СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность. 8 класс. 1 поток. Работа 6

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по теме "Нравственные качества героев повести А.С.Пушкина "Капитанскач дочка"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность. 8 класс. 1 поток. Работа 6»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №22"







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ


«Нравственные качества героев повести А.С.Пушкина


«Капитанская дочка»»


Предмет: литература





Выполнил: ученик 8 А класса

Комаров Сергей Андреевич

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Субботина Светлана Львовна






Билимбай

2020

Содержание



  1. Введение.........................................................................................................3

II. Теоретическая часть

1. Что такое «нравственность»?...................................................................5

2. Положительные нравственные качества человека………....................6

III. Практическая часть

  1. Выявление положительных нравственных качеств на примере

героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»………………….8

1.1Положительные качества Марии Мироновой………………......9

1.2Положительные качества Петра Гринёва…….……………......10

  1. Анкетирование одноклассников………………………………………..12

  2. «Свод нравственных правил»…………………………………………...13

IV. Заключение..................................................................................................14

V. Список использованных источников информации……….......................15















  1. ВВЕДЕНИЕ


В современном обществе существует много различных проблем. Это и политические разногласия, и несоответствие материальной обеспеченности населения обыденным желаниям людей, и не всегда наличие удовлетворённости человека образом его жизни. Но один из страшных показателей нашего времени – это падение нравственности в обществе, падение ценности положительных моральных качеств.

Я заинтересовался проблемой: важно ли для современного общества возродить ценностное отношение к положительным нравственным качествам?

Я думаю, что это если не волнует, то должно волновать окружающих меня людей. Мы смотрим фильмы, наблюдаем за окружающей жизнью и понимаем, что часто люди поступают не так как это нужно по совести, а так, как им удобнее и выгоднее. А это неправильно! И я уверен, что тема моего проекта актуальна. Если благодаря ему хотя бы мои одноклассники больше узнают о положительных чертах характера человека, убедятся на конкретных примерах, что поступать правильно с моральной точки зрения – это хорошо, и захотят поступать именно так – общество в целом станет лучше. И о нашем поколении не будут в телевизионных программах говорить, что оно в чём-то плохое.

Работая над проектом, я захотел проверить гипотезу: если я смогу выявить положительные нравственные качества в литературном произведении, заинтересуют ли они моих одноклассников?

Мой проект является исследовательским и направлен на предметную область «Филология», учебный предмет «Литература». Объектом моего исследования стала повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель моей работы: создать «Свод нравственных правил».

Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

  • изучить литературу о нравственных человеческих качествах;

  • осуществить поиск сведений положительных нравственных качествах;

  • выявить примеры проявления положительных нравственных качеств героями повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

  • провести исследование по выявлению актуальных положительных нравственных качеств для моих одноклассников.

Для достижения цели проекта мне пришлось воспользоваться следующими методами: теоретическим (анализ, синтез и обобщение теоретического материала), поисковым (подбор литературных источников), методом наблюдения (использование примеров нравственного поведения), исследовательским (опрос, анализ результатов), практическим (оформление и подготовка продукта и презентации).




















  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


    1. Что такое «нравственность»?


Проблемы нравственности волновали человечество в разные эпохи. Да и не могло быть иначе: всегда человек, как-то поступая, задумывался – а правильно ли я делаю? хорошо ли это? Конечно, не всем это свойственно, но, я думаю, чтобы быть хорошим человеком, надо обладать нравственным поведением.

Что же такое «нравственность»? Толковый словарь так разъясняет значение этого понятия: «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [1].

Таким образом, это не что-то внешнее, такие качества нельзя увидеть, их можно только почувствовать, когда будешь общаться с человеком, когда увидишь, как он поступает в жизни.














2. Положительные нравственные качества человека


«Качества человека – набор устойчивых психических образований личности, с помощью которых он оказывает влияние на социум, ведет активную деятельность, взаимодействует с другими людьми» [4]. Чтобы описать человека как личность, нужно охарактеризовать его качества, как он ведёт себя по отношению к другим людям, показывает себя через действия и поступки.

Нравственные качества могут быть хорошими и плохими – положительными и отрицательными. Качества доброго человека всегда вызывают отклик в людях и находят одобрение в обществе. Эти качества можно перечислять до бесконечности, какие-то достаются в наследство от предков, другие при желании нужно развивать. Это

  • искренность;

  • жизнерадостность;

  • оптимизм;

  • альтруизм;

  • надежность;

  • нежность;

  • обаяние;

  • честность;

  • общительность;

  • смелость;

  • пунктуальность;

  • верность;

  • порядочность;

  • заботливость и многие другие.

Негативные черты или качества присущи каждому человеку, еще древние мудрецы указывали на двойственность натуры человека и сравнивали «добро» и «зло» в нем с двумя волками – добрым и злым, борющимися между собой, а победит тот, кого человек больше вскармливает. Плохие качества проявляют себя в полной мере, если человек не усвоил морально-нравственных ценностей общества.

Отрицательные качества тоже можно представить целым списком:

  • зависть;

  • эгоизм;

  • высокомерие;

  • гордыня;

  • лицемерие;

  • пессимизм;

Не хотелось бы продолжать этот список, ведь мой проект посвящён положительным нравственным качествам.


















  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


    1. Выявление положительных нравственных качеств на примере героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», на первый взгляд, – произведение об истории Пугачёвского восстания. Но это только на первый взгляд. Название тогда становится совсем непонятным. Капитанская дочка – это главная героиня повести, Маша Миронова. Именно с ней и связана основная нравственная составляющая произведения.

