БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Отдел управления образовательными системами
Собакина Елена Михайловна
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.
Научный консультант:
Жиронкина Лариса Николаевна
заместитель директора по научно-исследовательской работе
БУ ОО ДПО «Институт развития образования»,
кандидат исторических наук.
Актуальность темы
В настоящее время одной из приоритетных целей российского образования является достижение доступности и высокого качества образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Для этого разрабатывается индивидуальная образовательная программа .
В соответствии со ст. 2 п. 23 главы 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основной формой реализации индивидуальной образовательной программы является индивидуальный учебный план.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Обоснование проблемы
В Казенном образовательном учреждении Орловской области «Знаменская общеобразовательная школа-интернат» осуществляется модель полного инклюзивного образования.
Среди детей с ОВЗ можно выделить следующие категории:
1. Дети с задержкой психического развития (ЗПР), (вариант 7.1).
2. Дети с нарушением зрения – незрячие (вариант 3.1), слабовидящие (вариант 4.1).
3. Дети с нарушением слуха - слабослышащие, (вариант 2.1),
4. Дети с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), (вариант 5.2).
Одним из условий создания благоприятной среды для психического и физического развития обучающихся в условиях инклюзии, является разработка индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Цель и задачи
Цель: создание модели управленческого решения по разработке и внедрению индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях.
Задачи:
1. Проанализировать контингент обучающихся в образовательной организации с целью выявления нуждающихся в обучении по индивидуальным учебным планам.
2. Проанализировать перечень нормативно-правовых актов, регулирующих проектирование индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
3. Изучить требования к индивидуальным учебным планам для обучающихся с ОВЗ.
4. Создать модель разработки индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ.
Гипотеза проектирования
Создание модели разработки индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ и внедрение его в деятельность образовательной организации позволит каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.
Условия реализации проекта
1) Наличие в ОО службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, по рекомендации которой разрабатывается индивидуальный учебный план. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает школьный ПМПк.
2) Наличие в ОО нормативно-правовой базы, на основе которой реализуется проект.
3) Наличие подготовленных педагогических кадров.
Результаты проекта
Создана модель проектирования индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
№
Наименование мероприятия
1.
Анализ контингента обучающихся в образовательной организации.
Ответственный исполнитель
2.
Проведение заседания ПМПк по итогам анализа контингента обучающихся
Вид документа/ материалы
Администрация, специалисты школьного ПМПк
3.
Создание рабочей группы для разработки индивидуальных учебных планов.
План работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
4
Председатель школьного ПМПк.
Сроки выпол-ния
Протокол заседания школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Январь - февраль 2017 г.
Ожидаемый результат
Директор ОО
Разработка плана-графика по реализации проекта.
Выявление обучающихся, имеющих проблемы здоровья и развития.
Приказ о создании рабочей группы для разработки индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .
Вторая среда марта
Члены рабочей группы
Рекомендации для обучающихся с ОВЗ.
Апрель 2017г.
План-график по созданию индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .
Создана рабочая группа для разработки индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .
Апрель 2017г.
Создан план-график по разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ .
Результаты проекта
№
Наименование мероприятия
5
Изучение нормативных документов, регулирующих создание индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Ответственный исполнитель
6
Индивидуальная работа со всеми участниками образовательного процесса по уточнению результатов
Члены рабочей группы
Вид документа/ материалы
«Кейс» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Сроки выпол-ния
Члены рабочей группы
Ожидаемый результат
Май - июнь
2017 г.
Рабочие программы учителей.
Рабочие программы воспитателей.
Индивидуальные учебные планы.
Планы работы классных руководителей.
Создание электронного «кейса» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Июнь- август 2017 г.
1. Усовершенствование рабочих программ педагогов.
2. Усовершенствование индивидуального учебного плана.
3. Планирование работы с родителями (беседы, консультирование).
3. Контроль, публичное обсуждение результатов.
Результаты проекта
«Кейс» документов по требованиям к разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.10.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Результаты проекта
- федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373, «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» с изменениями от: 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060;
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81 « О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Результаты проекта
- приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Рекомендации по формированию учебных планов образовательных организаций Орловской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год (№ 837 от 15.06.16 г.);
- Рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Орловской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2017/2018 учебный год (№ 6-1/1291 исх. от 04.07.17 г.);
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования.
Результаты проекта
План управленческой деятельности по проекту
№
Наименование мероприятия
7
Создание индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Ответственный исполнитель
8
Рассмотрение индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ. на педагогическом совете ОО.
Члены рабочей группы
Вид документа/ материалы
9
Приказ ОО о разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Утверждение индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ руководителем ОО.
Сроки выпол-ния
Директор
Директор
Ожидаемый результат
Протокол педагогического совета.
Август 2017 г.
Созданы индивидуальные учебные планы для обучающихся с ОВЗ.
Приказ об утверждении индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Август 2017 г.
Реализация индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
1 сентября 2017 г.
Реализация индивидуальных учебных планов для обучающихся с ОВЗ.
Результаты проекта
1.4 Индивидуальный учебный план на 2017/2018 учебный год для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи. (Вариант 5.2). 2 класс. Пятидневная неделя обучения.
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс всего
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Русский язык
Иностранный язык
Литературное чтение
-
4
Иностранный язык
Математика и информатика
-
-
4
Обществознание и естествознание
-
Математика
-
Окружающий мир
-
-
Основы религиозной культуры и светской этики
-
4
Искусство
-
-
4
-
Основы религиозной культуры и светской этики
-
2
Музыка
-
-
4
Технология
-
-
-
-
-
Изобразительное искусство.
Технология (Труд)
-
1
-
-
Физическая культура
4
-
Итого
Физическая культура
1
-
-
2
-
1
-
-
-
-
3
1
-
-
-
20
-
1
1
-
-
-
3
21
Результаты проекта
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
-
Русский язык
3
Иностранный язык
-
1
Максимально допустимая недельная нагрузка
-
-
2
-
Внеурочная деятельность ( включая коррекционно-развивающую область)
3
23
Коррекционно-развивающая область
-
1
-
-
Развитие речи
10
-
2
-
Произношение
-
7
23
-
Логопедическая ритмика
2
-
-
-
-
Индивидуальная логопедическая работа
10
2
-
Другие направления внеурочной деятельности
1
7
-
-
2
Всего к финансированию:
-
-
2
-
-
3
2
1
33
2
-
3
33
Спасибо за внимание .