СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете по теме: "Организация проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Организация проектной деятельности на уроках биологии в 8-м классе
  2.  Как сделать урок биологии в 8 классе интересным, полезным и запоминающимся?

Применять на уроках метод проектов. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, так как всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, реализует личностно – ориентированный подход в обучении. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

  1. Чем привлекательна проектная деятельность для учителя биологии?

 Главная роль учителя – роль проводника знаний, своего рода «навигатора» и по словам Г.К. Селевко задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании». Проектная деятельность учитывает индивидуальность ребенка

  1.   В своей работе метод проектов применяю с 2019 года. Опыт работы показал, что выполнение проектной работы следует организовать как перспективное домашнее задание и тогда урок биологии в 8 классе превращается в «сказку», становится интересным и запоминающимся.

 Например, с темой: « Гипофиз – важнейшая железа в системе внутренней секреции.  Дети объясняют Какая регуляция в организме человека тесно связана с гуморальной.? То есть работа с гормонами роста. И решают интересную задачу, выявляя проблему на уроке.

  1. Для расширения кругозора знаний учащихся о нервной и гуморальной регуляции и  связанных с нарушением деятельности желез внутренней секреции, профилактике заболеваний лучше всего подходят информационно – поисковые исследовательские проекты. «Урок биологии в формате технологии проектного обучения 8-й класс, по теме: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция»»
  2. Почему именно информационно – поисковый исследовательский метод проектов?

Все информационно-поисковые проекты, которые мы создаем на уроке, имеют практическое значение и направлены на профилактику заболеваний. Из большого потока дополнительной литературы выбирают нужную часть информации о нарушениях функций надпочечников, поджелудочной железы, гипофиза, профилактике заболеваний.

  1. Например, работая с темой Инсулин -гормон поджелудочной железы.

Школьники в процессе работы самостоятельно добывают знания полезные для их здоровья.

  1.  опыт работы показал, что стойкий интерес к уроку формируется при погружении в проект.

У учащихся интерес к теме проекта пробуждаю, например, во время беседы на вводном уроке при изучении темы: «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности». Узнают, что железы внутренней секреции – это дирижеры жизни.  Причиной всех болезней, часто является неправильный образ жизни.

Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко и к смерти. Справедливы ли эти слова?

Одни ученики утверждают: «Да справедливы, так как железы внутренней секреции вырабатывают особые химические вещества – гормоны (от латинского слова «гормао» - возбуждаю)». Другие  считают, что человек может жить с одним легким, с одной почкой, без желудка, но он умрет, если удалить надпочечники, значит, гуморальная регуляция является основным механизмом регуляции функций в организме. 

  1. Искреннее считаю, проектный урок приобретет статус полезного, если сформулировали проблемный вопрос, задачи и определили направления работы.

Например, к уроку: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция» по итогам беседы формулируем следующие задачи:

1. Объяснить роль гормонов в обменных процессах.

2. Рассказать об особенностях нервно – гуморальной регуляции.

3. Познакомиться с нарушениями нервно – гуморальной регуляции, мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

 10. При проектировании урока не забываю о том, что восьмиклассники находятся на начальных этапах обучения проектной деятельности.

Опыт работы и наблюдение показали, что педагогическое управление на ранних этапах учебно-исследовательской деятельности дает возможность школьникам на старшей ступени обучения самим выявлять проблему, определять цели и пути их решения, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы.

 Многие учебно-исследовательские проекты получили продолжение вне урока как индивидуальные, самостоятельные, научные, за что были награждены дипломами и грамотами.

  1. Уроки с использованием метода проектов всем восьмиклассникам запоминаются надолго. Об этом они говорят при самооценке своей индивидуальной и групповой работы.

Метод проектов превращает образовательный процесс в результативную и созидательную работу.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки биологии в 8-м классе с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам очень нравятся, интересны, полезны, запоминаются надолго. Потому, что каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете по теме: "Организация проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе"»

   Эффективные приемы мотивации  учебной деятельности обучающихся по биологии . 1

Эффективные приемы мотивации учебной деятельности обучающихся по биологии .

