Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Социально-технологический техникум
Сообщение
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Подготовлено
методистом СТТ Макарова Е.Б.
Заслушано на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла
Протокол № _____ от «____» ____ 20__ г.
Председатель цикловой методической
комиссии _________ Борисова О.В.
г. Орехово-Зуево, 2020 г
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности студента были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. (2)
Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности. Практическое применение проектной деятельности доказывает эффективность интерактивного обучения, её влияние на формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций студентов СПО.
Для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса студентов возникает реальная потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального обучения за счет включения студентов в различные виды деятельности.
(3) Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, (доктор педагогических наук, профессор) Евгения Семеновна Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.
(4) Проектирование представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.
(5) Считаю, что основным предназначением метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Суть проектной технологии – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний.
Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования обучающихся.
(6,7) Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
(8) Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию (студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение составлять письменный отчет (студент должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- формировать позитивное отношение к работе (студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
(9) Учёный - исследователь в области современных технологий обучения Е.С. Полат считает, что проектная деятельность при наличии определённых условий может быть использована на любом этапе обучения, если она соответствует следующим требованиям:
Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне него;
Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
(10) Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения;
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
Вести подготовку обучающихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у студента было время для выбора темы проекта);
Обеспечить руководство проектом со стороны преподавателей — обсуждение выбранной темы и плана работы (включая время исполнения);
В том случае, если проект групповой каждый студент должен чётко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Этапы организации проектной деятельности
(11)
Существенная роль на основном этапе отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией педагога является консультационно-координирующая.
На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку преподаватель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
При общем руководстве проектом педагог должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их.
В этом и заключается сложность руководства проектом.
Включение студентов техникума в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
код ОК | виды деятельности для развития компетенций | результат |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | развивают исследовательские умения |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | учатся презентовать свои проекты |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами | учатся совместному труду |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | результат выполнения заданий |
Одним из самых важных продуктов проектной деятельности студента, который показывает степень сформированности профессиональных компетенций, является выпускная квалификационная работа.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – завершенная научно-практическая работа студента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки обучающегося при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.
Литература
Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2012. – № 1. – С. 5-11.
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе.- 2013. - №5.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностр. языки в школе. – 2015. – № 3. – С. 3-9.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. / Электронный ресурс // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/m/документы/923