СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по технологии "Школа 2100", 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2010 года и составлена на основе программы по технологии авторов Куревиной О.А., Лутцевой Е.А. Программа обеспечена УМК по технологии для 2 класса: 1. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник. 2 класс.- М.: Баласс, 2012. 2. Ковалевская Е.Д.Рабочая тетрадь к учебнику «технология». 2 класс.-М. Баласс, 2012. 3. Лутцева Е.А. Технология. 1-2 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2012.

Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии "Школа 2100", 2 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2010 года и составлена на основе программы по технологии авторов Куревиной О.А., Лутцевой Е.А.

Программа обеспечена УМК по технологии для 2 класса:

  1. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник. 2 класс.- М.: Баласс, 2012.

  2. Ковалевская Е.Д.Рабочая тетрадь к учебнику «технология». 2 класс.-М. Баласс, 2012.

  3. Лутцева Е.А. Технология. 1-2 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2012.

Педставленный УМК разработан на основе программы «Технология», согласуется с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Общая характеристика предмета

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации

познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка

продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей,начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – практическая значимость (личная или общественная), доступность,эстетичность, экологичность.


Содержание предмета «Технология» 2-й класс – 34 часов

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы куль-

туры труда. Самообслуживание (6 ч.).

Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека.

Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).

Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.

Мастера и их профессии (технические, художественные).

Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита

проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников.

Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч.).

Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, пряжа, ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть).

Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.


Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе.

Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику,

циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью

чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги.

Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

3. Конструирование (11 ч.).

Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия.

Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.

Технико-технологические понятия: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные

размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.

Уроки технологии проводятся 1 ч в неделю. Всего 34 урока.


Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:

объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции

общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;

– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения,обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

– учиться планировать практическую деятельность на уроке;

– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выпол-

нения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир технических достижений.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– договариваться сообща;

– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология » во 2-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное;о жанрах (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет);

движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

– виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

– неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);

– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой верёвочки;

– реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.


Тематическое планирование.

Календарные сроки

№ урока

Тема, раздел

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля

Возможные виды творческой,

исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения

Освоение предметных знаний(базовые понятия)

Универсальные учебные действия(личностные и метапредметные результаты)

1 чет

сентябрь

1

Вспомни, подумай,

Обсуди. Украшение для карандаша.

Предметными результатами является формирование следующих

умений:

иметь представление об эстетических понятиях: пре-

красное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюр-

морт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет);

движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной

перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и искусственного проис-

хождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения

составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для получения состав-

ных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением

линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

– виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и

названия;

– неподвижный и подвижный способы соединения деталей и со-

единительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки,

подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);

– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии

с особенностями используемого материала и поддерживать поря-

док на нём во время работы, экономно и рационально размечать

несколько деталей;

12

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж

по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей

с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой верёвочки;

– реализовывать творческий замысел на основе жанровых зако-

номерностей и эстетической оценки в художественно-творческой

изобразительной и трудовой деятельности.


Личностными результатами является формирование следующих умений:

объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых

образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объ-

яснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции

общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуж-

дать их;

– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и

ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения,

обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой дея-

тельности человека-мастера;

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех про-

стые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять

(своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных

учебных действий.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и

самостоятельно;

– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать

учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образ-

цов изделий);

– учиться планировать практическую деятельность на уроке;

– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для

выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои конструкторско-технологические

приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления

изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

– работая по совместно составленному плану, использовать

необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспо-

собления и инструменты), осуществлять контроль точности выпол-

нения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов,

чертёжных инструментов).

определять успешность выполнения своего задания в диалоге

с учителем.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать,

что нужно использовать пробно-поисковые практические упраж-

нения для открытия нового знания и умения;

добывать новые знания: находить необходимую информацию как

в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энцикло-

педиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь

терминов);

– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и само-

стоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в

устной и письменной речи (на уровне одного предложения или

небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.

– договариваться сообща;

– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из

3–4 человек.


С помощью учителя:

-исследовать конструкторско- технологические и декоративно- художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

-искать, отбирать и использовать необходимую информацию, материалы, инструменты;




2-3

Сооружения

Древнего Египта. Макет пирамиды.

(разметка по шабло-

ну, конструирование

из модулей)

проект

ТСО

октябрь

4-5

Мастера Египта. Барельеф. Сфинкс.(кон-

струирование, лепка)


ТСО


6-7

Одежда древних

Египтян. Долина пирамид. (разметка по

шаблону, конструи-

рование)


ТСО


8

В гостях у Деда Мороза. (моделирование, конструирование)


ТСО


9

Терем Деда Мороза

(конструирование)

проект

ТСО

2 четверть

ноябрь

10

Терем Деда Мороза

(конструирование)




11

Снегурочка (размет-

ка по шаблону)


ТСО


12

Ёлочные игрушки из пирамидок. Елка. (шаблон,

конструирование из

модулей)



декабрь

13

Ёлочные игрушки из пирамидок. Елка. (шаблон,

конструирование из

модулей)




14

Ёлочная гирлянда

"флажки". (разметка

по линейке)

- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения;

-Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда;

- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

- с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;




15

Ёлочный фонарик.

(разметка по линей-

ке)




16

Что узнали, чему

Научились.



3 четверть

январь

17-18

Сооружения Древней

Греции и Рима. Макет храма. (раз-

метка по угольнику,

макетирование)

проект

ТСО


19

Римские и Греческие

воины (конструиро-

вание лепка)


ТСО

февраль

20

Одежда древних римлян и греков (обработка ткани)


ТСО


21

Скульптуры и скульпторы (конструиро-

вание, лепка)


ТСО


22

Посуда древней

Греции (копирова-

ние)



ТСО


23

Макет Акрополя

(конструирование,

проектирование)



март

24

Жилища наших

предков (конструиро-

вание)

проект

ТСО


25-26

История пуговицы. Пришивание пуговиц на ножке и с дырками.

(соединение деталей,отделка)


ТСО

4 четверть

апрель

27-28

Украшение одежды.

Вышивки (отделка)


ТСО


29

Игрушка из пуговицы. (конструирование)




30-31

Игрушка из носка (конструирование)

- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы и корректировку хода работы и конечного результата;

-оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы;

-обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.

С помощью учителя:

- сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;



-моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику;

-конструировать объекты с учетом технических и художественно- декоративных условий: определять особенности конструкции;

-участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;

-осуществлять самоконтроль.




ТСО

май

32-33

Игрушка из носка (конструирование)




34

Что узнали, чему научились.






Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы для учителя.

  1. Лутцева Е.А. Технология. 1-2 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2012.

  2. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд. Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004.

  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История.- М.: ООО АСТ ЛТД, 1997.

Список литературы для учащихся.

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История.- М.: ООО АСТ ЛТД, 1997.

  2. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги.- Ярославль, 2000.

О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. «Прекрасное рядом с тобой» Учебник, 2012

О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Технология. «Прекрасное рядом с тобой». Рабочая тетрадь, 2012


Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru

2. Официальный сайт «Школа 2000». – http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/

3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

Наглядные пособия.

1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).

2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы. таблицы).

3. Раздаточный материал: трафареты.

4. Измерительные приборы: сантиметровые линейки, угольники, циркуль.

Технические средства обучения.

1. Магнитофон

2. Проектор.

3. Компьютер.

4. Интерактивная доска.


Для работы учащимся необходимы:


-простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;

-несложные инструменты для некоторых работ, предусмотренных в авторских учебно-методических комплектах (например, ручки старых кистей, палочки и пр.).

-материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!