе 14 класс-комплектов. Средняя наполняемость классов - 18 обучающихся. Детей-инофонов в школе 31 человек, что составляет 12% от числа обучающихся. Дети мигрантов представляют собой разные национальности: таджики - 22, украинцы - 6, армяне - 3, узбеки - 1. Тенденция роста мигрантов в посёлке сохраняется. Следующий учебный год (2015-2016) мы планируем начать с увеличения количества детей (примерно 270 человек) и класс-комплектов (15). Исходя из сбора данных, мы посчитали, что в первые классы к нам придут 10 детей-инофонов (таджики – 9, узбеки – 1), в третий класс – 1 (армянка), в шестой класс -1 (армянин). Соответственно процентное соотношение возрастёт с 12% до 17%.

Сохранение культурно-этнической самобытности (формирование этнической самоидентификации) взрослеющей личности и в то же время признание и уважение разнообразных культурных ценностей граждан многонациональной России и стран ближнего зарубежья является смыслообразующей основой программы «Школа как мир»

Цель программы заключается в воспитании гуманной и толерантной личности, сохраняющей свою социально-культурную идентичность, живущей в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований, умеющей выстраивать диалог в поликультурном сообществе.

Достижение цели обеспечивается с помощью следующих задач:

  • формирование поликультурного восприятия мира посредством приобщения обучающихся школы к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям России;

  • воспитание уважения, чувства солидарности и сопричастности к общечеловеческим событиям и судьбам;

  • воспитание чувства гордости за своё Отечество – Россию и малую Родину/или страну, в которой родился ребёнок-инофон;

  • формирование культуры толерантности в среде обучающихся, педагогов и родителей школьников;

  • формирование и развитие личностных качеств, необходимых для успешной самореализации в современном мире.


Основная часть

Пути достижения поставленных цели и задач


Ведущей идеей программы «Школа как мир» является взаимодействие всех участников образовательного процесса на основе партнерских отношений педагогического коллектива школы, обучающихся, родителей, законных представителей, социальных партнеров школы.


Принципами реализации проекта являются:

– гуманизация отношений: уважение к личности воспитанника в сочетании с требовательностью; взаимное уважение и доверие в отношениях между обучающимися, педагогами, родителями, сотрудничество, доброжелательность;

– ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;

– системность воспитания уважения к людям других национальностей;

– открытость и единение: усиление роли партнерских связей в реализации воспитательной функции образования, поддержка семейного воспитания и опора на общественный актив и социальных партнёров;

– индивидуализация: осознание своей самоидентификации.


Программа «Школа как мир» имеет сложную структуру, основанную на концепции культурно-исторической психологии и педагогики. Она включает в себя четыре направления воспитания субъектной активности личности в поликультурном сообществе




Программа «Школа как мир» представляется важнейшим условием для формирования культуры межличностного взаимодействия, доверия, приобретения опыта созидательной деятельности и т.д. Она даёт возможность совместно взрослым и детям организовывать общешкольные события, но вместе с тем способствует воспитанию личности. Это связано с тем, что при подготовке мероприятия обучающийся учится ставить перед собой проблему, значимую не только для него, но и для группы ребят, класса, школы. Совместно с другими школьниками, родителями и педагогами ребенок учится находить пути решения проблемы, осваивает способы группового взаимодействия. Таким образом, формирующаяся личность приобретает опыт совместной творческой деятельности, целеполагания и целеосознания, планирования целедостижения.

Мероприятия, проведенные в рамках программы, позволяют приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками. Поэтому каждый участник, выполняя свою часть работы, должен считаться с результатами работы других, уважать их мнение, вклад в общее дело. Именно в такой деятельности и рождается толерантная личность.


Работа над проектом проходит в несколько этапов:

на первом, диагностическом, этапе (2014-2015 учебный год) осуществляется сбор и анализ о национальном составе классов, количестве инофонов в каждом классе и параллели, определяются условия и ресурсы для продвижения проекта. Определяются возможности педагогического коллектива, информируются родители (в том числе и родители детей-инофонов) о программе «Школа как мир».

В результате этого этапа определяется национальный состав и количество учеников-инофонов.

На втором, обучающем, этапе (2015-2016 учебный год) разрабатывается пакет программ (с учётом особенностей детей-инофонов). Программы: образовательная программа «Формирование навыка русского языка у детей-инофонов в условиях интегрированного обучения», программы кружков «Чудеса химии» (общеразвивающая), «Волшебство бумажных полос» (образовательно-развивающая, модифицированная), программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «ИЗО и художественный труд» (образовательно-развивающая, модифицированная), программа «По страницам учебника «История Вязниковского края с древнейших времён до конца двадцатого века» (историческая), музейная программа «Исток», посещение городского и областных музеев, экскурсия в школьный музей, «Знакомство с информатикой» (информатика), программа кружка «Художественное слово» (литература), программа занятий в школьных спортивных клубах «Лидер» (для средней и старшей школы), «Ну, погоди!» (для начальной школы).

Результатом второго этапа является создание программ и начало их реализации.

На третьем, практическом, этапе (2016-2017 учебный год) идёт вовлечение учеников и родителей школы, в том числе и детей-инофонов в совместную деятельность по направлениям, соответствующим требованиям внеурочной деятельности ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Должны проводиться занятия художественно-эстетического цикла: «Школьный театр», «ИЗО и художественный труд». Такие занятия помогут педагогам сформировать у детей картину мира, шкалу ценностей, положительные стереотипы и установки, что способствует развитию адаптированной личности с устойчивой социальной идентичностью (групповой и общечеловеческой).

