СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Профилактика аддиктивного поведения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный проект по профилактике аддиктивного поведения разработан в рамках кампании по психопрофилактике.

Цель проекта: профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения и игромании.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Профилактика аддиктивного поведения"»

19



ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России




Социальный проект по профилактике аддиктивного поведения

Автор: Бондаренко Любовь Дмитриевна










Социальный проект

«Профилактика аддиктивного поведения»

















НТТИ

2013

Содержание


Введение



Цели и задачи проекта


1

Методическое и информационное обеспечение проекта


1.1

Аннотация к социальному проекту «Профилактика аддиктивного поведения»


2

Паспорт проекта


3

Теоретические основы аддиктивного поведения


3.1

Понятие об аддикции


3.2

Аддиктивное поведение, зависимости


3.3

Предпосылки, факторы аддиктивного поведения


4.

Виды аддиктивной реализации


4.1

Алкоголизм


4.2

Наркотики


4.3

Курение


4.4

Азартные игры


5


Сценарий организационной игры «Профилактика аддиктивного поведения»



Заключение


8.

Список использованных источник


9

Приложение А Структура творческого проекта


10

Приложение Б Циклограмма творческого проекта


13

Приложение В Критерии оценивания участия в организационной игре


14

Приложение Г Анкета «Что вы знаете об алкоголизме»


15

Приложение Ж Тест на интернет - зависимость


16

Приложение И Анкета «Как вы относитесь к наркотикам»


17

Приложение К Тест «Почему я курю»






















Введение

Одним из направлений деятельности Психологической Службы Новочеркасского технологического техникума - интерната является психопрофилактика.

Психопрофилактика - это целенаправленная систематическая совместная работа психологов, педагогов, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья участников образовательно – реабилитационного процесса.

Психологическая профилактика это деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии студентов, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, одно из важных мест занимают проблемы борьбы с пагубными привычками. Эти отрицательные явления угрожают здоровью населения страны, а, следовательно, влияют и на национальную бе­зопасность.

Последнее время мы все чаще слышим понятие – аддиктивное поведение. Аддиктивное поведение (от англ. addiction— пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Субъект своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-пе­дагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Социальный проект «Профилактика аддиктивного поведения» разработан в рамках кампании по психопрофилактике, традиционно проходящей в НТТИ каждый год, в ноябре месяце. Защита проекта проводилась в рамках организационной игры.

Основной целью проекта является первичная профилактика аддиктивного поведение студентов НТТИ.

В рамках данного проекта студенты познакомились с такими видами аддикции как:

- наркомания;

- табакокурение;

- интернет зависимость;

- алкоголизм

В проекте участвовали 4 команды в составе шести человек от каждой группы. В качестве домашнего задания, в рамках организационной игры студенты представили презентации по проблематикам, социальные ролики, а в процессе проведения игры, студентами были выполнены плакаты по пропаганде здорового образа жизни, студенты отвечали на вопросы по зависимостям. Следует отметить, что такая форма работы очень понравилась студентам. В конце мероприятия группа - победитель получила диплом, остальные группы грамоты за участие в игре.

Настоящий проект является составной частью Программы по психопрофилактике. Проект может быть использован в работе психологов, педагогов, социальных педагогов в образовательно – реабилитационных и образовательных учреждений системы СПО.






Цели и задачи проекта


Цель проекта

Первичная профилактика аддиктивного поведения.

Дидактические цели проекта

  • агитация против пороков человека и пропаганда здорового образа жизни;

  • формирование коммуникативной компетентности (умение кратко и понятно излагать свои мысли);

  • формирование социальной компетентности (навыков работы в команде; умения отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию);

  • формирование предметной компетентности (самостоятельной, познавательной активности, навыков работы с большим объемов информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы, развитие креативных способностей, критического мышления).


Задачи:

  • познакомить с отдельными видами аддиктивной реализации и их последствиями;

  • овладеть обобщенными практическими навыками и умениями проведения исследований;

  • углубить знания о методах научного познания;

  • научить грамотно оценивать достоверность полученной информации;

  • научить устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать;

  • научиться лаконично излагать свои мысли;

  • приобрести навыки проектной деятельности



1. Методическое и информационное обеспечение проекта

1.1. Аннотация к социальному проекту «Профилактика аддиктивного поведения»

Социальный проект «Профилактика аддиктивного поведения»разработанв рамках компании по психопрофилактике.

Новизна проекта: комплексный подход в профилактике различных видов психологической зависимости.

Каждому известно: причинами поступков являются желания. Среди них различают желания произвольные (собственные) и желания вынужденные, возникающие из стремления избежать неудач и наказаний за несоблюдение правил и законов природы и общества. То есть, вести себя так, а не иначе вынуждают собственные прихоти, привычки, а так же закон, мораль, совесть, традиции, страх быть наказанным, опасность потерять жизнь. К вынужденным поступкам побуждают и навязчивые советы (вас убедили) поступить так – то знакомые, друзья, молва, реклама, четвертая власть – средства массовой информации) либо шантаж, угрозы, требования других лиц и т.д.