Сразу всё передает его эпиграф, призывающий «хранить честь» с самых ранних лет, взятый из известной пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Я понимаю эти слова так: если ты с детства не будешь задумываться о своих поступках, о том, какие последствия они принесут, о тебе может в будущем сложиться не очень хорошее мнение.
















1.1 Положительные качества Марии Мироновой


В образе Маши Мироновой Пушкиным переданы лучшие качества всех женщин России: быть преданной и верной, уметь любить искренне и отчаянно, иметь чувство долга и быть самоотверженной. Маша росла в семье не очень богатых, но добрых людей. По характеру девушка стеснительная, застенчивая и робкая ,но честная, нежная и самоотверженная. Она отказывает Швабрину, не принимая его сущность. Зато с Гриневым старается быть искренней. Судьба у Маши непростая. Когда происходит взятие крепости, её родители погибают. И вопреки пессимизму из робкой и застенчивой Маши она превращается в сильного духом и отважного человека, который борется за свободу Гринева, отправляется к сударыне вступиться за него. Маша Миронова – девушка сильная, мужественная, преданная и верная.

Я бы назвал положительными нравственными качествами Марии Мироновой такие:

  • застенчивость;

  • молчаливость;

  • чувствительность;

  • наивность;

  • честность;

  • нежность;

  • чуткость;

  • вера в лучшее;

  • сила воли;

  • смелость;

  • решительность.




1.2 Положительные качества Петра Гринёва


Повествование в повести Капитанская дочка ведётся от имени Петра Андреевича Гринёва. Это молодой человек 17-18лет. Он сын дворянина, у которого глубоко развито чувство дворянской чести и долга перед государством. Он воспитывал в сыне качества, которыми должен обладать настоящий дворянин: честь, бесстрашие, великодушие.

Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» – это не просто положительный персонаж. В повести раскрывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.

В Белогорской крепости Гринёв показан в сравнении со Швабриным. В истории с дуэлью он проявил если не храбрость, то решимость, стремление постоять за честь девушки, которая ему нравилась. Истинную храбрость он проявит позднее, когда под страхом смерти откажется присягать самозванцу, целовать ему руку. Чувство чести и долга перед государством и императрицей, которой принес присягу, честность до конца перед Пугачевым и не только перед ним возвышают Петра Гринёва в глазах читателя. Гринёв проявит мужество и тогда, когда поедет в Белогорскую крепость вызволять Машу из рук Швабрина. В его пользу говорит и тот факт, что Гринёв готов идти на каторгу, чтобы только не вовлекать в разбирательство по поводу общения с самозванцем Машу.

Таким образом, можно назвать положительные черты Петра Гринёва:

  • щедрый;

  • добрый;

  • человек чести;

  • бескорыстный;

  • любознательный;

  • благородный;

  • честный;

  • смелый;

  • умеет сострадать.

Работая над проектом, я подумал, что больше положительные нравственные качества человека представлены, несмотря на название повести, в образе именно Петра Гринёва. Слишком во многих ситуациях требующих правильного выбора, он участвует.

























    1. Анкетирование одноклассников


Чтобы создать «Свод нравственных правил», я решил узнать у своих одноклассников, какие нравственные качества они ценят в современной жизни. Было опрошено 19 человек из моего класса. Наибольшее количество ребят назвали такие качества:

      1. честность – 15 человек (79%);

2.сила воли – 13 человек (68%);

3.смелость – 18 человек (95%);

4.решительность – 17 человек (89%).




















    1. «Свод нравственных правил»


«Свод нравственных правил» – это общепринятые моральные нормы. Таким нормам должно следовать большинство членов общества. Получив результаты анкетирования, я понял, что выявленных четырёх положительных качеств мне для «Свода нравственных правил» будет мало. Ведь правилами для жизни должны стать не только те, которые все замечают и хотят видеть в себе и других людях, но и те, которые очень важны, но им почему-то не придано значение. Поэтому для «Свода нравственных правил» я выбрал следующее:

    1. Человек должен быть честным, и не только с другими людьми, но и с самим собой.

    2. Важно быть решительным и смелым, чтобы добиваться в жизни поставленных целей.

    3. Сила воли помогает нам не только выбирать ориентиры, но и следовать им.

    4. Любознательность – важнейшее качество, это то, что двигает человека к знаниям.

    5. Добрые люди делают весь окружающий мир добрее, а в добром мире нет места злу.

    6. Каждый должен стремиться быть бескорыстным и щедрым, это привлекает людей.

    7. Всегда надо верить в лучшее будущее, никогда не опускать руки, и тогда можно добиться в жизни всего желаемого.







  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Выполнив проект, я узнал, что в современном обществе нравственности придаётся малое значение. А для того, чтобы человек оставался человеком, он должен думать о своих поступках и их последствиях. Я это увидел на примере поступков героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Я нашёл ответ на свой проблемный вопрос и понял, что для современного общества важно возродить ценностное отношение к положительным нравственным качествам, на что мне указало проведённое анкетирование среди моих одноклассников.

Кроме того, я проверил свою гипотезу и удостоверился, что, выявленные положительные нравственные качества в литературном произведении интересны моим одноклассникам.

Выполнив поставленные задачи и воспользовавшись разнообразными методами работы, я достиг поставленной цели: составил «Свод нравственных правил».














  1. СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е., дополненное. –М.: «А ТЕМП»,2010.

  2. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Проза. – М.: Художественная литература, 1987.

  3. https://dom-isemya.ru/semya/psihologiya-lichnosti/moralno-nravstvennye-kachestva-cheloveka/

  4. https://womanadvice.ru/kachestva-cheloveka-kakie-byvayut-chelovecheskie-kachestva















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!