XX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
Номинации конкурса: Роль воспитательной работы в раскрытии личностного и интеллектуального потенциала детей.
Тема: Программа патриотического воспитания
«Уроки мужества» (2 класс)
Феклина Ирина Александровна
ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска Самарской области
Аннотация.
Программа патриотического воспитания «Уроки мужества» направлена на формирование духовно – нравственных ценностей младших школьников. Она способствует привитию интереса у детей к отечественной истории и культуре, формированию у подрастающего поколения духовности, нравственности, позволяет углубить знания об истории большой и «малой» Родины.
В основу Программы заложены принципы гражданственности, патриотизма, гуманизма, добровольности и творческого подхода к порученному делу. В ней прописаны цели и задачи, представлено календарно - тематическое планирование, содержит контрольно-измерительные материалы по блокам с ключами, предполагает взаимодействие родителей и работников школы.
В список рекомендуемой литературы включена не только используемая для создания Программы литература, но и произведения методического, популярного и художественного характера для учителя, учащихся и родителей.
Программа принимала участие в Территориальном конкурсе методических разработок на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»
Содержание.
Пояснительная записка
Введение
Актуальность создания Программы
Цель и задачи Программы
Ожидаемые результаты
Содержание Программы
Пояснение Программы
Тематическое планирование Программы
Обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение
Информационно-правовое обеспечение
Приложение
1. Пояснительная записка.
1.1. Введение.
Программа «Уроки мужества» является авторской. Программа разработана на учебный год. Адресатами являются ученики 2-го класса. Направление деятельности по программе – гражданско-патриотическое. Программа рассчитана на 10 часов в год (1 час в месяц).
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Программой городского округа Новокуйбышевск «Патриотическое воспитание молодежи на 2013-2015 годы»;
Программой патриотического воспитания гимназии «Патриоты Отечества»;
Уставом гимназии.
1.2. Актуальность создания Программы.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Формирование патриотизма будет происходить не только с помощью воспитательных мероприятий (классных часов), но и на учебных предметах с акцентированием на учебных темах предметов: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, русский язык.
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
Анализ опроса учащихся моего класса по методике В.В. Пионтковского (Приложение № 1) показал, что:
- уважают свою семью – 95% и знают ее родословную – 52%
- любят свою школу – 91%, знают историю своей школы – 52%, знают герб, гимн своей школы – 73%, участвуют в делах класса и школы – 80%
- любят свой город – 95%, знают его историю – 48%, знают обычаи и традиции «малой Родины» - 76%, берегут природы своего края – 85%
- любят свою Родину – 92%, нравится изучать предметы, связанные с историей Родины – 70%, знают символику России – 88%, гордятся своим Отечеством – 89%
- заботятся о своем здоровье – 83%, не имеют вредных привычек – 96%, помогают другим и сами обращаются за помощью – 74%
- добры к другим людям – 89%, уважают труд других людей – 89%, с уважением относятся к людям других национальностей – 77%.
Несмотря на достаточно высокий уровень знаний детей по многим вопросам анкеты, все же остаются пробелы в знаниях об истории своей семьи (54%), истории школы (52%), города (48%), традициях и обычаях «малой Родины» (76%).
Моя задача – создать условия для социальной адаптации учащихся через систему воспитательной работы, культивировать интерес у детей к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, углубить знания об истории большой и «малой» Родины.
В связи с этим была создана Программа «Уроки мужества».
1.3. Цель и задачи Программы.
Целью Программы является формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Воспитывать у подрастающего поколения чувства уважения к семье, «малой Родине»;
Воспитывать личность, обладающую качествами гражданина-патриота, прививать учащимся чувство уважения и почтения к истории и традициям родной страны;
Систематизировать и углубить знания о культурном и историческом прошлом малой и большой Родины.
В основу Программы заложены принципы гражданственности, патриотизма, гуманизма, добровольности и творческого подхода к порученному делу.
Участники Программы:
1.4. Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы у учащихся формируются патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, выраженные через такие важнейшие качества, как:
- любовь к Родине, родному краю;
- уважение к национальным традициям и обычаям;
- чувство гражданского долга, веротерпимости, гордости за своё Отечество, его историю и достижения его граждан;
- уважение к правовым основам государства, готовность к его защите, способность проявлять эти качества в интересах общества.
