Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по математике для четырехлетней начальной школы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких, рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2010 г. и обеспечена учебниками «Математика» для 2 кл., авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких
УМК для 2 класса включает:
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П, Математика. Учебник для 2 класса в з частях.- М.: Баласс; Школьный дом, 2012.
Козлова С.А., Гераськин В.Н. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 2 класса.- М,: Баласс, 2012.
Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы по курсу «Математика», 2 класс.- М.: Баласс; школьный дом, 2012.
Учебники соответствуют ФГОС НОО, являются составной частью комплекта Образовательной системы «Школа 2100».
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Общая характеристика курса математики в начальной школе
Цель курса – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Задачи курса:
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
обеспечить элементарное интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать (на первоначальном уровне) представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира; о математике как части общечеловеческой культуры;
сформировать устойчивый интерес к математике;
выявить и начать развитие математических и творческих способностей.
Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для решения учебных и простейших задач;
• для выполнения различных действий с информацией.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
• умения (на пропедевтическом уровне) при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию;
• умения (элементарные) представлять материал с помощью проектов;
• способности задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам.
Коммуникативные:
• умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
• знать элементарные термины предмета, осознанно оперировать ими;
• уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательные:
• умения и навыки планирования учебной деятельности (на первоначальном уровне): самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность – ставить цель, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
• умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
• умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, классификация, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
• умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само – и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики.
Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое
число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами.
При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.
Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во*первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во*вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:
– коммутативный закон сложения и умножения;
– ассоциативный закон сложения и умножения;
– дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.
Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решения задач, выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.
Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений.
При ознакомлении с письменными приемами важное значение придется алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков*автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении
дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин. Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);
2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
4) формируются измерительные умения и навыки;
5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число.
При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).
Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.
Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов.
Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.
Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.
В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
1) формирование представлений о геометрических фигурах;
2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.
Геометрический материал распределен по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.
Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.
Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.
Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.
Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.
Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приема сопоставления
и противопоставления геометрических фигур.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
• на классификацию фигур;
• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
• на построение геометрических фигур;
• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
• на формирование умения читать геометрические чертежи;
• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.
5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала.
У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
6. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно*методических линий, которая дает возможность накопить определенный запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.
В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно»,
«возможно» и др.), начал статистической культуры.
Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности. Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.
Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение.
Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач*шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней.
Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально*логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.
Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит, развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.
В классе используется модель мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер» - это ситуация обучения, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный компьютер в классе использоваться ультрамобильный ноутбук, связанный с компьютерами других учащихся по беспроводной локальной сети, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и имеющий выход в Интернет.
Модель мобильного обучения предоставляет широкие возможности для организации системно-деятельностного подхода. Доступ к мобильному устройству позволяет ученикам осваивать ИКТ инструменты и использовать их для формирования УУД постоянно, увеличивая эффективность их использования в открытой образовательной среде.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
В мобильном обучении мы это можем наблюдать через :
Проектную работу, где ученики осуществляют поиск, наблюдение, сбор, обработка готовых информационных объектов и создают свои собственные с помощью инструментов и средств ИКТ.
Исследования процессов с использованием инструментов и средств ИКТ.
Практикумы в компьютерных лабораториях.
Индивидуальные или групповые выступления: презентации с помощью ИКТ.
Использование мобильных устройств и ИКТ инструментов в образовании вне стен классной комнаты: в музее, парке, библиотеке и пр.
Формируя УУД, обеспечить результативность обучения мы можем не только научив детей ориентироваться в широком спектре ИКТ инструментов и технологий, использовать их, но, самое главное, сформировать способность их грамотно применять.
Наличие мобильного устройства позволяет использовать его повсеместно и всегда, осваивая различные инструменты для различных видов деятельности, и не секрет, что дети это делают подчас лучше учителей.
Содержание программы
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Десяток. Счет десятками. Образование и название двузначных чиисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначноого числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Прямая и обратная операция.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приемы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления.
Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Понятия «увеличить в...», «уменьшить в...», «больше в ...», «меньше в ...». Умножение и деление чисел на 10. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Задание алгоритмов словесно и с помощью блок- схем.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на отвлеченное число.
