СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект « Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Целью  данного проекта является комплексное решение проблем профилактики

наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних.Может быть использован в работе  классных руководителей  и заместителей по В/Р.

 

Просмотр содержимого документа
«Проект « Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения»»

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МБОУ «Тукитинская СОШ» ,Хасавюртовский район,с.Тукита





Проект

« Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения»

Автор:Шахманова С.М.,ст.вожатая

МБОУ «Тукитинская СОШ»



























Тукита-2021г.



Содержание



Введение………………………………………………….2

Основная часть……………………………………………7

Заключение………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………….21





































Введение

Наркомания является одной из важных проблем общества, вызывающая острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными

веществами в образовательной среде. Ситуация осложняется тем, что

подростки в силу незавершенности возрастного, психического и личностного

развития быстрее, чем взрослые, попадают в болезненную зависимость от

психотропных веществ.

Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется

изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденции которой

является катострофический рост числа наркозависимых ‚прежде всего, среди

детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных

профилактических программ как наиболее эффективного направления

антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе

национальной — безопасности страны, — связанной с эпидемией

наркозависимости среди молодежи.

Для того чтобы активизировать работу школы в области профилактики,

обобщить имеющийся положительный опыт работы социального педагога,

классных руководителей, школы в целом было решено создать комплексный

Проект по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Цель и задачи проекта:

Целью проекта является комплексное решение проблем профилактики

наркомании, алкоголизма и табакокурения.



Проект предусматривает решение следующих задач:



- формирование у учащихся устойчивого психологического иммунитета к

наркотикам, алкоголю, табаку;

- формирование у школьников установок на ведение здорового образа

жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры;



- повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе;

- активизация разъяснительной работы среди родителей по вопросам

профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения;

- внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и

психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни;

-проведение работы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

-повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

- предоставление подросткам объективной информации о негативных последствиях приема ПАВ, алкоголя и табака;

-обеспечение координации усилий всех участников воспитательного

процесса в организации профилактической работы.



Основные направления реализации проекта



Комплексный проект предусматривает систему работы всех участников образовательного процесса с привлечением специалистов КДН, ПДН, больницы, социальных педагогов и других учреждений социума по следующим направлениям:

- Нет наркотикам! (профилактика наркомании).

- Жизнь без табака (профилактика табакокурения).

-Трезвость — норма жизни (профилактика алкоголизма).

- Здоровая личность.

Механизм реализации проекта

Организационное сопровождение осуществляет МО классных руководителей

МБОУ «Тукитинская средняя общеобразовательная школа», заместитель директора по воспитательной работе.

Главными исполнителями Программы являются классные руководители,

Совет активистов РДШ, обучающиеся школы, родители обучающихся.

Механизм реализации Проекта основывается на совершенствовании

форм и методов работы МБОУ «Тукитинская СОШ»

по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

Реализация содержания проекта воспитания предполагает использование

следующих педагогических технологий:

- технология адаптивной школы

- технология дифференцированного обучения и воспитания

- тренинговая технология

- личностно-ориентированная технология

- технология обучения и воспитания без насилия

- технология педагогической поддержки

- технология психолого-педагогического сопровождения

Формы работы:

-Анкетирование

- Игры и упражнения

-Тренинги

- Дискуссии

-Диспуты

-Ролевые игры

-Просветительские беседы

-Лекции

- Спортивные конкурсы

- Дни здоровья

- Встречи с медработниками

-Родительские лектории

-Вечера вопросов и ответов

- Изучение положения ребенка в семье

- Педагогическое наблюдение

- Конкурсы рисунков, плакатов, буклетов

- Выставки рисунков

- Акции



Критерии отслеживания эффективности проекта



Предлагается два способа отслеживания эффективности:



1-й способ:

Отслеживание эффективности всего проекта в целом.



Критерии:

- изменение количества подростков, пробовавших спиртное;

- изменение количества учеников, курящих сигареты;

- увеличение количества детей, негативно относящихся к наркомании,

алкоголизму, табакокурению;

- результаты проведения мониторинга здоровья учащихся;

- активность и заинтересованность школьников в участии в

мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.



2 способ:

Отслеживание эффективности каждого проводимого

мероприятия проекта.

После проведения мероприятия проводится анкетирование, опросы

участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности

мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и

степени добровольной вовлеченности родителей, обучающихся в

мероприятия.

Прогнозируемые результаты:

-адекватная оценка учащимися своего поведения;

- стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни;

-формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ, алкоголя,табака;

-отказ от курения, употребления алкоголя.



