СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по искусству "А.К. Толстой" (9 класс)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по творчеству А.К. Толстой. Выполнен в форме презентации.

Просмотр содержимого документа
«Проект по искусству "А.К. Толстой" (9 класс)»

Исследовательский проект  по искусству :   «Где гнутся над омутом лозы…» Подготовили : ученики 8 класса МБОУ «Первомайской СОШ» Руководитель: Н.А.Ушатова  2012г.

Исследовательский проект по искусству :

«Где гнутся над омутом лозы…»

Подготовили : ученики 8 класса

МБОУ «Первомайской СОШ»

Руководитель: Н.А.Ушатова

2012г.

195-годовщине со дня рождения  Алексея Константиновича Толстого посвящается…  24 августа (5 сентября) 1817 г. - 28 сентября (10 октября) 1875г.

195-годовщине со дня рождения

Алексея Константиновича Толстого посвящается…

24 августа (5 сентября) 1817 г.

- 28 сентября (10 октября) 1875г.

 Введение В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из выдающихся явлений был и есть Алексей Константинович Толстой, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусств. Время – великий критик и экзаменатор. Оно отправляет в забвение все посредственное, ничтожное и утверждает исторически ценное и жизненно необходимое народу. Время не только не отдалило творчество Алексея Константиновича Толстого от нас, - оно выявило и утвердило огромную значимость его в развитии русского искусства- литературы, музыки, театра и живописи.

Введение

  • В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из выдающихся явлений был и есть Алексей Константинович Толстой, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусств.
  • Время – великий критик и экзаменатор. Оно отправляет в забвение все посредственное, ничтожное и утверждает исторически ценное и жизненно необходимое народу. Время не только не отдалило творчество Алексея Константиновича Толстого от нас, - оно выявило и утвердило огромную значимость его в развитии русского искусства- литературы, музыки, театра и живописи.
  Обоснование актуальности проекта Мы решили взять тему исследовательского проекта: «Где гнутся над омутом лозы…»  посвященную А.К.Толстому, тем более, что в  2012 году исполняется195 лет со дня рождения поэта.  Это не только знаменитый поэт, драматург, сатирик,  но и наш земляк. Толстой – это наша живая история, драгоценная частица нашей древней культуры, нашей духовной Родины.

Обоснование актуальности проекта

Мы решили взять тему исследовательского

проекта: «Где гнутся над омутом лозы…»

посвященную А.К.Толстому, тем более, что в

2012 году исполняется195 лет со дня рождения поэта.

Это не только знаменитый поэт, драматург, сатирик,

но и наш земляк.

Толстой – это наша живая история, драгоценная частица нашей древней культуры, нашей духовной Родины.

 Цель исследовательского проекта Познакомить обучающихся с творческим наследием Алексея Константиновича Толстого, знаменитого  поэта, драматурга, сатирика,  и нашего земляка.

Цель исследовательского проекта

  • Познакомить обучающихся с
  • творческим наследием Алексея
  • Константиновича Толстого, знаменитого
  • поэта, драматурга, сатирика,
  • и нашего земляка.
 Задачи исследовательского проекта 1.Познакомить с различными видами  искусств, в которых воплощен образ самого поэта и образы его литературных произведений. 2.Привить любовь к произведениям  А.К.Толстого. 3.Воспитывать любовь к своей малой  родине.

Задачи исследовательского проекта

1.Познакомить с различными видами

искусств, в которых воплощен образ самого поэта и образы его литературных произведений.

2.Привить любовь к произведениям

А.К.Толстого.

3.Воспитывать любовь к своей малой

родине.

 Сроки реализации  Январь 2012 года – май 2012 года  1.  Подготовительный этап –январь 2012года.  Выбор направлений и тем исследовательского проекта.  2.  Основной этап:  - определение тем, в которых воплощен образ самого поэта и образы его литературных произведений;  - выбор тем учениками;  - работа с литературным наследием поэта;  - работа с музыкальными произведениями написанными на стихи А.К.Толстого;  - работа с образами в изобразительном искусстве;  - работа по истории создания музея - усадьбы в Красном Роге;  - создание презентации;  - создание буклета с афоризмами Козьмы Пруткова;  - работа по увековечиванию имени А.К.Толстого. 3 . Заключительный этап - май 2012 года.  Показ исследовательского проекта. Анализ и оценка результатов проекта, составление отчета.

