СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность. 8 класс. 2 поток. Работа 5

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по теме "Картины природы и их роли в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза""

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность. 8 класс. 2 поток. Работа 5»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»






Исследовательский проект


«Картины природы и их роль в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза»


Предмет: литература





Выполнила: ученица 8б класса

Закирова Дарья Юрьевна

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Субботина Светлана Львовна






Билимбай

2021

Содержание



  1. Введение……………………………………………………..……………….3

  2. Теоретическая часть…………..……………………………..………………5

  1. Русский сентиментализм………………………………………………5

  2. Пейзаж в литературном произведении………………………….……6

  3. Значение пейзажа в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»……..7

III. Практическая часть…………………………………………………………13

1. Анкетирование…………………………………………………...…13

2. «Литературный альбом с иллюстрациями по произведению Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»…………………………………………….15

  1. Заключение…………………………………………………………………..20

  2. Список использованных источников……………………………………....21
















  1. ВВЕДЕНИЕ


Пейзаж – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, он служит для передачи отношения автора к происходящему. Писатели стремятся включать этот внесюжетный элемент в произведения с разными целями. В истории русской литературы конца ХVIII-начала XIX века был переходный период, характеризовавшийся сосуществованием различных направлений, течений и философских мировоззрений. Наряду с классицизмом постепенно формировалось и оформлялось другое литературное направление – сентиментализм.

Образ девушки по имени Лиза в русской литературе является одним из сквозных, часто повторяющихся. В истории традиционно использовали это имя для создания художественного образа; литературная жизнь девушки Лизы наполнена страданиями, жертвенностью, несчастной любовью.

Я заинтересовалась проблемой: раскрывают ли картины природы душевное состояние героев в произведении сентиментализма?

Я уверена в актуальности моего проекта. В школьной программе изучается не одно произведение эпохи сентиментализма, поэтому об их особенностях, например, о роли пейзажа в раскрытии сюжета, знать очень важно.

Работая над проектом, я захотела проверить гипотезу: если Н.М.Карамзин использует картины природы в повести «Бедная Лиза», они помогают понять душевное состояние героев?

Мой проект является исследовательским и разработан в рамках предметной области «Филология». Учебный предмет «Литература». Объектом моего исследования стали пейзажные фрагменты из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Цель моей работы: исследовать фрагменты с изображением пейзажа в повести Карамзина и составить «Литературный альбом с иллюстрациями по произведению Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • узнать о значении пейзажа в литературном произведении;

  • найти примеры описаний природы в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

  • сопоставить пейзаж с душевными переживаниями героев повести;

  • провести анкетирование по выявлению интереса к описаниям природы в художественном тексте.

Для достижения цели проекта я воспользовалась следующими методами: теоретическим (анализ, синтез и обобщение теоретического материала), поисковым (подбор литературных источников), методом наблюдения (использование фрагментов из произведений), исследовательским (анкетирование, анализ результатов), практическим (оформление и подготовка продукта и презентации).












I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



1. Русский сентиментализм


Сентиментализм – направление в литературе и искусстве 18-19 веков. В Европе оно возникло уже в 20-е годы 18-го столетия, в Россию пришло полувеком позже, но оставалось доминирующим почти целый век. [1]

Можно назвать несколько особенностей этого литературного направления. Во-первых, существует акцент на чувство. Писателя интересует внутренний мир человека, его эмоции, переживания. Во-вторых, ценность человеческой личности определяется способностью любить и сопереживать. В-третьих, есть признание того, что способность чувствовать не зависит от сословной принадлежности; в результате главными героями часто становятся крестьяне, простолюдины. В-четвёртых, прославление любви, дружбы, единения с природой как вечных ценностей становится основным – природа воспринимается как живая сущность, сопереживающая герою.

Николай Михайлович Карамзин – глава русского сентиментализма. Он стал новатором в жанре повести: ввёл в повествование образ автора-рассказчика, использовал новые художественные приёмы для характеристики героев и выражения авторской позиции. Чтобы отразить перемены в мировоззрении человека начала ХVIII века, сентиментализму потребовалось создать нового героя: «Он представлен не только и не столько в поступках, продиктованных «просвещенным разумом», сколько в своих чувствах, настроениях, раздумьях, исканиях истины, добра, красоты». [8] Поэтому обращение к природе в произведениях сентименталистов закономерно: она помогает в изображении внутреннего мира героя.