Собственные желания возникают из инстинктов и физиологических запросов организма. Так возникают желания принять пищу или напиток, выспаться, позаботиться о продолжении рода (реализовать сексуальные надобности), удовлетворить любопытство, заслужить признание окружающих и стать значительной личностью, т.д. Если же эти желания остаются нереализованными, человек испытывает преимущественно негативные эмоции и ощущения. У него формируется состояние застойного, неприятного самочувствия, неудовлетворенность своей жизнью, неизъяснимой тоски, меланхолии (хандры), эмоциональной депрессии.

Это состояние опасно тем, что вынуждает искать способы избавления от него. Человек вынужден искать способы заглушения собственной чувствительности – способы маскировки неприятных ощущений и эмоций (это способы создания утопического благополучия и самообмана). Или же человек вынужден искать способы искусственноговзбадривания и веселости. Зачастую поиск в этих направлениях приводит к формированию различных форм аддиктивного поведения (от англ. Addiction – склонность, пагубная привычка).

В ходе проекта студенты самостоятельно познакомились с различными видами аддиктивного поведения. Провели анкетирование участников образовательного процесса. Провели исследование по различным источникам информации, оформили результаты своих исследований в виде презентаций, подготовили и показали социальные ролики, в процессе игры оформили и представили агитационные плакаты и приняли участие в блиц – опросе, по каждой из четырех проблем.

Разрабатывая проект студенты узнали о пагубных последствиях аддиктивных зависимостей:

- интернет зависимости;

- алкогольной зависимости;

- табакокурения;

- наркомании

Видеоролики, презентации могут быть востребованы при проведении аудиторных и внеаудиторных занятий в качестве первичной профилактики аддиктивного поведения студентов, которая позволит сформировать у них личные качества, и обеспечит доминирование ценностей здорового образа жизни и действенную установку на отказ от курения, наркомании, игромании и алкоголизма.

Проект является личностно ориентированным, так как предполагает возможность участия в нем различного рода контингента студентов.


2. Паспорт проекта

Социальный проект

Профилактика аддиктивного поведения

Авторы проекта

Руководитель проекта: Л.Д. Бондаренко

Исполнители студенты 1 сп. об, 1сп.пр, 1сп.шв, 1 сп.пр Н


Учреждение

ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России

Описание проекта

Тема проекта

Социальный проект «Профилактика аддиктивного поведения»

Краткое содержание проекта

Социальный проект «Профилактика аддиктивного поведения» разработан в рамках компании по психопрофилактике. Видеоролики, презентации могут быть востребованы при проведении аудиторных и внеаудиторных занятий в качестве первичной профилактики аддиктивного поведения студентов, которая позволит сформировать у них личные качества, и обеспечит доминирование ценностей здорового образа жизни и действенную установку на отказ от курения, наркомании, игромании и алкоголизма.

В настоящее время мы очень часто сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения: агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов: "Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?

В последние годы, эта проблема в стране резко обострилась. Аддиктивное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов. Это серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

Проект является личностно ориентированным, так как предполагает возможность участия в нем различного рода контингента студентов

Предметная область

Социальный, межгрупповой проект проводится в рамках психопрофилактических мероприятий Психологической службы НТТИ

Цели и задачи проекта

Первичная профилактика аддиктивного поведения. Знакомство с отдельными видами аддиктивной реализации и их последствиями. Проведение анкетирования и анализ результатов по проблемам: интернет зависимости, табококурения, наркомании и алкоголизма.

Формирование ключевых компетенций у студентов:

1)коммуникативной - овладение студентами всеми видами речевой деятельности(устной и письменной); умение работать в команде;

2) информационной - умение самостоятельно приобретать новые знания, в соответствии с новыми жизненными проблемами, осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации;

3)организационной – умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить ее, владение навыками самоконтроля и самооценки;

4)интеллектуальной – умение анализировать, сравнивать,сопоставлять, обобщать, синтезировать, давать оценку фактам;

5) гражданской - критически мыслить, анализировать, полученную информацию из многих источников; понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе; принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию; реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности; устанавливать конструктивные отношения с людьми, уметь работать в группе: выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека; проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков толерантного поведения.

Типология проекта

Доминирующая в проекте деятельность

информационная, творческая, практико - ориентированная

Предметно – содержательная область

Проект разработан в рамках психопрофилактического направления Психологической службы

Характер координации проекта

непосредственный (гибкий)

Характер контактов

проект осуществлялся в рамках техникума

Количество участников проекта

24 человека (4 команды)

Продолжительность проекта

средней продолжительности - 5 недель

Этапы работы над проектом

1 этап

Мотивационный

Обозначение проблемы и беседа со студентами, обсуждение возникших вопросов, выдвижение гипотез.

2 этап

Планирующий

Обозначение источников информации. Подбор анкет для проведения исследования по проблематикам в каждой группе. Определение способов представления результатов. Установление критериев оценки результатов и участия в организационной игре.

3 этап

Информационно -операционный

Разработка сценария проведения организационной игры. Проведение, анкетирования по проблематикам, анализ результатов. Подбор информации по проблематикам. Анализ и обработка собранной информации. Оформление результатов в виде презентаций. Подготовка социальных роликов по каждой проблематике.

4 этап

Рефлексивно- оценочный

Представление презентаций, видео, плакатов каждой команды - участницы согласно сценарию организационной игры. Оценка результатов участия членами жюри. Вручение диплома и грамот участникам игры.