Организационные мероприятия по выполнению проекта

- координация деятельности участников проекта

- осуществление контроля за профилактической работой в рамках проекта



Основная часть

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Сделать существование человека на земле достойным помогает здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. И поэтому необходима совместная воспитательная и образовательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.

Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России и в том числе Дагестана, приняло за последние десятилетия угрожающие размеры и приобрели черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране, привели к тому, что в употребление наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части общества - детей и подростков.

Педагогическая профилактика носит комплексный характер- вопросы предупреждения курения, использования детьми алкоголя, наркотиков, таксикоманических веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса. У детей необходимо сформировать представление об абсолютной опасности и недопустимости любых форм одурманивания.

Содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее

актуальные для каждого возраста проблемы. Так, при работе с 6-8- летними

детьми основное внимание уделяется предупреждению приобщения к алкоголю, курению (наиболее реальным формам наркотического заражения для этого возраста).

Работа с 9-10- летними детьми предполагает анализ вопросов ‚связанных с предупреждением приобщения к наркотикам и таксикоманическим препаратам.

Педагогическая профилактика должна носить опережающий характер.

Целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до

наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду наркомании для ребенка становится реальным.

Педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а

конструктивно-позитивный характер. Важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления психоактивных веществ (ПАВ),но и показать ему, как без помощи ПАВ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.

При организации психолого-педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации. Полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобретения ПАВ (информация о специфических свойствах ПАВ, способах их применения).

Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач:

1. Реализация общих задач направлена на формирование у детей

ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности

соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально ценных

поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку

эффективную социальную адаптацию; развитие умения регулировать свое

поведение, прогнозировать последствия своих действий.

2. Реализация специфических задач связана с формированием у детей

представления о негативном воздействии ПАВ на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от любых форм использования ПАВ; с развитием отрицательных оценок в отношении различных аспектов наркомании; освоением приемов поведения, позволяющих избежать наркозависимость.



Информационно-методическое обеспечение

профилактической работы




Наименование мероприятий,

проводимых в МБОУ «Тукитинская СОШ»


Исполнители

1

Практические занятия и семинары для классных руководителей по вопросам организации профилактической работы

Соц. педагог,

психолог


2

Проведение консультаций для классных

руководителей по вопросам организации

профилактической работы


Зам. директора по В/Р


3

Организация выставок методической литературы по вопросам профилактики


Зав. библиотекой

4

Разработка методических рекомендаций по организации профилактической работы среди обучающихся и их родителей


Соц. педагог, психолог


5

Создание методической копилки мероприятий,

памяток по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения.


Соц. педагог, психолог


6

Создание банка форм работы и мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения.



Зам. директора по В/Р


7

Обобщение опыта работы школы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения.



Зам. директора по В/Р


8

Организация тематических встреч педагогов с работниками правоохранительных органов и органов здравоохранения по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения.



Зам. директора по В/Р


9

Совещания классных руководителей: «Профилактика вредных привычек у обучающихся»

Зам. директора по В/Р


10

МО классных руководителей:

- «Профилактика наркомании — главная задача воспитательного процесса с «трудными» обучающимися;




Руководители МО

11

Педагогические советы:

- «Роль учителя в формировании у учащихся сознательного отношения к собственному здоровью».


Руководители МО

12

Изучение нормативных документов по

Зам. директора по В/Р


13

Планирование работы классных

руководителей с обучающимися по направлениям программы.


Зам. директора по В/Р


14

Планирование работы со специалистами ПДН, ОВД и других социальных учреждений.


Зам. директора по В/Р


15

Оформление уголка по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

(разработки, методические материалы, памятки).


Соц. педагог,зав.библиотекой

16

Оформление стендов в фойе школы:


- «Профилактика употребления ПАВ»

- «Здоровье - всему голова»

- «Я выбираю ЗОЖ! »


Классные руководители, ст.вожатая,

активисты РДШ

17

Распространение справочно-информационных бюллетеней, буклетов, памяток,флаеров.


Активисты РДШ







Социально-психологическое сопровождение профилактической деятельности


Наименование мероприятия


Ответсвенные

1

Разработка системы мониторинга вредных привычек у обучающихся.


Соц.педагог,психолог

2

Информирование педагогов о результатах

проведенных мониторингов.


Соц.педагог,психолог

3

Сотрудничество с инспекторами ПДН по

вопросам профилактики.


Заместитель директора по В/Р

4

Проведение анкетирования по изучению

состояния профилактической работы.



Соц.педагог

5

Оказание помощи классным руководителям в организации и проведении мероприятий

профилактической направленности.


Заместитель директора по В/Р, соц. педагог,ст.вожатая,

активисты РДШ

6

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, учеников по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения.


