СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Старинные меры длины"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-познавательный проект по математике "Старинные меры длины"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Старинные меры длины"»

МОУ СОШ д. Сарафаново им. Героя России Ю.П. Яковлева











ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тип: Информационно-познавательный

«Старинные меры»









Выполнила ученица 7 класса

Хадыкина Юлия

Наставник: учитель физики и математики

Кузьмина Мария Олеговна










2018 г.

Оглавление



Введение 3

Глава I. Что такое мера? 4

§1. Верста и шаг 5

§2. Вершок и аршин 6

§3. Сажень 7

§4. Локоть, пядь, ладонь 8

§5. Линия, миля 9

Глава II. Задачи по математике 10

Глава III. Мое исследование 12

Заключение 14

Список литературы 15

Приложение 16



Введение


Читая произведения по литературе, школьные учебники, мы встречаем слова, обозначающие старинные меры, очень часто мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл текста. Поэтому я решила разобраться в этой теме подробнее.

Тема моего проекта «Старинные меры». Я выбрала эту тему, потому что хочу больше узнать о существовавших и существующих мерах длины, таких как сажень, верста, пядь, локоть, ладонь и другие.

Цель моей работы заключается в изучении старинных мер.

Задачи:

1. Изучить литературу и источники Интернет, рассмотреть какие меры длины существовали на Руси.

2. Узнать, какими мерами длины пользуются в настоящее время.

3. Познакомиться с задачами, в которых используются старинные меры длины.

4. Провести исследование по теме проекта.

5. Создать презентацию и информационный буклет.

Проектным продуктом будет создание презентации и информационного буклета по теме «Старинные меры».

Глава I. Что такое мера?


В эпоху раздробленности Руси не было единой системы мер. В XV и XVI веках вокруг Москвы произошло объединение земель. Встал вопрос о единой системе мер для государства, в связи с возникновением и ростом общегосударственной торговли. В XVIII веке меры уточнили.Петр I установил равенство трехаршинной сажени семи английским футам. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. [2]Прежняя русская система мер длины, дополненная новыми мерами, имеет вид:

1 (старая русская) миля

7 верст (7,47 км)

1 верста

500 саженей (1,067 км)

1 сажень

3 аршина (2,13 м)

1 аршин

16 вершков (0,71 м) или 28 дюймов

1 фут

12 дюймов (0,305 м)

1 вершок

0,044 м

1 линия

10 точек (2,54 мм)

1 точка

0,254 мм

1 дюйм

0,025 м


Я начала свою работу с того, что изучила подробно наиболее распространённые старые меры, упоминания о которых часто встречаются в нашей речи.


§1. Верста и шаг


Верста – от слова вертеть. Первоначально верстой считалось расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты ≈1060 м. На Руси верста, как мера длины, встречается с XI века. Для определения расстояния между населёнными пунктами и для межевания (от слова межа - граница земельных владений в виде узкой полосы) существовала на Руси до XVIII века межевая верста. Длина такой версты 1000 саженей (≈2,13 км). Позднее, при Петре I была введена верста длиной 500 саженей, на таком расстоянии друг от друга ставили вдоль дорог столбы. Вдоль основных дорог в начале XIX века в России появились чёрно-белые полосатые столбы.

Шаг – расстояние между пятками или носками шагающего человека. Средняя длина шага равна ≈71 см. В "шагах" в России определяли длину сторон земельных участков, расстояние между населёнными пунктами. Шаг, как мера длины, используются и в настоящее время. Существует так же специальный прибор - шагомер, который автоматически отсчитывает число пройденных шагов.

§2. Вершок и аршин


Вершок – ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см.Наименование «Вершок» происходит от слова «верх». Использовали вершки для измерения роста: мелких домашних животных и людей.

Аршин – главная русская мера длины, которая использовалась с XVI века. Название происходит от персидского слова «арш» – локоть. Эта длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине ≈71 см. Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран. Купцы привозили ткани, и их приходилось отмерять. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Мера была очень удобной – руки всегда при себе, – но был у неё существенный недостаток: длина руки у всех различна.

§3. Сажень


Сажень встречается в летописи с XI века. Слово «сажень» происходит от древнего слова «сягать» — «доставать до чего-либо», «хватать», «достигать». Саженей было более 10. [5] Они имели свои названия и значения. В таблице приведены некоторые из них.

