СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Вредные привычки- за или против"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект для итоговой аттестации в 9 классе по биологии

Просмотр содержимого документа
«Проект "Вредные привычки- за или против"»

бюджетное общеобразовательное учреждение

Вашкинский муниципальный район

«Андреевская основная школа»








Исследовательский проект

Доклад:

«Вредные привычки: за или против!»

(предмет – биология)




Ученик:

Егоров Кирилл Алексеевич,

9 класс

Руководитель:

Грушина Оксана Алексеевна

















2019 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека……………..4

1.1 Курение и его влияние на организм человека…………………….…4

1.2. Алкоголизм – одна из коварных болезней человека…………….…6

1.3. Наркотики и их влияние на здоровье человека……………………..7

1.4. Меры профилактики вредных привычек……………………………..8

2. Практическая часть………………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………….11

Приложение…………………………………………………………………12

Список использованной литературы………………………………………13

















































Введение

Привычками называют поведение человека, которое возникает в процессе многократного повторения действия. Сформировавшись, привычка становится неотъемлемой частью образа жизни.

Среди множества полезных привычек, вырабатывающихся в процессе жизни, человек приобретает и множество вредных, к сожалению, привычек, наносящих непоправимый вред здоровью не только современных, но и будущих поколений.

В настоящее время к вредным привычкам относят курение, алкоголь, наркоманию.

Сегодня общество волнует возрастающая тревога приобщения к самым негативным привычкам детей и подростков. Поэтому Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большого количества людей страдает от наличия вредных привычек.

Объектом моего исследования стали ученики нашей школы.

Гипотеза. Мы считаем, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодежи. Большинство случаев потребления вредных средств молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять (спиртные напитки, сигареты, наркотики) является желание попробовать. По нашему мнению, негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью.

Цель работы: наметить пути решения проблемы вредных привычек у подростков и формирования здорового образа жизни

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;

  2. выписать из источников самые опасные виды вредных привычек

  3. проанализировать влияние каждой исследуемой вредной привычки в отдельности;

  4. определить роль и место изучаемой проблемы в жизни человека;

  5. указать пути решения данной проблемы;

  6. проанкетировать учащихся нашей школы

Методы исследования:

  • Подбор материала по теме.

  • Анализ литературы по теме.

  • Обобщение изученного материала.

  • Анкетирование

  • Выводы по собранному материалу.









Основная часть

1.Вредные привычки и их влияния на здоровье человека.

Здоровый образ жизни – это совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма и на его продуктивную работу.

Для этого нужно отдать предпочтение здоровому питанию, умеренным физическим нагрузкам, строго соблюдать режимы бодрствования и покоя, избавиться от вредных привычек и научиться контролировать свои мысли и эмоции. Немаловажное значение имеет и экологическая обстановка, но не всегда есть возможность ее изменить.

В первую очередь среди подростков острейшей проблемой современности является профилактика пьянства и алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании.

Человечество хочет иметь хорошее здоровье, но одни для этого прикладывают усилия, другие – вовсе ничего не делают.

Что влияет на состояние нашего здоровья:

  • около 50% – здоровый образ жизни;

  • примерно 20% – окружающая среда;

  • чуть меньше 20% – генетическая предрасположенность;

  • до 10% – система охраны здоровья.

Ведение здорового образа жизни предполагает:

  • разностороннее и полноценное развитие всех аспектов человеческой жизни;

  • увеличение продолжительности активного долголетия;

  • участие человека, независимо от его возраста, в трудовой, социальной, семейной деятельности.

1.1. Курение и его влияние на организм человека

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения.

Во-первых, никотин влияет на нервную систему человека. Чем выше развита нервная система, тем она менее устойчива к никотину. Влияние никотина на головной мозг было исследовано советским ученым А.Е. Щербаковым. Он выявил, что малые дозы никотина повышают возбудимость коры головного мозга на очень короткое время, а затем угнетают и истощают деятельность нервных клеток. При курении человек испытывает кратковременное возбуждение. Однако оно быстро сменяется беспокойством, раздражительностью. И человек опять начинает курить.

