СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность, как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Передовой педагогический опыт
воспитателя высшей квалификационной категории
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47»

Копейского городского округа


Шайхуллиной Анны Алексеевны





Тема: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»



Челябинская область, г. Копейск

Структура описания передового педагогического опыта:

1. Сведения об авторе.

2. Введение.

3. Актуальность.

4. Теоретическая база опыта.

5. Новизна опыта.

6. Технология опыта.

7. Результативность опыта.

8. Перспективность опыта.

9. Заключение.

10. Литература.

11. Приложения.

1.Сведения об авторе

Ф.И.О. Шайхуллина Анна Алексеевна

Образование Высшее

Название (полное) учебного заведения, год его окончания Оренбургское педагогический колледж № 1, 2006г, Оренбургский государственный педагогический университет, 2017 г.

Специальность по диплому Преподавание в начальных классах

Место работы МДОУ детский сад № 47

Должность воспитатель

Педагогический стаж 16 лет

Стаж работы в занимаемой должности 14 лет

Квалификация высшая

Награды Диплом победителя международного конкурса «Методическая работа в ДОУ»2018 г.,

Диплом участника, занявшего 8 место во Всероссийской педагогической олимпиаде «Информационно – коммуникативная компетентность педагога» 2018г.,

Сертификат участника II Всероссийской конференции «Актуальные проблемы современной педагогике» с докладом на тему: «Управление персоналом образовательного учреждения»

Сертификат участника в VII Всероссийском онлайн форуме – конференции «Воспитатели России: Здоровые дети – здоровое будущее» 2020г.,

Сертификат участника в работе II Всероссийской педагогической конференции «Актуальные проблемы современной педагогике» 2019 г.,

Диплом победителя, занявшего I место во Всероссийском профессиональном конкурсе «Лучший педагог ДОО»2021г.

2 Введение

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

Главная особенность того или иного достижения заключается в его новизне и связи с потребностной сферой.

Что же способствует личностному развитию человека?

Одним из главных условий является поддержка активности личности или развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.





3 Актуальность

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек

должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.

Работая по традиционной программе М.А.Васильевой, решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями:

♦ несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно , что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

  • между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

При организации проектной деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

♦ неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному.

Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить.Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

♦ необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моей работы:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».

Определившись с темой, поставила перед собой цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  1. Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

  2. развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;

  3. формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  4. развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  5. развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.



4 Теоретическая база опыта

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Для того, чтобы проводить занятия по проектированию , вначале изучила научную и методическую литературу следующих дидактов: американского педагога У.Х. Кильпатрика – основоположника метода проектов. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

- постановку проблемы;

- составление плана ее реализации;

- оценку ее выполнения.

Использование этих условий, по мнению У.Х.Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы , в настоящем.

«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.

Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

Е.Г. Кагаров считал, что:

- исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

- проект должен осуществляться поэтапно;

- проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.





Этапы проектного метода по М.В.Крупениной



По мнению Н.Е.Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил эспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

В детской психологии до сих пор недостаточно исследован вопрос о самостоятельном усовершенствовании дошкольниками средств и способов мыслительной деятельности.

Какие же условия заставляют детей изменять средства мышления? Если ребенку в решении новой для него задачи старые способы позволяют получить правильный результат, у него не появится потребность преобразовывать способы решения задач. Но, допустим, ребенок не решил задачу. Тогда у него имеется две возможности: 1) попытаться преобразовать те способы, которыми он владеет, и все-таки решить задачу; 2) получить дополнительную информацию о том, как решать задачу.

Следовательно, когда ребенку нужно решить трудную для него задачу, способ решения которой не очень очевиден, он не всегда стремится преобразовывать средства и способы мышления. В этих условиях необходимость перестройки старых способов нередко подменяется другой возможностью – получить дополнительные знания о решении задачи.

Л.А. Венгер, опираясь на предыдущий опыт отечественной психологии, сформулировал основные принципы концепции развития познавательных способностей. Согласно его подходу, под способностями понимаются универсальные способы ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В этом возрасте развиваются образные формы сознания . Основными средствами , которыми ребенок овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок «учится смотреть на мир сквозь очки человеческой культуры»; формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

О.М.Дьяченко подчеркивала, что в ходе познавательной деятельности ребенок сталкивается с двумя типами ситуаций. В ситуациях первого типа ребенку нужно выявить, понять основные свойства и отношения к действительности. Ребенок в ходе своей познавательной активности открывает свойства окружающего мира. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями ребенок сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования: например, зимой знакомится со свойствами снега и льда, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель. Задача взрослого – создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, помогает выделить характерные для зимы явления и подводит ребенка к обобщению с помощью адекватных для него средств.