Сроки реализации

Январь 2012 года – май 2012 года

1. Подготовительный этап –январь 2012года.

Выбор направлений и тем исследовательского проекта.

2. Основной этап:

- определение тем, в которых воплощен образ самого поэта и образы его литературных произведений;

- выбор тем учениками;

- работа с литературным наследием поэта;

- работа с музыкальными произведениями написанными на стихи А.К.Толстого;

- работа с образами в изобразительном искусстве;

- работа по истории создания музея - усадьбы в Красном Роге;

- создание презентации;

- создание буклета с афоризмами Козьмы Пруткова;

- работа по увековечиванию имени А.К.Толстого.

3 . Заключительный этап - май 2012 года.

Показ исследовательского проекта. Анализ и оценка результатов проекта, составление отчета.

Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). Имение Красный Рог

Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника

Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился

Алексею Константиновичу троюродным братом).

Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила

из рода Разумовских (последний украинский гетман

Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом).

Имение Красный Рог

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

После рождения сына супруги

разошлись, мать увезла его в

Малороссию, к своему брату

А.А. Перовскому, известному

в литературе под именем

Антония Погорельского. Он и

занялся воспитанием будущего

поэта, всячески поощряя его

художественные склонности,

и специально для него сочинил

известную сказку «Черная курица,

или Подземные жители» (1829).

К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс).

В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс).

    В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича.      Зимой1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Она была образованна, читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью.

В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь

блестящего светского человека,

позволяя себе рискованные шутки

и проказы, сходившие ему с рук

благодаря покровительству

цесаревича.

Зимой1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Она была образованна, читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью.

 Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.

В годы Крымской войны

Толстой добровольцем вступил

в армию, но, заболев тифом,

участия в боевых действиях не

принимал. В 1856, в день

коронации Александра II, был

назначен флигель-адьютантом;

вскоре, из-за нежелания

оставаться в военной службе,

был поставлен егермейстером

(начальником егерей царской

охоты). Однако карьера

придворного и политического

деятеля была ему не по душе.

 Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 — полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 — полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

Начало печатной деятельности В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х — начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений.  Фантастична и повесть из времен гонений на христиан «Амена» (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк «Артемий Семенович Бервенковский» (1845).

Начало печатной деятельности

В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х — начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений.

Фантастична и повесть из времен гонений на христиан «Амена» (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада.

Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк «Артемий Семенович Бервенковский» (1845).

Лирика А. К. Толстого В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В целом для его лирики характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам.  Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное. Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов, и звучание их совсем не мажорное.

Лирика А. К. Толстого

В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения.

В целом для его лирики характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам.

Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное.

Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции.

В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов, и звучание их совсем не мажорное.

Драматургия А.К.Толстого А.К.Толстой- автор романа «Князь Серебряный», драматической поэмы « Дон Жуан», трагедии « Смерть Иоанна Грозного», « Царь Федор Иоаннович», « Царь Борис» и других замечательных произведений. Вместе с двоюродными братьями. Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми он создал вымышленный образ литературного героя Козьмы Пруткова и его острые сатирические произведения.

Драматургия А.К.Толстого

А.К.Толстой- автор романа «Князь Серебряный», драматической поэмы « Дон Жуан», трагедии « Смерть Иоанна Грозного», « Царь Федор Иоаннович», « Царь Борис» и других замечательных произведений. Вместе с двоюродными братьями. Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми он создал вымышленный образ литературного героя Козьмы Пруткова и его острые сатирические произведения.

Устное народное творчество А.К.Толстого С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта — времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

Устное народное творчество А.К.Толстого

С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта — времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

Хроника жизни

Хроника жизни

Образ А.К. Толстого в живописи

Образ А.К. Толстого в живописи

Брюллов Карл Павлович  (Karl Briullov, 1799–1852), русский художник. Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге  12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств (1809–1821), в частности у А.И.Иванова. В 1823–1835 работал в Италии, с 1849 Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана (близ Рима) 23 июня 1852. Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах.

Брюллов Карл Павлович

(Karl Briullov, 1799–1852), русский художник. Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге  12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств (1809–1821), в частности у А.И.Иванова. В 1823–1835 работал в Италии, с 1849 Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана (близ Рима) 23 июня 1852. Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах.