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Представление о площади фигуры и ее измерение. Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы площади: см2, дм2.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) понятия «увеличить в (на)...»; «уменьшить в (на)...»;
в) разностное и кратное сравнение;
г) прямая и обратная пропорциональность.
Моделирование задач. Задачи с альтернативным условием
Элементы геометрии.
Плоскость. Плоские и объемные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Окружность. Круг. Вычерчивание окружностей с помощью циркуля и вырезание кругов. Радиус окружности.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а · 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной. Сравнение значений выражений вида а · 2 и а · 3; а : 2 и а : 3.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а : х = b; х : а = b.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Чтение информации, заданной с помощью линейных диаграмм.
Первоначальные представления о сборе и накоплении данных. Запись данных, содержащихся в тексте, в таблицу.
* Понятие о случайном эксперименте. Понятия «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно».
Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание, составление фигур Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
Во втором классе уроки математики проводятся 4 ч в неделю. Всего – 136 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».
Личностными результатами изучения предметно- методического курса «Математика» во 2 классе является формирование следующих умений:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
- в предложенных педагогам ситуациях общения и сотрудничества. Опираясь на обющие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2 классе является формирование следующих учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, предлагать способ ее проверки.
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства ( учебник, простейшие приборы и инструменты.)
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Участвовать в беседе на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2 классе является формирование следующих умений.
1 й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
–использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20 ;
–использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
–использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объема: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр;
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
–осознанно следова алгоритмам устного и письменного сложение и вычитание чисел в пределах 100;
– решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
– находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
– измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
– узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
– узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
– различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).
2 й уровень ( повышенный)
Учащиеся должны уметь:
–использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника;
– пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см2, 1 дм2;
– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;
– находить значения выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а · 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;
– решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырех арифметических операциях;
– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
– находить знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач;
– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
– заполнять магические квадраты размером 3х3;
– находить число перестановок не более чем из трех элементов;
– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
– проходить числовые лабиринты, содержащие двое трое ворот;
– объяснять решение задач по перекладыванию одной двух палочек с заданным условием и решением;
– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Тематическое планирование
Календарные сроки | № урока | Тема, раздел | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля | Возможные виды творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся | Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения |
Освоение предметных знаний(базовые понятия) | Универсальные учебные действия(личностные и метапредметные результаты) |
Повторение изученного в 1 классе ( 6 ч) |
