«Структура технологической карты на уроках биологии и химии в условиях реализации ФГОС ООО»
Авторы проекта:
Анисимова М. В., Фролова Я. М.,
Галимова А. Р., Сиразутдинова А. З.,
Хасанова Р. Р., Шаяхметова Р. М.
Научный руководитель:
ст. Преподаватель Кукушкина О.В.
- В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».
Актуальность проекта
Если раньше, традиционно структура урока выглядела так: изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний, домашнее задание, обобщение и систематизация знаний, то сегодня современный урок выглядит так:
• организационный блок (постановка цели, задач урока, вводное слово учителя)
• мотивационный блок (проведение опыта, рассмотрение объекта, изображения)
• информационный блок (работа с учебником, схемами, диаграммами, с ЭОР-ами)
• аналитический блок (обобщение, обсуждение, сравнение)
• оценочный блок (оценка, самооценка, взаимооценка)
• рефлексивный блок (отношение к уроку, выделение трудностей, присвоение опыта).
Цель проекта:
Разработать структуру (шаблон) технологической карты урока химии и биологии с акцентированием внимания на развитие УУД в условиях внедрения ФГОС ООО.
Задачи проекта:
1. Изучить современный подход к проектированию урока в информационно-образовательной среде (ИОС) в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
2. Выделить основные типы уроков по ФГОС.
3. Определить основное назначение технологической карты в реализации основных требований ФГОС
4. Создать шаблон технологической карты урока, которая будет соответствовать современным требованиям ФГОС ООО второго поколения.
5. Апробировать шаблон технологической карты в 2018-2019 учебном году.
Технологическая карта отвечает на вопросы:
• Какие операции необходимо выполнять.
• В какой последовательности выполняются операции.
• С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
• Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
• Результат выполнения каждой операции.
• Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Создание технологической карты позволяет учителю:
1. Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
2. Определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков) ;
3. Определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
4. Определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
№
Тип урока по ФГОС
1.
2.
Виды уроков
Урок открытия нового знания
3.
Урок рефлексии
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
Урок общеметодологической направленности
4.
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
Урок развивающего контроля
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
ЭТАПЫ УРОКА:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация субъективного опыта учащихся
4. Изучение новых знаний и способов деятельности
5. Первичная проверка понимания изученного
6. Закрепление пройденного материала
7. Применение изученного материала
8. Обобщение и систематизация
9. Контроль и самоконтроль
10. Коррекция
11. Домашнее задание
12. Подведение итогов учебного занятия
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Разработка шаблона технологических карт уроков химии и биологии позволит структурировать различные типы уроков по ФГОС.
2. Систематизация УУД.
3. Определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков)
4. Освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы)
5. Соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
6.Обеспечить повышение качества образования
Новизной проекта является создание шаблона технологический карты в условиях реализации ФГОС ООО, таким образом, что, учитель сам выбирает на определенном этапе составления технологической карты урока те УУД, которые собраны в таблице с учетом типа урока и его основных этапов из комплекса УДД, собранных в шаблоне.
Для быстрого и эффективного составления технологической карты урока предлагаем воспользоваться шаблоном технологической карты.
Заключение
Нами составлен шаблон технологической карты урока с актуализацией формируемых универсальных учебных действий.
Обучение с использованием технологической карты позволит организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Форма записи урока в виде технологической карты даст возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Спасибо за внимание!:)