Результативность реализации программы измеряется степенью сформированности чувства любви к семье, родной природе, России, умением и желанием принимать участие в социально-значимой деятельности. С этой целью на контрольном уроке проводится мониторинг по методике В.В. Пионтковского «Изучение уровня патриотизма» (Приложение № 1) и тестирование по 3 блокам (Приложение № 2).
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста уровня патриотического воспитания учащихся класса.
2. Содержание программы.
2.1. Пояснение Программы.
Программа «Уроки мужества» на учебный год включает в себя 3 блока (10часов):
Блок 1.
« Моя малая Родина».
Цель:
Задачи:
- показать учащимся значимость и необходимость семейных обычаев и традиций;
- воспитывать в учащихся гуманистические качества личности: уважения и толерантности к окружающим людям;
- формировать у учащихся чувства уважения к семье, к малой Родине.
Тема № 1 «Моя семья в истории города».
История семьи Шпук. Вклад семьи в строительство города.
Заслуженный работник Кондратьев И.А. стоял у истоков троллейбусного депо.
Тема № 2 «Есть такая профессия – Родину защищать».
Встреча с сержантом запаса Назаровым Максимом (брат Назаровой К.).
Его служба в рядах Вооруженных Сил России.
Тема № 3 Операция «Никто не забыт, ничто не забыто».
Воспоминания о героях Великой Отечественной войны.
Возложение цветов к Вечному огню и чтение стихотворений о войне у обелиска.
Тема № 4 Контрольный урок
Проверка знаний у детей по блоку «Моя малая Родина»
Блок 2.
«Россия – Родина моя».
Цель:
Задачи:
- познакомить с традициями и ценностями нашей страны, нашего государства;
- воспитывать у учащихся правосознание и гражданскую ответственность;
- развивать чувства гордости, поклонения по отношению к своему Отечеству.
Тема № 1 «Я – гражданин России»
Обобщение знаний о символах России.
Исполнение гимна Российской Федерации.
Просмотр презентации на соответствующую тему.
Тема № 2 «Экскурсия в музей ПриВО» (г.Самара)
История ПриВО.
Знакомство с военной техникой.
Тема № 3 «Они сражались за Родину»
Встреча с ветераном Станкиным В.В..
Концерт для ветерана в знак благодарности за мирное счастливое детство.
Тема № 4 Контрольный урок
Проверка знаний у детей по блоку «Россия – Родина моя».
Блок 3.
«Этих дней не смолкнет слава».
Цель:
Задачи:
- формировать интеллектуальную и нравственную культуру учащихся;
- развивать кругозор и любознательность;
- воспитывать гордость за свою Родину и ее героев, уважение к защитникам Отечества.
Тема № 1 «Бородинская битва»
Просмотр презентации «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».
Творческая работа на тему «Война 1812 года».
Тема № 2 «Героические личности в истории моей Родины»
Доклады детей о героях.
Просмотр презентации.
Тема № 3 «В окопах Сталинграда»
Экскурсия «Огненное кольцо» в музей города.
Выставка картин о войне новокуйбышевских художников.
Тема № 4 Контрольный урок
Проверка знаний у детей по блоку «Этих дней не смолкнет слава».
2.2. Тематическое планирование Программы.
