СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по творчеству И. С. Тургенева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по творчеству И. С. Тургенева»

Проект по изучению творчества И.С.Тургенева

на основе «Стихотворений в прозе», посвященный юбилею писателя


В том-то и заключается сила и величие русской литературы, что она способна вложить в сердца читающих свет истины, добра и любви…» (Из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на съезде Общества русской словесности).


«Мы должны сделать всё, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны…чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество». (Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на съезде Общества русской словесности).


Содержание произведений русской классики многогранно, отличается глубиной проблем, напряженностью исканий нравственных идеалов, разносторонностью изображения жизни, художественным своеобразием. Само обращение к вопросам изучения и интерпретации русской классической литературы является актуальной научно-методической проблемой.

Изучение в школе произведений русского писателя И.С. Тургенева таит неисчерпаемые возможности для формирования духовного мира учащихся, культуры их чувств, благородства мыслей, возможности раскрыть богатство, благородство души человека. Именно эти общечеловеческие вопросы становятся актуальными при реализации основных задач воспитания учащихся средних и старших классов, этим и был обусловлен концептуальный выбор произведений И.С. Тургенева в рамках долгосрочного проекта, посвященного 200-летию со дня рождения писателя.

В работе над проектом принимали участие не только учителя МО русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 14», но и учащиеся 5 -11 классов, а также преподаватели других учебных дисциплин: изобразительного искусства, музыки, технологии, информатики, так как современное преподавание литературы невозможно без метапредметных связей.

Потребность в решении указанных проблем обусловила выбор темы и актуальность нашего исследования.

Цель проекта – разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему изучения «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева с учетом их жанра в средних и старших классах общеобразовательной школы.

Работа велась в двух направлениях:

  1. создание банка методических разработок для учителя-словесника при проведении уроков, посвящённых «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева;

  2. отработка навыков работы с художественным текстом.

Объектом исследования является процесс изучения произведений И.С. Тургенева («Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева) в 5-11 классах.

Предметом исследования является использование жанрового подхода в создании целостной методической системы по изучению произведений И.С. Тургенева в средних и старших классах.

При подготовке к проекту необходимо было решить следующие задачи:

  1. провести анализ литературоведческой и методической литературы с целью уточнения содержания понятий: "жанр", "стихотворения в прозе", поиска подходов к проблеме жанровой специфики произведения в школьном литературном образовании;

  2. особенности психологической организации читателя-подростка и специфику восприятия учащимися «Стихотворений в прозе» Тургенева;

  3. определить своеобразие тургеневской повествовательной манеры и разработать систему уроков по анализу "Стихотворений в прозе" Тургенева в 5-11 классах с учетом их жанровой специфики;

  4. разработать систему самостоятельных заданий, проблемных вопросов, которые сориентировали бы учащихся в определении специфики жанра стихотворений и обеспечивали динамику понимания особенностей анализируемых произведений;

  5. обосновать значение произведений И.С. Тургенева для нравственно - эстетического воспитания школьников;

  6. теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной системы уроков (в рамках исследовательского проекта) по изучению произведений И.С. Тургенева с учетом жанра в плане выявления ее практической значимости для современной школы.

В решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- метод теоретического исследования (изучения психологической, литературоведческой, педагогической и методической литературы для обоснования теоретических и практических заданий семинара;

- метод наблюдения (наблюдение за современным состоянием вопроса об изучении произведений И.С. Тургенева в средних и старших классах; изучение письменных и устных ответов учащихся на поставленные вопросы, их сочинений);

- экспериментально-опытная работа по рекомендуемой методике велась на уроках учителей русского языка и литературы: Левашевой В.Г, Макаровой Н.К, Лазаренковой Е.А, Кабановой Н.Л, Решетниковой А.П., что дало положительные результаты.

Работа над проектом проводилась в несколько этапов.

На первом этапе целеполагания и проблематизации (сентябрь-ноябрь) ребята познакомились с теорией учебного проекта, определили задание для каждой группы, сделали теоретическое обоснование, определили аспекты исследования, изучили литературоведческие понятия; учителями русского языка осуществлялось наблюдение за деятельностью учащихся на уроках анализа произведений Тургенева, проводились беседы с учителями и школьниками по избранной нами теме исследования.

На втором этапе (декабрь - январь) основную часть работы над проектом составила его реализация.

Каждый из учителей МО русского языка и литературы подготовил папку с материалами для группы учащихся. Этот же педагог являлся консультантом, помогал учащимся достичь поставленной цели.

Работа в группах (мини-проекты):

1 группа: «Иллюстрации к стихотворениям в прозе «Старуха», «Два брата», «Дурак», «Собака»» - руководитель группы Левашева В.Г.

2 группа: «Средства выразительности в стихотворении в прозе «Воробей» - руководитель группы Макарова Н.К.

3 группа: «Разработка даймонда по стихотворениям в прозе «Нищий» и «Милостыня» - руководитель группы Решетникова А.П.

4 группа: «Работа с карточками – информаторами, составление схем – диаграмм при анализе «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева, графика настроения, ритма «Стихотворений в прозе». Кабанова Н.Л.

Итогом работы групп по изучению творчества Тургенева стало создание презентаций, синквейнов, даймонда, игры по типу «Своя игра» по «Стихотворениям в прозе».

5 группа работала над созданием галереи портретов и иллюстраций к произведениям И.С. Тургенева, монтировала ролик, изготавливала сувениры к юбилею писателя (шила и оформляла мешочки для травяного чая «Бежин луг»).

Все мини-проекты по изучению стихотворений в прозе И.С. Тургенева были защищены на уроках литературы.

Этап рефлексии. Результаты проектной деятельности учащихся было решено представить на общешкольном празднике, посвященном юбилею писателя. Это мероприятие началось с осмотра выставки из работ учащихся 5-11 классов: здесь были представлены портреты И.С. Тургенева и иллюстрации к его произведениям. Демонстрировался ролик, смонтированный одной из групп.

В одном из кабинетов был оформлен календарь «До юбилея писателя осталось…», на стене - «Тургеневский дуб» для рефлексии, стеллаж с книгами, посвящённый 200 – летию со дня рождения писателя.

Трактир «Хорь и Калиныч», оформленный в стиле XIX века, ждал гостей для бесед за травяным чаем «Бежин луг».

В конце праздника было предложено оценить работу над проектом. Участники должны были прикрепить листочки к «дубу Тургенева». Надо отметить, что все листочки были зелёного цвета (удовлетворённость работой) и ни одного оранжевого (неудовлетворённость работой).

Опыт работы над проектом был обобщён на городском семинаре учителей русского языка и литературы: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Проект был реализован творческой группой учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ 14»: Кабанова Н.Л., Лазаренкова Е.А., Левашева В.Г., Макарова Н.К, Решетникова А.П.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!