СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа патриотического воспитания "Уроки мужества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа патриотического воспитания «Уроки мужества» направлена на формирование духовно – нравственных ценностей младших школьников. Она  способствует привитию интереса у детей к отечественной истории и культуре, формированию у подрастающего поколения духовности, нравственности, позволяет углубить знания об истории большой и «малой» Родины.

В основу Программы заложены принципы гражданственности, патриотизма, гуманизма, добровольности и творческого подхода к порученному делу.  В ней прописаны цели и задачи, представлено календарно -  тематическое планирование, содержит контрольно-измерительные материалы по блокам с ключами, предполагает взаимодействие родителей и работников школы.

В список рекомендуемой литературы включена не только используемая для создания Программы литература, но и произведения методического, популярного и художественного характера для учителя, учащихся и родителей.

Программа принимала участие в Территориальном конкурсе методических разработок на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»

Просмотр содержимого документа
«Программа патриотического воспитания "Уроки мужества"»


XX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»









Номинации конкурса: Роль воспитательной работы в раскрытии личностного и интеллектуального потенциала детей.


Тема: Программа патриотического воспитания

«Уроки мужества» (2 класс)









Феклина Ирина Александровна

ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска Самарской области











Аннотация.

Программа патриотического воспитания «Уроки мужества» направлена на формирование духовно – нравственных ценностей младших школьников. Она способствует привитию интереса у детей к отечественной истории и культуре, формированию у подрастающего поколения духовности, нравственности, позволяет углубить знания об истории большой и «малой» Родины.

В основу Программы заложены принципы гражданственности, патриотизма, гуманизма, добровольности и творческого подхода к порученному делу. В ней прописаны цели и задачи, представлено календарно - тематическое планирование, содержит контрольно-измерительные материалы по блокам с ключами, предполагает взаимодействие родителей и работников школы.

В список рекомендуемой литературы включена не только используемая для создания Программы литература, но и произведения методического, популярного и художественного характера для учителя, учащихся и родителей.

Программа принимала участие в Территориальном конкурсе методических разработок на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»



















Содержание.

  1. Пояснительная записка

    1. Введение

    2. Актуальность создания Программы

    3. Цель и задачи Программы

    4. Ожидаемые результаты

  2. Содержание Программы

    1. Пояснение Программы

    2. Тематическое планирование Программы

  3. Обеспечение Программы

    1. Материально-техническое обеспечение

    2. Информационно-правовое обеспечение

  4. Приложение


1. Пояснительная записка.

1.1. Введение.

Программа «Уроки мужества» является авторской. Программа разработана на учебный год. Адресатами являются ученики 2-го класса. Направление деятельности по программе – гражданско-патриотическое. Программа рассчитана на 10 часов в год (1 час в месяц).

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

  1. Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

  2. Программой городского округа Новокуйбышевск «Патриотическое воспитание молодежи на 2013-2015 годы»;

  3. Программой патриотического воспитания гимназии «Патриоты Отечества»;

  4. Уставом гимназии.

1.2. Актуальность создания Программы.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Формирование патриотизма будет происходить не только с помощью воспитательных мероприятий (классных часов), но и на учебных предметах с акцентированием на учебных темах предметов: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, русский язык.

Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

Анализ опроса учащихся моего класса по методике В.В. Пионтковского (Приложение № 1) показал, что:

- уважают свою семью – 95% и знают ее родословную – 52%

- любят свою школу – 91%, знают историю своей школы – 52%, знают герб, гимн своей школы – 73%, участвуют в делах класса и школы – 80%

- любят свой город – 95%, знают его историю – 48%, знают обычаи и традиции «малой Родины» - 76%, берегут природы своего края – 85%

- любят свою Родину – 92%, нравится изучать предметы, связанные с историей Родины – 70%, знают символику России – 88%, гордятся своим Отечеством – 89%

- заботятся о своем здоровье – 83%, не имеют вредных привычек – 96%, помогают другим и сами обращаются за помощью – 74%

- добры к другим людям – 89%, уважают труд других людей – 89%, с уважением относятся к людям других национальностей – 77%.

Несмотря на достаточно высокий уровень знаний детей по многим вопросам анкеты, все же остаются пробелы в знаниях об истории своей семьи (54%), истории школы (52%), города (48%), традициях и обычаях «малой Родины» (76%).

Моя задача – создать условия для социальной адаптации учащихся через систему воспитательной работы, культивировать интерес у детей к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, углубить знания об истории большой и «малой» Родины.

В связи с этим была создана Программа «Уроки мужества».

1.3. Цель и задачи Программы.