Параметры внешней оценки заданий проекта


1

«Представление результатов анкетирования»

- количество опрошенных студентов (50 и более опрошенных) - 5 баллов;

- выводы по анкете – 10 баллов;

- убедительность- 5 баллов;

-аргументированность- 5 баллов;

- научность – 5 баллов




30 баллов

2

«Представление социальных роликов»

- участие большего количества студентов группы – 5 баллов;

- удачная находка – 10 баллов;

- зрелищность (художественное и музыкальное оформление, реквизит) - 10 баллов;

- убедительность – 5 баллов;

- агитация за здоровый образ жизни – 5 баллов





35 баллов

Всего баллов по проекту

65 баллов

Оборудование и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1

Компьютеры

2

Мультимедийный проектор

3

Видеокамера

4

Принтер

5

Фотоаппарат

6

Электронные энциклопедии

7

Микрофон

8

Ватман

9

Фломастеры, краски, карандаши

10

Программа тренинга - игры



3. Теоретические основы аддиктивного поведения

3.1 Понятие об аддикции

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Современному человеку приходится принимать все возрастающее количество решений в единицу времени. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г.Селье, говоря об адаптации, пишет: “Большая способность к приспособлению, или адаптации, - вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу”. “Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни”. “Есть два способа выживания: борьба и адаптация”

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. “Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации”.

3.2 Аддиктивное поведение, зависимости

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Проблема аддиктивного поведения стала актуальной в связи с эпидемией развития химической зависимости, охватывающей многие слои населения. Уход от реальности путем изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в данный момент. Иногда необходимо избавиться от угнетенности, «сбросить» с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, успокоиться или наоборот заставить себя преодолеть страх и нерешительность, по — иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Стереотипы же поведения или так называемые привычки являются основополагающими механизмами работы нашего мозга. Проверенная однажды форма поведения, приведшая к реализации поставленной задачи и не закончившаяся фиаско, запоминается мозгом как безопасная и «эффективная» форма поведения, а остальные варианты, «непроверенные» практикой, т.е.подсознанием отвергаются как неизвестные, а, следовательно, неприемлемые, ибо все, что неизвестно -страшит и отвергается. Привычка же явление понятное, знакомое, поэтому, что бы ни происходило, как бы не менялась ситуация, мозг будет пытаться реализовать проверенные, пусть и чреватые негативными последствиями, стереотипы поведения. После того как привычка сформировалась, даже если она уже и не приносит некогда приятные ощущения, будет удерживать инстинктом самосохранения.

Такова природа патологических зависимостей: человек хочет (алкоголизироваться, курить, употреблять наркотики, играть в азартные игры, зависеть от любви) не потому что ему от этого хорошо, а потому, что уже не может не хотеть. У большинства складывается впечатление о возможности решения этой проблемы посредством использования «простых» способов: запретов, наказаний, пропагандистских кампаний, принудительного лечения и др. Изменение отношения общества к проблеме аддикциисвязано, прежде всего, с возможностью получения открытой квалифицированной информации, отражающей современный уровень знаний.

Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии.



3.3 Предпосылки и факторы аддиктивного поведения

Этому процессу могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния.

Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольнойаддикции. Джек Лондон писал: «Начало пути — рюмка, середина — выпивающая компания, легкая выпивка, пара рюмок за обедом. Конец — в тюрьме за убийство в пьяном виде, за растрату, в психиатрической больнице, в могиле от случайной и легкой болезни».

К психологическим факторам относятся личностные особенности, различные психологические травмы, перенесенные в раннем детском возрасте.

Социальные факторы включают как семейные, так и внесемейные взаимодействия. Здесь в первую очередь играет роль воспитание, которое создают более высокий риск возникновения аддиктивного поведения. Влияние семьи на психологическое состояние ребенка проявляется уже в самом раннем периоде его жизни, когда мать оказывает психологическое влияние на ребенка на невербальном уровне сразу же после его рождения. Эмоциональное напряжение, тревожность матери, передается ребенку, лишает его чувства безопасности. Ребенок в грудном возрасте, очевидно, лишен возможности освободиться от этой ранней тревоги, облегчить ее. Вместе с тем необходимость чувствовать себя в безопасности чрезвычайно важна для него, так как тревога приводит к формированию различных нарушений психического развития и физического здоровья. Единственный способ снять тревогу у ребенка заключается в устранении эмоционального напряжения у самой матери и проявлении нежности по отношению к ребенку.

4. Виды аддиктивной реализации

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества.

Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. У аддиктов, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и др. веществами, развивается интоксикация, наряду с психологической зависимостью появляются разные формы физической и химической зависимости, что связано в свою очередь с нарушением обмена веществ, поражением органов и систем организма, наблюдаются психопатологические явления и личностная деградация. При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы. Рассмотрим немного подробней отдельные формы аддиктивного поведения.

4.1 Алкоголизм

“По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только в медицинском аспекте, занимает третье место после сердечно – сосудистых и опухолевых заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально – экономических последствий”

Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. “Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его “воспроизведению”, для чего усиленно прибегает к алкоголю”. “Особенно опасно возникновение механизмов аддиктивного поведения, связанное с допинг-эффектом в случаях, если последний выражается в возникновении психического состояния, субъективно облегчающего творческий процесс у лиц, занимающихся живописью, писателей, поэтов, музыкантов и др.”