В первое время при курении наблюдаются неприятные ощущения: горьковатый привкус во рту, кашель, головокружение, головная боль, усиленное сердцебиение, повышенная потливость. Это не только защитная реакция организма. Однако постепенно организм курильщика привыкает к никотину, а потребность в нем перерастает в привычку, т. е. превращается в условный рефлекс, и остается все время, пока человек курит.

В результате курения постепенно снижается насыщение крови кислородом и развивается кислородное голодание, от которого страдает функция нервной системы, прежде всего, головного мозга.

У человека снижается способность выполнять тонкие операции руками, оценивать высоту звука, интенсивность освещения, длительность временных интервалов.

С возрастом у курильщиков больше, чем у не курящих, увеличивается количество холестерина в крови, повышается проницаемость стенок сосудов. У курящих подростков из-за высокой чувствительности их нервной системы к табаку чаще, чем у некурящих, встречаются нервные и психические нарушения. Такие подростки нередко раздражительны, невнимательны, плохо спят, быстро утомляются. У них снижены память, внимание, работоспособность.

Раннее курение нередко приводит к развитию так называемой юношеской гипертонии. Если вначале артериальное давление повышается периодически, ненадолго, то через 4-6 лет курения оно уже стойко держится на высоких цифрах.

Доказано, что одна выкуренная сигарета кратковременно повышает давление примерно на 10 мм. рт. ст. При систематическом курении артериальное давление повышается в среднем на 20-25 %. Исследования, проведенные в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков, показали имеющиеся у юных курильщиков нарушения обмена веществ в мышце сердца, что служит предпосылкой к будущим болезням сердца.

Через органы дыхания в организм поступают вредные компоненты табачного дыма. Имеющийся в дыме аммиак вызывает раздражение слизистых оболочек полости рта, носа, гортани, трахеи и бронхов. В результате развивается хроническое воспаление дыхательных путей. Раздражение никотином слизистой оболочки носа может привести к хроническому катару, который, распространяясь на ход, соединяющий нос и ухо, может привести к снижению слуха.

Попадая в трахею и бронхи (дыхательные пути, по которым воздух попадет в легкие), никотин действует на их слизистую оболочку, оседает в легких.

Курение способствует развитию туберкулеза легких.

Курение является основной причиной развития около трети всех заболеваний органов дыхания.

Табачный дым, имеющий высокую температуру, попадая в полость рта, начинает свою разрушительную работу. Изо рта курильщика неприятно пахнет, язык обложен серым налетом (один из показателей неправильной деятельности желудочно-кишечного тракта). Под влиянием никотина и частиц табачного дыма желтеют и портятся зубы. Температура табачного дыма во рту около 50-60 С, а температура воздуха, поступающего в рот, намного ниже. Значительная разница температур отражается на зубах. Рано портится эмаль, разрыхляются и кровоточат десны, развивается кариес (разрушение твердых тканей зубов с образованием полости), открывая, образно говоря, ворота для инфекции.

Раздражая слюнные железы, никотин вызывает усиленное слюноотделение. Курильщик не только выплевывает излишнюю слюну, но и проглатывает ее, усугубляя вредное действие никотина на пищеварительный аппарат. Проглатываемая слюна с никотином не только раздражает слизистую оболочку желудка, но и заносит инфекцию. Это может привести к развитию гастрита (воспаление желудка), больной испытывает тяжесть и боли в поджелудочной области, изжогу, тошноту.

Наиболее неблагоприятно влияет курение на органы пищеварения у лиц молодого возраста.

Надо отметить, что курение изменяет характер заболеваний органов пищеварения, повышает частоту обострений и осложнений, удлиняет сроки лечения.

Человек воспринимает все разнообразие мира благодаря органам чувств. Курение неблагоприятно влияет на них.

Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, края век распухают. Могут появляться быстрая утомляемость при чтении, мелькание, двоение в глазах.

Вредно действует курение также и на орган слуха. У большинства курильщиков острота слуха понижена.