Второй тип ситуаций связан с «проживанием» ребенком полученных впечатлений. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней.

Результаты проведенного анализа изученной литературы позволили прийти к выводу, что познавательное развитие связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. В процесс создания образов начинает включаться слово, вызывая или фиксируя за ним цепочку представлений или обобщений. К 5-7 годам в процесс развития включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг.

5 Новизна

В старшем дошкольном возрасте доминируют нормативно-стабилизирующие способности. В значительной мере, по - моему мнению, это вызвано фактом «натаскивания» детей при поступлении в школу. При этом практически не поддерживается детская познавательная активность. Ребенок начинает следовать за логикой предметов, предлагаемых взрослыми. Во многом его занятия сводятся к заучиванию различных сведений.

Дальнейшее изучение проблемы развития способностей связано с пониманием их роли как инструмента ориентировки в жизни. Жизнь человека предстает как переход из одной ситуации в другую. Но не овладев правилами, возникает трудность решения задач: понять, что это за ситуация, какие в ней действуют правила; нравится или нет эта ситуация и что в ней нужно изменить, чтобы ее улучшить. Порой взрослый не учитывает правила и факты, намеренно организовывает ситуацию, сам придумывает действие, что приводит к задержке детской активности в познавательной сфере. На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу , способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектно – исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

6 Технология опыта

Изучив психолого-педагогическую литературу, провела наблюдение и диагностирование детей (Приложение 1) и пришла к выводу, что дошкольники могут правильно ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы. А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени. Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути , следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка.

При организации проектной деятельности вначале стала использовать на занятиях принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с домашними животными проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль домашних животных в жизни человека, сопереживали героям «Котишко-мурлышко» (Приложение 2); на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями –«Поможем медвежонку Винни-Пуху» , «Следопыты», «Наш друг Снеговик».

В дальнейшем разработала план движения к цели: провела родительские собрания «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».(Приложение 3)

Следующим этапом работы стал творческий проект «Лучшие в мире друзья – мамочка и я!», где дети проявили свою самостоятельную активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи на занятиях познавательного и художественно-продуктивного цикла. Была организована «Малая Третьяковская галерея» с репродукциями великих художников, где и родители, и дети получили огромное удовольствие от посещения выставки. Формами работы были представлены все виды деятельности : игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы творческий конкурс и выставка поделок «Творческая семья», где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей. При проведении презентации проекта с родителями пришли к выводу , что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.(Приложение 4)

Своебразным звеном познавательной активности детей стал исследовательский проект «Почему собаки кусают?», который носил чаще всего индивидуальный характер. На первом этапе была сформулирована проблемная ситуация, поставлен общий исследовательский вопрос.

На втором этапе ребенок совместно с близкими оформлял проект, но организатором являлся сам ребенок. На третьем проходила защита проекта, где проявились такие качества как коммуникативность, артистичность, искусство общения со сверстниками. При организации выставки проектов были проведены игры на закрепление и систематизацию материала. По окончании выставки проекты поместили в библиотеку группы, сшили в книжку для свободного доступа. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Стимулируется не только познавательная активность, но и происходит влияние на содержание сюжетно-ролевых игр. Проверка выбранного варианта позволяет ребенку обрести уверенность в собственной позиции. (Приложение 5)

Внедряя проектную технологию в образовательный процесс, поняла, что развитие у детей таких качеств, как активность и социализированность не может проявиться без нормативных ситуаций, сопровождающих жизнь ребенка. Общая стратегия работы заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую познавательную инициативу.

Работа по созданию нормотворчества основывалась на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты детей характеризовались столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

Развитие специальных способов ориентации - экспериментирование и моделирование проходило при проведении занятий «Эти обыкновенные и необыкновенные камни» , где познавательный интерес детей удерживался в течение всего времени; «Мастер из Аноса» ,позволяющее самостоятельно анализировать полученные результаты и развивать эстетический вкус ребенка.

