Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов.
(выступление на педсовете, 2022 год )
Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
Решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов позволяет. метод проектов
Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.
Студенты нашего колледжа выполняют проекты по следующим направлениям:
- историко-социокультурное, предполагающее историко-краеведческие, социологические, обществоведческие исследования;
- филологическое направление, ориентированное на этическое и эстетическое развитие обучающихся;
- естественно-научное направление, ориентированное на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
- направление в соответствии с выбранным профилем обучения, предпролагающее научное исследование в разных областях наук.
Рассмотрим этапы организации проектной деятельности студентов.
Первый этап работы над проектом – проблематизация. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является постановка проблемы. На этом этапе преподаватель помогает студенту: выявить проблему интересную для него, связанную с его дальнейшей трудовой деятельностью. Например, работая над проектами , обсуждаем со студентами, чем они хотели бы заниматься после окончания учебного заведения, что их привлекает, что побудило их выбрать работу над проектом именно в этом направлении, где они хотели бы применить свои знания.. Из такой беседы появляются первые очертания будущей работы.
Этот этап является наиболее сложным для студентов. Трудность заключается в том, что в этот момент он практически не мотивирован еще к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия и лишить смысла работу студента как творческую. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, рассказать что, прежде всего, получит сам студент, работая над проектом, где ему это может пригодиться в дальнейшем, мотивировать на успех.
Следующий этап – целеполагание. Когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у студента возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе они высказывают большое количество идей, зачастую самых трудно реализуемых Необходимо представить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный.
Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проекта и ясна ее цель, надо спланировать виды деятельности, которые необходимо выполнить по реализации цели проекта. На этом этапе определяются задачи и способы выполнения проекта, оговариваются сроки работы и оцениваются имеющиеся ресурсы. Планирование деятельности всегда представляет определенную трудность для многих студентов, поэтому здесь может потребоваться значительная помощь преподавателя. Важно не начать планировать вместо студента, а лишь показать алгоритм планирования.
На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Обязательно в процессе работы возникнут какие-то трудности, которые могут привести к снижению интереса к проекту. Поэтому на этом этапе преподавателю необходимо проводить консультации, находить способы решения возникших трудностей, следить, чтобы студент не потерял мотив к работе.
У многих студентов также не всегда сформировано и “чувство времени”. Им часто кажется, что времени много, можно не торопиться и отложить работу “на потом”. Поэтому необходимо определять контрольные точки – точки проверки работы над проектом. Можно даже проводить оценивание каждого этапа работы. Это стимулирует студентов к равномерному выполнению проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита перед курсом, презентация результата работы. в конце учебного года, в мае. Презентация – это витрина проекта. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент защиты– важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку студентом всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.
Регламент защиты, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая была проделана, представить проектный продукт. На этом этапе преподавателю очень важно научить студентов выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли.
После презентации автору проекта, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Поэтому преподавателю необходимо с автором проекта проговорить возможные вопросы, выслушать и скорректировать его ответы.
Самое сложное- это оценить представленный проект. Перед началом работы над проектом студенты должны быть ознакомлены с тем, как их работа будет оценена.(«Положение об индивидуальном образовательном проекте обучающихся»-пункт 5. Оценивание инд. образ. проекта) Четко сформулированные и хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют студентов добиваться хорошо понятных целей обучения, давать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее. Главная цель, которую ставит перед собой преподаватель, разрабатывающий критерии оценивания, – показать студентам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам.
После окончания проектной деятельности обязательно нужна обратная связь. В качестве рефлексии обязательно необходимо составить письменный отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы реализации проекта, описываются эмоции и чувства. Данный отчет поможет преподавателю внести корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности студентов.
Можно предложить следующий шаблон письменного отчета:
Тема проекта - ________________________________________________________
Я выбрал эту тему, потому что - _________________________________________
Цель моего проекта - ___________________________________________________
Сбор информации (где и как искал информацию) - _________________________
В ходе работы столкнулся с такими проблемами - __________________________
Способы решения возникших проблем - __________________________________
Причины невыполнения сроков работы - _________________________________
Что получилось, а где остались вопросы - _________________________________
Если начать работу заново, то - __________________________________________
Работа над проектом дала мне - __________________________________________
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе) - ___________________
Как данная работа может пригодиться в профессиональной деятельности - _____
Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.
Компетенция-это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Применяя проектную деятельность в процессе подготовки специалистов, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);
развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность);
учатся презентовать свои проекты (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности).
учатся совместному труду (ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться сколлегами, руководством, потребителями.ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий).
С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет также формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.
Цель ВКР – демонстрация уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника для решения профессиональных задач
В процессе подготовки и защиты ВКР выпускник должен приобрести и продемонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ОПОП СПО.
Общекультурные компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК 1.2 Проводить уроки
ПК 1.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
ПК 1.4 Анализировать уроки
ПК 4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений.
ПК 4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
В заключение хочу сказать, что если студент опирается на собственный опыт и самостоятельно “добывает” знания в учебном процессе, а не получает их в готовом виде, то он будет стремиться аналогично действовать в своей будущей профессиональной деятельности. Воспитание творчески думающих специалистов возможно через привлечение студентов к исследовательской работе, начиная с 1-го курса и заканчивая написанием выпускной квалификационной работы.
8