1

Л.С. Выготский писал:  «Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его». Однако известно, что если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85% распределяются следующим образом:  способность к предмету – 30%,  интеллигентность – 20%, мотивация – 30%, внимание и усердие – 5%.

Л.С. Выготский писал:

«Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его».

Однако известно, что если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85% распределяются следующим образом:

  • способность к предмету – 30%,
  • интеллигентность – 20%,
  • мотивация – 30%,
  • внимание и усердие – 5%.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.    Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.  Он заключается в том, что ребенок получает “ удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата ”

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.

Он заключается в том, что ребенок получает “ удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата

Виды мотивации Внешняя мотивация Внешне положительная (желание хорошо учиться, получать высокие оценки) Внешне отрицательная (чтобы не ругали, отстали с просьбами) Внутренняя нравственно-волевая мотивация

Виды мотивации

Внешняя

мотивация

Внешне положительная

(желание хорошо учиться,

получать высокие оценки)

Внешне отрицательная

(чтобы не ругали, отстали с просьбами)

Внутренняя нравственно-волевая мотивация

Факторы мотивации учебной деятельности  по биологии: содержание и объем учебного материала; материально-техническая база обучения; педагогические действия: организационные формы обучения, методы обучения, стиль педагогической деятельности; оценка учебной деятельности: ее результатов и процесса. Содержание и объем учебного материала: Материально-техническая база обучения:

Факторы мотивации учебной деятельности по биологии:

  • содержание и объем учебного материала;
  • материально-техническая база обучения;
  • педагогические действия: организационные формы обучения, методы обучения, стиль педагогической деятельности;
  • оценка учебной деятельности: ее результатов и процесса.

Содержание и объем учебного материала:

Материально-техническая база обучения:

Педагогические действия:  формы обучения, методы обучения, стиль: групповая форма деятельности на уроке и вовнеурочной деятельности, продуктивные методы обучения:  эвристическая беседа,  проблемное изложение материала,  решение биологических задач,  создание мультимедийных  эвристическая беседа,  проблемное изложение материала,  решение биологических задач,  создание мультимедийных  презентаций. стиль деятельности учителя (авторитарный, демократический, либеральный)

Педагогические действия: формы обучения, методы обучения, стиль:

  • групповая форма деятельности на уроке и вовнеурочной деятельности,
  • продуктивные методы обучения:
  • эвристическая беседа, проблемное изложение материала, решение биологических задач, создание мультимедийных
  • эвристическая беседа,
  • проблемное изложение материала,
  • решение биологических задач,
  • создание мультимедийных

презентаций.

  • стиль деятельности учителя (авторитарный, демократический, либеральный)
Приемы мотивации учебной деятельности:

Приемы мотивации учебной деятельности:

«Привлекательная цель». 9 класс. Тема: «Свойства воды» .   Цель работы: Изучить свойства воды. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9617981354642717233&text=свойство+вода+видео+ютуб

«Привлекательная цель».

9 класс. Тема: «Свойства воды» .  

Цель работы: Изучить свойства воды.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9617981354642717233&text=свойство+вода+видео+ютуб

Создания проблемной ситуации   10 класс открытый урок по теме: «Сделаем планету лучше»! Постановка проблемы: Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека ?

Создания проблемной ситуации

10 класс открытый урок по теме: «Сделаем планету лучше»!

Постановка проблемы: Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека ?

Вхождение в образ     11 класс. Урок по теме «Движущие силы эволюции» Пример: Представьте, что Вы Чарльз Дарвин. Расскажите о себе .    9 класс. Тема «Адаптация как результат естественного отбора». Представьте, что Вы – верблюд, что Вам помогает приспособиться к неблагоприятным факторам окружающей среды? Образы: « Оратор» За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. «Автор» Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? «Фантазёр» На доске записана тема урока.- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.   «Кумир» На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы? «Профи» Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Вхождение в образ

11 класс. Урок по теме «Движущие силы эволюции»

Пример: Представьте, что Вы Чарльз Дарвин. Расскажите о себе .

9 класс. Тема «Адаптация как результат естественного отбора».

Представьте, что Вы – верблюд, что Вам помогает приспособиться к неблагоприятным факторам окружающей среды?

