СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности. Практическое применение проектной деятельности доказывает эффективность интерактивного обучения, её влияние на формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций  студентов  СПО

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций»



Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Социально-технологический техникум










Сообщение


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ











Подготовлено

методистом СТТ Макарова Е.Б.







Заслушано на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла

Протокол № _____ от «____» ____ 20__ г.


Председатель цикловой методической


комиссии _________ Борисова О.В.


г. Орехово-Зуево, 2020 г


Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности студента были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. (2)

Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности. Практическое применение проектной деятельности доказывает эффективность интерактивного обучения, её влияние на формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций студентов СПО.

Для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса студентов возникает реальная потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального обучения за счет включения студентов в различные виды деятельности.

(3) Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, (доктор педагогических наук, профессор) Евгения Семеновна Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

(4) Проектирование представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.

(5) Считаю, что основным предназначением метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Суть проектной технологии – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний.

Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования обучающихся.

(6,7) Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

(8) Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- умение составлять письменный отчет (студент должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- формировать позитивное отношение к работе (студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

(9) Учёный - исследователь в области современных технологий обучения Е.С. Полат считает, что проектная деятельность при наличии определённых условий может быть использована на любом этапе обучения, если она соответствует следующим требованиям:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  3. Самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне него;

  4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;

  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

(10) Принципы организации проектной деятельности:

  1. Проект должен быть посильным для выполнения;

  2. Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

  3. Вести подготовку обучающихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у студента было время для выбора темы проекта);

  4. Обеспечить руководство проектом со стороны преподавателей — обсуждение выбранной темы и плана работы (включая время исполнения);

  5. В том случае, если проект групповой каждый студент должен чётко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

  6. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.


Этапы организации проектной деятельности

(11)

Существенная роль на основном этапе отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией педагога является консультационно-координирующая.

На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку преподаватель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

При общем руководстве проектом педагог должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их.

В этом и заключается сложность руководства проектом.


Включение студентов техникума в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.


код ОК

виды деятельности для развития компетенций

результат

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность


ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

развивают исследовательские умения

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников


ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

учатся презентовать свои проекты


ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

учатся совместному труду

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

результат выполнения заданий


Одним из самых важных продуктов проектной деятельности студента, который показывает степень сформированности профессиональных компетенций, является выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – завершенная научно-практическая работа студента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки обучающегося при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.



Литература

  1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2012. – № 1. – С. 5-11.

  2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе.- 2013. - №5.

  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностр. языки в школе. – 2015. – № 3. – С. 3-9.

  4. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. / Электронный ресурс // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/m/документы/923



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!