Экологический
экспериментальный проект
«Все начинается с семени»
( старшая группа №2)
Эколо
прро
Проект подготовила
воспитатель
Кунаева И.М.
Участники проекта: дети старшей группы №2, воспитатели и родители старшей группы №2
Тип проекта: групповой
Вид проекта: эколого - экспериментальный
Срок реализации проекта: февраль 2024 (краткосрочный)
Проблема:
Проблема:
В уголке природы дети увидели новые семена. «Что же можно из них вырастить? Как это сделать?» Воспитатели предложили ребятам поискать информацию на эту тему вместе с родителями. В свою очередь педагоги создали в группе все необходимые условия для поддержания познавательного интереса дошкольников.
Актуальность:
«Мир, окружающий ребенка – это прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» ( В.А.Сухомлинский) Мир растений удивительный и многообразный. Дети почти не имеют представлений о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Все эти вопросы привели нас к созданию проекта «Все начинается с семени».
Цель проекта:
Ознакомление детей с окружающим миром природы, разнообразием семян, формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности, формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи проекта:
- учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы;
- поддерживать интерес к исследовательской деятельности;
- формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы;
- обобщать представления дошкольников о семенах, о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
- приобщение детей к элементарной трудовой деятельности;
- воспитание интереса и любви к природе.
Предполагаемые результаты:
- из семечки, зернышка, луковицы можно вырастить растение;
- проращивание, посадка и уход за растениями будут вызывать интерес у детей, они узнают много нового о жизни растений;
- повысится экологическая компетентность дошкольников: они смогут различать некоторые виды семян, узнают особенности строения растения, научатся правильно ухаживать за всходами цветочной и овощной рассады;
- опытным путем исследуют условия, необходимые для роста и развития растений, научатся вести наблюдения и делать первые выводы;
- у родителей появится заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
1. «Подготовительный этап»
- подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах;
- подбор демонстрационного и игрового материала;
- приобретение и подготовка семян усилиями воспитателей и родителей;
- подготовка орудий труда, почвы, контейнеров для посадки.
Воспитатели познакомили ребят с особенностями прорастания семян и условиями, необходимыми для роста растения. Подготовили контейнеры, сделали в них дренажные отверстия, наполнили специальным грунтом для рассады «Универсальный».
На первом этапе произвели отбор семян овощей : помидор комнатный «СИБИРЯК», огурец «ЗОЗУЛЯ» , болгарский перец «РУССКИЙ РАЗМЕР», горох «ДЕТСКАЯ РАДОСТЬ». Дети сравнили семена по форме, размеру, цвету и сделали вывод: семена разных культур не похожи друг на друга, также как и овощи, выращенные из этих семян.
2. «Основной этап»
На втором этапе исследования произвели посадку семян ( горох, помидоры, перец ) в грунт , в контейнеры и стаканчики, увлажнили и прикрыли пленкой. Огурцы разложили на проращивание на ватном диске, предварительно увлажнив его. Через 2 дня семена огурцов «проклюнулись», а в грунте появились первые всходы комнатных помидоров. Всходы перца появились через 10 дней.
Объектом следующего исследования стали семена цветов : ЛОБЕЛИЯ, ВИОЛА, БАРХАТЦЫ, ГЕРАНЬ, КОЛЕУС . Ребята удивились, что семена колеуса , львиного зева и лобелии похожи: мелкие , как пыль, черного цвета, а семена бархатцев длинные, как палочки.
Проблема: из мелких семян вырастет маленькое растение, а из крупных семян – большое растение?
Детям было предложено посадить семена и понаблюдать как будут развиваться растения из семян разного размера.
Опыт «Можно ли вырастить герань из семян?»
В рамках фестиваля родительских инициатив в детском саду стартует акция «Симфония герани». За комнатной геранью мы ухаживаем постоянно: черенкуем, любуемся цветением и разнообразием окрасок. «Можно ли вырастить герань из семени, как другие цветы?» Вместе с ребятами решили принять активное участие: рассмотрели, посадили семена герани, дождались первых всходов, каждый день наблюдаем за ростом и развитием росточков. Скоро распикируем растения по большим стаканчикам, чтобы герань росла крепкая и здоровая. А весной наши цветы высадим вместе с родителями на клумбы детского сада.
Эксперимент
«Выращиваем ТРАВЯНЧИКА»
В ходе проекта ребята узнали , что семена могут прорастать не только в почве, но и в песке, опилках. Так у нас в группе появился очаровательный Травянчик. Ребята рассмотрели его до проращивания, хорошо пролили теплой водой, каждый день наблюдали как появляются ростки, радовались, что «прическа» Травянчика зеленеет с каждым днем все сильнее.
Опыт « Вырастет ли лук в воде?»
За ростом лука наблюдали , поместив его в контейнер с водой. Через день ребята проверяли как подросли корешки. Затем стали измерять длину пера подрастающего лука. Лук рос очень быстро, и ребята сделали вывод: в воде он растет хорошо! Первый урожай мы уже с удовольствием попробовали, добавили нарезанный лук в суп. Получилось вкусно и ароматно!
Ребята наблюдали как прорастают семена в разных условиях, измеряли длину ростков, научились простым правилам ухода за рассадой.
Выводы:
- нельзя допускать пересыхания грунта;
- должно быть достаточное количества света;
- ежедневно нужно снимать укрытие (плёнку), чтобы проверить влажность и проветрить;
- конденсат нужно вытирать во время проветривания;
- отсутствие конденсата на крышке или плёнке свидетельствует о снижении влажности, значит требуется увлажнение грунта.
Наблюдение за клубневыми культурами.
Наблюдали за клубнями картофеля, свеклы и моркови: посадили их в грунт, а ,чтобы они развивались быстрее, поместили их в тепличку. Пришли к выводу, что из клубней развивается новое растение, которое может дать семена при соблюдении некоторых условий.
3. «Заключительный этап»
Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали дети о росте и развитии растений из семени. Мы занимались и познавательно-исследовательской деятельностью, и продуктивной, играли и читали сказки. В ходе эколого – исследовательского проекта убедились, что « все начинается с семени».
Активное участие в реализации эколого-экспериментального проекта «Все начинается с семени» принимали родители (Казак А.В - лэпбук «Огород» , Пушилина М.С - модель «Круговорот воды в природе», Ролдугина И.В. - модель «Где живут пчелы?» , Панейко М.Ю. «Что необходимо растению для роста и развития?» и другие).
«Все начинается с семени,
Семя несет в себе жизнь,
В почве с течением времени
Мощно взрывается ввысь.
Семя в земле умирает.
Жизнь получает росток.
К солнцу, стремясь, раскрывает
Крошечный свой лепесток»
( А. Прокопчик )