Программы реализуются в системе школьных мероприятий, имеющих большой воспитательный потенциал. Они предусматривают:

– формирование и развитие мотивации к успешной деятельности в команде, умения видеть проблему и не бояться ее решить;

– воспитание коммуникативной компетентности посредством расширения среды общения и применения современных технологий деятельности;

– развитие культурной компетентности;

– воспитание чувства гордости за свою Родину и уважения к другим странам и народам.

Главный результат третьего этапа — это активное участие школьников в многообразии предложенных программ.



На четвёртом, заключительном, этапе (2017-2018 учебный год) мы проанализируем единую систему внеурочной воспитательной работы и социокультурную среду в ОУ, которая предоставляет возможность сохранять идентичность детей-инофонов и русскоязычных детей на базе общечеловеческой идентичности.

Результатом четвертого этапа является успешный ребёнок, который в организованной социокультурной среде ОУ, во внеурочной деятельности сможет эффективно взаимодействовать с окружением и успешно решать социокультурные проблемы в повседневной жизни.


Мероприятия в структуре программы «Школа как мир»


Мероприятия культурологической направленности занимают особое место в воспитании уважения к культурным корням наших детей, родителей, педагогов – людей разных национальностей.

На формирование толерантности и знаний о культурных процессах и явлениях направлены мероприятия «Школа – дом, в котором уютно всем», «Праздники народов России и Ближнего зарубежья», «Семейные традиции различных народов», «Государственные праздники стран СНГ», «Семейные традиции», а также система классных часов «Толерантный мир»

Мероприятия художественно-эстетической направленности носят интегрированный характер, поскольку охватывают культурологический и культуротворческий аспекты воспитания модели и призваны вовлекать обучающихся в художественно-творческую деятельность. К ним относятся концерты, театральные постановки, «капустники», утренники, литературные вечера, творческие отчеты кружков и т.д. Данное направление выводит нас на укрепление толерантности, так как многообразные культурные запросы детей, их интересы в области художественного творчества позволяют выявить их природные задатки, развить способности, создать условия для проявления талантов и воспитывать чувство высокого уважения к своим и чужим творческим достижениям. Дети из иноязычной среды могут познакомить своих одноклассников с культурой своего народы, привить уважение к своей родине.

Мероприятия патриотической и гражданско-правовой направленности актуализируют проблему познания и осознания детьми ценности своей Родины, прививают чувство гордости за свою Родину, в т.ч. и малую, формируют активную гражданскую позицию обучающихся, высокий уровень их правовой культуры. Для полиэтнической школьной среды данная работа очень важна. Ребята из стран постсоветского пространства, с одной стороны, не должны забывать своих исторических корней, но, с другой стороны, должны уважать историю и традиции своей новой Родины – России, Владимирской области, Вязниковского района посёлка Стёпанцево, школы.

Мероприятия, формирующие социально-значимую деятельность, закрепляют адекватное представление об общественно-полезном труде, способствуют осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем. Ребята ухаживают за комнатными цветами, помогают социальным работникам, обсуждают проблему улучшения облика школы. Дети участвуют в школьных акциях «Письмо ветерану», «Акция добра», «Покормите птиц зимой».

Мероприятия, формирующие школьные традиции являются связующим звеном в системе воспитательной работы и реализуются через традиционные «ключевые» дела: День знаний, Вечер встречи выпускников, Посвящение в первоклассники, предметные школьные недели, Праздник Последнего звонка и т.п. Каждая четверть заканчивается коллективным творческим делом, его результаты освещаются в школьной газете «Лабиринт».

Мероприятия, проводимые совместные с родителями направлены на создание условий для вовлечения родителей в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение авторитета родителей (родительские вечера, совместные собрания, лектории, экскурсии, выходы на природу, концерты к праздничным дням, оформление классных уголков, «Семейное путешествие», «Семейная реликвия», «Моя семья»).


Педагогические проблемы реализации программы


В ходе развития проекта есть вероятность столкнуться с целым рядом трудностей, которые можно сгруппировать следующим образом:


Проблемы

Пути решения

Готовность педагогов к реализации основных идей проекта

Педагогические советы, заседания школьных методических объединений, обучающие семинары, курсы повышения квалификации, участие в конкурсах педагогического мастерства

Взаимодействия с социальной средой

Организация праздников и внеурочной деятельности с учреждениями дополнительного образования; привлечение уважаемых и известных людей посёлка, депутатов к воспитанию подрастающего поколения, юридические консультации, освещение в городской прессе школьных достижений, разработка программ сотрудничества

Взаимодействия семьи и школы

Организация и проведение общешкольных конференций, совместных праздников. Активизация деятельности взрослого самоуправления через Совет школы, работы клуба родителей, посещения педагогами школы семей детей-инофонов.

Проблемы культурной коммуникации

Организация помощи детям, испытывающим языковой барьер; индивидуальная работа педагогов с детьми-инофонами; проведение тематических классных часов «Толерантный мир», посещение музейных выставок, театральных и др. постановок, формирующих межкультурный диалог, межкультурное взаимодействие, выработку общих мировоззренческих принципов.

Узкопрофильные специалисты

Активизация работа психологов, социального педагога в направлении адаптации обучающихся из семей мигрантов, организация психологических тренингов, индивидуальных занятий над устранением языковых барьеров


В процессе реализации программы «Школа как мир» происходит воспитание активной социально адаптированной личности, осознающей и применяющей гуманистические ценности во взаимоотношениях с окружающими.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!