Таким образом, систематическое употребление организмом никотина пагубно влияет на все органы и системы человеческого организма.


1.2.Алкоголизм – одна из коварных болезней человека.

Влияние алкоголя на организм человека. Алкоголизм – это прогрессирующее заболевание, которое вызывается систематическим потреблением алкогольных напитков и характеризуется влечением к ним, приводящим к психическим, физическим расстройствам.

Что касается алкоголя, то тут ситуация схожа с курением. Алкоголь оказывает общее разрушительное воздействие на все органы и системы организма.
Алкоголь угнетающе действует на умственную деятельность человека.
Алкоголь снижает кровяное давление, что может привести к смерти.
Кроме своего пагубного воздействия на физиологическом уровне, за счет угнетения мозговой деятельности у человека нарушается координация движений.

Алкоголизм - это заболевание, наступающее в результате постоянного употребления спиртных напитков (в том числе энергетических напитков). Последствия действия алкоголя плачевны для организма человека:

  • алкоголь толкает человека на безумные, подлые и некрасивые поступки.

  • вызывает замедление работы мозга и отмирание его клеток.

  • алкоголь губительно действует на детей ещё до их рождения:

  • увеличивает шансы рождения больного младенца;

  • дети алкоголиков развиваются медленнее своих сверстников;

  • употребление алкоголя сокращает жизнь человека на 10-15 лет;

  • алкоголь приводит к нарушению обмена веществ.

Таким образом, употребление алкоголя приводит к биологическому старению и социальной деградации личности.



1.3 Наркотики и их влияние на здоровье человека.

Наркомания, пожалуй, является самой жестокой среди всех вредных привычек. Она убивает человека и физически, и морально. Причем процесс деградации происходит крайне быстро: в течение буквально пары лет человек полностью меняется. И, увы, далеко не в лучшую сторону.
Большинство из наркотических веществ являются искусственными химическими препаратами, некоторые — и вовсе ядами.
Часто наркотики принимаются нестерильными шприцами, из-за чего возникает риск заражения самыми страшными болезнями современности.

Наркотики сегодня – реальность, а с ними:

1. Наркотик – средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использовании. Это прием ядов, которые становятся частью обменных процессов в организме, и вызывает привыкание;

2. Привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание.

3. Наркотики – это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности.

Специалисты выделяют факторы, способствующие привлечению подростка к наркотикам:

- сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;

- отдельные подростки стараются таким образом привлечь к себе внимание коллектива сверстников любой ценой, из-за того, что привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей.

Признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

  • резкая смена друзей;

  • резкое ухудшение поведения;

  • изменение пищевых привычек;

  • случаи забывчивости;

  • резкие перемены настроения;

  • полная утрата прежних интересов;

  • частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

1. Внешние признаки употребления наркотиков:

- неестественные расширенные или суженные зрачки;

- покрасневшие или мутные глаза, замедленная невнятная речь;

- состояние опьянения без запаха алкоголя;

- плохая координация движений;

- заторможенность, погружение в себя или суперактивность;

- бледность кожи;

- хронический кашель.

2. Очевидные признаки употребления наркотиков:

- следы от уколов, порезы, синяки;

- свернутые в трубочку бумажки, фольга;

- маленькие ложечки, капсулы, бутылки;

- неизвестные таблетки, порошки.

3. Изменение в поведении:

- нарастающее безразличие, потеря интереса к участию в делах семьи;

- уходы из дома и прогулы в школе;

- ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться;

- бессонница, чередующаяся с сонливостью;

- сверх болезненная реакция на критику, немотивированная агрессивность;

- частая и резкая смена настроения;

- участившаяся просьба дать денег или появление сумм неизвестного происхождения;

-пропажа из дома ценностей, книг, одежды и других вещей или предметов;

- частые необъяснимые звонки, резко изменившийся круг друзей;

- «вранье» по любому поводу (но обманывает как-то лениво, не тратит усилий на то, чтобы ложь была правдоподобная).