Нередко аддикты навязывают свой стиль поведения друзьям и близким, что происходит без всякого опасения перед возможностью возникновения стойкой алкогольной зависимости. Традиционная антиалкогольная пропаганда неэффективна, т. к. она может только закрепить уверенность аддикта в безопасности выбранного средства аддиктивной реализации, потому что собственный опыт приема алкоголя противоречит содержанию пропагандистских деклараций. В последнее время растет сеть учреждений, призывающих избавиться от алкогольной или никотиновой зависимости с помощью кодирования или других методов, не имеющих в своей основе серьезной психологической работы с причинными механизмами аддикции, адекватной личностной коррекции и поддержки. Рекламирование таких служб довольно интенсивное, но, во-первых, носит навязчивый характер, чем может спровоцировать реакцию неприятия, а, во-вторых, способствует упрочению иллюзии, что избавиться от губительной зависимости можно в любое время и без особых усилий.

Длительный прием алкоголя ведет за собой физическую зависимость. Ее характеризуют следующие признаки: явления алкогольной абстиненции (“похмельный синдром”), потеря ситуационного и количественного контроля, повышение толерантности к алкоголю в 8-10 раз по сравнению с изначальной (потребность в большей дозе для достижения прежнего эффекта). Постепенно нарушаются мнестическиепроцессы, снижается круг интересов, наблюдаются частые перепады настроения, ригидность [то есть отсутствие гибкости] мышления, сексуальная расторможенность. Снижаются критика к своему поведению, чувство такта, проявляется склонность винить в своих бедах неудачный брак, работу, ситуацию в стране и т. д. Происходит социальная деградация (распад семьи, потеря работы, асоциальное поведение). По мере прогрессирования алкогольной аддикции у людей с таким стилем поведения наблюдаются сходства в мотивах деятельности, интересах, привычках, во всем образе жизни.

4.2 Наркомания

В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики (марихуановый ряд). Они быстро вызывают психологическую зависимость: ощущение кайфа, усиление воображения, физической активности, философствование. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества в виде ингалянтов (кокаин, экстази) и в виде внутривенных инъекций (героин), почти сразу же вызывающих физическую зависимость. Длительный приём марихуаны и многих других веществ (мескалин, ЛСД и др.) провоцируют психические заболевания. Наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все, не относящееся к аддикции, быстрее наступает опустошенность. Возрастает интровертированность. Круг общения охватывает в основном тех, кого объединяет наркотическое пристрастие. Лица, злоупотребляющие, наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

4.3 Курение

В последние годы среди подростков стало широко распространяться курение. Современный российский школьник начинает курить в среднем в 13 лет, в т.ч. юноши в 12,3 г., а девушки - в 13, 9 лет. В составе учащейся молодежи курят в среднем 55%, в т.ч. среди учащихся школ - 45,5% .

Среднедневное потребление сигарет учащейся молодежи - 10,5 штук, т.е. большинство категорий учащейся молодежи, выкуривает больше, чем по половине пачки сигарет в день.

Вырастая среди курящих, дети не сомневаются в том, что курение - такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения. Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих - не более 25%.

В приобщение к курению весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек - самых распространенных форм досуга подростков. В связи с небывалым ростом числа молодых курильщиц были выявлены основные мотивы их приобщения к курению. Анализ ответов показал, что основным стимулом начала курения явилась мода. На вопрос, почему девочки начали курить, 60% из них ответили, что это "красиво", "это модно". Были и другие варианты ответов: "курят, потому что хотят понравиться", "хотят привлечь к себе внимание", "обращают на себя больше внимания мужской части компании" и т.д.

Психологию тяги девушек к курению можно дополнить такими данными: "…девушку интересует характер своеобразного ритуала. В нём неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из неё сигареты, закуривание от пламени красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек - несомненное владение техникой курения…

Нередко начало курения табака вызывает неприятные ощущения - першение в горле, тошноту, рвоту, но если человек продолжает курить, то неприятные ощущения постепенно проходят, вырабатывается привычка.

У курильщиков постепенно формируется т.н. никотиновый синдром. Началом никотинового синдрома следует считать период, когда пропадает неприятное ощущение, вызываемое курением.

В динамике развитие никотинового синдрома условно можно выделить три стадии. В основе этих стадий лежат шесть ведущих синдромов. Это психическое и физическое привыкание, измененная реактивность, психические, соматические и неврологические нарушения.

В период появления предвестников никотинизма отмечается разовое курение, что приводит к неприятным ощущениям - першению в горле, кашлю, шуму в ушах, тошноте.

Начальной стадией болезни следует считать время, когда пропадают неприятные ощущения, вызываемые курением, и появляется чувство довольства, легкой эйфории. Далее постепенно наступает психическое привыкание, появляется желание курить, ощущение, что курение повышает настроение, улучшает самочувствие. Физического влечения нет. На этой стадии подростки способны усилием воли прекратить курение. Продолжительность начальной стадии от 1 до 5 лет.

