Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , авторской программы по математике Т.Е.Демидовой С.А.Козловой и обеспечена учебно-методическим
комплектом :
1 Демидова Т.Е. ,Козлова С.А., учебник «Математики» в 3 частях М.,Баласс,2012.
2. Козлова С.А. ,Гераськин В.Н., Дидактические материалы к учебнику «Математика» М., Баласс, 2014
3. Козлова С.А. ,Рубин А.Г. Контрольные и самостоятельные работы М., Баласс,2014,
учебники соответствуют ФГОС, являются составной частью комплекта Образовательной системы «Школа 2100», с учетом основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №87», с учетом индивидуальных способностей учащихся, особенностей класса.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа имеет целью формированию предметных и универсальных способов действий, элементов системного мышления, общего приёма решения задач как универсального учебного действия и способствует решению следующих задач изучения математики на ступени начального образования:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- дать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- создать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Специфика курса «Математика» требует особой организации учебной деятельности школьника в форме деятельностного подхода
Математическое образование играет важнейшую роль, как в практической так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона математического образования связана с формированием универсальных способов действия, духовная – с нравственным развитием человека.
Практическая полезность математики обусловлена эффективным развитием личности школьника.
Без базовой математической подготовки не возможно стать образованным человеком. Обучение по математике даёт возможность развить у учащихся познавательные действия, в первую очередь логические, включая и знаково-символические, а также такие, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
- технология проектного обучения,
- проблемно – диалогическая,
- технология правильного типа читательской деятельности,
- технология оценивания достижений,
- групповая работа.
Контрольно – оценочной деятельности:
- входной (стартовой)
- текущий
- тематический
- промежуточный
- итоговый
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: конкурс, олимпиада, деловая игра, КВН, «Умники и умницы».
Данная программа предусматривает связь с программами других предметов учебного плана «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Информатика»
Содержание учебного предмета.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число).
Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонентов. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100.
Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объём. Единицы объёма: 1 см3,1 дм3,1 м3. Соотношения между единицами измерения объёма.
Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.
Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; a • Ь; а :Ь.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х ± х Ь.
Решение уравнений вида: х + а = с ± Ь; а - х = с ± Ь; х ± а = с • Ь; а - х = с : Ь; х : а = с ± Ь\ а • х = с ± Ь; а : х = с • Ь и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов.
Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
* Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности г существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
* 3адачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1по 4 класс по 4 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 540 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, на развитие коммуникативных умений.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
-Делать выводы на основе обобщения умозаключений.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый) Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в т :м числе и деление с остатком);
- выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100;
- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
- решать задачи в 1-2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений в 2-4 действия;
- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х — Ь; а • х = Ь; а :
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость).
2-й уровень (повышенный) Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
- использовать при решении различных задач знание формулы пути;
- использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
- находить долю от числа, число по доле;
- решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений вида а ± b; а • b; а : b при заданных значениях переменных;
- решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х b; а • х b;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± Ь; а - х = с + Ь; х ± а = с - Ь; а - х = с : Ь; х : а = с ± Ь;
- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
- узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
- выделять из множества параллелепипедов куб;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
- правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;
- составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
- составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
- устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Кален дарные сроки | № урока | Тема (раздел) | Планируемые результаты | Возможные Виды деятельности обучающихся/ возможные формы контроля | Возможные виды творческой, исследо вательской, проектной деятельности обучающихся | Использование ТСО, компью терной техники, компью терного программного обеспечения |
Освоение предметных знаний(базовые понятия) | Универсальные учебные действия(личностные и метапредметные результаты) |
Раздел I. Числа от 1 до 100. Тема 1 Повторение, обобщение материала, изученного во 2-м классе Всего часов: 10 |
1 чет сен | 1 | Путешествие 1 . Необитаемый остров. Нумерация чисел. | 1-й уровень (необходимый) Учащиеся должны уметь: - использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду); - объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица; - использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин; | Регулятивные УУД - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - В диалоге с учителем учиться вырабатывать | | проект | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 2 | Сложение и вычитание чисел | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 3 | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 4 | Умножение и деление чисел. | | | |
| 5 | Арифметические действия над числами. . | | | |
| 6 | Арифметические действия над числами. Математический диктант. | МД | | |
| 7 | Арифметические действия над числами. | | | |
| 8 | Входная контрольная работа № 1 | КР № 1 | | |
| 9 | Работа над ошибками Дерево выбора. | | | |
Раздел I. Числа от 1 до 100. Тема 2 Внетабличное умножение и деление Всего часов: 27 |
| 10 | Путешествие 2 . Один дома. | - использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата); - пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией; - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000; - представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слатаемых; выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в т :м числе и деление с остатком); - выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100; - осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях | критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические | | проект | |
| 11 | Параллелепипед и куб. | | | |
| 12 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр. | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 13 | Кубический дециметр. Кубический метр. | | | |
| 14 | Сочетательное свойство умножения. Математический диктант. | МД | | |
| 15 | Умножение однозначного числа на двузначное, запись которого оканчивается нулем.. | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 16 | Деление чисел, запись которых оканчивается нулем. | | | |
| 17 | Решение задач. | | | |
| 18 | Арифметические действия над числами. | | | |
окт | 19 | Умножение суммы на число. | | | |
| 20 | Умножение двузначного числа на однозначное. | | | |
| 21 | Арифметические действия над числами. Проверочная работа. | ПР | | |
| 22 | Деление суммы на число. | | | |
| 23 | Арифметические действия над числами. Математический диктант. | | | |
| 24 | Деление двузначного числа на однозначное. | МД | | |
| 25 | Арифметические действия над числами. | | | |
| 26 | Решение задач. | - осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений; использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений; читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов; | факты и объекты. -Делать выводы на основе обобщения умозаключений. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | | | |
| 27 | Деление двузначного числа на двузначное. | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 28 | Решение задач. Контрольный математический диктант. | КМД 1 | | |
| 29 | Арифметические действия над числами. | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 30 | Контрольная работа №2 по теме: «Внетабличное умножение и деление» | КР № 2. | | |
| 31 | Работа над ошибками. Деление с остатком. | | | |
| 32 | Деление с остатком. | | | |
| 33 | Деление с остатком. | | | |
| 34 | Деление с остатком. | | | |
| 35 | Арифметические действия над числами. | | | |
| 36 | Арифметические действия над числами. | | | |
2 чет нояб | 37 | Арифметические действия над числами. | | | |
Раздел I. Числа от 1 до 100. Тема 3 Доли Всего часов: 12 |
| 38 | Путешествие 3. День рождения. Доли. | - решать задачи в 1-2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); - находить значения выражений в 2-4 действия; | - Читать вслух и про себя - Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 39 | Нахождение доли числа. | | | |
| 40 | Сравнение долей. | | | |
| 41 | Нахождение числа по доле. | | | |
| 42 | Решение задач. | | | |
| 43 | Решение задач. Математический диктант. | МД | | |
| 44 | Единица времени – минута. | | | |
| 45 | Единица времени – секунда. | | | |
| 46 | Сутки. | | | |
| 47 | Неделя. | | | |
| 48 | Линейные и столбчатые диаграммы. | | | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
дек | 49 | Контрольная работа № 3. по теме: «Доли. .Внетабличное умножение и деление»» | КР №3 | | |
Раздел II. Числа от 1 до 1000. Тема 4. Нумерация. Всего часов: 10 |