Образы:

« Оратор» За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор» Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

«Фантазёр» На доске записана тема урока.- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

  «Кумир» На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

«Профи» Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Раскодируй  Расшифровать тему урока 21, 43, 64, 36, 55, 32, 24 61, 64, 26, 34, 24, 32   1 20 30 2 ц 3 д 40 е 50 в ж 4 з ю н 5 о к 60 б г 6 а л ё п я х м и ь щ с ф т ш р у ъ ч

Раскодируй

Расшифровать тему урока

21, 43, 64, 36, 55, 32, 24

61, 64, 26, 34, 24, 32

 

1

20

30

2

ц

3

д

40

е

50

в

ж

4

з

ю

н

5

о

к

60

б

г

6

а

л

ё

п

я

х

м

и

ь

щ

с

ф

т

ш

р

у

ъ

ч

Вначале эмоции:

Вначале эмоции:

 Привлекательная цель: Внеурочная деятельность по теме «Юные микробиологи» Пример: Научиться пользоваться микроскопом, при этом рассматриваются микропрепараты.

Привлекательная цель:

Внеурочная деятельность по теме «Юные микробиологи»

Пример:

  • Научиться пользоваться микроскопом, при этом рассматриваются микропрепараты.
“ Удивляй ”. Тема: Дизайн. Элементы флористического дизайна.

Удивляй ”.

Тема: Дизайн. Элементы флористического дизайна.

  Вывод:   1) учебная деятельность школьника полимотивирована; 2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по разному; 3)сформированная мотивация влияет на повышение качества обучения; 4)в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника и типологию предметной деятельности .

Вывод:

1) учебная деятельность школьника полимотивирована;

2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по разному;

3)сформированная мотивация влияет на повышение качества обучения;

4)в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника и типологию предметной деятельности .

Причина эффективной школьной мотивации  на самом деле ОДНА!!! ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС!  Он же Любопытство! Он же Удовольствие!  Он же Внутренняя мотивация  (самая честная, верная, настоящая!)

Причина эффективной школьной мотивации на самом деле ОДНА!!!

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС!

Он же Любопытство!

Он же Удовольствие!

Он же Внутренняя мотивация

(самая честная, верная, настоящая!)

5 мастер-классов  по биологии  Которые научат новому и мотивируют на дальнейшее изучение науки

5 мастер-классов по биологии Которые научат новому и мотивируют на дальнейшее изучение науки

1. Урок биологии: «Зачем учиться?» Для кого: 8 класс О чем: О смертельно ядовитых растениях по соседству. О том, почему кошки, собаки и попугаи могут жить у нас дома, а львинохвостый макак или серый тюлень — нет. О том, почему мы так похожи на родителей. Откуда берутся вредные привычки и почему так трудно от них избавиться. Зачем идти: Узнать, как и когда на Земле зародилась жизнь, как устроен наш мозг, что такое эволюция, где и когда нам потребуется знание биологии, а еще можно будет самостоятельно поставить несколько биологических экспериментов. В конце занятия каждый участник получит индивидуальные материалы, инструкции, ресурсы, которые позволят новым знаниям отложиться в памяти и мотивируют на дальнейшее изучение биологии

1. Урок биологии: «Зачем учиться?»

Для кого: 8 класс

О чем: О смертельно ядовитых растениях по соседству. О том, почему кошки, собаки и попугаи могут жить у нас дома, а львинохвостый макак или серый тюлень — нет. О том, почему мы так похожи на родителей. Откуда берутся вредные привычки и почему так трудно от них избавиться.

Зачем идти: Узнать, как и когда на Земле зародилась жизнь, как устроен наш мозг, что такое эволюция, где и когда нам потребуется знание биологии, а еще можно будет самостоятельно поставить несколько биологических экспериментов. В конце занятия каждый участник получит индивидуальные материалы, инструкции, ресурсы, которые позволят новым знаниям отложиться в памяти и мотивируют на дальнейшее изучение биологии

2. Научный шведский стол «Три великие науки» Для кого: 8-11 класс О чем: О взаимосвязи биологии с химией и физикой, о том, как получаются сложные химические вещества и для чего их используют. Зачем идти: Поставить сложные научные эксперименты в профессионально оборудованной лаборатории, провести многоступенчатый химический синтез под руководством настоящих ученых, научиться определять различные виды живых существ: от микроорганизмов и насекомых до птиц и земноводных, объединять их в пищевые цепи. А еще попробовать самостоятельно зажечь лампочку, собрав гальванический элемент и составив схему

2. Научный шведский стол «Три великие науки»

Для кого: 8-11 класс

О чем: О взаимосвязи биологии с химией и физикой, о том, как получаются сложные химические вещества и для чего их используют.