Хроническая стадия курения носит стойкий характер, ибо имеется тяга к табаку, психическое влечение носит обсессивный характер с периодическим получением комфорта. Физическое влечение начинает проявляться в желании после перерыва вновь закурить, некоторых явлениях дискомфорта при отсутствии возможности закурить.

В поздней стадии реактивность организма меняется. Это выражается в снижении толерантности, курение вызывает неприятные ощущения, боли в области сердца, общий дискомфорт, снижается психическое влечение, комфорт от употребления табака с годами появляется все меньше и меньше, часто просто остается автоматическая привычка курить.

Курение подростков отражается на физическом развитии, ребята плохо растут, отстают в весе. Такие подростки выглядят худыми, с землистым цветом лица. Особая вредность курения для подростков объясняется еще и тем, что, стремясь скрыть свой порок от родителей и учителей, подростки курят тайком, торопливо, сильнее затягиваясь табачным дымом. В таких условиях происходит интенсивная переработка табака и в табачный дым переходит больше вредных веществ. Больше табачных ядов находится в дыму при докуривании сигареты до конца, а именно так делают ребята. Большой вред приносит докуривание окурков, к чему прибегают подростки, не имея денег на покупку сигарет. Необходимо напомнить об опасности передачи инфекции через окурки, побывавшие в губах неизвестных. Причем подростки курят самые дешевые сигареты, а в них никотина больше, чем в табаке высших сортов. Никотин снижает слух и нарушает зрение у подростков, вредное действие табачных ядов сказывается на работе головного мозга. В лаборатории американского ученого Гуле было установлено, что у курящих юношей на 5% снижается объем памяти [13]. "От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой", - говорил И. Гете еще в начале прошлого века.

Курение является одной из причин развития нервных расстройств в подростковом возрасте. Несовершеннолетние становятся раздражительными, вспыльчивыми, плохо спят, нарушаются внимание и память. Роль табака в этиологии эпилептиформных припадков подтверждается многими авторами. У 12-летнего мальчика под влиянием интенсивного курения появились эпилептиформные припадки и прошли без всякого лечения после прекращения курения.

Известно, что с увеличением числа молодых курильщиков помолодел и рак легких. Один из ранних признаков этой болезни - сухой кашель. Заболевание проявляется болями в легких, утомляемостью. Такова цена курения для молодежи. К сожалению, в силу возрастных особенностей, подростки не осознают до конца степень пагубных последствий курения табака. Чтобы преодолеть эту "неосознанность", может быть, стоит, как можно раньше знакомить юных поклонников табака с трагическими последствиями многочисленных "экспериментов", устраиваемых малолетними курильшиками? Ведь в литературе описано множество случаев смерти детей в результате отравления табаком.

Таким образом, у курения как процесса удовлетворения надуманных потребностей очень много существенных отрицательных сторон. А положительных сторон у курения не существует.

4.4 Азартные игры

Этот вид аддикции не связан с приемом изменяющих состояние веществ. Они отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим может происходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т. д. в целях стимуляции активности и обострения ощущений. Способствовать риску развития пристрастия к азартным играм могут дефекты воспитания в семье: гипоопека (говоря по русски – недостаточное внимание родителей к воспитанию детей), эмоциональная нестабильность, излишняя требовательность, стремление к престижности и переоценка значимости материальных благ.




5. Сценарий деловой игры

Профилактика аддиктивного поведения

Ведущий:

Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с проблемой аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и нет возможности противостоять аддикции. Выбор аддиктивной стратегии поведения обуславливается в трудностях адаптации к проблемным жизненным ситуациям, таким как сложные эмоциональные условия, разочарование, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Аддиктивная личность, как было сказано выше, в своих попытках ищет универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблем. Естественная адаптация аддикта нарушена на психофизиологическом уровне. Признаком этого является ощущение психологического дискомфорта. Свойственны перепады настроения, низкая переносимость фрустрации. Для восстановления психологического комфорта выделяется аддикция, стремление к искусственному изменению психического состояния, получение субъектом приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью . Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких - то предметах или действиях можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций используя разные варианты аддиктивной реализации. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов.

Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии. Этому процессу могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросред

Виды аддиктивной реализации.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества.

Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы рассмотреть проблему аддиктивного поведения, а помогут нам в этом студенты второго курса

1сп.шв- команда « Я выбираю жизнь»

1сп.об- команда- «Стимул»

1 сп.пр- команда –«Маяк»

1 сп.пр.Н- команда- «Виртуалы»


Наши команды сейчас будут презентовать свои работы по проблеме аддиктивного поведения по своим тематикам.

1 сп.шв осветит проблему алкогольнойаддикции

1 сп.об проблему табачной зависимости;

1 сп.пр осветит проблему интернет зависимости;

1 сп.пр.Н.- проблему наркотическойаддикции.

Команды довольно хорошо знакомы со своими темами, но для того чтобы дать возможность подготовиться к первому заданию объявляется небольшая информационная пауза.

А первое задание команд будет очень простое - одним из действенных элементов пропаганды здорового образа жизни являются агитационные плакаты.

Внимание сейчас команды за пять минут должны нарисовать плакаты, но использовать традиционные символы слово «НЕТ», перечеркнутые бутылки, шприцы и сигареты нельзя, у всех четырех командах будут одинаковые материалы, карандаши, фломастеры, краски.