2. Пейзаж в литературном произведении


В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Пейзаж создает фон, на котором происходят различные события в произведении, передает внутреннее состояние героев, их переживания. Пейзаж создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования. Он выступает в роли образа-символа. [2]

Безусловно, при рассмотрении эволюции пейзажа в русской литературе конца XVIII-начала XIX в. главное внимание исследователей приковывает творчество Н.М. Карамзина, ставшего для современников главой новой литературной школы, родоначальником нового – карамзинского – периода в истории русской словесности. Карамзин в своих литературных пейзажах наиболее последовательно и ярко представил то новое восприятие мира, что отличало как сентименталистскую, так и предромантическую русскую литературу.

Одним из самых лучших произведений Н.М. Карамзина считается повесть «Бедная Лиза», написанная им в 1792 году. В ней затронуты все основные проблемы, раскрытие которых требует глубокого анализа и понимания русской действительности XVIII века и сущности человеческой природы в целом. Большинство современников были в восторге от «Бедной Лизы», они совершенно правильно поняли идею автора, который одновременно анализировал сущность человеческих страстей, взаимоотношений и суровую русскую действительность. Именно в этой повести живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи Карамзина – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

3.Значение пейзажа в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»


Повесть «Бедная Лиза» насыщена большим количеством живописных картин природы и реально существующими культурно-историческими объектами, гармонично дополняющим повествование повести.

В произведении Карамзин использует живописные картины природы не как случайные эпизоды, не как красивый фон для основного действия. Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь Лиза максимально близка к природе. Изображение природы – один из наиболее важных аспектов самой сущности образного отражения мира, во всех видах искусства, у всех народов и во все века. Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, «виртуального» мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд, их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. [4]

Художественные образы природы всегда насыщены духовно-философским и нравственным смыслом – ведь они и есть та «картина мира», что определяет отношение человека ко всему вокруг. Более того, проблема изображения пейзажа в искусстве наполняется и особым религиозным содержанием. Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного. Ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Анализируя пейзаж в повести, выделим несколько частей:

1. виды Москвы;

2. окрестности Москвы;

3. Симонов монастырь;

4. дом Лизы.

Уже в самом начале повести Карамзин стремится обозначить неоднозначность образа Москвы. С одной стороны, мы видим прекрасный город, с другой – ужасную громаду домов, алчную Москву. Отрицательный подтекст дан в пейзаже не просто так, он должен заранее натолкнуть читателя на мысль о том, что образ города или героя, пришедшего из Москвы, должен сыграть в повести негативную роль: «Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!» [9]

Сразу же после первого описания автор начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни…» [9]Таким образом, Карамзин сразу же встает на позицию прекрасного и естественного, ему неприятен город – так пейзаж служит для выражения авторской позиции.

Но самое главное – природа раскрывает душевное состояние героев, и большей частью – Лизы. После нескольких непродолжительных встреч с Эрастом в Лизе зарождается новое и до сих пор не известное чувство. Душевные переживания героини полностью совпадают с состоянием природы. После бессонной ночи она выходит к берегу Москвы-реки. Автор здесь описывает белый туман над водой, блестящие капли росы на траве. Постепенно природа просыпается. Одновременно с этим к главной героине приходит понимание того, что она влюблена. [4]

Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их отношения целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж также чист и непорочен: «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись ... всего чаще под тению столетних дубов ... дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный». [9]Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в душе девушки: «Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами». [9]

Природа в повести «Бедная Лиза» играет роль свидетеля развития отношений между Лизой и Эрастом. Она присутствует в описании их свиданий, в описании их страсти, она следит за трагической развязкой сюжета. Описание природы соответствует эмоциональному настрою героев. Когда Лиза просыпается, объятая огнем нового чувства, природа восхищается вместе с ней: «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!..» [9]

Случайная встреча быстро переросла в любовь. Чистая, добрая, воспитанная вдалеке от городской жизни, полной притворства и обмана, Лиза искренне верит, что ее чувство взаимно. В своем стремлении быть счастливой она перешагивает через нравственные нормы, по которым всегда жила, что дается ей совсем нелегко: «Мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе, никакой луч не мог осветить заблуждения». [9]Описание грозы добавляет краску к чувствам и настроению главной героини: «…блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала. Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». [9]Ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, появившаяся на небе в момент прощания героев. Она напоминает о сцене первого признания в любви, когда все казалось ярким, сияющим, полным жизни. Контрастные пейзажные зарисовки на разных этапах жизни героини помогают понять трансформацию ее внутреннего состояния во время обретения и потери самого дорогого сердцу человека.

Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в художественном произведении. Из незначительной до той поры детали, играющей роль украшения, пейзаж превратился в способ передачи внутреннего мира героев. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда; она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. [5] Однако повесть Карамзина «Бедная Лиза» показывает, насколько несостоятельна подобная любовь: очень скоро окажется, что возлюбленный обманул Лизу. Всё действие разворачивается на фоне природы, ставшей невольной свидетельницей сначала безграничного счастья, а затем непоправимого горя девушки.

Эмоциональное состояние Лизы полностью соответствует всему тому, что происходит в природе. Туманы, внесенные в пейзажную характеристику, являются символом, как бы скрывающим истину, или символом, который переводит героев из одного состояния в другое. Лиза перестает быть той безмятежной сельской девушкой, которая с чистыми помыслами полюбила Эраста, её охватывает совершенно незнакомое чувство. Сравним два пейзажа, на фоне которых, происходит признание влюбленных и их расставание. Карамзин умело использует цветовые обозначения: утро, когда молодые люди признаются друг другу в чувствах, овеяно светлыми и яркими цветами, природа ожила и полна жизненной силы, сцену же расставания сопровождает безмолвие в природе, унылый и печальный пейзаж. Внутренний мир Лизы после ухода её возлюбленного также, как и пейзаж, её окружающий, мрачнеет, лишается красок и силы. Прощание Лизы и Эраста происходит на рассвете: «Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Вся натура пребывала в молчании». Алая заря зловещего цвета крови, молчащая природа, воссиявшее солнце, которое не животворит, а напротив, лишает Лизу последних сил, созвучно состоянию героини, которая, прощаясь с Эрастом, расстается с душою своею. Утро прощания противопоставлено утру признания в любви.

Надо отметить, что душевное состояние Лизы в повести почти всегда передается через природные метафоры, сельский пейзаж очень тесно связан с внутренним миром героини. Кроме того, Карамзин опять же использует пейзаж для выражения своей авторской позиции. Он встает на позицию всего прекрасного и естественного. Несомненно, автору ближе образ Лизы, и именно через пейзажные характеристики, связанные с героиней, Николай Михайлович и передает свое отношение к происходящему.

Портретные наброски Лизы всегда даются, как развернутое сравнение с природными явлениями: «Не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором... Щёки ее пылали, как заря в ясный летний вечер… Чистая, радостная душа светилась в глазах …, подобно как солнце светится в каплях росы небесной… Улыбалась, как майское утро после бурной ночи… Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры…» [9] Душа Лизы подобна солнцу, а взгляд – молнии, сама Лиза – словно весеннее утро. Лиза настолько близка естеству и природе, что даже Эраста она воспринимает через природные категории: «Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен». [9]

После последнего свидания пейзаж вокруг главной героини мрачнеет. Он полностью лишается ярких красок и жизни. Вместе с этим погружается во мрак душа девушки. Когда Лиза в отчаянии решает, что не должна жить, описание природы служит ей укором и укрепляет её решимость. Сцена падения главной героини сопровождается описанием дождя, грозы, молнии и мрачного неба. На чёрном небе нет ни единой звезды. Автор подчёркивает, что «никакой луч не мог осветить заблуждения». [9] Образ грозы в русской литературе является предвестником трагических событий. Лиза чувствует себя преступницей и боится, что природное явление может её убить.























  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



  1. Анкетирование



Для создания «Литературного альбома» я опросила 26 человек, из них были мои одноклассники (6 человек) и друзья (20 человек).

Первый вопрос: «Читал(а) ли ты произведение «Бедная Лиза», и если да, то понравилось ли оно тебе?»

Я получила такие ответы:

=Да, читал(а), мне понравилось - 8 человек (31%), из них 2 одноклассника;

=Нет, не читал(а) - 6 человек (23%) , из них 1 одноклассник;

=Читал(а), но мне не понравилось - 12 человек (46%), из них 3 одноклассника.

Второй вопрос: «Как ты считаешь, необходимы ли пейзажные зарисовки в произведениях, и если да, то для чего?»