| 50 | Путешествие 4. Лыжная прогулка. Счет сотнями. Тысяча. | - использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач; - использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х — Ь; а • х = Ь; а : - строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон; | - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 51 | Умножение числа 100. Умножение и деление на 100. | | | |
| 52 | Единицы длины. Миллиметр. | | | |
| 53 | Трехзначные числа. | | | |
| 54 | Трехзначные числа. | | | |
| 55 | Трехзначные числа. Контрольный математический диктант | КМД 2 | | |
| 56 | Сравнение трехзначных чисел. | | | |
| 57 | Трехзначные числа. | | | |
| 58 | Единицы массы. Центнер. | | | |
| 59 | Административная контрольная работа. | АКР 4 | | |
Раздел II. Числа от 1 до 1000.Тема 5. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 Всего часов: 25 |
| 60 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трехзначных чисел. | - сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения; определять время по часам с точностью до минуты; | | | | |
| 61 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. . | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 62 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | | | |
| 63 | Сложение и вычитание трехзначных чисел.. | - сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму; - устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость). 2-й уровень (повышенный) Учащиеся должны уметь: - использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба); - использовать при решении различных задач знание формулы пути; использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году; | | | |
| 64 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | | | |
| 65 | Пересечение геометрических фигур. | | | |
3чет янв | 66 | Путешествие 5. Спортивный лагерь. Группы предметов. Множества. Элемент множества. | | | |
| 67 | Способы задания множеств. Математический диктант. | МД | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 68 | Подмножество.. | | | |
| 69 | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый». | | | |
| 70 | Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые». | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 71 | Пересечение множеств. | | | |
| 72 | Контрольная работа № 5. | КР № 5 | | |
| 73 | Объединение множеств. | | | |
| 74 | Решение задач. Математический диктант. | МД | | |
25.01. | 75 | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик. | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 76 | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик. | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 77 | Решение задач. | - находить долю от числа, число по доле; - решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); | | | | |
фев | 78 | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик. | | | |
| 79 | Решение задач. | | | |
| 80 | Решение неравенств. | | | |
| 81 | Решение неравенств. | | | |
| 82 | Решение неравенств. Математический диктант. | МД | | |
08.02. | 83 | Контрольная работа № 6. по теме : «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000» | КР № 6. | | |
Раздел II. Числа от 1 до 1000. Тема 6 Умножение и деление чисел в пределах 1000 Всего часов: 22 |
| 84 | Работа над ошибками. Умножение и деление трехзначных чисел. | - находить значения выражений вида а ± b; а • b; а : b при заданных значениях переменных; - решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х b; а • х b; - использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± Ь; а - х = с + Ь; х ± а = с - Ь; а - х = с : Ь; х : а = с ± Ь; | | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 85 | Умножение и деление чисел. | | | |
| 86 | Умножение и деление чисел. | | | |
| 87 | Умножение и деление чисел. | | | |
| 88 | Решение задач. | | | |
| 89 | Решение задач. | | | |
| 90 | Алгоритмы с повторением (циклом) | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 91 | Решение задач. Контрольный математический диктант. | КМД 3 | | |
| 92 | Решение уравнений. | | | |
март | 93 | Решение уравнений. | | | |
| 94 | Решение задач и уравнений. | | | |
| 95 | Решение задач и уравнений. | | | |
| 96 | Умножение трехзначных чисел в столбик. | | | |
| 97 | Умножение трехзначных чисел в столбик. | - использовать заданные уравнения при решении текстовых задач; - вычислять объём параллелепипеда (куба); - вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур; - выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники; | | | | |
| 98 | Умножение трехзначных чисел в столбик. | | | |
| 99 | Контрольная работа № 7 | КР №7 | | |
| 100 | Работа над ошибками. Умножение трехзначных чисел в столбик | | | |
| 101 | Деление трехзначных чисел на однозначное число. | | | |
| 102 | Деление трехзначных чисел на однозначное число. | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
28.03. | 103 | Деление трехзначных чисел на однозначное число. | | | |
| 104 | Умножение и деление чисел. | | | |
апр | 105 | Умножение и деление чисел. | | | |
| 106 | Решение задач. | | | |
Раздел II. Числа от 1 до 1000.Тема 7 Арифметические действия над числами в пределах 1000 Всего часов: 20 |
| 107 | Путешествие 6. Последний звонок и летние каникулы. Запись чисел римскими цифрами. Математический диктант | - строить окружность по заданному радиусу; - выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры; - узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр; выделять из множества параллелепипедов куб; | | МД | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 108 | Календарь. | | | |