Зачем идти: Поставить сложные научные эксперименты в профессионально оборудованной лаборатории, провести многоступенчатый химический синтез под руководством настоящих ученых, научиться определять различные виды живых существ: от микроорганизмов и насекомых до птиц и земноводных, объединять их в пищевые цепи. А еще попробовать самостоятельно зажечь лампочку, собрав гальванический элемент и составив схему

3. Мастер-класс «Жизнь под микроскопом» Для кого: 9 класс О чем: О микроскопе и невероятных открытиях, сделанных с его помощью. Об инфузориях, личинках, обитателях прудов и цветочных ваз. О том, как привычные нам вещи (экран телефона, шоколад, бумажная салфетка) выглядят в тридцатикратном увеличении. Зачем идти: Научиться работать с микроскопом, готовить препараты для исследований, собрать свой карманный микроскоп с увеличением в двести раз, провести эксперимент, исследовать и сравнить растительную и животную клетку.

3. Мастер-класс «Жизнь под микроскопом»

Для кого: 9 класс

О чем: О микроскопе и невероятных открытиях, сделанных с его помощью. Об инфузориях, личинках, обитателях прудов и цветочных ваз. О том, как привычные нам вещи (экран телефона, шоколад, бумажная салфетка) выглядят в тридцатикратном увеличении.

Зачем идти: Научиться работать с микроскопом, готовить препараты для исследований, собрать свой карманный микроскоп с увеличением в двести раз, провести эксперимент, исследовать и сравнить растительную и животную клетку.

4. Экскурсия в научно-познавательный центр «Коралловый риф» Для кого: 11 класс О чем: О коралловых рифах, о родственниках коралловых полипов, живущих в центре Москвы, и об угрозе уничтожения уникальной среды. Зачем идти: Исследовать свойства воды и живой материи в специальной лаборатории, изучить работу водолазной помпы, узнать, как искусственно вырастить кораллы, не только увидеть, но и потрогать кораллы, не причинив им вреда, узнать, чем они могут быть опасны, за что их любят акулы, и как морские жители используют электричество.

4. Экскурсия в научно-познавательный центр «Коралловый риф»

Для кого: 11 класс

О чем: О коралловых рифах, о родственниках коралловых полипов, живущих в центре Москвы, и об угрозе уничтожения уникальной среды.

Зачем идти: Исследовать свойства воды и живой материи в специальной лаборатории, изучить работу водолазной помпы, узнать, как искусственно вырастить кораллы, не только увидеть, но и потрогать кораллы, не причинив им вреда, узнать, чем они могут быть опасны, за что их любят акулы, и как морские жители используют электричество.

5. Экскурсия «Строение и функции клетки» Для кого: 8 класс О чем: О цитологии и поэтической красоте растительных клеток. Зачем идти: Через микроскоп понаблюдать за движением цитоплазмы в клетках элодеи, рассмотреть и изучить строение клетки кожицы лука, картофеля, мякоти рябины, убедиться в том, что ботаника — это интересно. Но сначала, придется самим приготовить препараты, настроить оборудование и научиться видеть то, что невооруженному глазу не под силу.

5. Экскурсия «Строение и функции клетки»

Для кого: 8 класс

О чем: О цитологии и поэтической красоте растительных клеток.

Зачем идти: Через микроскоп понаблюдать за движением цитоплазмы в клетках элодеи, рассмотреть и изучить строение клетки кожицы лука, картофеля, мякоти рябины, убедиться в том, что ботаника — это интересно. Но сначала, придется самим приготовить препараты, настроить оборудование и научиться видеть то, что невооруженному глазу не под силу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!