1чет сен | 1 (1.1) | Действие сложения и вычитания. | Необходимый уровень. Использовать для решения различных задач: понятия «Задача». «уравнение», «известные данные». «неизвестные данные»; знание таблицы сложения и соответствующих ей случаев вычитания в пределах 20 до уровня автоматизированного навыка; Умения Строить отрезки натурального ряда в пределах 20;соотносить текст задачи со схемой, схематическим рисунком, краткой записью; оформлять запись решения задачи; определять в уравнении (на сложение и вычитание) неизвестное число на основе знания взаимосвязи компонент; выполнять арифметические операции сложения и вычитания с именованными числами; измерять при помощи линейки отрезки заданной длины на клетчатой бумаге; строить отрезки заданной длины на клетчатой бумаге; моделировать двузначные числа второго десятка( на основе моделей десятка и единиц);строить отрезки натурального ряда чисел в пределах 20; выполнять операции сложения и вычитания с натуральными числами второго десятка на основе понятия «разрядные слагаемые»; выполнять сложение однозначных чисел «с переходом через разряд», где результатом являются двузначное число второго десятка, на основе знания соответствующих алгоритмов; выполнять вычитание однозначного числа из двузначного числа второго десятка «с переходом через разряд», на основе знания соответствующих алгоритмов; узнавать и называть изученные геометрические фигуры. Повышенный уровень Выполнять сложение однозначных чисел «с переходом через разряд», где результатом сложения является двузначное число второго десятка, на основе знаний табличных случаев; выполнять вычитание однозначных чисел из двузначного числа второго десятка «с переходом через разряд», на основе знания табличных случаев; строить отрезок натурального ряда в пределах 100; создавать к тексту задачи вспомогательные модели в виде схемы, схематического рисунка, краткой записи; моделировать двузначные числа; иметь представление о решении комбинаторной задачи на перестановку трех объектов без повторения; иметь представление о решении логических задач на основе таблиц истинности- ложности; иметь представление о решении занимательных задач на перекладывание палочек и прохождении математических лабиринтов; давать ответ на вопрос задачи на основе оценки информации, заданной с помощью отрезка. | Личностные Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим и ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки- обязательная часть решения любой задачи. Познавательные Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, краткой записи; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием; строить вспомогательные модели к задачам в идее рисунков, схематических рисунков, схем; анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Работать в команде разного наполнения; вносить свой вклад в работу для достижения результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; участвовать в обсуждениях, работая в паре; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; работать консультантом и помощником для других ребят; работать с консультантами и помощниками в своей группе. Регулятивные Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; выполнять работу в соответствии с заданным планом; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; оценивать свой вклад в общую работу; выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам; участвовать в оценивании результатов индивидуальной работы. | Дид. игра | | |
| 2 (1.2) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 3 (1.3) | Сложение и вычитание чисел. МД | М.Д. | | |
| 4 (1.4) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 5 (1.5) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
Сложение и вычитание в пределах 20 (24 ч) | |
| 6 (1.6) | Высказывания. | | | |
| 7(1.7) | Высказывания | | | |
| 8 (1.8) | Выражения с переменной. | | | |
| 9 (1.9) | Выражения с переменной. М.Д. | М.Д. | | |
| 10 (1.10) | Выражения с переменной. | | | |
| 11 (1.11) | Выражения с переменной. | | | |
| 12 | Контрольная работа.№1 (входная) | К.Р. | | |
| 13 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | |
| 14 (1.12) | Уравнения. | | | |
| 15 (1.13) | Уравнения. | | | ИКТ |
| 16(1.14) | Уравнения. | | | |
| 17 (1.15) | Порядок действий в выражении | | | |
| 18 (1.16) | Порядок действий в выражении | | | |
окт | 19 (1.17) | Сочетательное свойство сложения | | | |
| 20 (1.18) | Группировка слагаемых. | | Творческая работа | ИКТ «геометрический планшет» |
| 21 (1.19) | Вычитание суммы из числа. М.Д. | М.Д. | | |
| 22 (1.20) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 23 (1.21) | Вычитание числа из суммы. | | | |
| 24 (1.22) | Сложение и вычитание чисел. | | Творческая работа | ТСО |
| 25 | Контрольная работа № 2«Сложение и вычитание чисел в пределах 20» | К.Р. | | |
| 26 | Анализ работы. Работа над ошибками. | | | |
| 27 (1.23) | Плоские и объемные фигуры | | Изготовление объёмных фигур | ТСО |
| 28 (1.24) | Плоскость. | | | |
| 29(1.25) | Обозначение геометрических фигур. | | | ИКТ |