№ п/п | Название мероприятия | Блок | Срок исполнения | Форма проведения | Приглашенные |
1 | Моя семья в истории города. | 1 | сентябрь | кл.час | Семьи Шпук, Кондратьевых |
2 | Бородинская битва. | 3 | октябрь | кл.час, презентация, творческая работа | Копылова Е.В., библиотекарь |
3 | Я- гражданин России. | 2 | ноябрь | презентация, викторина, конкурс рисунков | Сухова Л.Ф., учитель православной культуры |
4 | Героические личности в истории моей Родины. | 3 | декабрь | доклады, презентации детей | Лапина Т.Г., педагог ДО «Музейная комната» |
5 | Экскурсия в музей ПриВО (г.Самара) | 2 | январь | экскурсия | Самарина О.Г., Кондулукова И.А., род.комитет |
6 | Есть такая профессия- Родину защищать. | 1 | февраль | кл.час, конкурс рисунков | Копылова Е.В., библиотекарь |
7 | В окопах Сталинграда. | 3 | март | Экскурсия в музей города, кл. час | экскурсовод |
8 | Операция «Никто не забыт, ничто не забыто». | 1 | апрель | кл.час, возложение цветов к вечному огню | Самарина О.Г., Кондулукова И.А., род.комитет |
9 | Они сражались за Родину. | 2 | май | встреча с ветераном, концерт | Станкин В.В., ветеран |
10 | Контрольный урок. | 1-3 | май | тест | Ахременко А.Б., зам.директора по ВР |
Программа дополняется участием в мероприятиях гимназии по патриотическому воспитанию
№ п/п | Название мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
1 | День здоровья. | сентябрь | Классный руководитель учителя физической культуры |
2 | Операция « Забота». | октябрь | Зам. директора по ВР, классный руководитель |
3 | День народного единства. | ноябрь | Классный руководитель |
4 | День Конституции. | декабрь | классный руководитель, библиотекарь |
5 | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». | январь | учителя физ. культуры, зам. директора по ВР, классный руководитель |
6 | А, ну-ка, мальчики! | февраль | классный руководитель, родит.комитет |
7 | Проводы зимы «Масленица». | март | зам. директора по ВР, педагоги ДО, классный руководитель |
8 | Конкурс-смотр строя и песни. | апрель | зам. директора по ВР, классный руководитель |
9 | Парад Победы. | май | классный руководитель, зам. директора по ВР |
3. Обеспечение Программы.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
– Оформление выставок рисунков по темам: «Моя малая Родина», «Я – гражданин России».
– Пополнение классной библиотеки книгами гражданственной направленности.
– Приобретение наглядных пособий по патриотическому воспитанию.
– Создание презентаций с использованием ресурсов медиатеки и Интернета.
3.2.Информационно – правовое обеспечение.
Список литературы для учащихся:
- С. Баруздин «Шел по улице солдат»;
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»;
- А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»;
- Т.А. Шарыгина, А.П. Казаков «Детям о Великой Победе».
Список литературы для родителей:
- Городские печатные издания «Вестник», «Город Нск-2000», «Наше время»;
- В. А. Караковский «Воспитать гражданина». - М.: Просвещение. – 1974.;
– В.А. Сухомлинский. «Как воспитать настоящего человека». – М.:Педагогика.1989.
Используемая литература:
- В. Аксельрод. «Изучая предков, мы изучаем самих себя…» //Воспитание школьников.2005. №7.;
- А. Быков «Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе» //Воспитание школьников.2006. №5,6.;
- Н.Н. Гоморева«Я – гражданин России» //Начальная школа. 2003.
- Г.Я. Гревцева «Воспитание основ гражданственности у младших школьников» // Начальная школа.2005. №9.
- Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя». – М.:ВАКО.-2005.
- В. А. Караковский «Воспитать гражданина». - М.: Просвещение. – 1974.
- А. Прудченков, Т. Новикова «Парадоксы гражданского образования в современной России» //Воспитание школьников.2006. №10.
- В.А. Сухомлинский. Рождение гражданина.-М.:Педагогика.1979.
- В.А. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека.-М.:Педагогика.1989.
- Н. Тимошкина «Хочешь знать Россию – побывай в Москве». //Воспитание школьников.2006. №8.
- Н.М. Харитина, К.М. Вилкова, Л.И. Грязева «Курс «Гражданское образование» в начальной школе» //Начальная школа.2002. №9.
Интернет – ресурсы:
Памятники:
- http:/img-fotki/yandex.ru/get/4310/sergei-mishkin2
- http://foretime/ru/wp-content/uploads/2012/01/pamyatnik-gajdaru-a-p-v-
-http://4/bp/blogspot.com/4iDbUyjjo/TOeMDB1Mfhl/AAAAAAAADpo/vThvrq5
- http://4/bp/blogspot.com/-nChFff2Y4/TOe
- http://4/bp/blogspot.com/--KGAfpvJr5M/T1naBaqAt9l/AAAAAAAADsM/oD5
Портреты:
http://www.hrono.ru/img/foto/gagarin-skaf.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Kutuzov_by_Volkov.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/936/96936194_88503223_Lenin_1_.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/72/Peter_der-Grosse_1838.jpg/280px
Приложение 1.