1 сп.шв пойдет работать на балкон;

1 сп.пр пойдет работать в 223 кабинет;

1 сп.оббудет работать в сенсорной комнате, стол у окна;

1 сп.пр.Н- будет работать в сенсорной комнате, стол у стены.

Наших участников к месту их работы сопроводит Виктория Анатольевна Какеева.

Пока команды будут готовиться, позвольте мне представить наших экспертов, которые будут давать свои оценки и, так или иначе, влиять на общий результат игры ( представление экспертов)

И так наши команды уже готовы, просим подходить к микрофону и презентовать свои плакаты. Но вначале жребий четыре полоски с номерами выступления (вскрывается конверт с номерами)

Ведущий: и первой защищать свой плакат идет команда_______________

Проводится презентация плакатов всех команд – участниц

Ведущий: Наши команды в течение недели проводили анкетирование по своим темам и сейчас участники команд представят результаты анкетирования и осветят проблемы, которые выявились в результате анализа.

Для этой работы ребята использовали следующие тесты и анкеты:

анкета «Что вы знаете об алкоголе?» ,приложение Е;

тест на интернет зависимость (см. приложение Ж);

анкета «Как вы относитесь к наркотикам?» (см. приложение И);

тест «Почему я курю» (см. приложение К).

А первой пойдет команда (вскрывается конверт жеребьевки №2, определяется порядок участия в этом задании)

Ведущий: И пока команда – участница под №1 готовиться к представлению проекта просим наших экспертов огласить результаты 1 задания.

Эксперты озвучивают количество баллов, которое набрала каждая команда

Команды демонстрируют свои презентации

Подводится итог работы с презентациями, оглашаются баллы

Ведущий: Мы решили, что в процессе игры- тренинга команды попробуют проявить все свои качества. И вот, одно из таких качеств, на наш взгляд, очень важное для политиков - осведомленность. Мы предлагаем командам продемонстрировать это качество.

Задание №3 блиц - опрос

Ведущий объясняет, что сейчас пройдет перекрестный блиц-опрос. Каждой команде будет задано по 4 вопроса. Если команда через 3 секунды не ответит, то вопрос может быть переадресован «группе поддержки». Если ответ не полный или не правильный, ведущий обращается к соперникам. Если ни одна команда не знает правильный ответ, то вопрос адресуется болельщикам. Каждая команда имеет право только на один ответ на каждый заданный вопрос.

В любом случае ведущий дает правильный ответ.


(вопросы)

  1. Что такое абстиненция? (состояние тревоги, депрессия, при отсутствии наркотического препарата)

  2. Чем характеризуется первая стадия алкоголизма? (изменением чувствительности организма к алкоголю)

  3. – Смертельная доза никотина для подростка составляет….?

    1. (Полпачки сигарет, выкуренной сразу! И это реальный Факт!!!)

  4. – Что такое игромания? (это навязчивая идея, признанная в современном обществе как болезнь.

  5. –– Как называется способ употребления наркотиков путем вдыхания(ингаляция)

  6. – Кто были первыми европейцами, пристрастившимися к курению? (испанцы)

  7. – Что такое «физическая зависимость».(перестройка функциональной деятельности организма, прекращение приема наркотика, в этом случае, вызывает серьезные психические и физические нарушения)

  8. Чем характеризуется вторая стадия алкоголизма (появляется похмелье, изменяется личность человека)

  9. –Сколько вредных веществ содержится в одной сигарете?

(научный факт- около 3000 –кошмар, среди которых- угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивный полоний и несколько десятков канцерогенных смол…… )

  1. Нужно ли лечить интернет зависимость, если да , то как? ( осознать проблему и найти ее решение)

  2. После скольких приемов героина наступает полная зависимость. По данным исследований у 72% его попробовавших (после 3 инъекций)

  3. Какой орган человеческого тела в первую очередь подвержен отрицательному воздействию алкоголя (печень)

  4. –Что такое «аддиктивное поведение»? (изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций)

  5. Как называется зависимость от азартных игр. ( гембринг)

  6. В каком возрасте около 25% российских мальчиков приобщаются к курению …? (до 10 лет- ужас!!!)

  7. Алкоголизм – это болезнь? (тяжелое заболевание поражающее все органы )

Блиц-опрос окончен.

Ведущий отмечает, у кого были более точные «попадания». И жюри- эксперты оглашают оценки этого конкурса.

Далее ведущий объявляет о четвертом задании

Всю неделю наши команды трудились не покладая рук, и сейчас они представят свои социальные ролики, которые они снимали самостоятельно. Сейчас мы увидим их творческие работы, как всегда конверт с полосками, кто же первый будет представлять свое творение.


Вскрывается конверт и определяется номер участия в 4 задании. Определяется первая команда – участница. А пока свой ролик готовит первая команда, наши эксперты зачитают результаты второго конкурса.

После демонстрации всех социальных роликов, эксперты, подводят результаты четвертого задания, считают общее кол-во баллов, определяется команда – победитель

Жюри подводит итоги, отмечает удачные находки, проводит анализ, что на их взгляд соответствовало или не соответствовало условиям игры


Сегодня сейчас, у всех на глазах победила команда________________________

Далее поздравление и вручение диплома.