| 109 | Единицы измерения времени. Век | | | |
08.04. | 110 | Единицы измерения длины. Километр | | | |
11.04. | 111 | Скорость движения. | | | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
| 112 | Скорость движения. | | |
| 113 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. Математический диктант. | МД | |
15.04. | 114 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. | - решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление); - устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов; - различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования; | | | | |
| 115 | Решение задач. | | | |
| 116 | Решение задач. | | | |
| 117 | Решение задач. | | | |
22апр. | 118 | АКР | | | |
25апр. | 119 | Решение задач. | | | |
| 120 | Комплексная итоговая контрольная работа. | КИКР | | |
| 121 | Работа над ошибками. Решение задач | | | |
| 122 | Треугольники. | | | |
| 123 | Треугольники. | | | |
май | 124 | Контрольная работа №8. | КР № 8 | | |
10.05. | 125 | Арифметические действия над числами. | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 126 | Арифметические действия над числами.. | | | |
Раздел II. Числа от 1 до 1000.Тема 8 Повторение, обобщение изученного в 3-м классе Всего часов: 10 |
13.05. | 127 | Повторение по теме «Нумерация» Контрольный математический диктант | - читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов; - строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации; - решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов; - решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний; - выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов; - правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний; - составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания; - составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти); - устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её. | | КМД 4 | | |
| 128 | Повторение по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» , | | | |
| 129 | Повторение по теме «Доли». | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 130 | Контрольная работа № 9 по теме: «Повторение, обобщение изученного в 3-м классе», | КР № 9 | | |
| 131 | Работа над ошибками. | | | Уроки Кирилла и Мефодия |
| 132 | Повторение по теме «Внетабличное умножение и деление» | | | | |
| 133 | Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000» | | | |
| 134 | Решение задач. | | | |
| 135 | Решение задач. | | | |
| 136 | Решение задач. | | | | |
| | | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса..
Список литературы для учителя.
Федеральный государственный стандарт. 2011
Ефремушкина О.А. школьные олимпиады для начальной школы.- Ростов и / Д: Феникс, 2008
Образовательная система «Школа2100».Сборник программ в 2 книгах (под ред. Д.И.Фельдштейна) М. ,Баласс, 2011
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ№87» 2011
Демидова Т.Е. ,Козлова С.А., учебник «Математики» в 3 частях М.,Баласс,2012.
Козлова С.А. ,Гераськин В.Н., Дидактические материалы к учебнику «Математика» М., Баласс, 2014
Козлова С.А. ,Рубин А.Г. Контрольные и самостоятельные работы М., Баласс,2014
Козлова С.А. ,Рубин А.Г. Методические рекомендации М., Баласс, 2012
В.Волина Праздник числа. «Занимательная математика для детей». Книга для учителей и родителей.: М.: Знание, 1993.
Е.В.Бунеева, С.А.Козлова, А.А.Вахрушев, О.В.Чиндилова «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 класс» М.,Баласс,2015.
Список литературы для учащихся.
Мавлетов В.С. Путешествие в мир слов и задач. Уфа, Полиграфкомбинат, 2001.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов.- М.: Изд. «Экзамен», 2007.
Е.В.Бунеева, С.А.Козлова, А.А.Вахрушев, О.В.Чиндилова «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» М.,Баласс,2015.
Козлова С.А.,Рубин А.Г. Самостоятельные и контрольные работы по курсу «Математика», 3 класс.- М.: Баласс; Школьный дом, 2014.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 задач по математике. М., АСТ, 2001
Литература ,рекомендованная для учащихся:
Демидова Т.Е.,Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 3 класса в 3 частях.- М.: Баласс; Школьный дом, 2013.
Козлова С.А.,Рубин А.Г. Самостоятельные и контрольные работы по курсу «Математика», 3 класс.- М.: Баласс; Школьный дом, 2013.
Итина Л.С. Волшебные точки, рабочая тетрадь для отработки навыков счёта. «Фёдоров», 2015
Наглядные пособия:
Печатные таблицы:
1.Сравнение чисел
2.Сумма
3.Перестановка слагаемых
4 Разность
5Действия с нулем
6.Увеличить - уменьшить на ... единиц
7.Уравнение
8 Периметр (сумма длин сторон)
9.Состав числа
10.Единицы времени
11.Меры массы
12.Меры длины
Разрезные магнитные цифры и наборное полотно.
Раздаточный материал
геометрические фигуры,
разрезные карточки,
головоломки
Измерительные приборы: часы, сантиметровая линейка, транспортир, циркуль
Технические средства обучения для мультимедийных демонстраций:
Компьютер, проектор. Интерактивная доска «СМАRТ».Медиапроектор.Магнитофон «SONI»
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика.3 класс.»
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/