СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профессиональное выгорание или как сохранить здоровье»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все сталкиваются с усталостью и переутомлением, в самый неподходящий момент каждый из нас может вспыхнуть, разозлиться или накричать, как же этого избежать или не допустить такого состояния. Да и мысли о работе вызывают тошноту и головную боль, а люди вызывают раздражение. Все эти симптомы и говорят нам о эмоциональном выгорании, о стрессе, который испытывает человек. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? Где найти ресурсы к восстановлению? Как помочь себе справиться с стрессом? И как достичь гармонии с собой и окружающими?

Просмотр содержимого документа
««Профессиональное выгорание или как сохранить здоровье»»

«Профессиональное выгорание или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе»

Все сталкиваются с усталостью и переутомлением, в самый неподходящий момент каждый из нас может вспыхнуть, разозлиться или накричать, как же этого избежать или не допустить такого состояния. Да и мысли о работе вызывают тошноту и головную боль, а люди вызывают раздражение. Все эти симптомы и говорят нам о эмоциональном выгорании, о стрессе, который испытывает человек. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? Где найти ресурсы к восстановлению? Как помочь себе справиться с стрессом? И как достичь гармонии с собой и окружающими? На все эти вопросы мы постараемся найти ответ и составить практические рекомендации.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:

1.        приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;

2.        исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

3.        возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

1.        возникают недоразумения с коллегами;

2.        появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия:

1.        притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

2.        безразличие ко всему.

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании:

  • НЕ скрывайте свои чувства.

  • НЕ избегайте говорить о неприятных для вас ситуациях

  • НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять ее.

  • НЕ позволяйте чувствам стеснения

  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни

Как не сгореть на работе, или Правила, которые помогут остаться живым

  • Живите полной жизнью…

  • Поставьте себя на первое место в своей собственной жизни...

  • Будьте внимательны к себе…

  • Остерегайтесь искать в работе счастье или спасение…

  • Находите время для себя…

  • Радуйтесь своей семье и старайтесь вести себя с близкими по-детски…

  • Уважайте свои интуитивные чувства…

  • Создайте «теплую профессиональную группу поддержки» …

  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня…

Основные характеристики выгорающих и устойчивых к выгоранию педагогов

Характеристики

Выгорающие

Устойчивые

к выгоранию

Отношение

к жизни

Пессимизм, страх

будущего, ожидание

неприятностей

Оптимизм, принятие

жизни во всех ее проявлениях

Отношение

к работе

Восприятие работы или как способа самоутверждения

или вынужденности. Важен престиж и поощрения руководства

Любовь к своей работе, умение постоянно вносить

в нее элементы новизны. Отсутствие стремления

к высокому статусу и почестям

Способность

к самостоянию

(опора на себя)

Недостаток самостояния, преобладание т.н.

«внешнего локуса

контроля»

Развитая  способность

к самостоянию: высокий уровень субъективного

контроля, т.н. «внутренний локус контроля»

Вера в себя

Некоторая неуверенность в себе и своем профессионализме;

тревожность; ранимость к реакциям коллег и учеников

Уверенность в себе и своем профессионализме

дает ощущение «спокойной силы»

Самооценка

Неустойчива и неадекватна

(завышенная или

заниженная)

Устойчива и достаточно адекватна (позитивное

самовосприятие)

Притязание на признание

Зависимость от оценок окружающих

проявляется как амбициозность

и демонстрация

уверенности или как конформизм

Самодостаточность

и относительная

независимость от мнений и оценок окружающих

Стиль, стратегия поведения

Подавляющая или

избегающая стратегии, в основе которых лежит рассогласование

механизма  идентификации обособления

Соучастная стратегия,

в основе которой лежит осознанное использование

идентификации

и обособления

Саморегуляция

Недостаток

саморегуляции.

Ригидность (косность)

Хорошая саморегуляция.

Гибкость поведения

Отношение

к помощи

Либо запрет на обращение за помощью и принятие предлагаемой помощи, либо постоянный поиск «спасителей» и «советчиков»

При необходимости

обращаются за поддержкой и помощью к коллегам и специалистам

Ресурсы классного руководителя:

  • Забота о себе

  •  Актуализация и качественное описание ресурсного центра

  •  Психогигиена перед сном

  •  Экстренное возвращение в ресурсное состояние

  •  Списки ресурсных дел и людей (+ или -)

  •  Сбор «Ресурсных чемоданов» (тип темперамента, хронотип, собственная единица времени, направление моей активности, мои слабые стороны, мои сильные стороны, тип моей школы, совпадение реальности с желаниями)

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

  • Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

  • Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

  • Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

  • Обращайте внимание на мельчайшие детали.

  • Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п."

2. Снижайте значимость событий:

  • Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

  • Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

  • "не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;

  • "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";

  • кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

  • наведите порядок дома или на рабочем месте;

  • устройте прогулку или быструю ходьбу;

  • пробегитесь;

  • побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

  • рисуйте;

  • танцуйте;

  • пойте;

  • лепите;

  • шейте;

  • конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

  • изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

  • помните или порвите бумагу;

  • кидайте предметы в мишень на стене;

  • попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

  • поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").

6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как пере обрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:

  • постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!