| 30(1.26) | Острые и тупые углы | | | ИКТ |
| 31 (1.27) | Плоские и объемные фигуры. К.М.Д. | К.М.Д. | | |
| 32 | Контрольная работа за 1 четверть. | К.Р. | | |
| 33 | Анализ работы. Работа над ошибками. | | | |
Числа от 1 до 100 (нумерация) (6ч) | |
| 34 (2.1) | Числа от 20 до 100. | | | |
| 35 (2.2) | Числа от 1 до 100. | | | |
| 36 (2.3) | Числа от 1 до 100. | | | |
2чет нояб | 37 (2.4) | Метр. | | Практ. работа | ТСО |
| 38 (2.5) | Числа от 1 до 100. | | | |
Сложение и вычитание в пределах 100 (27 ч) | Необходимый уровень строить отрезок натурального ряда в пределах 100; чертить на бумаге в клетку прямоугольники с заданными длинами сторон; выполнять операции сложения и вычитания с двузначными числами на основе понятия «разрядные слагаемые»;складывать и вычитать двузначные числа письменно и устно на основе изученных алгоритмов. Повышенный уровень Иметь представление о решении комбинаторных задач на установление числа пар, составленных из элементов двух предметных множеств. | Личностные Понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам; понимать свои желания и цели по отношению к индивидуальным учебным задачам. Познавательные понимать, объяснять и осознанно воспроизводить учебные алгоритмы; понимать , объяснять и осознанно воспроизводить составленный вместе с классом план решения задач; самостоятельно составлять план решения задачи при индивидуальной работе; строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем, работая в группе. Регулятивные Принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока; принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания или умения; выполнять работу в соответствии с выведенными алгоритмами или понятиями. | |
| 39(2.6) | Сложение и вычитание двузначных чисел. | | | ИКТ |
| 40 (2.7) | Сложение и вычитание двузначных чисел. | | | ИКТ |
| 41 (2.8) | Сложение и вычитание двузначных чисел. | | | ИКТ |
| 42 (2.9) | Сложение и вычитание двузначных чисел. | | | |
| 43(2.10 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | | | |
| 44 (2.11) | Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. | | | |
| 45 (2.12) | Сложение и вычитание чисел. | | | ИКТ |
| 46 (2.13) | Сложение и вычитание чисел. М.Д. | М.Д. | | |
| 47 (2.14) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 48 (2.15) | Периметр. | | Практическая работа | ИКТ |
дек | 49 (2.16) | Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. | | | |
| 50 (2.17) | Сложение и вычитание чисел. | | | ИКТ |
| 51(2.18) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 52 | Контрольная работа №4 «Сложение и вычитание двузначных чисел» | К.Р. | | |
| 53 | Анализ работы. Работа над ошибками. | | | |
| 54(2.19) | Решение задач | | | ИКТ |
| 55 (2.20) | Сложение и вычитание чисел. М.Д. | М.Д. | | |
| 56 (2.21) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 57 (2.21) | Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. | | | |
| 58 (2.23) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 59 (2.24) | Сложение и вычитание чисел. | | | ТСО |
| 60 (2.25) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 61 | Контрольная работа № 5. (адм., за 2 четв.) | К.Р. | | |
| 62 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | |
| 63 (2.26) | Сложение и вычитание чисел. К.М.Д. | К.М.Д | | |
| 64 (2.27) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
3 чет янв | 65 (2.28) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 66(2.29) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 67 (2.30) | Сложение и вычитание чисел. | | | |
| 68 (2.31) | Площадь фигур. Сравнение площади. | | | ТСО ИКТ |
| 69 (2.32) | Площадь фигур. Сравнение площади. | | | ТСО ИКТ |
| 70 (2.33) | Единицы площади. | | | |
| 71 (2.34) | Единицы площади. | | | |
| 72 (2.35) | Сложение и вычитание чисел. | | Практическая работа | |
Умножение и деление чисел. (35ч) | Необходимый уровень Использовать для решения различных задач Знания таблицы умножения и соответствующих ей случаев деления; знания формул площади и периметра прямоугольника. Умения Определять в уравнении ( на умножение и деление)неизвестное число на основе знания таблицы умножения (подбором); выполнять арифметические операции умножения и деления с именованными числами; находить значения выражений, воспроизводящих изученные табличные случаи умножения и деления. | Познавательные Анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись , схематический рисунок, схему, формулу. Регулятивные Принимать участие в планировании работы и выборе заданий на целый урок; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного урока. Личностные Понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам; понимать свои желания и цели по отношению к индивидуальным учебным задачам. | |