К.П.Брюллов « Портрет А.К.Толстого»  На этом портрете граф изображен на охоте. Он любил охотиться в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области). Там он провёл детство, туда же возвращался в зрелые годы, там же он и умер.  Художник изобразил писателя в молодые годы. Он юный и амбициозный, но в его глазах можно прочесть глубокий ум. Он много трудился над своими произведениями, которые и по сей день не теряют остроты и актуальности.  Создавая портрет Толстого, Брюллов проникновенно угадал те чувства, которые поэт вложил в свои романтические стихи:   Бор сосновый в стране одинокой стоит,  В нем ручей меж деревьев бежит и журчит,  Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,  Я люблю в том лесу вспоминать старину.    Так шептал, и журчал, и бежал ручеек,  На ружье опершись, я стоял одинок,  И лишь говор струи тишину прерывал,  И о прежних я грустно годах вспоминал.

К.П.Брюллов « Портрет А.К.Толстого»

На этом портрете граф изображен на охоте. Он любил охотиться в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области). Там он провёл детство, туда же возвращался в зрелые годы, там же он и умер. Художник изобразил писателя в молодые годы. Он юный и амбициозный, но в его глазах можно прочесть глубокий ум. Он много трудился над своими произведениями, которые и по сей день не теряют остроты и актуальности. Создавая портрет Толстого, Брюллов проникновенно угадал те чувства, которые поэт вложил в свои романтические стихи: Бор сосновый в стране одинокой стоит, В нем ручей меж деревьев бежит и журчит, Я люблю тот ручей, я люблю ту страну, Я люблю в том лесу вспоминать старину. Так шептал, и журчал, и бежал ручеек, На ружье опершись, я стоял одинок, И лишь говор струи тишину прерывал, И о прежних я грустно годах вспоминал.

Илья Ефимович Репин  (1844 - 1930)  художник, прославленный портретами, а также изображением исторических, бытовых сцен. Родился Илья Ефимович в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля в 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Илья Ефимович Репин (1844 - 1930)

художник, прославленный портретами, а также изображением исторических, бытовых сцен. Родился Илья Ефимович в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля в 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Илья РЕПИН « Портрет А.К. Толстого»  1896. Холст, масло. Государственный Литературный музей, Москва, Россия.

Илья РЕПИН « Портрет А.К. Толстого»

1896. Холст, масло. Государственный Литературный музей, Москва, Россия.

А.К.Толстой. Дагеротип.1851  Дагеротип- первый фотографический снимок Дагеротипия изобретена французским художником Даге́ром в 1839 году

А.К.Толстой. Дагеротип.1851

Дагеротип- первый фотографический снимок

Дагеротипия изобретена французским художником Даге́ром в 1839 году

А.К.Толстой и музыка Поэзия А.К. Толстого оказалась могучим стимулом для музыкальной культуры. Его стихи эмоциональны, страстны и музыкальны. В них всегда мы чувствуем живую душу: открытую, широкую, раздольную, хотя порой и грустную. На тексты А.К.Толстого написано свыше 130 музыкальных произведений такими композиторами, как Чайковский, Римский- Корсаков, Мусоргский, Кюи, Рахманинов, Рубинштейн и многими другими.  Не случайно П.И.Чайковский однажды заметил: « Толстой- неисчерпаемый источник для текстов под музыку»

А.К.Толстой и музыка

Поэзия А.К. Толстого оказалась могучим стимулом для музыкальной культуры. Его стихи эмоциональны, страстны и музыкальны. В них всегда мы чувствуем живую душу: открытую, широкую, раздольную, хотя порой и грустную. На тексты А.К.Толстого написано свыше 130 музыкальных произведений такими композиторами, как Чайковский, Римский- Корсаков, Мусоргский, Кюи, Рахманинов, Рубинштейн и многими другими.

Не случайно П.И.Чайковский однажды заметил: « Толстой- неисчерпаемый источник для текстов под музыку»

Одним из композиторов, писавшим музыку на произведения А.К.Толстого, был П.И.Чайковский На протяжении всей своей творческой жизни обращался к поэзии А.К.Толстого, хотя лично они не были знакомы. Чайковский высоко ценил лирические стихотворения поэта, удивительно простые, но глубоко волнующие, с элементами народно- поэтического стиля, близкие песне.

Одним из композиторов, писавшим музыку на произведения А.К.Толстого, был П.И.Чайковский

На протяжении всей своей

творческой жизни обращался к

поэзии А.К.Толстого, хотя

лично они не были знакомы.