Пробуждение интереса к деятельности взрослых, формирование положительного отношения и уважения к труду, расширение и представление о разных видах деятельности было применено в проекте «Кем быть?» где детям предложены разные виды деятельности: экскурсии, беседы, занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, различные виды трудовой деятельности, чтение художественной литературы, конструирование, макетирование, коллекционирование. У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности и прослеживается положительная динамика развития познавательного интереса. (Приложение 6)

При дальнейшей работе над проектной деятельностью стала использовать формы профилактической работы по пожарной безопасности, тем самым формируя навыки личной безопасности, развивая познавательную активность, обучая адекватным действиям в пожароопасных ситуациях.

Ярким примером явился межгрупповой, долгосрочный, педагогический проект «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» (Приложение 7), где дети в полной мере занимались исследовательской деятельностью, физическим развитием, встречались с интересными людьми – работниками пожарной части, занимались игровой и театрализованной деятельностью по противопожарной тематике. Были проведены познавательные беседы: «Огонь – друг и враг человека», «Люди героической профессии»; решали проблемные ситуации «Бабушка забыла выключить утюг»;обсуждали пословицы и поговорки, отгадывали загадки на противопожарную тематику; смотрели и обсуждали мультфильмы «Кошкин дом».

Результатом этого проекта явилось то, что дети стали больше проявлять интереса к данной теме, были сформированы у каждого ребенка правила поведения в экстремальных ситуациях.

В последнее время стало больше времени уделяться защите, сохранению и развитию здоровья детей. Новые тенденции по здоровьесберегающей системе формируют мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Несомненно, и родители, и педагоги стараются оказывать огромное внимание сохранению здоровья детей.

Проект по здровьесберегающим технологиям нашел положительный отклик со стороны родителей «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»,

где формами работы стали встреча – круглый стол с родителями, совместный досуг, консультации: «Движение – это жизнь», «Закаливание ребенка», занятия с проблемными ситуациями: «Зачем человек моется?», «Чтобы зубы были здоровыми?». Были проведены Дни открытых дверей, совместные занятия для детей и родителей.

Обнаружилось, что в условиях совместных мероприятий и родителям, и детям было не только комфортно, но и эффективно в дальнейших действиях: все стали обращать внимание на различные виды гимнастик, больше проводить времени на свежем воздухе, что привело к снижению заболеваемости; повышению заинтересованности детей и родителей в укреплении здоровья и вопросам питания, рациональной двигательной активности детей.(Приложение 8)

Наряду с развитием познавательной активности, происходит и воспитание любви и уважения детей к окружающему миру. В проекте «Гордимся мы, что живем на Урале» (Приложение 9) дети проявили нескрываемый интерес и положительную динамику развития любви к своей малой родине. С увлечением не только отстаивали свою позицию , но и объективно ее оценивали на занятиях познавательного цикла; впервые преодолели эгоцентризм (неумение видеть позицию другого). Проект исследовательского характера по-своему сложен, так как не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить его, поэтому реализация оказывается более сложной не только для детей, но и самого педагога. Здесь имела место большая подготовительная работа: чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание репродукций разных художников, знакомство с традициями и обычаями народа Урала, экскурсия в школьный музей , где дети познакомились с убранством жилища, кухонной утварью, одеждой.

В процессе реализации проекта дети не только систематизировали свои знания о родных местах, знаменитых земляках, символике Республики Алтай, но и стали с уважением и любовью относиться к своей малой родине.

Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

• наглядный;

• словесный;

• практический;

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• сюрпризный момент;

• элемент загадочности;

• создание воображаемой ситуации;

• использование музыки.



7 Результативность.

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

8 Перспективность

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой …

Полагаю, что мой материал из опыта работы может быть использован воспитателями детских садов для организации проектной деятельности:

проектов, занятий с проблемными ситуациями, игр, бесед, опытов, экспериментов, самостоятельной деятельности детей, работы с родителями.

9 Заключение

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Дошкольники становятся внимательнее друг к другу начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

10 Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

  2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

  3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.

  4. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с.

  5. Матяш Н.В., Сидоренко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Н.В. Матяш, В.Д. Сидоренко. – М.: изд.центр «Вентана – Граф», 2002.

  6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

  7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7

  8. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.

  9. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81

  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!