Ведущий: Мы очень надеемся, что когда у вас что-то не заладится в жизни, вспомните о том, о чем мы сегодня говорили и примите правильное решение.

Спасибо всем за активное участие в игре – тренинге!


Пожелание на прощание: Будьте здоровы!

Заключение

Стремление к искусственному изменению психического состояния и получение субъектом приятных эмоций называется аддикцией. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких - то предметах или действиях можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций используя разные варианты аддиктивной реализации. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое сознание.

Проект тренинг – игра «Профилактика аддиктивного поведения» посвящен таким видам аддиктивной реализации как:

- табакокурение;

- игромания;

- алкоголизм;

- наркомания

Основной целью проекта является первичная профилактика аддиктивного поведение студентов НТТИ.

Для решения поставленной цели в рамках проекта проделана следующая работа:

- проведено анкетирование студентов по аддиктивным реализациям;

- проведен поиск и подбор литературы;

- проведена обработка анкет и разработаны презентации по результатам исследования;

- сняты видеоролики по профилактике здорового образа жизни;

- в рамках тренинга – игры выполнены плакаты по профилактике здорового образа жизни;

Проект, а также, его составные части (презентации, видеоролики, результаты анкетирования), могут быть использованы как в аудиторной, так и в рамках внеаудиторной работы.






Список использованных источников

1. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., М.: 2003

2. Бадмаев  С. А.  Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. «Магистр», 2001

3. Березина С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., 2000

4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у детей. М., 1999

4.Карсаварский Б.Д. Клиническая психология. Питер -2010

5. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков. Практическое руководство М., 2005

6. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л.Профилактика вредных  привычек школьников. — М.:  « Просвещение» , 2001.

7. Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе, практическое пособие М.2004

8. Фалькович Т.А., Вымсоцкая Н.В., Толстухова Н.С, ПодросткиXXIвека, психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях, М «Вако» 2007.

Приложение А

Структура творческого проекта

Презентация готового продукта

Оформление проекта на бумажных носителях

Результаты проведения анкетирования

Электронные презентации

Запись на СД диске

Агитационные плакаты

Социальные ролики

Знакомство с понятием аддикция и аддиктивных зависимостей, пропаганда здорового образа жизни

Проблема, требующая решения







Практически значимый культурный продукт



Планирующий

Рефлексивно- оценочный

Информационно- оперативный



Мотивационный

Основные компоненты проекта

Творческий проект тренинг – игра «Профилактика аддиктивного поведения»

Приложение Б Циклограмма творческого проекта

Этапы деятельности

Постановка проблемы

Формирование рабочих

групп, решение проблемы

Планирование деятельности по реализации проекта

Подготовка проекта

Презента

ция

проекта

Сбор информации

Структури

рование информации

Изготовле

ние продукта

Оформле

ние продукта


Циклограмма проекта выполненного в течение 7 недель с 01.10.11 по 22.11.11

01.10.2011 по 05.10.2011

Формулировка совместно с руководителем темы проекта, обозначение проблемы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей

0.6.10.11 по10.10.11

Составление плана работы и его корректировка

11.10.2011 по25.10.11


26.10.11 по02.11.11


03.11.11 по

16.11.11

Разработка сценария и презентации

(04.11.11)

Проведение анкетирования обработка данных (07.11.11)

Создание электронных презентаций (09.11.11)

Создание социальных роликов (12.11.11)

Разработка проекта на бумажных носителях (16.11.11)


17.11.11 по 19.11.11


22.11.11


Презентация проекта студентам 1сп.шв., 1 сп.об., 1сп.пр.. 1сп.пр.Н


Изготовление и презентация плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, в процессе тренинга -игры

Приложение В

Критерии оценивания участия в организационной игре

Задание №1 «Агитационные плакаты»


За имидж команды присваивается 2 балла (наличие эмблем или аксессуаров)


Номер и название группы

Критерии оценивания

Общее количество набранных баллов по заданию

Соответствие теме -

2 балла

Оригинальность

3 балла

Убедительность

2 балл


1 сп шв





1 сп. об





1 сп. пр





1 сп.пр.Н





Задание №2 « Результаты анкетирования»

Номер и название группы

Кол-во опрошенных


2 балла(50 и более опрошенных

Выводы по анкете


2 балла

Убедительность


1 балл

Аргументированность


1 балл

Научность



1 балл

Общее количество баллов по заданию

1 сп шв







1 сп. об







1 сп. пр







1 сп.пр.Н








Задание №3 «Блиц-опрос»

Номер и название группы

Вопрос №1



1балл

Вопрос №2



1балл

Вопрос №3



1балл

Вопрос №4



1балл

Дополнительные ответы (за каждый ответ 1 балл)

Общее количество баллов по заданию

1 сп шв







1 сп. об







1 сп. пр







1 сп.пр.Н







Задание №4 «Социальный ролик»

Номер и название группы

Участие большего количества группы-





2 балла

Удачная находка







3 балла

Зрелищ -ность

(художественное и музыкальное оформление, реквизит)

3 балла

Убедитель -

ность







1 балл

Агитация за здоровый образ жизни






1 балл

Общее количество баллов по

заданию

1 сп шв







1 сп. об







1 сп. пр







1 сп.пр.Н









Приложение Е Анкета «Что вы знаете об алкоголе»

Уважаемые учащиеся, вашему вниманию предлагается ряд вопросов, которые помогут определить уровень ваших знаний об алкоголизме. Надеемся на искренность ваших ответов. Заранее благодарны.