«Изучение уровня патриотизма» В.В. Пионтковский 1-5 классы
№ | Качество личности | Сентябрь | Май |
1 | Я уважаю свою семью | 95 | 97 |
2 | Я знаю свою родословную | 54 | 62 |
3 | Я люблю свою школу | 91 | 93 |
4 | Я знаю историю своей школы | 52 | 60 |
5 | Я знаю герб, гимн своей школы | 73 | 75 |
6 | Я участвую в делах класса и школы | 80 | 85 |
7 | Я люблю свой город | 95 | 97 |
8 | Я знаю историю своего города | 48 | 60 |
9 | Мне интересно узнавать о традициях и обычаях моей «малой Родины» | 76 | 79 |
10 | Я люблю свою Родину | 92 | 95 |
11 | Мне нравится изучать предметы, связанные с историей моей Родины | 70 | 78 |
12 | Я знаю герб, гимн и флаг России | 88 | 95 |
13 | Я горжусь своим Отечеством | 89 | 92 |
14 | Я забочусь о своем здоровье | 83 | 90 |
15 | У меня нет вредных привычек | 96 | 98 |
16 | Я добр по отношению к другим людям | 89 | 93 |
17 | Я берегу природу своего края | 85 | 90 |
18 | Я уважаю труд других людей | 89 | 93 |
19 | Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью | 74 | 86 |
20 | Я с уважением отношусь к людям другой национальности | 77 | 90 |
Средний балл | 80 | 94 |
Приложение 2.
Тест к блоку «Моя малая Родина».
1.Напиши день рождения нашего города.
2.Найди и обозначь памятники нашего города.
3.* Напиши мини – сочинение и нарисуй иллюстрацию на тему «Мой любимый уголок города».
Тест к блоку «Россия – Родина моя»
1.Раскрась флаг России.
Что обозначает цвета флага?
2.Назови главный закон страны.
Прочитайте подсказки и напишите номер статьи и её суть.
Он учит буквы складывать, считать,
Растить цветы и Родину любить.
На всё смотреть и всё запоминать,
А проще говоря, он учит жить.
Статья … – каждый
Громко кашляет Серёжа.
У него бронхит, похоже.
В поликлинику звонят,
А Серёже говорят:
- Ты не бойся и не плачь,
К тебе едет добрый …
Статья … – каждый
Наша планета – шар голубой,
Где посчастливилось жить нам с тобой.
Реки и горы, леса и моря,
- Всё подарила нам наша Земля.
Помните взрослые, помните дети,
Мы родились на прекрасной планете.
Чтоб красоту на века сохранить,
Надо природу беречь и любить!
Статья … - каждый
3.* Природные символы (укажи не менее 3).
Реки:
Озёра:
Моря:
Растения:
Животные:
Тест к блоку «Этих дней не смолкнет слава».
1.Соедини даты и события.
1812 г. Полёт Ю. Гагарина в космос
1941 – 1945 г. Сталинградская битва
1942 г. Бородинское сражение
1380 г. Великая Отечественная Война
1961 г. Куликовская битва
2. Запиши фамилии выдающихся личностей.
3.* Российские города – герои Великой Отечественной войны (не менее 5).
Приложение 3
Ключ к ответам
Тест 1
1 сентября 1952 года.
Правильный ответ – 1 балл.
1, 2, 4.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 3 балла.
Творческое задание.
Рисунок – 1 балл.
Сочинение – 2 балла.
Тест 2
Правильный ответ – 1 балл.
- благородство, чистота, свобода, независимость.
- верность, честность, стремление к миру.
- отвага, героизм.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 3 балла.
Конституция.
Правильный ответ – 1 балл.
Ст. 43 – каждый имеет право на образование.
Ст. 41 – каждый имеет право на медицинское обслуживание.
Ст. 58 – каждый должен защищать окружающую среду.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 3 балла.
Творческое задание.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.
Тест 3
1812 Полет Юрия Гагарина
1941-1945 Сталинградская битва
1942 Бородинское сражение
1380 Великая Отечественная война
1961 Куликовская битва
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.
М.И. Кутузов, Ю.А. Гагарин, В.И. Ленин, Петр I.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 4 балла.
Творческое задание.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.
Учащийся, набравший 30-33 балла – высокий уровень,
26-30 баллов – выше среднего,
20-26 баллов – средний,
16-20 баллов – ниже среднего,
менее 16 баллов – низкий.
24