Чайковский высоко ценил

лирические стихотворения

поэта, удивительно простые,

но глубоко волнующие, с

элементами народно-

поэтического стиля, близкие песне.

П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого – 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...», «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...», «На нивы желтые...», дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании.

П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого – 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...», «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...», «На нивы желтые...», дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании.

Софья Андреевна Миллер  Среди шумного бала, случайно...» — первое из стихотворений, обращенных к Софье Андреевне Миллер, урожденной Бахметьевой, в будущем жене А. К. Толстого. Он познакомился с ней на маскараде в Большом театре в Петербурге. Музыка популярного романса принадлежит П. И. Чайковскому.  

Софья Андреевна Миллер

Среди шумного бала, случайно...» — первое из стихотворений, обращенных к Софье Андреевне Миллер, урожденной Бахметьевой, в будущем жене А. К. Толстого. Он познакомился с ней на маскараде в Большом театре в Петербурге. Музыка популярного романса принадлежит П. И. Чайковскому.

 

«Средь шумного бала, случайно...» Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь – Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю... Люблю ли тебя - я не знаю, Но кажется мне, что люблю! 1851

«Средь шумного бала, случайно...»

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь –

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

1851

Книжная графика Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки  и т. п.

Книжная графика

Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки

и т. п.

 Обложки книг

Обложки книг

Обложки книг

Обложки книг

Почтовая открытка

Почтовая открытка

Козьма Прутков  Автор этой книги - культовая фигура русской жизни.  В начале 50-х годов “родился” Козьма Прутков. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От его имени они писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьесы, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности.

Козьма Прутков

Автор этой книги - культовая фигура русской жизни.

В начале 50-х годов “родился” Козьма Прутков. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От его имени они писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьесы, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности.

КОЗЬМА ПЕТРОВИЧ ПРУТКОВ Художники-создатели портрета Козьмы Пруткова(1853)-  Л. М. Жемчужников, Л. Ф. Лагорио, А. Е. Бейдеман.  Художники-создатели портрета Козьмы Пруткова(1853)-  Л. М. Жемчужников, Л. Ф. Лагорио, А. Е. Бейдеман.  Художники-создатели портрета Козьмы Пруткова(1853)-  Л. М. Жемчужников, Л. Ф. Лагорио, А. Е. Бейдеман.

КОЗЬМА ПЕТРОВИЧ ПРУТКОВ

Художники-создатели портрета Козьмы Пруткова(1853)-

Л. М. Жемчужников, Л. Ф. Лагорио, А. Е. Бейдеман.

  • Художники-создатели портрета Козьмы Пруткова(1853)- Л. М. Жемчужников, Л. Ф. Лагорио, А. Е. Бейдеман.
  • Художники-создатели портрета Козьмы Пруткова(1853)- Л. М. Жемчужников, Л. Ф. Лагорио, А. Е. Бейдеман.
«Сочинения Козьмы Пруткова» , иллюстрированные Сергеем Тюниным  известный российский карикатурист Сергей Тюнин, лауреат 50-ти международных конкурсов карикатуры, автор многих персональных выставок в России и за рубежом. Больше 20-ти лет Тюнин иллюстрирует детский журнал

«Сочинения Козьмы Пруткова» , иллюстрированные Сергеем Тюниным

известный российский карикатурист Сергей Тюнин, лауреат 50-ти международных конкурсов карикатуры, автор многих персональных выставок в России и за рубежом. Больше 20-ти лет Тюнин иллюстрирует детский журнал "Веселые картинки", недавно, кстати, отметивший 50-летний юбилей. 10 лет рисует для газеты "Коммерсант". Однотомник «Сочинения Козьмы Пруткова» был иллюстрирован С.Тюниным в 1987 году.

Афоризмы К. Пруткова  иллюстрации Сергея Тюнина Жизнь- альбом. Человек- карандаш. Дела-ландшафт. Время- гумиэластик:  и отскакивает и стирает. Многие люди подобны колбасам:  чем их начинят, то и носят в себе.

Афоризмы К. Пруткова иллюстрации Сергея Тюнина

Жизнь- альбом. Человек- карандаш.

Дела-ландшафт.

Время- гумиэластик:

и отскакивает и стирает.

Многие люди подобны колбасам:

чем их начинят, то и носят в себе.