Инструкция: Необходимо выбрать букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу на поставленный вопрос.

Вопросы.

1. Пиво пить не вредно, так как в нем содержится мало алкоголя?
А
Да;В Нет

2. Алкоголь вреден даже в малых дозах?

А Да;В Нет

3. В возрасте употребление алкоголя не вредит здоровью?

А  До 16лет;В С 16 до 21;С После 21;Д Иной ответ

4. Какой орган человеческого тела в первую очередь подвержен отрицательному воздействию алкоголя?

А Сердце;В желудок; С Печень

5. Верно ли утверждение: «Чем раньше человек начинает употреблять спиртное, тем меньше шансов, что он будет алкоголиком»?

А Да;В Нет

6. Первым признаком алкоголизма является:

А Появление галлюцинаций;В Дрожь в рука;С Тяга к спиртному

7. У подростков алкоголизм протекает так же как и у взрослых

А Да;В Нет

8. С какого возраста разрешается законом покупать алкогольные напитки?

А С 16 лет;В С 18 лет;С С 21

9. Можно ли отравиться алкоголем?

А да;В Нет;С Да, если алкогольный напиток не качественный

10. Выберите верное утверждение:

А Алкоголизм это не болезнь;В Алкоголизм это не излечимая болезнь ;

С Алкоголизм это излечимая болезнь

11. Сколько существует стадий алкоголизма?
А
2стадии ; В 3 стадии; С 4стадии

12. Алкоголь влияет на :

А Только на человека, его употребляющего; В На человека и его семью; С Человека, семью и общество

13. Существует ли пивной алкоголизм?

А ДаВ Нет



Приложение Ж Тест на интернет-зависимость

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

  1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

  2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?

  3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?

  4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?

  5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?

  6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?

  7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

  8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?

  9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?

  10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

  11. Как часто Вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

  12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

  13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?

  14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь  в сети?

  15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?

  16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?

  17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?

  18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

  19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

  20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?



Приложение И Анкета «Как вы относитесь к наркотикам»

Мы предлагаем Вам выразить свое отношение к употреблению наркотиков. Обведите кружком номера вопросов, на которые Вы можете ответить утвердительно.

1.Согласились бы Вы употребить наркотик, если бы Вам его предложил какай – нибудь авторитетный взрослый человек?

2.Употребили бы Вы наркотики после огорчений, ссор или после того, как взрослый отчитает Вас?

3.Когда у Вас проблемы или Вы чувствуете себя в затруднительном положении – Вы употребляете наркотики?

4.Бывают ли такие случаи, что без наркотиков Вы чувствуете себя дискомфортно?

5.Испытывали ли Вы когда-нибудь чувство вины из-за того, что употребляете наркотики?

6.Всегда ли у Вас есть причина, чтобы покурить марихуану или уколоться?

7.Пытались ли Вы что-нибудь сделать, чтобы контролировать свое употребление наркотиков?

8.Увеличивается ли у Вас число проблем, связанных с деньгами или работой?

9.Не кажется ли Вам, что все больше людей стали обращаться с Вами несправедливо без достаточных на то оснований?

10.Чувствуете ли Вы себя временами очень подавленно и сомневаетесь ли Вы при этом в смысле жизни?

Спасибо за участие!




















Приложение К Тест "Почему я курю?"

Тест включает 18 высказываний, на которые можно дать 5 разных вариантов ответа: всегда (5 баллов); часто (4 балла); при случае (3 балла); изредка (2 балла); никогда (1 балл).

    1. Курю, чтобы снять усталость.

    2. Даже взять в руки сигарету - для меня удовольствие.

    3. Курение приятно, потому что я расслабляюсь.

    4. Курение помогает справиться с приступами злости на кого-либо.

    5. Если сигарет нет под рукой, я не могу успокоиться, пока не куплю хотя бы одну.

    6. Курю автоматически, не задумываясь.

    7. Курение придает уверенности, если ситуация непонятная.

    8. Самое большое удовольствие - момент прикуривания.

    9. Курение выключает из напряженного ритма, уносит в мир тишины и покоя.

    10. Закуриваю, когда выбит из колеи или плохо себя чувствую.

    11. Четко выделяю минуты, когда не курю.

    12. Закуриваю новую сигарету, когда старая еще не погасла.

    13. Курю, чтобы улучшить настроение.

    14. Приятен даже вид дымка от сигареты.

    15. Закурить особенно приятно, когда чувствуешь удовлетворение и раскованность.

    16. Обязательно надо закурить, если хочу избавиться хотя бы на время от неприятностей и забот.

    17. В минуты, когда не курю, чувствую, что-то похожее на голод.

    18. Иногда держу во рту сигарету, но не помню как закурил.

∑ответов на вопросы 1,7 и 13 =

∑ ответов на вопросы 2,8 и 14 =

∑ ответов на вопросы 3,9 и 15 =

∑ ответов на вопросы 4,10 и 16 =

∑ ответов на вопросы 5,11 и 17=

∑ ответов на вопросы 6, 12 и 18 =








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!