| 73(2.36) | Умножение. | | | ТСО |
| 74 (2.37) | Умножение. | | | ТСО |
| 75 (2.38) | Множитель, произведение. М.Д. | М.Д. | | |
| 76 (2.39) | Переместительное свойство умножения. | | | ТСО |
февр. | 77 (2.40) | Умножение с нулем и единицей. | | | ИКТ |
| 78 (2.41) | Умножение числа 2. | | | ТСО |
| 79 (2.42) | Умножение числа 2. | | | |
| 80 (2.43) | Деление. Связь умножения и деления. | | | |
| 81 (2.44) | Умножение и деление чисел. | | | |
| 82 (2.45) | Четные и нечетные числа. | | | ИКТ |
| 83 (2.46) | Делимое, делитель, частное. М.Д. | М.Д. | | |
| 84(2.47) | Таблица умножения и деления на 3. | | | ИКТ |
| 85 (2.48) | Порядок действий в выражении. | | | |
| 86 (2.49) | Порядок действий в выражении. | | | Перволого ИКТ |
| 87 (2.50) | Таблица умножения и деления на 4. | | | ИКТ |
| 88 (2.51) | Площадь прямоугольника. | | | |
| 89 | Контрольная работа № 6. | К.Р. | | |
| 90 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение и деление | | | |
| 91 (2.52) | Площадь прямоугольника, его длина и ширина. | | | |
| 92 (2.53) | Таблица умножения и деления на 5. | | | ИКТ |
| 93 (2.54) | Периметр квадрата и прямоугольника. М.Д. | М.Д. | Практическая работа | ИКТ |
| 94 (2.55) | Умножение и деление чисел. | | | ТСО |
| 95 (2.56) | Деление с нулем и единицей. | | | |
| 96 (2.57) | Цена, количество, стоимость. | | Игра «Магазин» | ИКТ ТСО |
| 97 (2.58) | Умножение и деление чисел. | | | ТСО |
| 98 (2.59) | Таблица умножения и деления на 6. | | | ИКТ |
| 99 (2.60) | Делимое, делитель, частное. | | | |
| 100(2.61) | Умножение и деление чисел. | | | |
| 101 | Контрольная работа.№7(за 3 четверть) | К.Р. | | |
| 102 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | |
| 103 (2.62) | Уравнения. К. М.Д. | К. М.Д. | | |
| 104 (2.63) | Уравнения. | | | ТСО |
4чет апр | 105 (2.64) | Уравнения. | | | |
| 106 (2.65) | Таблица умножения и деления на 7. | | | ИКТ |
| 107 (2.66) | Умножение и деление чисел. | | | |
| 108 (2.67) | Время. Единица времени – час. | | | ИКТ |
| 109 (2.68) | Решение задач. | | | |
| 110 (2.69) | Окружность | Необходимый уровень Использовать для решения различных задач Название и последовательность чисел от 1 до 100; таблицу сложения и вычитания в пределах 20; названия и обозначения операций умножения и деления; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них; единицы измерения длины, массы, объема: метр, дециметр, сантиметр, килограмм, литр. Умения: Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100; решать простые задачи: а)раскрывающие смысл действий сложения и вычитания, умножения и деления; б) использующие понятия»увеличить на (в)…», «уменьшить в (на)…»;в) на разностное и кратное сравнение; находить значение выражений, содержащих два- три действия (со скобками и без скобок); решать уравнения вида а+х=в; х – а= в; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; узнавать плоские углы: прямой, тупой, острый; узнавать и называть плоские геометрические фигуры; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников- квадраты; различать истинные и ложные высказывания. Повышенный уровень Использовать для решения различных задач знания: формулы периметра квадрата и прямоугольника; единицы измерения: 1 см2, 1 дм2. Умения Выполнять умножения и деления чисел с 0, 1, 10; решать уравнения вида а+ х = в; х-а= в; а: х = в, х : а =в; находить значения выражений вида а+/-5; 4 – а ; а :2;а*4; 6:а при заданных числовых значениях переменной; решать задачи в два- три действия; находить длину ломанной и периметр многоугольника как сумму длин сторон; находить периметр и площадь прямоугольника( квадрата) с помощью соответствующих формул; чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам; узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду; записывать в таблицу данные содержащие в тесте; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм; решать арифметические ребусы; составлять истинные высказывания; заполнять магические квадраты; находить число перестановок не более чем из трех элементов; находить число пар на множестве из трех- тяти элементов; объяснять решение задач по перекладыванию одной- двух палочек с заданным условием и решением; решать простые задачи на разрезание и составление фигур; уметь объяснять. Как получен результат заданного математического фокуса. | Личностные Понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам; понимать свои желания и цели по отношению к индивидуальным учебным задачам. Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим и ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки- обязательная часть решения любой задачи. Познавательные понимать, объяснять и осознанно воспроизводить учебные алгоритмы; понимать , объяснять и осознанно воспроизводить составленный вместе с классом план решения задач; самостоятельно составлять план решения задачи при индивидуальной работе; строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем, работая в группе. Коммуникативные Работать в команде разного наполнения; вносить свой вклад в работу для достижения результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; участвовать в обсуждениях, работая в паре; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; работать консультантом и помощником для других ребят; работать с консультантами и помощниками в своей группе. Регулятивные Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; Принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока; принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания или умения; выполнять работу в соответствии с выведенными алгоритмами или понятиями. Принимать участие в планировании работы и выборе заданий на целый урок; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного урока; оценивать свой вклад в общую работу; выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам; участвовать ( в работе с учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работы. | | Практическая работа с циркулем | ТСО ИКТ |
| 111 (2.70) | Круг. М.Д. | М.Д. | Практическая работа | ИКТ |
| 112 (2.71) | Увеличить в… Уменьшить в… | | | |
| 113 (2.72) | Увеличить в… Уменьшить в… | | | |
| 114 (2.73) | Таблица умножения и деления на 8 и 9. | | | ИКТ |
| 115 (2.74) | Больше в… Меньше в…. | | | |
| 116 (2.75) | Решение задач | | | |
| 117 | Контрольная работа.№8 | К.Р. | | |
| 118(2.76) | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач | | | |
| 119 (2.77) | Решение задач | | | |
| 120 | Комплексная контрольная работа | ККР | | |
| 121 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | |
| 122 (2.78) | Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? | | | |
| 123 (2.79) | Арифметические действия над числами | | | |
| 124 (2.80) | Арифметические действия над числами | | | |
| 125 (2.81) | Арифметические действия над числами К.М.Д. | К.М.Д. | | |
| 126 (2.82) | Умножение и деление на 10. | | | |
| 127 (2.83) | Арифметические действия над числами | | | ТСО |
| 128(2.84) | Алгоритм. Блок схема | | | ТСО |
| 129 (2.85) | Алгоритмы с условием | | | ТСО |
| 130 (2.86) | Арифметические действия над числами. | | | ТСО |
| 131 | Контрольная работа.№9 | | | |
| 132 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | | |
| 133(2.87) | Арифметические действия над числами. | | | |
| 134 (2.88) | Арифметические действия над числами | | | |
| 135(2.89) | Решение нестандартных и занимательных задач. | | | ТСО |
| 136 | Решение нестандартных и занимательных задач. | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература, рекомендованная для учителя.
Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования.
С.М. Пухова Поурочное планирование . Математика 2 класс. Система уроков по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких Волгоград: Учитель. 2013, 1-2 полугодие.
Беденко М.В.Сборник текстовых задач: 1-4класс.- М.:ВАКО, 2007
Волина В. Праздник числа (занимательная математика для детей). Книга для учителей и родителей.: М.: Знание, 1993.
Ефремушкина О.А. школьные олимпиады для начальной школы.- Ростов и / Д: Феникс, 2008
Козлова С.А., Гераськин В.Н.,Кузнецова И.В. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 2 класса.- М.,: Баласс, 2013.
Козлова С.А.,Рубин А.Г. Математика.2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики.- М,:Баласс. 2011.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения Пособие для учителя
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/
Литература ,рекомендованная для учащихся:
Демидова Т.Е.,Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2 класса в 3 частях.- М.: Баласс; Школьный дом, 2013.
Демидова Т.Е.,Козлова С.А., Тонких А.П. рабочая тетрадь к учебнику «Математика», 1 класс.- М.: Баласс, 2013.
Козлова С.А.,Рубин А.Г. Самостоятельные и контрольные работы по курсу «Математика», 2 класс.- М.: Баласс; Школьный дом, 2013.
Беденко М. Математика с улыбкой. – М,: 2009.
Мавлетов В.С. Путешествие в мир задач. – Уфа, 2009.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальной школы.- М,: Изд. «Экзамен», 2009.
Наглядные пособия:
Печатные таблицы:
1.Сравнение чисел
2.Сумма
3.Перестановка слагаемых
4 Разность
5Действия с нулем
6.Увеличить - уменьшить на ... единиц
7.Уравнение
8 Периметр (сумма длин сторон)
9.Состав числа
10.Единицы времени
11.Меры массы
12.Меры длины
Разрезные магнитные цифры и наборное полотно.
Раздаточный материал
Измерительные приборы: часы, сантиметровая линейка, транспортир, циркуль
Технические средства обучения для мультимедийных демонстраций:
Компьютер
Интерактивная доска «СМАRТ»
Медиапроектор
Магнитофон «SONI»