Виды саженей

Сажень (в см)

Доли саженей

1/2

1/4 локоть

1/8 пядь

1/16

 Простая, прямая

152,76

76,38

38,18

19

9,5

 Мерная, маховая

176,4

88,2

44,1

22

11

 «Морская»

~ 183

91,5

45,7

22,8

11,4

 «Трубная»

~187

93,5

46,7

23,3

11,6

 «Сажень без чети»

197,2

98,6

49,6

24,8

12,4

 Косая, казенная

216

108

54

27

13,5

 Великая, косая

249,46

124,73

62,36

31,18

15,6


Наибольшее распространение и применение получили маховая сажень  и косая сажень.По измерениям построек XI века была уточнена прямая сажень. Она оказалась равной ≈152,7 см.

Маховая сажень ≈176 см – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

Косая сажень≈248 см – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки.

В строительстве и при измерении расстояний применялись саженные мерные веревки и деревянные «складени».


§4. Локоть, пядь, ладонь


Локоть – древнейшая мера длины, равная расстоянию от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. Оно колебалось от 38 до 46 см. Как мера длины на Руси встречается с XI века. В древности на Руси при торговле [2] холстом, сукном, полотном локоть был основной меркой. Пользоваться им было очень удобно. Позже локоть постепенно был вытеснен аршином.

Пядь, пядень (или четверть) – одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см, и пядь великую – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22 – 23 см.

Ладонь – мера длины, равная ширине ладони. Ладонь – ширина кисти, употреблялась для измерения меньших расстояний. Ладонь – 1/6 локтя (локоть шестиладонный).






§5. Линия, миля


Линия – очень маленькая старинная единица длины, равная ≈2,54 мм (0,1 дюйма, 10 точек) или ширине пшеничного зерна. В России линиями измеряли два вида предметов.

Первый вид предметов – диаметр нижней части (горловины) стакана керосиновой лампы. Второй вид предметов, измерявшихся линиями - это огнестрельные оружия. В линиях измеряли калибр винтовки или пулемета: диаметр канала, по которому движется пуля до вылета из ствола.

Миля– от латинского слова "милия" – тысяча (шагов) - русская мера длины.[5] Использовалось как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или ≈70468 км. Когда-то были специальные ходоки, которые помогали составлять карты: они отмеряли расстояние, считая шаги. Тысяча двойных шагов называлась милей. Величина её была от 1,4 до 1,9 километра. По указу Петра I русская миля = 7 верстам (≈7,47 км).

Глава II. Задачи по математике


В данной главе сделан подбор задач по математике на старинные русские меры длины.[1]

Старинная

мера

Задача на старинную меру

Сажень

Вершок

Дюйм

Между школой и баней 33 сажени. Из бани в школу ползет паук, а навстречу ему из школы двигается червячок. Пока червяк проползет один дюйм, паук успевает продвинуться на целый вершок. На каком расстоянии от бани они встретятся?

Сажень

Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака — за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?

Маховая

сажень

Ширина дороги три маховых саженей. Определите ширину дороги, если одна маховая сажень равна 213 см.

Верста

Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своем совершать каждый день по 40 верст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему делать в день по 45 верст. На какой день второй человек догонит первого?[3]

Расстояние между двумя населёнными пунктами 5 вёрст. Путник прошёл 3 версты. Сколько км ему осталось пройти?

Локоть

Роскошно липа расцветала. Под ней червяк завелся малый. Да вверх пополз во всю он мочь – Четыре локтя делал в ночь. Но днем сослепу полз обратно Он на два локтя аккуратно. Трудился наш червяк отважный, И вот итог работы важной, Награда девяти ночей: Он на верхушки липы сей. -Теперь, мой друг, поведай ты, Какой та липа высоты

Мальчик измерил длину стола. Если в сантиметрах длина равна 53 см, то, сколько это будет в локтях?

Аршин

Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?

Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное – 3 руб.

Человек прошел от деревни до города 2133,6 м. Сколько это будет в аршинах, если мы знаем, что 1500 аршин – это 1066,8 м.

Шаг

Определите, чему равна средняя величина 1 шага, если расстояние в 200 м первый раз преодолено за 256 шагов, а второй – за 268 шагов.