4. Каковы последствия и осложнения?

- похудение, дефицит веса составляет до 30-40кг;

- снижение иммунитета, смерть может наступить от любой инфекции;

- выпадение зубов, волос ломка ногтей;

- телесные повреждения: нагноения, рубцы;

- энергетическое снижение: вялость, утомляемость;

- психическая опустошенность;

- рассеянность, затруднение концентрации внимания, нарастающие расстройства мышления, памяти.

Как влияют наркотики на организм ребенка:

  • угнетение кашлевого центра (непоправимый вред легким);

  • угнетение функции сокращения сердечной мышцы, разрушение стенок сосудов, учащение сердцебиения;

  • препятствие нормальному росту и развитию;

  • воздействие на нервную систему – нарушение сна, галлюцинации, апатии, суицидальные наклонности и так далее;

  • угнетение процессов регуляции ЖКТ;

  • увеличение шансов на рождение неполноценных детей в будущем, бесплодие;

  • подверженность инфекционным болезням.


1.4.Меры профилактики вредных привычек.

1. Каждое утро начинать с зарядки.

2. Пить только обычную воду и соки.

3. Соблюдать правила личной гигиены.

4. Не употреблять курение, алкоголь и наркотики.

5. Больше бывать на свежем воздухе.

6. Принимать здоровую и полезную пищу.

7. Не находится вблизи курящего человека.

8. Заниматься спортом.

9. Следить за своим здоровьем.


2. Практическая часть.

Познакомившись с теоретическим материалом о вредных привычках, я решил выяснить, как учащиеся нашей школы понимают термин «вредные привычки» и знают ли как их избежать. И в результате своего исследования сделать соответствующие выводы.

В результате анкетирования мы получили следующие результаты:








































Заключение

  1. Алкоголизм, курение, наркомания – это самые вредные привычки для организма человека.

  2. Эти привычки наносят непоправимый вред не только самому человеку, а и его потомству, а также семье, коллективу и обществу в целом.

  3. Необходимо органам государственной власти, педагогическим коллективам значительно усилить и активизировать воспитательную, разъяснительную работу среди детей, подростков и взрослого населения о вреде таких вредных привычек как алкоголизм, курение и наркомания.

Отношение подростков к здоровому образу жизни носит неоднозначный характер. Здоровье рассматривается подростками как серьезная ценность. Они понимают значимость и важность ведения здорового образа жизни. В то же время, подростки не готовы реализовать свои знания о ЗОЖ на практике.

В своей работе мы постарались раскрыть понятие здоровья и значения здорового образа жизни для человека. В ходе работы над проектом, изучая дополнительную литературу и Интернет – ресурсы выявили, что здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

В своей экспериментальной части проекта я провел анкетирование школьников. По результатам был сделан вывод: в основном дети в нашей школе заботятся о своем здоровье и стараются вести здоровый образ жизни.

Хотелось бы отметить, что все поставленные цели и задачи данного проекта выполнены и раскрыты в полном объеме.

Закончить свое выступление я хотела бы высказыванием французского писателя и философа Мишеля Монтеня: «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».













ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учащихся на тему: «Вредные привычки»

  1. Напишите, какие вредные привычки вы знаете?

  1. Есть ли у ваших родителей вредные привычки? Да или нет.

  1. Какие вредные привычки есть у ваших родителей?

  1. Как вы считаете, вредят ли вредные привычки вашему здоровью? (Да или нет).

  2. Как вредные привычки вредят вашему здоровью?

  1. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

  1. Распределите слова на два столбика

Сигарета, чистая вода, фрукты, наркотики, спорт, зарядка, гамбургер, свежий воздух, кока-кола, грязная одежда.

ХОРОШО

ПЛОХО





































Список использованной литературы


1. Внимание – Наркомания - С. Гурски,2005г

2.Бросим Курить - Мириам Стоппард 2009 г.

3.Табакокурение и мозг - Л.К. Семенова 2006 г.

4.Алкоголь и дети - Е.В. Борисов, Л.П. Василевская,2009










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!