Афоризмы К. Пруткова  иллюстрации Сергея Тюнина  Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу Бердыш в руках воина то же, что меткое слово в руках писателя

Афоризмы К. Пруткова иллюстрации Сергея Тюнина

Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу

Бердыш в руках воина то же, что меткое слово в руках писателя

Афоризмы К. Пруткова  Иллюстрации Сергея Тюнина Укрываться от дождя под дырявым зонтиком столь же безрассудно и глупо, как чистить зубы наждаком или сандараком Чувствительный человек подобен сосульке; пригрей его, он растает

Афоризмы К. Пруткова Иллюстрации Сергея Тюнина

Укрываться от дождя под дырявым зонтиком столь же безрассудно и глупо, как чистить зубы наждаком или сандараком

Чувствительный человек подобен сосульке; пригрей его, он растает

« Серебряная лира»   Литературная премия имени А. К. Толстого «Серебряная лира» учреждена в 1997 году . К 2008 году её лауреатами стали 37 человек, внесших значительный вклад в культурное достояние Брянщины, писатели и краеведы, исследователи жизни и творчества А. К. Толстого, люди, возродившие усадьбу в селе Красный Рог, актеры, художники, скульпторы. С 2008 года премия присуждается с периодичностью один раз в два года.

« Серебряная лира»

Литературная премия имени А. К. Толстого «Серебряная лира» учреждена в 1997 году . К 2008 году её лауреатами стали 37 человек, внесших значительный вклад в культурное достояние Брянщины, писатели и краеведы, исследователи жизни и творчества А. К. Толстого, люди, возродившие усадьбу в селе Красный Рог, актеры, художники, скульпторы.

С 2008 года премия присуждается с периодичностью один раз в два года.

Музей-усадьба А.К.Толстого Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. В 45 километрах к западу от Брянска находится старинное, известное с XVII века, село Красный .Когда-то оно принадлежало графу А. К.Толстому(1817-1875), однофамильцу великого русского писателя Л. Н.Толстого.

Музей-усадьба А.К.Толстого

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

В 45 километрах к западу от

Брянска находится старинное,

известное с XVII века, село

Красный .Когда-то оно

принадлежало графу

А. К.Толстому(1817-1875),

однофамильцу великого

русского писателя Л. Н.Толстого.

Красный РОГ Детство и вторую половину жизни А. К. Толстой провёл в своём родовом имении селе Красный Рог.  В письмах к друзьям А. К. Толстой сообщал, что не мыслит свою жизнь за пределами Красного Рога. Писатель не любил надолго покидать усадьбу. Необычайно живописная местная природа служила Толстому источником вдохновения.

Красный РОГ

Детство и вторую половину жизни

А. К. Толстой провёл в своём родовом имении селе Красный Рог. В письмах к друзьям

А. К. Толстой сообщал, что не мыслит свою жизнь за пределами Красного Рога. Писатель не любил надолго покидать усадьбу.

Необычайно живописная местная природа служила Толстому источником вдохновения.

В гостях у Толстого бывали многие известные люди своего времени:  А. Фет, И. Тургенев, Я. Полонский.  Уже после смерти писателя усадьбу посетил известный русский философ  В. Соловьёв.  После 1917 года имение А. К. Толстого пришло в запустение.

В гостях у Толстого бывали многие известные люди своего времени: А. Фет, И. Тургенев, Я. Полонский. Уже после смерти писателя усадьбу посетил известный русский философ В. Соловьёв. После 1917 года имение А. К. Толстого пришло в запустение.

     В 1967 году здесь открыли музей писателя. Сейчас усадьба находится в процессе восстановления. Со времён  Толстого сохранился флигель, в котором граф любил работать.  Заново построен «Охотничий замок». В нём размещается музей А. К. Толстого. Постепенно воссоздаётся парк. Особенно он прекрасен осенью.

В 1967 году здесь открыли музей писателя. Сейчас усадьба находится в процессе восстановления. Со времён  Толстого сохранился флигель, в котором граф любил работать. Заново построен «Охотничий замок». В нём размещается музей А. К. Толстого. Постепенно воссоздаётся парк. Особенно он прекрасен осенью.

 Последний приют поэта Здесь же в ограде Успенской церкви писатель нашёл последний приют.

Последний приют поэта

Здесь же в ограде Успенской церкви писатель нашёл последний приют.