Целью Программы является формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Воспитывать у подрастающего поколения чувства уважения к семье, «малой Родине»;

  2. Воспитывать личность, обладающую качествами гражданина-патриота, прививать учащимся чувство уважения и почтения к истории и традициям родной страны;

  3. Систематизировать и углубить знания о культурном и историческом прошлом малой и большой Родины.

В основу Программы заложены принципы гражданственности, патриотизма, гуманизма, добровольности и творческого подхода к порученному делу.

Участники Программы:

  • Учащиеся;

  • Учителя предметники;

  • Педагоги дополнительного образования гимназии;

  • Родители;

  • Библиотекарь;

  • Ветераны Великой Отечественной войны.

1.4. Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы у учащихся формируются патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, выраженные через такие важнейшие качества, как:

- любовь к Родине, родному краю;

- уважение к национальным традициям и обычаям;

- чувство гражданского долга, веротерпимости, гордости за своё Отечество, его историю и достижения его граждан;

- уважение к правовым основам государства, готовность к его защите, способность проявлять эти качества в интересах общества.

Результативность реализации программы измеряется степенью сформированности чувства любви к семье, родной природе, России, умением и желанием принимать участие в социально-значимой деятельности. С этой целью на контрольном уроке проводится мониторинг по методике В.В. Пионтковского «Изучение уровня патриотизма» (Приложение № 1) и тестирование по 3 блокам (Приложение № 2).

Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста уровня патриотического воспитания учащихся класса.


2. Содержание программы.

2.1. Пояснение Программы.

Программа «Уроки мужества» на учебный год включает в себя 3 блока (10часов):

Блок 1.

« Моя малая Родина».

Цель:

  • Воспитание у учащихся любви к родному краю, как к своей «малой Родине»;

Задачи:

- показать учащимся значимость и необходимость семейных обычаев и традиций;

- воспитывать в учащихся гуманистические качества личности: уважения и толерантности к окружающим людям;

- формировать у учащихся чувства уважения к семье, к малой Родине.

Тема № 1 «Моя семья в истории города».

История семьи Шпук. Вклад семьи в строительство города.

Заслуженный работник Кондратьев И.А. стоял у истоков троллейбусного депо.

Тема № 2 «Есть такая профессия – Родину защищать».

Встреча с сержантом запаса Назаровым Максимом (брат Назаровой К.).

Его служба в рядах Вооруженных Сил России.

Тема № 3 Операция «Никто не забыт, ничто не забыто».

Воспоминания о героях Великой Отечественной войны.

Возложение цветов к Вечному огню и чтение стихотворений о войне у обелиска.

Тема № 4 Контрольный урок

Проверка знаний у детей по блоку «Моя малая Родина»


Блок 2.

«Россия – Родина моя».

Цель:

  • Формирование у учащихся гражданской правовой культуры личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

- познакомить с традициями и ценностями нашей страны, нашего государства;

- воспитывать у учащихся правосознание и гражданскую ответственность;

- развивать чувства гордости, поклонения по отношению к своему Отечеству.

Тема № 1 «Я – гражданин России»

Обобщение знаний о символах России.

Исполнение гимна Российской Федерации.

Просмотр презентации на соответствующую тему.

Тема № 2 «Экскурсия в музей ПриВО» (г.Самара)

История ПриВО.

Знакомство с военной техникой.

Тема № 3 «Они сражались за Родину»

Встреча с ветераном Станкиным В.В..

Концерт для ветерана в знак благодарности за мирное счастливое детство.

Тема № 4 Контрольный урок

Проверка знаний у детей по блоку «Россия – Родина моя».

Блок 3.

«Этих дней не смолкнет слава».

Цель:

  • Осознание детьми ценности сопричастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

Задачи:

- формировать интеллектуальную и нравственную культуру учащихся;

- развивать кругозор и любознательность;

- воспитывать гордость за свою Родину и ее героев, уважение к защитникам Отечества.

Тема № 1 «Бородинская битва»

Просмотр презентации «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Творческая работа на тему «Война 1812 года».

Тема № 2 «Героические личности в истории моей Родины»

Доклады детей о героях.

Просмотр презентации.

Тема № 3 «В окопах Сталинграда»

Экскурсия «Огненное кольцо» в музей города.

Выставка картин о войне новокуйбышевских художников.

Тема № 4 Контрольный урок

Проверка знаний у детей по блоку «Этих дней не смолкнет слава».

2.2. Тематическое планирование Программы.

п/п

Название мероприятия

Блок

Срок исполнения

Форма проведения

Приглашенные

1

Моя семья в истории города.