От пункта А до пункта Б 3 км. Средняя длина человеческого шага 70 см. Сколько шагов сделает человек, пройдя этот путь?

Пядь

Семь пядей во лбу. Каков лоб у этого человека?

Вершок

От горшка два вершка, а уже указчик. Каков рост указчика?


Данные задачи можно использовать на уроках математики, на математических кружках, на внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиаде.

Глава III. Мое исследование



Я провела исследование по старинным мерам длины, таким как шаг, косая и маховая сажень, локоть. В исследовании принимали участие учащиеся 7 класса. С каждого одноклассника были сняты три мерки: локоть, маховая сажень и косая сажень. Я вычислила среднее значение по нашему классу для каждой величины. Результаты оформила в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Результаты исследования по старинным мерам длины 7 класса.

п/п

И.Ф. учащегося

Локоть

(см)

Маховая

сажень (см)

Косая сажень (см)

1

Кристина Б.

39

147

180

2

Лидия З.

47

160

196

3

Максим К.

50

186

210

4

Андрей К.

47

180

188

5

Алексей К.

46

176

195

6

Алена К.

40

147

181

7

Надежда Л.

43

151

188

8

Владислава М.

39

149

180

9

Никита П.

41

151

170

10

Максим Р.

46

168

198

11

Анастасия Т.

37

140

184

12

Виталий У.

39

149

167

Среднее значение

42,8

158,6

186,4


Я измерила шаг каждого одноклассника и дала задание. Ученикам из д. Сарафаново: посчитать по пути из школы домой количество шагов, чтобы выяснить какое расстояние от школы до дома. Для учащихся из д. Десятилетие: посчитать количество шагов от остановки до дома. К результатам учеников из д. Десятилетие я прибавила 3 километра, так как расстояние между деревнями равно 3 км. Далее расстояние от дома до школы каждого одноклассника перевела в аршины.Результаты оформила в таблицу 2.



Таблица 2

Расстояние от школы до дома

п/п

ФИ учащихся

Количество шагов

Длина

одного шага

(м)

Расстояние от дома до школы

(м)

Количество аршин

(округление до целых)

1

Кристина Б.

760

0,69

524

737

2

Лидия З.

862

0,75

647

910

3

Максим К.

165

0,92

3152

4432

4

Андрей К.

612

0,85

520

731

5

Алексей К.

739

0,62

458

644

6

Алена К.

800

0,57

456

641

7

Надежда Л.

300

0,62

3186

4480

8

Владислава М.

1322

0,75

992

1395

9

Никита П.

173

0,72

3125

4394

10

Максим Р.

512

0,86

440

619

11

Анастасия Т.

524

0,62

3325

4675

12

Виталий У.

211

0,57

3110

4373

По данным таблицы видно, что из д. Сарафаново дальше всех от школы живет Владислава М. – 992 м, а ближе всех – Максим Р., 440 м. Из д. Десятилетие дальше всех живет Анастасия Т. – 3325 м, а ближе – Виталий У., 3110 м.

Заключение



Закончив свой проект, я могу сказать, что задачи, стоявшие передо мной, выполнены. А именно, я изучила литературу и Интернет - источники по теме своего проекта. Узнала, какими мерами длины пользовались на Руси, и какие используют в настоящее время. Сделала подбор задач, в которых встречаются старинные меры, такие как: аршин, верста, сажень, пядь, шаг, локоть, миля, вершок.

Провела исследование по своей теме и убедилась в том, что старинные меры длины не очень удобны, так как у каждого свой шаг, и он разный, у всех разные локти и сажень.И это неудобно для расчета расстояний, для определения длины дороги от дома до школы.

По теме проекта создала информационный буклет [Приложение] и презентацию.

Список литературы


  1. Аменицкий Н.Н., Забавная арифметика: [для сред.и ст. шк. Возраста] / Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров; ил.П.Н.Стуенко. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.: ил. - (Твой кругозор).

  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я., За страницами учебника математики. М.
    Просвещение,1989.

  3. Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи.— 2-е изд., испр.— М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988.— 160 с.

  4. Романов Г. Я., Наименование мер длины в русском языке. М.: Наука, 1975, 90 c.

  5. Рыбаков Б. А., Русские меры длины XI – XVв.М.,1984.


Приложение





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!