СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников»

«Критерии оценки профессиональной компетентности учителя»

Лев Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно – исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, они так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений в Российской школе. Как реализует педагог нововведения. Что он делает в школе, чтобы достичь результатов.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013_года. 
Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем_оплаты_труда_с 1_января_2015_года.
Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 годаОднако на Всероссийском съезде педагогических работников в ноябре 2015г Дмитрий Ливанов сообщил о том, что введение профстандарта «педагог» перенесли на 1 января 2017 года.
Его внедрение вызывает много вопросов и тревог в педагогической среде: Что это – новая модная инициатива? Не станет ли гораздо хуже, чем было? Не станут ли новые, непомерно высокие требования к профессиональным компетенциям педагога в руках чиновников и администраторов дополнительным средством влияния на учителей (воспитателей)? И многие другие вопросы.

Переход общеобразовательных организаций к применению нового профстандарта педагога будет постепенным и последовательным, в целом этот процесс может занять не один год. На сегодняшний день, утвержденный профессиональный стандарт педагога применяется на базе отдельно взятых стажировочных площадок, а повсеместное внедрение, скорее всего, состоится не раньше 2018 года. Дискуссии, которые вызвало вступление в силу приказа «Об утверждении профессионального стандарта педагога», все еще не утихли.

Основная мысль документа давно забытая фраза Константина Дмитриевича Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всѐм школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

Почему недостаточно тех квалификационных характеристик и действующих должностных инструкций, на основе которых сегодня осуществляется аттестация педагогических работников?

Должностная инструкция дает наименование должности (например, учитель математики) и перечисляет функции работника, входящие в его обязанности, тем самым обеспечивая ему правовую защиту.

Квалификационная характеристика перечисляет минимум требований к работнику, без которых его нельзя допускать к соответствующей деятельности.

Профстандарты вводятся для того, чтобы актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, и привести профессиональное образование в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова функция и роль в своей сфере.

Цели

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка

  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда

  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях

  • Содействовать вовлечению педагогов в решении задач повышения качества образования

Область применения:

  1. При приеме на работу в ОУ на должность «педагог»

  2. При проведении аттестации педагогов ОУ

  3. При проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: индивидуального подхода в образовании!

  1. Работа с одаренными учащимися.

  2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

  3. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

  4. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

  5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Содержание профессионального стандарта педагога: Обучение:

Педагог должен:

  • Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

  • Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

  • Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

  • Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

  • Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

  • Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

  • Владеть ИКТ-компетенциями.

Воспитательная работа: Педагог должен:

  • Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

  • Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

  • Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

  • Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

  • Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

  • Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

  • Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

  • Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

  • Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

  • Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

  • Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

  • Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

  • Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

  • Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

  • Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

  • Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

  • Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

  • Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

  • Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

  • Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

  • Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

  • Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

  • Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

  • Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

  • Умение отслеживать динамику развития ребенка.

  • Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

  • Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

  • Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

  • Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

  • Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

  • Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

  • Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

  • Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

  • Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

  • Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

  • Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

  • Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Как оценивать соответствие педагога требованиям стандарта.

Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить, например,  посредством внутреннего и внешнего аудита.

Для справки.Аудит(от лат. audit — слушает)  – это  процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Внешний аудит - это оценка  с привлечением специалистов аудиторской фирмы  для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов   обучения, воспитания и развития обучающихся.

Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также  результаты аттестации педагогов.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей  выступают сами обучающиеся и их родители.

Заключительные положения

  • Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

  • Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

  • Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, - средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

  • Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. Сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,

  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),

  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!