1

сентябрь

кл.час

Семьи Шпук, Кондратьевых

2

Бородинская битва.

3

октябрь

кл.час, презентация, творческая работа

Копылова Е.В., библиотекарь

3

Я- гражданин России.

2

ноябрь

презентация, викторина, конкурс рисунков

Сухова Л.Ф., учитель православной культуры

4

Героические личности в истории моей Родины.

3

декабрь

доклады, презентации детей

Лапина Т.Г., педагог ДО «Музейная комната»

5

Экскурсия в музей ПриВО (г.Самара)

2

январь

экскурсия

Самарина О.Г., Кондулукова И.А., род.комитет

6

Есть такая профессия- Родину защищать.

1

февраль

кл.час,

конкурс рисунков

Копылова Е.В., библиотекарь

7

В окопах Сталинграда.

3

март

Экскурсия в музей города, кл. час

экскурсовод

8

Операция «Никто не забыт, ничто не забыто».

1

апрель

кл.час, возложение цветов к вечному огню

Самарина О.Г., Кондулукова И.А., род.комитет

9

Они сражались за Родину.

2

май

встреча с ветераном, концерт

Станкин В.В., ветеран

10

Контрольный урок.

1-3

май

тест

Ахременко А.Б., зам.директора по ВР


Программа дополняется участием в мероприятиях гимназии по патриотическому воспитанию

п/п

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1

День здоровья.

сентябрь

Классный руководитель

учителя физической культуры

2

Операция « Забота».

октябрь

Зам. директора по ВР, классный руководитель

3

День народного единства.

ноябрь

Классный руководитель

4

День Конституции.

декабрь

классный руководитель,

библиотекарь

5

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

январь

учителя физ. культуры, зам. директора по ВР, классный руководитель

6

А, ну-ка, мальчики!

февраль

классный руководитель,

родит.комитет

7

Проводы зимы «Масленица».

март

зам. директора по ВР, педагоги ДО,

классный руководитель

8

Конкурс-смотр строя и песни.

апрель

зам. директора по ВР, классный руководитель

9

Парад Победы.

май

классный руководитель, зам. директора по ВР


3. Обеспечение Программы.

3.1. Материально – техническое обеспечение.

– Оформление выставок рисунков по темам: «Моя малая Родина», «Я – гражданин России».

– Пополнение классной библиотеки книгами гражданственной направленности.

– Приобретение наглядных пособий по патриотическому воспитанию.

– Создание презентаций с использованием ресурсов медиатеки и Интернета.

3.2.Информационно – правовое обеспечение.

Список литературы для учащихся:

- С. Баруздин «Шел по улице солдат»;

- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»;

- А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»;

- Т.А. Шарыгина, А.П. Казаков «Детям о Великой Победе».

Список литературы для родителей:

- Городские печатные издания «Вестник», «Город Нск-2000», «Наше время»;

- В. А. Караковский «Воспитать гражданина». - М.: Просвещение. – 1974.;

– В.А. Сухомлинский. «Как воспитать настоящего человека». – М.:Педагогика.1989.

Используемая литература:

- В. Аксельрод. «Изучая предков, мы изучаем самих себя…» //Воспитание школьников.2005. №7.;

- А. Быков «Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе» //Воспитание школьников.2006. №5,6.;

- Н.Н. Гоморева«Я – гражданин России» //Начальная школа. 2003.

- Г.Я. Гревцева «Воспитание основ гражданственности у младших школьников» // Начальная школа.2005. №9.

- Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя». – М.:ВАКО.-2005.

- В. А. Караковский «Воспитать гражданина». - М.: Просвещение. – 1974.

- А. Прудченков, Т. Новикова «Парадоксы гражданского образования в современной России» //Воспитание школьников.2006. №10.

- В.А. Сухомлинский. Рождение гражданина.-М.:Педагогика.1979.

- В.А. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека.-М.:Педагогика.1989.

- Н. Тимошкина «Хочешь знать Россию – побывай в Москве». //Воспитание школьников.2006. №8.

- Н.М. Харитина, К.М. Вилкова, Л.И. Грязева «Курс «Гражданское образование» в начальной школе» //Начальная школа.2002. №9.