Соц.педаагог

7

Подготовка и распространение памяток, буклетов для педагогов, родителей по профилактике ПАВ,

алкоголизма, курения.


Соц. педагог, Заместитель директора по В/Р,ст.вожатая,

активисты РДШ

8

Анализ состояния профилактической работы


(1 раз в год)


Заместитель директора по В/Р





Основные направления работы с обучающимися в

МБОУ «Тукитинская СОШ»



1.Внедрение эффективных методов для обучения детей умению противостоять вовлечению в любые формы наркомании;

2.Организация массовых мероприятий с учащимися по пропаганде ЗОЖ

(линейки, акции, походы, спортивные состязания);

3. Создание условий для обеспечения занятости подростков в внеурочное

время через организацию работы кружков, секций, клубов;

4. Организация выставок литературы для обучающихся по профилактике любых форм наркомании.

5. Проведение конкурсов плакатов, газет, буклетов, рефератов по проблеме профилактики;

6. Проведение диагностики обучающихся по проблеме наркомании, курения,алкоголизма.



Организация работы с учащимися

Направление «Наркотикам нет места в нашей жизни!»



Совместно с социальным педагогом, психологом, классными

руководителями в нашей школе проходит работа:



1. Беседы с обучающимися:

«ПАВ и последствия их употребления»

«Позитивный настрой в жизни без наркотиков»

«Выбирай спорт, выбирай здоровье!»

2. Классные часы:



- «Имя беды- наркомания»

-«Наркотики - свобода или зависимость, полет или падение»

- «Скажем, нет наркотикам»



3.Занятия с учащимися:



- «Как отказаться от предложенных наркотиков»

- «Сопротивление массовой рекламе ПАВ»

- «Наркотики, ПАВ и последствия их употребления»

- «Последствия употребления наркотиков»



4. Родительские собрания:



- «Профилактика наркомании и употребления ПАВ несовершеннолетними»

- «Наркомания. Что о ней нужно знать?»

- «Не допустить беды..»



Памятки для ПОДРОСТКОВ:

- «Скажи наркотикам «нет»»

- «Тебе нужны наркотики? Нет! Это наркотикам нужен ты

(информация к размышлению)»



Направление «Жизнь без табака»



Наименование мероприятия:

1. Проведение КТД «Суд над сигаретой»

2.Открытый урок « Наше здоровье-здоровье нации »

3.Конкурс рисунков «В здоровом теле –здоровый дух»

4.Выставка книг «Безвредного табака не бывает»

5.Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»

6.Участие в общешкольном кроссе «Осенний кросс»

7.Игра-викторина «Думай до, а не после»



Классные часы:

- «Подросток и наркотики. Необратимые последствия» (7-9 кл.)

- «В здоровом теле — здоровый дух»

- «Курение — опасное увлечение»

-«Жизнь без вредных привычек»

-«Взаимосвязь наркомании и других вредных привычек»

-« Я выбираю жизнь»



Родительские собрания:

- «Последствия употребления ПАВ »

-«Здоровье наших детей в наших руках»

-«Не допустить беды. Признаки употребления ПАВ»



Направление «Трезвость — норма жизни»

Наименование мероприятия



Классные часы:

- «Выбор есть всегда!»

- «Алкоголь и его последствия»

- «Скажем, нет алкоголю»

- «Алкоголь и человечество. Кто победит?»

- «Кто пойдет за «Клинским» или «Путь в никуда»



Родительские собрания:

- «Алкоголь — наш общий враг»

- «Вредные привычки и их последствия»

-« Последствие употребления алкоголя в подростковом возрасте»



Беседы с учащимися:

- «Алкоголь и спорт»

- «Алкоголь и курение - враги здоровья»

-«Влияние спиртных напитков на организм подростков»



Направление «Здоровая личность»



Наименование мероприятия

Занятия с учащимися:

- «Личность и индивидуальность»

- «Самоуважение»

- «Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения»

- «Способы преодоления стресса»

- «Сопротивлению давлению социального окружения»

- «Свобода и ответственность — выбор ХХI века»

- «Моё здоровье»

Беседы учащимися:

- « Спорт в моей жизни»

- «Правила жизни»

- «Что в жизни зависит от меня?»

Классные часы:

- «Позитивное мышление- залог успеха »

- «Я выбираю здоровый образ жизни»

- Игра «Школа самоуважения»

- «Как выбирать круг общения?»





Проведение месячника физкультурно-оздоровительной работы

1.Соревнования по армрестлингу.

2.Соревнования «Лучший бегун».

3.День Здоровья под девизом «Твое здоровье в твоих руках».