Праздник в усадьбе поэта В первый выходной сентября на территории усадьбы проходит праздник поэзии «Серебряная лира». В этот день в усадьбе А. К. Толстого читают стихи, выступают фольклорные ансамбли, проходят театрализованные представления. Музей-усадьба писателя А. К. Толстого

Праздник в усадьбе поэта

В первый выходной сентября на территории усадьбы проходит праздник поэзии «Серебряная лира». В этот день в усадьбе А. К. Толстого читают стихи, выступают фольклорные ансамбли, проходят театрализованные представления.

Музей-усадьба писателя А. К. Толстого

Увековечение имени поэта Творчество А.К. Толстого велико и многогранно. И спусти столетия, по его не теряющим актуальности произведениям, продолжают изучать русскую культуру. Его именем названы: драматические театры, парки культуры и отдыха, улицы многих городов.

Увековечение имени поэта

  • Творчество А.К. Толстого велико и многогранно. И спусти столетия, по его не теряющим актуальности произведениям, продолжают изучать русскую культуру. Его именем названы: драматические театры, парки культуры и отдыха, улицы многих городов.
Парк имени А.К.Толстого Трудно найти человека в Брянске, который не бывал в парке-музее им. А.Толстого. В самом настоящем сказочном уголке Брянска, созданного для прогулок и отдыха. А как же красиво в парке осенью, когда деревья сбрасывают листву! Однако, было время, когда угроза нависла и над этой красотой. Парк имени А.К.Толстого является уникальным по своей сути. Он сочетает в себе музей, имеющий культурную и историческую ценность, с отличным местом для отдыха. Парк стал центром культурно-массовых мероприятий. Находясь в центре города, он дает людям уникальную возможность прийти в него в любое время. А куда сходить в выходной или праздничный день с ребенком? Конечно в парк деревянных скульптур. Практически в любой праздничный день парк оживает настолько, что становится понятно, именно он - сердце города.

Парк имени А.К.Толстого

Трудно найти человека в Брянске, который не бывал в парке-музее им. А.Толстого. В самом настоящем сказочном уголке Брянска, созданного для прогулок и отдыха. А как же красиво в парке осенью, когда деревья сбрасывают листву! Однако, было время, когда угроза нависла и над этой красотой. Парк имени А.К.Толстого является уникальным по своей сути. Он сочетает в себе музей, имеющий культурную и историческую ценность, с отличным местом для отдыха. Парк стал центром культурно-массовых мероприятий. Находясь в центре города, он дает людям уникальную возможность прийти в него в любое время. А куда сходить в выходной или праздничный день с ребенком? Конечно в парк деревянных скульптур. Практически в любой праздничный день парк оживает настолько, что становится понятно, именно он - сердце города.

Театр им. А.К. Толстого  Торжественное открытие Брянского драматического театра состоялось седьмого ноября 1926 года. Первая труппа драматического театра, возглавляемая В.А.Чиркиным, четырнадцатого ноября 1926 года вынесла на суд зрителей первый спекталь

Театр им. А.К. Толстого

Торжественное открытие Брянского драматического театра состоялось седьмого ноября 1926 года. Первая труппа драматического театра, возглавляемая В.А.Чиркиным, четырнадцатого ноября 1926 года вынесла на суд зрителей первый спекталь "Декабристы" по пьесе Н.Лернера.

Второе рождение театра состоялось в 1949 году, когда было восстановлено разрушенное в годы Великой Отечественной войны, здание театра. Героико-патриотическая тема на долгие годы стала ведущей темой Брянского драматического театра

Неоднократно театр обращался к творчеству своего прославленного земляка А.К.Толстого. В разные годы были поставлены трагедии "Смерть Иоанна Грозного" и "Царь Федор Иоаннович", инсценировка по фантастической повести "Упырь". В юбилейный 1996 год театр осуществил постановку спектакля "Князь Серебряный" (режиссер Э.Купцов) по одноименному роману А.К.Толстого.

«…Певец, державший стяг во имя красоты…» Всему настал покой, прими ж его и ты, Певец, державший стяг во имя красоты;  Проверь, усердно ли ее святое семя  Ты в борозды бросал, оставленные всеми,  По совести ль тобой задача свершена  И жатва дней твоих обильна иль скудна?

«…Певец, державший стяг во имя красоты…»

Всему настал покой, прими ж его и ты,

Певец, державший стяг во имя красоты;

Проверь, усердно ли ее святое семя

Ты в борозды бросал, оставленные всеми,

По совести ль тобой задача свершена

И жатва дней твоих обильна иль скудна?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!