Интернет – ресурсы:

Памятники:

- http:/img-fotki/yandex.ru/get/4310/sergei-mishkin2

- http://foretime/ru/wp-content/uploads/2012/01/pamyatnik-gajdaru-a-p-v-

-http://4/bp/blogspot.com/4iDbUyjjo/TOeMDB1Mfhl/AAAAAAAADpo/vThvrq5

- http://4/bp/blogspot.com/-nChFff2Y4/TOe

- http://4/bp/blogspot.com/--KGAfpvJr5M/T1naBaqAt9l/AAAAAAAADsM/oD5

Портреты:

http://www.hrono.ru/img/foto/gagarin-skaf.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Kutuzov_by_Volkov.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/936/96936194_88503223_Lenin_1_.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/72/Peter_der-Grosse_1838.jpg/280px


Приложение 1.

«Изучение уровня патриотизма» В.В. Пионтковский 1-5 классы

Качество личности

Сентябрь

Май

1

Я уважаю свою семью

95

97

2

Я знаю свою родословную

54

62

3

Я люблю свою школу

91

93

4

Я знаю историю своей школы

52

60

5

Я знаю герб, гимн своей школы

73

75

6

Я участвую в делах класса и школы

80

85

7

Я люблю свой город

95

97

8

Я знаю историю своего города

48

60

9

Мне интересно узнавать о традициях и обычаях моей «малой Родины»

76

79

10

Я люблю свою Родину

92

95

11

Мне нравится изучать предметы, связанные с историей моей Родины

70

78

12

Я знаю герб, гимн и флаг России

88

95

13

Я горжусь своим Отечеством

89

92

14

Я забочусь о своем здоровье

83

90

15

У меня нет вредных привычек

96

98

16

Я добр по отношению к другим людям

89

93

17

Я берегу природу своего края

85

90

18

Я уважаю труд других людей

89

93

19

Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

74

86

20

Я с уважением отношусь к людям другой национальности

77

90

Средний балл

80

94


Приложение 2.

Тест к блоку «Моя малая Родина».

1.Напиши день рождения нашего города.


2.Найди и обозначь памятники нашего города.

3.* Напиши мини – сочинение и нарисуй иллюстрацию на тему «Мой любимый уголок города».






















Тест к блоку «Россия – Родина моя»

1.Раскрась флаг России.



Что обозначает цвета флага?








2.Назови главный закон страны.


Прочитайте подсказки и напишите номер статьи и её суть.

Он учит буквы складывать, считать,

Растить цветы и Родину любить.

На всё смотреть и всё запоминать,

А проще говоря, он учит жить.

Статья … – каждый

Громко кашляет Серёжа.

У него бронхит, похоже.

В поликлинику звонят,

А Серёже говорят:

- Ты не бойся и не плачь,

К тебе едет добрый …

Статья … – каждый

Наша планета – шар голубой,

Где посчастливилось жить нам с тобой.

Реки и горы, леса и моря,

- Всё подарила нам наша Земля.

Помните взрослые, помните дети,

Мы родились на прекрасной планете.

Чтоб красоту на века сохранить,

Надо природу беречь и любить!

Статья … - каждый

3.* Природные символы (укажи не менее 3).

Реки:

Озёра:

Моря:

Растения:

Животные:





Тест к блоку «Этих дней не смолкнет слава».

1.Соедини даты и события.

1812 г. Полёт Ю. Гагарина в космос

1941 – 1945 г. Сталинградская битва

1942 г. Бородинское сражение

1380 г. Великая Отечественная Война

1961 г. Куликовская битва

2. Запиши фамилии выдающихся личностей.



3.* Российские города – герои Великой Отечественной войны (не менее 5).










Приложение 3

Ключ к ответам


Тест 1

  1. 1 сентября 1952 года.

Правильный ответ – 1 балл.

  1. 1, 2, 4.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 3 балла.

  1. Творческое задание.

Рисунок – 1 балл.

Сочинение – 2 балла.


Тест 2


Правильный ответ – 1 балл.

- благородство, чистота, свобода, независимость.

- верность, честность, стремление к миру.

- отвага, героизм.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 3 балла.

  1. Конституция.

Правильный ответ – 1 балл.

Ст. 43 – каждый имеет право на образование.

Ст. 41 – каждый имеет право на медицинское обслуживание.

Ст. 58 – каждый должен защищать окружающую среду.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 3 балла.

  1. Творческое задание.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.

Тест 3

  1. 1812 Полет Юрия Гагарина

1941-1945 Сталинградская битва

1942 Бородинское сражение

1380 Великая Отечественная война

1961 Куликовская битва

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.

  1. М.И. Кутузов, Ю.А. Гагарин, В.И. Ленин, Петр I.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 4 балла.

  1. Творческое задание.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.

Учащийся, набравший 30-33 балла – высокий уровень,

26-30 баллов – выше среднего,

20-26 баллов – средний,

16-20 баллов – ниже среднего,

менее 16 баллов – низкий.

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!