Для выбора были представлены варианты ответов:

=Да, я считаю, что они необходимы в художественной литературе, но только тогда, когда от этого зависит сюжет произведения - 3 человека (11%), из них 0 одноклассников;

=Да, они нужны, чтобы полностью понять представление автора и как он хотел это отобразить - 7 человек (27%), из них 1 одноклассник;

=По моему мнению, картины природы дополняют образ произведения, оно становится не тусклым, они служат фоном - 8 человек (31%), из них 2 одноклассника;

=Картины необходимы для передачи ощущений, словно ты находишься в этом месте - 6 человек (23%), из них 2 одноклассника;

=Не всегда, природу можно описать и эпитетами - 2 человека(8%),из них одноклассники 1 человек.

Третий вопрос: «Нравится ли тебе читать описания природы в произведениях?»

Варианты ответов следующие:

=Да, это помогает мне представить, где и как все происходит - 13 человек(50%), из них 3 одноклассника;

=Не всегда, иногда это бывает лишним - 7 человек(27%), из них 2 одноклассника;

=Нет, я его часто пропускаю - 6 человек (23%), из них 1 одноклассник.

Таким образом, я пришла к тому, что при чтении художественного текста необходимо уделять внимание описаниям природы, а также мой альбом поможет пробудить интерес к описаниям природы в художественном произведении.

Затем я стала работать над литературным альбомом, для чего нужно было подобрать иллюстративный материал к найденным цитатам из произведения.





















  1. «Литературный альбом с иллюстрациями по произведению Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»



В повести Николая Михайловича Карамзина большую роль играют пейзажные зарисовки. Тематика их различна.



Описание окрестностей Москвы

«Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни…» Для иллюстрирования я подобрала картину Кулагина О. «Дубовая роща»:



Отношения Эраста и Лизы

«После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись ... всего чаще под тению столетних дубов ... дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный». Для иллюстрирования я подобрала картину Поленова В. «Заросший пруд»:

«Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами. Для иллюстрирования я подобрала фото из Интернета:

«Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!..» Для иллюстрирования я подобрала фото из Интернета:

«Мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения…блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала. Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Для иллюстрирования я подобрала фото из Интернета:

«Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Вся натура пребывала в молчании». Для иллюстрирования я подобрала фото из Интернета :



Портретные зарисовки

«Не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором... Щёки ее пылали, как заря в ясный летний вечер… Чистая, радостная душа светилась в глазах …, подобно как солнце светится в каплях росы небесной… Улыбалась, как майское утро после бурной ночи… Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры…». Для иллюстрирования я подобрала фото из Интернета:

«Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен». Для иллюстрирования я подобрала фото из Интернета :






























  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Выполнив проект, я узнала, что отражение природы в русской литературе конца XVIII - начала XIX века имеет многоплановое значение. Пейзаж буквально с начала произведения получает эмоциональную характеристику: это не бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем. В «Бедной Лизе» пейзаж не только используется с целью создания атмосферы, настроения, но также несет определенную символическую нагрузку, подчеркивает тесную связь «естественного человека» и природы.

Я нашла ответ на свой проблемный вопрос: картины природы, несомненно, раскрывают душевное состояние героев в произведении сентиментализма.

Кроме того, я проверила свою гипотезу и удостоверилась, что картины природы в повести «Бедная Лиза», которые использует автор, помогают понять душевное состояние героев.

Выполнив поставленные задачи, исследуя фрагменты с изображением пейзажа в повести Карамзина и воспользовавшись разнообразными методами работы, я достигла поставленной цели: создала «Литературный альбом с иллюстрациями по произведению Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».








  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. https://literaturus5.ru/sentimentalizm-v-russkoj-literature/

  2. https://znanija.com/task/29278523

  3. ttps://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/funkcii-pejzazha-v-bednoj-lize.html

  4. https://proshkolu.ru/club/literature9/blog/531255/

  5. https://nauka.club/literatura/peyzazh-bednaya-liza.html

  6. https://uchitelya.com/literatura/109778-prezentaciya-rol-peyzazha-v-povesti-karamzina-bednaya-liza.html

  7. https://sochineniya-beri.ru/kartiny-prirody-i-ih-rol-v-povesti-n-m-karamzina.html

  8. https://infourok.ru/izuchenie-roli-peyzazha-v-povesti-karamzina-bednaya-liza-2378265.html

  9. https://ilibrary.ru/text/1087/p.1/index/html

  10. Поисковая система Яндекс. Картинки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!