4.Участие в районных спортивно-массовых мероприятиях.



Родительские собрания:

- «Как сохранить здоровье ребенка»

- «Физическое развитие школьников»

-«Эмоциональное здоровье подростков»

- «Жизненные цели подростков»

-« Как помочь подростку приобрести уверенность в себе»

- «Нравственные приоритеты семьи»

- «Как сформировать положительные привычки у подростка»



Тесты:



- «Самооценка своего здоровья»



Конкурс плакатов «Здоровое поколение»



Основные направления работы с родителями учащихся:



-Активное включение родителей в процесс реализации программы;

-Индивидуальные и групповые беседы с родителями по вопросам

профилактики;

- Вовлечение родителей в совместную работу по проведению мероприятий с

учащимися.



Организация работы с родителями обучающимися



Наименование мероприятия



1. Проведение родительских конференций:

- «Психологический и духовный климат в семье»

- «Организация свободного времени подростка»



- «Основы формирования у ребенка навыков здорового образа

жизни»



2. Родительский лекторий:



- «Что такое наркомания»

- «Факторы риска развития наркомании»

- «Как воспитать ненаркомана»

- «Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики»

- «На пороге страшной беды» (профилактика детского алкоголизма)

- «Здоровый образ жизни - залог жизненного успеха»



Тематика родительских собраний:

- «Работа над ошибками»

- «Проблема наркомании. Не пытайтесь справиться в одиночку!»

- «Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребенка»

-«Влияние на здоровье ребенка негативной информации из соцсетей»

-«Роль родителей в профилактике вредных привычек»

Рекомендации классных руководителей родителям:



1. Советы родителям:

- «Климат в семье»

- «Восемь «нет!» для мамы с папой»

- «Правильная стратегия поведения родителей по отношению к

подростку, оказавшемуся в состоянии алкогольного или

наркотического опьянения»

2. На родительском всеобуче выступала с такими докладами:

- «Этика и эстетика семейного быта»

- «Алкоголизм, брак, семья и дети»



Памятки для родителей:

- «Осторожно, ПАВ!»

-«Защитим наших детей от бед»

-«Как не «просмотреть подростка»



Заключение



Мы живем в эпоху, когда отстраненность значительной части наших

сограждан относительно проблем жизни общества является печальной

реальностью. Но истина в том, что какую бы позицию мы не занимали,

происходящее вокруг рано или поздно сказывается на судьбе любого. Еще

несколько лет назад большинство из нас демонстрировало полное

безразличие к проблеме наркомании, полагая, что лично он и близкие ему

люди не имеют никаких отношений с психоактивными веществами. Сегодня

даже при этом условии мы начинаем понимать, что это не чужая беда:

современную ситуацию можно определить как наркоманическую эпидемию.

И любой здравомыслящий человек не может не понимать, что не только

будущее, но и настоящее наших детей зависит только от нас самих и не

может уклоняться от участия в профилактической работе. Говоря о

профилактике, мы имеем в виду прежде всего подготовку растущего

человека к свободному, а значит осознанному и ответственному выбору в

пользу здорового образа жизни, формирование такой системы ценностей,

которая бы позволила ему сказать нет любому психоактивному веществу.

Львиная доля ответственности в этом случае возлагается на институты

воспитания человека: семью и школу. Школьные работники как

профессиональные педагоги должны донести до детей и родителей

объективные знания о болезни химической зависимости, сформировать у тех

и других способность определять верную стратегию собственного поведения.

Данный проект не претендует на всесторонность освещения

профилактической антинаркогенной деятельности педагога, поскольку

система деятельности находится в стадии разработки, но я надеюсь, что

помещенные здесь материалы помогут многим педагогам, делающим первые

шаги в указанном направлении, получить достоверную информацию о

наркотиках и наркомании, определить собственную позицию и в различной

форме донести эти сведения до детей.

































Список использованной литературы



1. Внеклассные мероприятия: 8 класс, М.: ВАКО, 2009

2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 10-11 классы.- М.: ВАКО,

2006

3. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9

классы. — М.: ВАКО, 2009

4. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2005.

5. Классные часы. 9 класс/ Волгоград: Учитель, 2007

6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7

классы.-М.: ВАКО, 2008.

7. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы.

М.: 2003

8. Открытый урок нашей общей тревоги. Составитель Н.Клименко - М.:

«Эфлакс», 2003

9. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и

сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое

пособие/ С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. — М.:Центр «ланетариум», 200.

10.ПТрофилактика подростковой наркомании: Наглядно-методическое

пособие для педагогов и родителей/ С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. —

М.:Центр «Планетариум», 2002








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!