Содержание
Цели и задачи работы с одаренными детьми по изобразительному искусству
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:
- на обучение и развитие личности с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи;
- на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
- на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной деятельности.
Задачи курса изобразительного искусства - работа с одаренными детьми заключаются в создание условий и системы работы с одарёнными детьми; в более глубоком формировании понимания ценности художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественной культуры; сформировать критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения; уметь различать многообразие различных видов искусств, знать их ярких представителей и их произведения; применять полученные знания на практике: в своей творческой и проектной деятельности, совершенствование навыков художественного изображения действительности у учащихся.
В число таких навыков входят: наблюдение, художественно-образное восприятие действительности, осознанный выбор мотивов изображения, посильное самостоятельное оформление в материале жизненных впечатлений в виде художественно значимых форм: композиций, рисунков, этюдов, скульптуры и т.д.
Пояснительная записка
Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с потребностями школы и проводимых ежегодных конкурсов и олимпиад, дает распределение учебных часов по разделам и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. Программа разделена на три блока: «Изобразительное искусство», «Скульптура» и «Компьютерная графика». В программе сохранено традиционное деление учебного материала на разделы «рисунок», «живопись», «композиция», «скульптура» отвечающие принятым в средних и высших специальных учебных заведениях основным видам учебной работы.
Изучение данного курса представляет собой продолжение начального этапа художественно–эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения одаренных детей изобразительному искусству обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогике.
Программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжение формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия. Занятия в студии по изобразительному искусству для одарённых детей - одна из форм углублённых интересов учащихся, развития их творческих способностей, природной одарённости, обогащение их знаний по теории изобразительного искусства, декоративно - прикладной живописи, скульптуре и компьютерному рисунку. Более старшие дети могут делиться опытом своих достижений. Полученные знания и умения, помогут воспитанникам адаптироваться в окружающем социуме и реализовать себя как личность
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметами (музыка, история, обществознание, русский язык и литература). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогике и т. п.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение детей изобразительному искусству и искусству в целом должно быть направленно на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшего образовательного пути;
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- желание участвовать и побеждать в конкурсах;
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
В развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира.
В развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, зрительной памяти.
В формировании критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям искусства.
В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научится:
в познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- приобретать практические навыки и умения в компьютерно-графической деятельности;
- различать изученные виды пластических искусств;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
в ценностно-ориентационной сфере:
- развивать эстетический и художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере:
- ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения по произведениям искусства;
в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на основе пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего нарда и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Содержание учебного предмета.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предполагает ежегодное изучение курса для учащихся в 5-7 классах в объеме не менее 35 часов в год. Программа рассчитана для смешанных групп учащихся с 5-7 классы, направлена на углубленное изучение изобразительного искусства с упором на практическую деятельность и участием в дальнейшем в различных конкурсах и олимпиадах.
Основными содержательными линиями являются:
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Основные законы композиции в работе на заданную тему.
Изучение и владение компьютерными графическими редакторами для создания художественной композиции.
Связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
№ | Тематика занятий |
| Композиция 6 часов. |
№1-2 | Основы композиции. Знакомство с работами Васнецова. |
№3 | Стилизация в декоративной композиции. Знакомство с работами Брюллова |
№4-5 | Композиции на тему. Знакомство с работами Саврасова. |
№6 | Выразительность созданных композиций. Знакомство с работами Айвазовского. |
| Рисунок 8 часов. |
№7 | Основные правила рисунка. Линия и пятно. Знакомство с работами Кандинского. |
№8 | Графические возможности в декоративном изображении объектов. Знакомство с работами Нестерова. |
№9 | Рисование с натуры. Знакомство с работами Сурикова. |
№10 | Изучение различных техник рисунка. Знакомство с работами Репина. |
№11 | Простейшие формы. Знакомство с работами Маковского. |
№12 | Работа монохромными средствами выразительности. Знакомство с работами Врубеля. |
№13 | Возможности выразительности пастели. Знакомство с работами Серова. |
№14 | Смешанные техники графическими материалами. Знакомство с работами Иванова. |
| Живопись 7 часов. |
№15-16 | Использование живописных средств. Знакомство с работами Коровина. |
№17-19 | Рисование с натуры. Работы Крамского. |
№20-21 | Ритмическая, пластическая и колористическая организация работы. Знакомство с работами Кустодиева. |
| Скульптура 6часов. |
№22 | Выразительные способности скульптурных материалов. Знакомство с работами Рериха. |
№23 | Лепка человека.Знакомство с работами Петрова-Водкина. |
№24 | Лепка животного. Знакомство с работами Глазунова. |
№25 | Лепка композиционных групп. Знакомство с работами Бакст. |
№26 | Выразительные возможности рельефа. Знакомство с работами Дайнеко. |
№27 | Знакомство с произведениями искусств. |
| Компьютерный рисунок 8 часов. |
№28-30 | Изучение и овладение навыками работы в графических редакторах. MS Paint, Paint Net, MS Office Power Point Gimp2. |
№31-33 | Изучение и овладение навыками работы в графических редакторах. Inkscape, Kompas 3D Lite, Blender 3D, Art Rage. |
№34-35 | Владение инструментарием и знанием технических возможностей графических программ (технические характеристики изображения – размер, dpi, формат, цветовая схема; применение различных средств художественной выразительности, входящих в инструментарий программы – кисть/карандаш/перо/заливка/ градиент – регулировка прозрачности/размера/нажима – фильтры и эффекты. |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Курс Изобразительное искусство.
5 класс: программа Неменского Б. М.
Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.
Авторы: Н.А. Горяева и О.В. Островская. Москва «Просвещение» 2012.
6 класс: программа Неменского Б. М.
Учебник: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.
Авторы: Л.А. Неменская. Москва «Просвещение» 2013.
7 класс: программа Неменского Б. М.
Учебник: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.
Авторы: А.С. Питерских и Г.Е. Гуров. Москва «Просвещение» 2008.